ПЕРЕСТРОЙКА В СССР И «РУХ» В УКРАИНЕ
(отрывок из повести «Не повернется время вспять…»)
В СССР шла горбачевская перестройка. Предполагалось, что она должна охватить пять ведущих сфер жизнедеятельности общества: экономику (переход от экстенсивных методов хозяйствования к интенсивным), внутреннюю политику (демократизация общественной жизни и народовластия), внешнюю политику (прекращение «холодной войны» и построение общего европейского дома), социальную сферу (улучшение материального и культурного благосостояния населения), идеологию (ликвидация цензуры, гласность, свободное изъявление мнения граждан).
Однако перестройка довольно быстро зашла в тупик. В Украине партийное руководство, на словах безоговорочно поддерживавшее действия Кремля, на самом деле некоторое время блокировало перестроечные процессы в Украине. Владимир Щербицкий, который семнадцать лет возглавлял Компартию Украины, оставался ортодоксальным коммунистом и превратился в одного из оппонентов Михаила Горбачева.
Перестройка в СССР проходила в четыре этапа. С марта 1985 года по январь 1987 года она осуществлялась под лозунгом «больше социализма». В период с 1987 года по 1988 год основным ее лейтмотивом было «больше демократии». 1989 и 1990 годы охарактеризовались расколом в лагере проводников перестройки, что привело в 1991 году к победе радикал-реформизма и распаду СССР.
На фоне общего, прежде всего экономического, развала ситуация в Украине оставалась относительно стабильной. Поэтому в отличие от России и Прибалтики в 1985—1987 годах там не существовало политических сил в виде общественных объединений и народных фронтов.
Чернобыльская катастрофа, случившаяся в ночь с 25-го на 26-е апреля 1986 года, способствовала оживлению общественно-политического движения в республике. 13 ноября 1988 года в Киеве состоялся первый за годы советской власти массовый экологический митинг, в котором приняло участие почти 20 тысяч человек. Помимо вопросов экологии острой критике подверглись должностные лица, виновные в чернобыльской трагедии и в ее последствиях.
Подобный митинг состоялся и в Нетешине 27 августа 1989 года. Около десяти тысяч человек собралось на местном стадионе, чтобы выразить поддержку противникам расширения Хмельницкой АЭС. "Не позволим превратить Подолье и Волынь в ядерный полигон!" — основная идея проводимой акции. Митинг вели Валерий Басыров и Николай Руцкий. На нем выступило более 45 человек — представители многих регионов Украины, народные депутаты СССР и УССР, в том числе Вилен Мартиросян*, писатели, рабочие, интеллигенция...
Перестройка в СССР начиналась с информации. В стране возник чисто советский термин «гласность», вошедший в иностранные языки без перевода. В условиях перехода от тоталитаризма к демократии гласность означает своеобразный переходный этап между долговременным периодом молчаливого единомыслии к свободе слова. Гласность — это право и возможность знать, что происходит в стране и в мире.
Во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов в государстве, где вся информационная структура находилась под строжайшим контролем, такой промежуточный этап на пути к свободе слова был особенно нужен. Благодаря гласности люди преодолевали стереотипы и догмы старого мышления, получали возможность реально оценивать ситуацию, пользуясь объективной информацией, делать собственные выводы. Общество стремительно политизировалось.
Роль первопроходцев в защите украинской культуры, окружающей среды республики сыграли Национальный Союз писателей Украины и ее центральный орган — газета «Литературная Украина». На ее страницах выступали О. Гончар, Р. Братунь, И. Дзюба, И. Драч, В. Дрозд и многие другие. Открывались все новые и новые факты истории. В Украину начали возвращаться произведения В. Винниченко, С. Петлюры, представителей «расстрелянного возрождения», в частности М. Хвылевого, Н. Кулиша, Н. Зерова, исторические труды М. Грушевского, Н. Костомарова, запрещенные произведения И. Дзюбы «Интернационализм или русификация? », М. Брайчевского «Присоединение или воссоединение?», репрессированных в годы «застоя» В. Стуса, Е. Сверстюка, Ирины и Игоря Калинец. В Украину возвращается из эмиграции писатель и один из основателей Украинской Хельсинской группы (УГГ) М. Руденко.
В республике стали распространяться «самиздатовские» газеты и журналы. Одни из них создавались за пределами Украины и отражали общесоюзные проблемы, другие готовились в республике. Еще в 1987 году В. Чорновил возобновил издание «Украинского вестника».
Постепенно стали подниматься вопросы о таких страницах украинской истории ХХ века, как Центральная Рада, голод 1921—1922 годов, голодомор 1932—1933 годов, насильственная коллективизация, сталинские репрессии, деятельность ОУН—УПА, другие трагические события в истории украинского народа, национальная символика. Они вызывали громкие и бурные дискуссии.
В июне 1986 года украинские писатели, среди которых были Олесь Гончар, Дмитрий Павлычко, Иван Драч, выступили против вытеснения из употребления в школах республики украинского языка. Однако партийные власти не спешили что-то менять в своей политике в этом отношении.
Поэтому 11 февраля 1989 года было учреждено Общество украинского языка им. Тараса Шевченко, действовавшее вне партийного контроля. В Славуте 9 июля 1989 года образовалось первичное отделение этой организации с добавлением к названию слова «Рух». Его возглавил Валерий Басыров. До сих пор он хранит свидетельство о регистрации, подписанное председателем Общества Д. В. Павлычко.
…Дмитрий Васильевич Павлычко. Можно не знать этого имени, особенно в России. Но даже там, среди взрослого поколения, хорошо известна песня «Два кольори», которую когда-то с огромным успехом исполнял Дмитрий Гнатюк. Правда, зачастую ее считали и считают народной. На самом же деле стихи Дмитрия Павлычко в 1964 году положил на музыку не менее талантливый, начинающий тогда композитор Александр Билаш.
Д. В. Павлычко родился 28 сентября 1929 года в Ивано-Франковской области. В 1953-м окончил Львовский университет имени Ивана Франко, при котором затем обучался в аспирантуре до исключения из неё в 1955 году якобы за неуспеваемость, а фактически — за свободомыслие.
Свою первую книгу стихов он выпустил в тысяча девятьсот пятьдесят третьем и спустя год стал членом Союза писателей СССР.
В 1964 году переехал в Киев. Работал сценаристом на киностудии имени Александра Довженко. С 1971-го по 1979-й был главным редактором журнала «Всесвіт». Функционеры ЦК Компартии Украины, недовольные «идейно вредными» публикациями в журнале, заставили Павлычко подать заявление с просьбой об освобождении с должности редактора.
В 80-е годы ХХ века Д. В. Павлычко занимает посты секретаря Союза писателей СССР и Союза писателей Украины. В марте 1990-го выходит из КПСС. Он принадлежит не только к литературным, но и к политическим деятелям Украины. В 1990—1994 годах и в 1998—1999 годах Дмитрий Васильевич — народный депутат Украины. Он — один из авторов «Акта о провозглашении независимости Украины» в 1991 году. В 1995—1999годах — Чрезвычайный и полномочный посол Украины в Словакии, а в 1999—2001 годах — в Польше. Герой Украины, получивший это звание в 2004 году.
В конце концов, под давлением демократических сил Верховная Рада УССР в 1989 году приняла Закон о языке, согласно которому украинский язык получил статус государственного. Гражданам Украины предоставлялись правовые гарантии свободного использования русского языка и языков других народностей, проживающих на территории республики. И тот же Дмитрий Васильевич Павлычко, украинец по рождению, по сердцу и духу, строками своих стихов обращается к русским:
Мы зовём вас с нами вместе
Жить невзгодам вопреки
В солнце, не в огне возмездья
За ГУЛАГ и Соловки.
Он интернационален по своей сути, продолжая традиции Тараса Шевченко и Ивана Франко, считая россиян своими братьями, не отделяя их от себя, а себя от них. Ведь мы — славяне! Нельзя согласиться и с теми обвинениями в национализме, которые зачастую бросали в адрес Дмитрия Васильевича, особенно в свете его участия в Рухе. «Националист» Павлычко перевел с русского на украинский стихи поэтов от Александра Пушкина до Андрея Вознесенского и выпустил антологию «Ода вольности». И «антисемит» Павлычко в 1988 году написал прекрасный цикл «Еврейские мелодии», куда вошло замечательное стихотворение «Жид». А спустя десять лет родился его реквием «Бабий Яр», положенный на музыку композитором Владимиром Дашкевичем и исполненный в Израиле под слезы и аплодисменты нескольких тысяч евреев.
В сентябре 1989 года в Украине был создан «Народный рух Украины за перестройку». Его лидером стал поэт Иван Драч. Замечательный лирик советской украинской поэзии, он родился 17 октября 1936 года в селе Телиженцы Киевской области. После службы в армии Иван Драч поступил на филологический факультет Киевского государственного университета им. Т. Г. Шевченко. Правда, вскоре был исключен оттуда «за политику». Но талант позволил ему с успехом окончить Высшие курсы киносценаристов и кинорежиссеров при Госкино СССР в Москве. Тогда же Драч пишет свои первые стихи. В некоторых из них он откровенно критикует советскую власть. Это приводит к его сближению с украинскими диссидентами и следующими за этим неприятностями в жизни. Органы госбезопасности громят инакомыслящих, тем или иным образом избавляя советское общество от них. Тридцатилетний Иван Драч сожалеет о своих связях с бывшими друзьями и единомышленниками и пишет об этом в мае 1966 года покаянное письмо. Это позволяет ему жить относительно спокойно, как всем законопослушным советским людям, и творить новые произведения. Через десять лет после этого, в 1976 году, за сборник стихов его удостаивают Государственной премии УССР им. Т. Г. Шевченко. Стихи Ивана Драча на самом деле очень талантливы и красивы, это не подлежит сомнению. В 1983 году за них он получает Государственную премию СССР.
В эти годы Иван Федорович работает в газетах «Литературная Украина» и «Отечество», на киевской киностудии им. А. П. Довженко. С началом перестройки он вновь сближается с бывшими друзьями-диссидентами. Вот тогда-то в 1989 году и появляется первая официальная украинская антисоветская организация «Народный рух Украины за перестройку» (НРУ), созданная им вместе с Вячеславом Чорновилом, Михаилом Горынем и другими видными украинскими диссидентами. Иван Драч стал первым председателем НРУ, возглавляя его с 8 сентября 1989 года по 28 февраля 1992 года.
В 1990 году, девятого февраля, «Народный рух Украины» (НРУ) был официально зарегистрирован при Совете министров УССР. Тогда же «Рух» объявил, что его главной целью является независимость Украины. Потому слова «за перестройку» исчезли из его названия. В конце восьмидесятых начале девяностых годов Рух пользовался огромной популярностью среди народа Украины. Особенно активной была деятельность организаций Руха в Киевской, Днепропетровской, Черкасской, Харьковской, Хмельницкой и Крымской областях.
В руководстве Хмельницкого областного «НРУ» был самобытный талантливейший поэт Павло Гирнык, ставший в 2009 году лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко.
Павел Николаевич Гирнык родился 30 апреля 1956 года в семье украинского поэта Николая Андреевича Гирныка и его жены Тамары Дмитриевны Гирнык, этнографа по специальности. Окончив среднюю школу в Хмельницком, он поступил на филологический факультет педагогического института в Каменце-Подольском. Но после первого курса перевелся в Киевский пединститут, где и получил диплом о высшем образовании. Затем окончил Высшие литературные курсы в Москве. Был учителем украинского языка и литературы в селах Винницкой и Хмельницкой областей, заведовал литературно-драматической частью Хмельницкого театра кукол. В это время перевел произведения Самуила Маршака на украинский язык.
Павел Николаевич — член Союза писателей Украины с 1984 года. Но, впоследствии выйдя из него, в 1996 году вступил в Ассоциацию украинских писателей, став председателем ее отделения в Хмельницкой области. А с 1990 по 1991 год Павло Гирнык, которого хорошо знали и уважали земляки, стал одним из трех сопредседателей Хмельницкой областной организации Народного Руха Украины.
12 марта 1990 года было зарегистрировано Славутское городское отделение «НРУ». Создателями его стали Валерий Басыров и все те же его единомышленники: Алексей Тимощук, Николай Руцкий, Петр Федоровский, Андрей Кантонистов, Вячеслав Терновой, Виктор Войковский и Вячеслав Гаврилюк, Владимир Бещук. Ознакомившись однажды с программой «Руха», они поняли, что именно она поведет за собой народ в тот непростой, переломный для страны период. Случилось так, что редактора газеты «Труженик Полесья» Валерия Басырова вызвали на бюро горкома партии. Первый секретарь спросила его «как коммунист коммуниста» — чем, на его взгляд, отличается смысл программы «НРУ» от программы КПСС? Почему народ тянется к этой организации? Басыров неопределенно пожал плечами в ответ:
— Та надо бы разобраться в этом… Может, напечатать их программу в газете, чтоб всем понятнее стало?
И, словно испугавшись собственной смелости, тут же перевел разговор в другое русло. Ответа на его вопрос не последовало — ни положительного, ни отрицательного. Но он прозвучал, зависнув в воздухе! Поэтому, как только закончилось бюро, редактор городской газеты опрометью бросился на первый этаж, где располагался райком комсомола, в одном из кабинетов схватил телефон и дал распоряжение Тимощуку:
— Алексей, немедленно убирай все, что можно и нельзя из номера, печатай положение о «Рухе» и его программу! Пока тут не спохватились… Чтоб завтра этот материал вышел полностью!
А сам помчался в Шепетовку к Зиновию Фрейлихману, директору типографии офсетной печати. Там они откатали дополнительно к общему тиражу газеты еще 300 экземпляров Программы «НРУ», которую затем распространили по всем регионам республики. Так Славута подключилась к прогрессивному по тому времени народному движению Украины. Инициативу Валерия Басырова и его «команды» приняли с восторгом в Хмельницком «Рухе». Жители Славуты потянулись к этой организации. Слово Басырова для них значило немало. Иногда городские власти вынуждены были подключать его для разрешения конфликтов с народом, то и дело вспыхивающих в те годы в городе.
Когда Валерий Магафурович Басыров рассказывал мне о своей бабушке, я обратила внимание на его фразу о том, что она, оставшись без мужа, зарабатывала на жизнь себе и дочерям мытьем полов у «богатых евреев». На всякий случай я не стала заострять внимание на национальности, чтоб не попасть, чего доброго, в число косвенно разжигающих межнациональную рознь. Но в процессе работы над своей книгой, знакомясь с историей города, я узнала, что, например, в 1892 году из 7398 жителей Славуты еврейское население составляло 4000 человек. Наверное, жертвы погромов последующих лет и Холокоста уменьшили это соотношение. Но в Славуте на улице Б. Хмельницкого, где в доме бабушки Свишевской вырос и жил Валерий Басыров, только их семья была не еврейской. Естественно, что среди его друзей было немало людей этой национальности. А солнце в их городе, несмотря ни на что, «все равно каждый вечер садилось за одним и тем же пригорком, и, так же как и в прежние времена, люди трех-четырех национальностей и разных религий сходились по вечерам. Вместе веселились и торговали, говоря на понятной им одним тарабарщине.
— Почем ца куха? — спрашивала старушка, прицениваясь на базаре к нужной ей курице.
— Два карбованца, — улыбчиво отвечал продавец.
— Аз мурым диндельду с твоей кухой, — злобно изрекала покупательница и отходила.
Люди за долгие годы разучились распознавать, где заканчивалась их культура, а где начиналась чужая».* *(Рассказ о жителях Славуты И. Б. Фельдштейна из эссе Т. Мовшевич)
Когда летом 1990 года по Славуте поползли слухи о якобы готовящихся притеснениях евреев, к Валерию Басырову пришел его старый знакомый Артур Фридман.
— Ты слышал что-нибудь об этом? — спросил он редактора городской газеты. — Говорят, в Рухе сильны националистические настроения, в том числе и антисемитские. Что делать? Как избежать погромов нового времени?
— Артур! О чем ты говоришь? Ведь мы же здесь все свои! Разве могут громить друг друга те, кто всю жизнь прожил вместе? — ответил ему Басыров, отлично зная, что в жизни вообще-то случается и такое.
— Народ боится!
— А зови свой народ сюда к нам, в редакцию, поговорим о том, как жить дальше! — предложил Валерий.
И евреи пришли в «Труженик Полесья». Разговор был долгим, откровенным. Говорили о толерантности, о безобразиях, творящихся в городском партийном руководстве. Басыров дал им слово, что никто евреев не тронет, что нужно и дальше работать так, чтоб жизнь менялась в лучшую сторону. И снова забегая вперед, скажу, что ни В. М. Басыров, ни А. Д. Фридман не обманули собравшихся. Артур Давидович Фридман стал почетным жителем города Славуты. Объединение «Прогресс», которое он основал и возглавляет, сделало очень много для своих земляков. Газета «Пульс», созданная Валерием Басыровым в 1990 году, теперь принадлежит фирме А. Фридмана. Она, ничем не уступая газете областного уровня, стала региональным еженедельником. А бизнесмен Фридман не так давно за свой счет установил мемориал на месте гигантских братских могил жертв Холакоста — памятник в виде двух сцепленных рук и колючей проволоки вокруг, надпись: «Жертвам фашизма — еврейским гражданам г. Славуты».
Почему же, действительно, народ поверил тому, что предлагалось «Рухом»? Ведь ни первый секретарь Славутского горкома КПУ А. Г. Архипова, ни редактор городской газеты В. М. Басыров не обманывали друг друга, не кривили душой, говоря о том, что идеи-то двух противоборствующих политических течений в основном мало чем разнятся. Только что лидеры появились иные, еще не запятнавшие себя ничем в глазах народа. И, как обычно во всех революциях бывает, зачинатели их — идеалисты-мечтатели, умеющие зажечь массы, имеющие доверие у людей, способные повести их за собой. А вот потом, чуть позже, умные и трезвые, прагматичные, жесткие и дальновидные политики выходят на передний план, иногда, как щитом, продолжая прикрываться громким именем известного деятеля культуры, отодвинутого уже на вторые позиции поля деятельности. Любимые народные артисты и поэты свою роль сыграли, их миссия закончена! В 1991 году прекращает свою деятельность в «Рухе» Павло Гирнык. Уйдя с высоких постов в «НРУ» в конце 1992 года, окончательно удаляется от политики Иван Драч. В «Рухе» в том году произошел раскол. Его новым лидером становится Вячеслав Чорновил. «НРУ» в 1993 году из народного движения превращается в партию. Со временем ее популярность начинает падать. После очередного раскола в 1999 году часть «руховцев» остается с Чорновилом, часть отходит с одним из лидеров партии Юрием Костенко. Они именуют себя «Украинским народным Рухом», в дальнейшем — Украинской народной партией, поскольку слово «Рух» могло принадлежать только «НРУ». В 1999 году в автокатастрофе погибает Вячеслав Чорновил, а «Рух» практически сходит с политической арены.
Внешне привлекательная «дама» политика на самом деле далеко не всегда чистоплотна и порядочна. Это давно уже известно. Долгие годы жизни трансформируют взгляды человека на ее события и факты, иногда кардинально меняя их. А у творческих людей души особого склада. Может быть, это заставляет порой кидаться их из одной крайности в другую. Ломают головы многие над тем, как объяснить тот факт, что поэты, некогда восхвалявшие Ленина и его партию, получавшие за это высочайшие правительственные награды, в одночасье отходят от идеалов, которые прививали своим читателям. В одном из номеров «Литературной газеты» я столкнулась со статьей Вадима Долганова. Думаю, не одну меня смутил он своими размышлениями в ней. Затрагивая повесть «Вечные Кортелисы», вышедшую в восьмидесятые годы в Киеве, он говорит: «Повесть воскрешает страшную трагедию волынского села Кортелисы, которая разыгралась осенью 1942 года, во время оккупации, — писали в своё время о ней. — За несколько часов 2892 жителя были расстреляны, а само село сожжено. Автор, собрав свидетельства очевидцев, многочисленные факты, создал своего рода документ о варварских злодеяниях фашистов». И их приспешников — бандеровцев, добавим от себя. В Кортелисах мучили и зверски убивали людей украинские полицаи Ратновского района и «вояки» шуцманбатальона 15-го полицейского полка. Это со всей очевидностью в своё время и доказал автор повести, удостоенный за неё высшей литературной премии УССР — Шевченковской. Имя писателя — Владимир Яворивский… Да-да, тот же самый, ныне ярый пропагандист бандеровщины и автор постановления, принятого Радой, председатель СП Украины.
«В украинской литературе абсолютно нечего читать. Сейчас культ бездарных Яворивских, их время, их час». Написано это почти три десятилетия назад. Автор убийственной характеристики — Василь Стус, писатель-диссидент, сгинувший в лагере. Его имя сегодня тоже поднято на щит. Несколько лет назад ему открыли памятник в Виннице, куда съехался весь писательский бомонд.
«У нашей нации столько мучеников и великомучеников, что их хватило бы на несколько народов. Хотелось бы думать, Василь Стус в этом ряду — последний», — прочувственно вещал у подножия монумента… Владимир Яворивский.
А в местных изданиях гуляет текст давнего письма в адрес председателя КГБ Юрия Андропова и первого секретаря правления СП Георгия Маркова с набором тогдашних штампов, типа «решительно осуждаем». А послание сие подписали признанные мэтры украинской советской литературы Дмитрий Павлычко, Иван Драч и… всё тот же Яворивский».
Владимир Александрович Яворивский. С этим именем, читатель, Вы можете встретиться и на страницах книг Валерия Басырова «ХРОНІКА ОДНІЄЇ ЗРАДИ» («Хроника одного предательства») и «Народженнi для ганьби» («Рожденные для позора»). Родился 11 октября 1942 года в Винницкой области в селе Текливка Крыжопольского района в семье колхозников. В 1964 году окончил Одесский государственный университет им. И. Мечникова по специальности "преподаватель украинского языка и литературы". В разные годы работал редактором Одесского радио, корреспондентом и литературным редактором изданий "Запорожская правда", "Знамя юности", "Ленінська молодь" и Запорожского радио, киносценаристом Львовского ТВ, литературным консультантом и референтом Союза писателей УССР, заведующим отдела прозы и заместителем главного редактора журнала "Вітчизна". Входил в число создателей Народного Руха Украины, возглавлял киевскую организацию «НРУ». 1989—1991 годах — народный депутат СССР. В 1990—1994 годах — народный депутат Украины I созыва. Член Комиссии по вопросам Чернобыльской катастрофы. 1994—1998 годы — народный депутат Украины II созыва. Глава Демократической партии Украины в 1990—1999 годах. Член депутатских групп "Державність" и "Конституционный центр". Глава подкомитета по связям с соотечественниками, проживающими за рубежом, Комитета Верховной Рады по правам человека, нацменьшинств и международным отношениям. В 1998 году В. Яворивский безуспешно баллотировался в Верховную Раду от "Блока демократических партий — НЭП" (был № 1 в списке).
В 1996—1999 годах возглавлял Комитет Государственных премий Украины им. Т. Шевченко, а затем еще два года был членом Комитета. Входил в состав Совета по вопросам языковой политики при Президенте Украины Леониде Кучме.
2002—2006 гг. — народный депутат Украины IV созыва (на выборах был выдвинут Блоком Виктора Ющенко "Наша Украина", входил в партию Виктора Пинзеника "Реформы и порядок"). Заместитель главы Комитета Верховной Рады по вопросам свободы слова и информации.
На президентских выборах 2004 года В. Яворивский принимал активное участие в поддержке оппозиционного кандидата В. Ющенко и в "оранжевой революции". До сентября 2005-го входил во фракцию "Наша Украина". Был членом политсовета пропрезидентской партии "Народный Союз "Наша Украина". После отставки Премьер-министра Юлии Тимошенко перешел во фракцию "Реформы и порядок". С декабря 2005-го — член фракции Блока Юлии Тимошенко.
2006—2007 гг. — народный депутат Украины V созыва от БЮТ (№22 в списке). Глава Комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности.
С ноября 2007 года — народный депутат Украины VI созыва от БЮТ (№ 22 в списке). Глава Комитета ВР по вопросам культуры и духовности. Член партии Ю. Тимошенко "Всеукраинское объединение "Батьківщина".
Дважды, в 2001 и 2006 гг., избран главой Национального союза писателей Украины.
Награжден орденом "За заслуги" III степени (2005). Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко за повесть "Вічні Кортеліси" (1984).
Не люблю я политику! Стараюсь не лезть в нее! Но здесь явная констатация фактов. Фактов, которые и без статьи Вадима Долганова отметил бы любой здравомыслящий человек, читающий мою книгу. Я попыталась объяснить эти метаморфозы для себя. Ведь речь идет о действительно талантливых, ярких личностях! И знаете, какую деталь я заметила, знакомясь с биографиями этого украинского литературно-политического «трезубца»? Все трое родились под знаком Весов! Может, потому все так уравновесилось в их жизни? Вот и не верь после этого гороскопам!
А жизнь людей, которых когда-то они повели за собой, чьи судьбы бросили на чаши своих весов, качается на них до сих пор. Причем те, чьи кошельки легче, перевешивают, оказываясь внизу. Вывод делаю из собственных наблюдений и рассказов очевидцев. Однажды, где-то в двухтысячном году, Валерий Басыров на железнодорожном вокзале Славуты увидел очень худого, дочерна загоревшего человека. Его лицо показалось удивительно знакомым. Но не мог он поверить своей догадке — комплекция мужчины не позволяла сделать это. Однако тот, заметив взгляд Басырова, устремился к нему.
— Валера, здравствуй! Какими судьбами? Где б еще встретились?!
Басыров понял, что не ошибся — Борис Титенич! Тот самый, что когда-то написал с ним песню для конкурса. Лишь глаза остались от прежнего заводного Бориса! Оказалось, жизнь музыканта после перестройки сложилась так, что вынужден он был уехать на заработки в Италию, иначе семье не выжить было! Собирает на чужбине фрукты, ими в основном и питается, потому что их хозяева отдают работникам сколько угодно и бесплатно. Все заработанные деньги он отправляет домой, жене и детям.
— А дома что? — сокрушенно развел руками Борис. — Почти по классику, по Шевченко: «Село неначе погорiло. Неначе люди подурiли… Бiленькi хати повалялись, сади бурьяном поросли»… Тяжко смотреть на все это, еще тяжелее жить!
— А шахматы как? — совсем не к месту вспомнил Басыров
— Их давно нет у меня, — грустно улыбнулся Борис Титенич.
На сайте www.focus.ua из статьи Сергея Прищепы я узнала, что с третьего захода в 2009 году замечательный украинский поэт Павло Гирнык все-таки получил заслуженно(!) премию имени Т. Г. Шевченко — самую почётную и крупную в Украине. На полученные деньги он купил ветхий домик в деревушке Хмельницкой области и зажил в личном раю. «Тут я нашёл покой, которого никогда не имел в городе, — говорит поэт. — Тихо, уединённо, люди добрее, да и в магазине в долг отпускают». За несколько лет из-под пера Гирныка не вышло ни строки. «С поэтами так бывает», — вздыхает он. А Валерий Басыров, хорошо знающий Павла Николаевича и его творчество, называет Гирныка одним из самых талантливых и ярких поэтов Украины. Говорит о нем как об очень честном человеке, бескомпромиссном, не умеющим прогибаться и подстраиваться ни под время, ни под его лидеров.
А что же сам Валерий Басыров? Закончилось все тем, что «это бельмо на глазу» Басыров окончательно надоел всем, власти предержащим. Последней каплей в чаше их терпения стало его заявление в газете о том, что партия узурпировала средства массовой информации и превращается в эксплуататора рабочего класса. Ему было открыто сказано, что если он не уйдет со своего поста тихонько, без скандала, по собственному желанию, работать не дадут ни редактору, ни коллективу газеты. Подумав, Валерий Магафурович решил плюнуть на все и уехать из города. Написав заявление на отпуск с последующим увольнением, он предварительно оговорил кандидатуру того, кого оставит после себя. Ему было дано честное партийное слово, что ни одного человека из его коллектива не уволят, что газета будет работать в том же составе. В конечном итоге, обещание не было сдержано. На место главного редактора была назначена та, которую однажды Басыров уволил собственным приказом — слишком уж допекла она коллектив своим «наушничеством» в горком партии. Ну, а коллектив редакции газеты «Труженик Полесья» почти в полном составе ушел вскоре вслед за своим бывшим редактором Валерием Басыровым. В газете остались заместитель редактора, корреспондент партийного отдела, бухгалтер, водитель и уборщица. 25 октября 1990 года Валерий Магафурович Басыров снялся с учета своей партийной организации, уволившись из газеты. Эта дата стала датой его выбытия из КПСС.
Упрямства мне не занимать,
и видит Бог: я был всегда в опале.
Смогли бы судьи рассказать
за что меня марксисты распинали.
Былую боль мне не унять:
неправдой столько лет пытали!
Не повернется время вспять,
но жаль, что судьи злобе потакали…
Почти в то же время, замечая, что в «Рухе» возникают разногласия и брожения, начинается дележ должностей, он прекращает свою деятельность и в этой организации.
Не очень люблю публицистику, особенно посвященную перестройке. Обычно не читаю. Как правило, их авторы либо по-щенячьи восхищаются тем, что того не достойно. Либо поливают всех грязью.Данная статья приятное исключение. Автор не просто описывает события. Он пытается искренне с позицию любящего и неравнодушного человека в ситуаций. Причем пишет с душевной болью, с тревогой любящего создания. Того, кому не все равно. Пусть я не со всем согласна. Но это произведение очень достойное.
Да и я не люблю о политике болтать вообще-то. Просто так уж случилось, что когда писала повесть о своем герое, дошла до этого исторического момента. Пришлось окунуться в это с головой. Восхищаться нечем, поливать грязью бессмысленно.:) Вот и попыталась не зло, без предвзятости поразмышлять. Рада, что Вам понравилось! Спасибо! А я удовлетворена, что моя повесть получилась такой... художественно-публицистической, что ли. А главное, правдивой, как мой герой, как я сама, как мои друзья.
Спасибо, Елена!
Рада, что нашла в Вас родственную душу. Сочинить художественное произведение - это тоже нелегкий труд. Вдвойне тяжелей писать о реальном герое, практически о современнике, не скатываясь на уровень протоколирования событий. Уважаю тех, кто умеет непредвзято размышлять.
Спасибо, Елена! Да, это работа немного иного плана, но мне она гораздо ближе, чем сочинить, например, фэнтези. Вот этого я, наверное, никогда бы не смогла сделать - воображение у меня богатое, но оно направлено в иную сторону, что ли...:) У меня даже мелодрамы в основном документальны, но художественно "обработаны" мной. А у Вас фантастика в творчестве? Я правильно поняла, заглянув к Вам? До сентября мне некогда читать, к сожалению...