ПО КУРСКОЙ ДОРОГЕ.
Двести с лишних лет назад не было асфальтовой дороги из Орла в Курск, и добирались в города по трактам, главный из которых проходил через сёла Становой Колодезь, Змиёвку, Глазуновку, исток Оки, село Ольховатка (Курская обл.).
Прямой дороги из Кром в Тросну не существовало, и путники, и ямщики добирались сначала до села Крупышино, ныне Дмитровского района, а оттуда сворачивали на сёла Ломовец и Тросну. Был путь из Кром и через д.Моховое на сёла Каменец-Воронец-Гнилец...
А вот как описывает свой путь Василий Зуев:
«31 дня июля отправился из Орла по Курской дороге. Переезд до первого яму был большой, ночь тёмная. Однако ровные места делали меня в дороге безопасным».
Вспомним, как боялся разбойников под Кромами священник Лукьянов. И В.Зуев всё время был настороже.
«Открытые поля все были покрыты пашнями, и в некоторых только местах появлялся молодой лесок и кустарники. Через десять вёрст проехали мы небольшую деревню, Котельников хутор называемую, при котором течёт небольшой ручеёк, от оного далее пошли одне только пашни.
На 24-й версте проехали пространное село Катетово (ныне: Хотетово Свердловского района. – В. А.), принадлежащее Бестужеву, в котором есть преизрядная каменная церковь с оградою, обсаженная вокруг деревами. Мужики здесь богаты, отменно принадлежат к пчеловодству, и некоторые из них имеют у себя сады.
В 12 верстах от оного находилась деревня Малая Разбегаевка, а в двух от сей и Большая Разбегаевка, кои однако гораздо меньше первой.
В обеих их водою пользуются из колодцев. И как в Большой Разбегаевке был ям, то мы, не желая остаток ночи проводить в дороге, остановились здесь дожидаться утра.
От Орла до сих мест считают 38 верст.
1 дня августа по утру из Разбегаевки поехали мы далее. Дорога была весьма ровная, чистая, степная, земля хорошая, чёрная. А дальше начинала смешиваться с частью песку и суглинок. Хлеб здесь, к удивлению самих хлебопашцев, лет в 12 родится в вышиною с человеки. При том земли здесь не унавоживаются, а только что через три года дают отдыхать... Сеют здесь ячмень, овёс, гречиху, конопли, рожь, просо, не упущают также и другие произрастания, каковы горох, репа и пр.
...В 5 верстах... находилось большое село Куракино... Свободность в жительстве и вольный вид, также довольство от здешних мест, кажется, делают приметное жителей здешних влияние: оне здоровы, веселы и богаты, домы их, хотя по малости леса, крытые соломой.
Однако в одеянии мужики и женщины весьма опрятны: на головах носят повойники, вышитые шёлком, на теле рубахи с кисейными рукавами, а нижнее платье составляет понява, назади клетчатая с вышитым шёлком узорами, а спереди — другая, китайчатая, тяфтаная, инаго цвета».
В. Зуев добавляет, что так живут крестьяне всей округи.
Описывает он места, откуда течёт Ока, холмы Поныровского района Курской области, которые называют островами.
Итак, Василий Зуев, вероятно, не был в Кромах, а только воспользовался данными, которые ему, скорее всего, предоставили в г.Орле, где он лежал несколько дней больным.
Судя по всему, степная Орловщина благотворно повлияла на здоровье молодого путешественника и его путников. Отсюда и несколько преувеличенный взгляд на положение орловских крестьян. Мы уже писали о восстании в кромской вотчине Шереметева и о расстреле восставших в селе Брасово, так что не стоит преувеличивать прелести жизни наших предков.
В то же время не следует и во всем видеть только черное.
Добавим, что до середины 19в Большая Курская дорога шла именно через Становой Колодезь, Змиёвку, исток Оки. А затем было выстроено через Кромы шоссе, и тогда стали добираться в Курск именно через Орёл-Кромы-Тросну-Фатеж...