30 июля 1899г последовало новое представление и. д. прокурора Орловского окружного суда Ф.А. Болдырева прокурору Харьковской судебной палаты В.В. Давыдову о сопротивлении крестьян с. Шахова при попытке полиции арестовать активных участников волнения.
В дополнение к представлению моему от 26 сего июля за № 4823 доношу Вашему Превосходительству, что на 24 июля судебным следователем были вызваны в гор. Кромы несколько лиц из крестьян с. Шахова для допроса их в качестве свидетелей и обвиняемых по производящимся 2 делам о крестьянах названного села, обвиняемых в сопротивлении властям, но вы-званные к допросу не явились.
Утром 25 июля в камеру судебного следователя вошёл подлежащий допросу в качестве обвиняемого по ст. 342 и 273 ст.ст. Улож. о наказ., бывший сельский староста с. Шахова Чер-ников, вызывавшийся на 24 июля, и обратился к следователю со словами: «Давай дела, мы не хотим судиться, на улице стоит все общество с. Шахова».
И действительно, на улице около квартиры следователя стояла толпа в количестве около 100 человек, которая при выходе следователя стала кричать, что она не позволит допрашивать отдельных лиц и требовала допроса каждого из них в присутствии всех остальных, пришедших в гор. Кромы.
Несмотря на увещевания следователя, крестьяне не согласились допустить к допросу вызывавшихся на 24 июля лиц, втолкнули в толпу Черникова, и только благодаря принятым со стороны местного исправника мерам, толпа удалилась из Кром.
Вследствие того, что предварительным следствием вполне уже была установлена виновность 6 крестьян с. Шахова в сопротивлении приставу Кромского уезда, судебным следователем было составлено постановление о привлечении этих лиц в качестве обвиняемых по 272 и 271 ст.ст. Улож. о наказ..
И, т. к. было невозможно рассчитывать на добровольную явку этих лиц для допроса, а также ввиду необходимости принять против них более строгую меру пресечения, 27 июля судебный следователь послал через полицию повестки о приводе привлечённых по 271 ст. Улож. о наказ..
И неявившегося к допросу Черникова, привлечённого по 263 ст. Улож. о наказ, (остальные 5 человек были уже допрошены в качестве обвиняемых по 273 ст. Улож. о наказ. 20 июля).
В то же время от начальника губернии последовало письменное распоряжение на имя кромского исправника об административном аресте, в силу циркуляра МВД от 17.6.1898 за № 4894, 6-ти крестьян с.Шахова, имеющих по представлению местного уездного предводителя дворянства и исправника особенно сильное влияние на остальное общество и руководящих последним (крестьяне привлечены судебным следователем в качестве обвиняемых, как зачинщики, по 273ст.Улож. о наказ.)
Такого рода мера была принята начальником губернии ввиду крайнего возбуждения крестьян против Торопова и ввиду того, что крестьяне заявили как предводителю дворянства, так и исправнику о том, что они не ограничатся скосом принадлежащей Торопову ржи, но и спустят воду в принадлежащей ему водяной мельнице и разломают последнюю.
27 июля в дополнение предписания Орловск. губернатора, а также для вручения повесток о приводе обвиняемых, кромской исправник прибыл с 10 нижними полицейскими чинами в с. Шахово, где предложил собравшимся на сход крестьянам выдать лиц, подлежащих аресту, но крестьяне заявили, что они никого не дадут, если же исправник желает, то пусть арестует всё общество, состоящее примерно из 100 домохозяев.
Нужно сказать, что почему-то крестьяне с. Шахова убеждены, что раз насильственные действия и сопротивление оказаны всем обществом, то таковое не может быть ответственно за свои действия и не подлежит суду.
Т. к. крестьяне были в возбуждённом состоянии, а в распоряжении Кромского исправника имелось сравнительно незначительное кол-во нижних полицейских чинов, исправник не счёл возможным и опасным для себя привести в исполнение данное ему предписание, и о случившемся донёс начальнику губернии, по распоряжению которого 28 июля в с.Шахово всту-пили 2 роты солдат.
29 июля в с. Шахово прибыл начальник губернии и потребовал от собравшегося сельского схода выдачи 12 человек, причём предупредил, что если добровольной выдачи не последует, то будет прибегнуто для ареста к содействию войска.
Крестьяне отказались выдать своих товарищей и продолжали твердить, что если губернатору угодно, то пусть арестуют всё общество, отдельных же лиц не дадут.
Впереди схода стояли те крестьяне, к-рые подлежали аресту, и они-то главным образом заявляли о нежелании схода подчиниться требованиям начальника губернии.
Ввиду категорического отказа со стороны крестьян на неоднократные требования начальника губернии /подчиниться/ последним, было предложено командиру находившихся тут же 2 рот арестовать 12 названных человек, после чего, несмотря па предупреждения и со стороны командира, в случае отказа в добровольной выдаче прибегнуть к военной силе, крестьяне все-таки отказались выдать /виновных/ и продолжали говорить: «Берите все общество!».
Затем при содействии солдат были арестованы 12 чел., причём, когда солдаты двинулись на толпу, стоявшие впереди и подлежащие аресту /люди/ попадали на землю, а остальные крестьяне отступили и не оказывали сопротивления солдатам.
30 июля из арестованных 6 человек, а именно: Фёдор Колосов, Андрей Беляков, Никита Куприн, Азар Ильин, Фёдор Золотев и Яков Толков допрошены судебным следователем в качестве обвиняемых... и по постановлению судебного следователя заключены под стражу в Орловской тюрьме, а также допрошен в качестве обвиняемого Черников... и против него принята судебным следователем мера пресечения — залог в 300 руб., а до представления залога — содержание под стражей.
В отношении же остальных 5 человек, а именно Фёдора Лупонова, Петра Платошкина, Алексея Куприна, Степана Пу-каева и Алексея Белякова, допрошенных ранее... принятая судебным следователем мера пресечения — особый надзор полиции — заменена поручительством в размере 300 руб. с каждого, а до представления такового содержание под стражей...
Вместе с тем в настоящее время предварительным следствием вполне установлено, что участок Кулига никогда не находился в фактическом владении крестьян с. Шахова.
И что участок этот не значится по плану генерального межевания и по установной грамоте входящим в надельную землю крестьян названного села. При этом имею честь присовокупить, что копия настоящего донесения мной одновременно представляется его Высоко Превосходительству господину Министру юстиции вместе с копией моего представления от 26.6 с. г. ...ибо последняя, как было мной донесено Вашему Превосходительству, не посылалась ранее ввиду того, что настоящее дело, при возникновении его, не выделялось какими-либо особенностями из числа ему подобных.
Верно: и. д. прокурора Орловск. окружного суда Болдырев.
(ЦГИАЛ, ф.Н05, МЮ, оп. 101, 1900г, д.9160, л.4-7.
Заверенная копия.)