-- : --
Зарегистрировано — 123 613Зрителей: 66 676
Авторов: 56 937
On-line — 9 334Зрителей: 1806
Авторов: 7528
Загружено работ — 2 127 856
«Неизвестный Гений»
И придет долгожданный день
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
15 января ’2012 19:25
Просмотров: 23758
Как только она открыла глаза, сразу возникло чувство, что сегодня это должно случиться. Было пять часов утра. Она давно уже просыпалась так рано. Внутреннее напряжение лишало ее безмятежного сна. Встав с кровати, она в темноте брала одежду, лежавшую на стуле, чтобы одеться, и продолжала думать, что скоро все изменится — уйдут заботы, тяжелый труд, одинокая жизнь. Ее радовали грядущие перемены, и мечты придавали ей силы.
Каждое утро она шла убирать подъезды и подметать тротуар перед пятиэтажным панельным домом.
В ночных, безлюдных подъездах она выметала шприцы с площадок, где рядами висели металлические почтовые ящики. В первое время ее охватывали жалость и ужас оттого, что люди добровольно убивали себя. «Видимо, тяжело им жить, и помочь некому», — думала она, и у нее сжималось сердце от возникающей тоски и сострадания к ним и к себе. Но наркоманы пугали ее, ей мерещилось, что все вокруг ходят одурманенные злой волей и могут причинить ей вред. Поэтому, когда ее оскорбляли или грубо делали замечание, она сжималась от страха и старалась угодить обидчику, надеясь, что ее больше не станут ругать. Еще она боялась потерять работу, дающую ей скудное существование. Достаточно жильцам дома пожаловаться, что она плохо работает, и ее тут же уволят. Эта мысль сильно беспокоила ее, и она постоянно ожидала плохих известий. Она избегала людей.
Подметая тротуар, она замечала, как постепенно все больше и больше окон в доме начинали светиться. Изредка проходили редкие прохожие. Звук шаркающей метлы раздавался в предрассветной тишине. Она спешила все закончить, прежде чем ее соседи выйдут из своих квартир.
Но она не догадывалась, что для других она словно не существовала. Иногда, внезапно встречаясь с ней, старожилы дома с трудом узнавали в этой рано состарившей, угрюмой и похожей на мужика женщине Соню Веселову. Их поражали перемены, которые они замечали в ней. Изношенная, старомодная одежда, нечесаные волосы, торчавшие из под платка, грубые, грязные ладони — они не могли поверить, что перед ними стоит та женщина, которую они знали милой, веселой и нарядной. Сейчас они видели в ней бедность, грубость и безысходность и старались отделаться от нее, уйти побыстрее, словно она несла в себе что–то постыдное и заразное.
Сама Соня редко вспоминает те ушедшие дни. Они превратились для нее в далекое прошлое, которое вернется, когда она приедет к сыну. И тогда все станет, как прежде, как в молодые годы, когда они жилы все вместе — и муж, и сын, и она была счастлива. Она с мужем работала на заводе, пока не пришли перемены. Появился хозяин, и начались увольнения. Через два года муж отравился поддельной водкой и умер, а она нашла это место дворника. Она боялась, что сын тоже сопьется и умрет. Для нее стало большим облегчением отъезд сына. Временами она представляла, как там, в столице, сын найдет хорошую работу, встанет на ноги, обзаведется семьей, а потом заберет ее к себе, и тогда жизнь наладится. Поэтому она копила деньги. Для сына. Для поездки к нему.
Она получала шесть тысяч в месяц. С трудом она откладывала тысячу. Так получалось не всегда. Всякий раз она пересчитывала заработанные деньги, распределяя их на еду и на платежи за квартиру. Она старалась меньше тратить на себя, экономила, где только могла. Но денег было так мало.
Последние четыре года она перестала платить за свет. У нее отключили электроэнергию. Она жгла свечи, сидя в своей квартире в одиночестве и штопая одежду. В этих стенах все было ей знакомо. Она прожила среди этих вещей не один десяток лет, и вещи стали для нее друзьями. И кровать, на которой она спала когда–то с мужем, и шифоньер с зеркалом, который они купили на второй год после свадьбы, и комод, где лежала детская одежда ее сына, а в нижнем ящике хранился костюм покойного мужа, в котором он расписывался с ней в ЗАКСе. Ей не надо было яркого света. Свеча горела красным пламенем, и, поднимая голову от штопки, она видела расставленную вдоль стены мебель. Ей жаль будет с ней расставаться. Но если надо, она готова пожертвовать всем, если это будет угодно сыну. Но ей не хотелось выбрасывать их на свалку. Лучше как–то пристроить, отдать кому–нибудь. Но это невозможно. Она понимала, что если расстанется со своими вещами, то они будут разломаны и уничтожены, как ненужные и отслужившие свой век.
Летом она ложилась спать в сумерках, а вставала, когда небо над крышами начинало чуть светлеть. Она шла на работу. Выметала грязь с лестничных площадок, и раз в неделю мыла каменные ступеньки.
Сегодня, подметая тротуар, она подумала, что надо еще сходить к мусорным бакам, поискать там картон. Она собирала его и копила в своей квартире, чтобы со временем сдать и получить деньги. Соня бросила метлу в цветник у подъезда и пошла к металлическим гаражам. Там на бетонной площадке стояли контейнеры с отбросами. Шагала она тяжело и неуклюже. Она давно перестала осознавать, что может кому–то понравиться, привлечь внимание мужчин. Она считала, что в этой борьбе, которую она вела за свое существование, ей уже недоступны украшения и косметика. Лишь бы выжить, лишь бы накопить денег и уехать к сыну, к другой жизни, где к ней вернутся мечты и желания молодости.
У контейнеров скопились зловонные лужи от сгнившей пищи. Соня заглянула за емкость — туда обычно складывала коробки уборщица магазина. Но там было пусто. Неожиданно Соня услышала какое–то движение внутри бака. Соня подумала, что это кошки, и что сейчас она увидит, как они стремительно выскакивают из контейнера и мчатся, перепрыгивая через лужи, подальше. Но никто не появлялся. Она вновь почувствовала шорох. Соня отбросила мешок с мусором и увидела крысу, запертую в клетке. Крыса напряглась, сидя неподвижно и готовая к прыжку. Видимо, она попалась в ловушку. Участь ее была решена, но она билась о металлические решетки, пытаясь вырваться на волю. И сейчас, замерев, крыса собиралась бороться за свою жизнь.
Наверху клетки было приделано кольцо. Соня взялась за это кольцо и понесла клетку домой. Она не могла и подумать о том, чтобы вот так равнодушно и безжалостно можно оставить погибать живое существо и что она не пришла на помощь. Она понимала, что так не должно быть, что такому нет прощение. Кто–то участвовал в непримиримой войне с крысами, но она не боец этого сражения. У нее нет врагов. Вернее, ее враг, от которого изменилась ее жизнь, был слишком далеко. И она не в силах его одолеть. Она знала его имя. Она знала, что к нему придет когда–то смерть и что рожден он, как и другие, от женщины, но тот человек взял на себя смелость ломать и калечить судьбы других людей, словно он Бог или Дьявол. И никто не в силах побороть его. Все они потерпели поражение, и немногие сумели встать на ноги, чтобы начать все заново. Потому что все вокруг стали, словно, врагами друг для друга.
Дома Соня поставила клетку с крысой рядом с дверью. Соня поела, а остаток пищи бросила в клетку. Потом стала упаковывать картон в тюки, чтобы завтра на тележке отвезти все на приемный пункт. Она двигалась по комнате и слышала, как за стеной раздавались громкие голоса соседей, или слышалась музыка. Эти звуки пугали ее. Она напрягалась от страха, и ей мерещилось, что все это несет ей угрозу. Она уже не ждала от других дружелюбие или участие. Ей казалось, что все, что происходит вокруг нее, таит в себе беду и ухудшение ее жизни. Она запиралась в своей квартире и, если звучал стук в дверь, замирала и не шевелилась.
Соня упаковывала картон, пока в комнате не стало совсем темно. Тогда она взяла клетку с крысой и ушла в маленькую комнату, где собрались ее друзья–вещи, которые, как обычно, молчаливо выстроились вдоль стены. Первый у дверей стоял комод. На его крышке она когда–то расставила фотографии мужа, сына и свои, снятые в то время, когда они жили все вместе. Со временем она перестала думать о прошлом. Она перестала даже вытирать пыль с фотографий. Они превратились для нее в мечту, которую она непременно должна осуществить. Она боялась их потревожить, чтобы мечта не пропала. Скоро, совсем скоро она уедет к сыну, и мечта станет явью. Она сможет увидеть ее, потрогать руками. И для этого ей надо работать и зарабатывать деньги.
Соня вспомнила, что сегодня пятница. Завтра она должна помыть лестницы в подъезде. Тревожное чувство охватило ее. Она представила себе, как станет мыть каменные ступеньки, и кто–то неожиданно выйдет из квартиры и будет недоволен, что она поставила ведро на пути, что ступеньки мокрые, и она сама мешает пройти. Она решила в первую очередь, как можно раньше вымыть подъезды, и уже потом подмести тротуар.
Соня разобрала постель и стала раздеваться. Одежду она складывала на стул, стоящий у кровати. Под одеялом она испуганно прислушивалась к звукам, долетавшим до нее. У входной двери слышались голоса. Кто–то пробежал, быстро и громко топая ногами. Хлопали дверьми. Под окном проехала машина и остановилась у дома. Опять раздались тревожные голоса. И ей все мерещилось ужасное и страшное, что может коснуться ее, принести ей несчастье и горе. В темноте она слышала, как крыса что–то грызла в своей клетке, прекращала и вновь начинала упорно грызть. Наверху у соседей упал тяжелый предмет. И уже засыпая, Соня успела подумать, что завтра она непременно получит весточку от сына. Он сумеет защитить и уберечь ее. Все изменится. Начнется новая жизнь. С этими мыслями и надеждами она уснула. И она не знала, что ее сын уже давно был убит в пьяной драке где–то в подмосковном городке и похоронен, как неопознанный и безымянный.
Январь, 2012
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор