Кромской батальон, образованный из караульной роты и коммунистического отряда, продвигался вдоль шоссе под Трос-ну, навстречу белогвардейским частям. Наши красноармейцы имели у себя винтовки разных систем. К отдельным из них было всего по нескольку патрон, лишь к русским винтовкам их было сравнительно вдосталь. Противник пошёл в атаку. Два батальон-ных пулемёта и стрелки поливали озверевших бандитов ожесточённейшим огнём. Били почти до последнего патрона.
Под сильным давлением врагов батальон начал отступать. И, когда на правом фланге появилась вражеская кавалерия, первая рота начала отступление бегом, ставя под удар другие роты. Часть батальона, где находился и я, будучи обойденной, попала в плен. Прямо на месте боя нас раздели, оставив в одном белье. Один из офицеров подъехал к нам на лошади и потребовал отдавать ему кошельки с деньгами, пригрозив за невыполнение приказа «ошпарить» шомполами.
Сложив все кошельки в кобуры седла, он распорядился гнать нас в г.Фатеж. В пути офицеры несколько раз пытались найти среди нас, пленных, командиров Красной Армии и коммунистов. Никто не решался выдавать товарищей, не помогали угрозы, ответ был один: «Все отступили!». Вот и город.
Под угрозой смерти комендант призвал нас идти в ряды добровольческого корниловского полка. Стояло роковое молчание. Твёрдость красных бойцов привела в ярость коменданта. «Отправить их всех в рудники!» — свирепо заорал он.
Затем ещё раз раздели, оставив в одних рубашках, чулках и портянках, и погнали в Курск. Каждый боец Красной Армии теперь жил одной мыслью: скорее бежать из плена. Скоро этот момент настал. К вечеру нас пригнали в дер. Жирово, что в 12 километрах от г.Фатежа, расставили по 2-3 человека на квартиры. Это дало нам возможность отдохнуть и, главное, поесть за двое суток плена. Я и двое других товарищей: Д.Тупиков и И.Ф. Лежепёков, попали в дом, у хозяйки которого находился в Красной Армии сын. Нас сытно накормили и помогли бежать из пле-на, дав направление. Побег сделали и многие другие наши бой-цы. Слышно было, что побег сильно всполошил белых, и они ос-тавшимся нашим пленным отомстили за нас шомполами.
Через 10 дней в районе г.Орёл и г.Кромы ударной группой Красной Армии белогвардейцам был нанесён сокрушительный отпор, от которого они быстро откатывались на юг, преследуемые героической Красной Армией. (1939г)