16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 420Зрителей: 66 507
Авторов: 56 913

On-line23 080Зрителей: 4581
Авторов: 18499

Загружено работ – 2 122 929
Социальная сеть для творческих людей
  

ОБРЕТЕНИЕ РУБЕЖА..Часть 1

Литература / Проза / ОБРЕТЕНИЕ РУБЕЖА..Часть 1
Просмотр работы:
01 мая ’2011   23:56
Просмотров: 25035

ОБРЕТЕНИЕ РУБЕЖА.
(Путевые заметки. Глава из рукописи «Орловское Поочье»).

Дороги, которые мы выбираем, всегда нам дороги. Первая дорога – от родного порога! В деревне Редькино Орловского района, где я родился, дома находятся по двум сторонам трассы Орёл-Ливны-Тамбов. Рядом с отчим домом стоит указатель – «22 км». Ровно столько – от города Орла. Справа, между асфальтированным шоссе и домами существует ещё одна дорога – грунтовая. По ней местные жители гоняют коров на пастьбу в луга, а отдельные редькинцы проезжают на телегах или санях. Когда я узнал о том, что Екатерина II проследовала через Орёл и Змиёвку в Курск, то сделал вывод: наша грунтовая дорога есть не что иное, как остатки екатерининского тракта.
Рядом с ним в начале 19 века и строили дома первые жители хутора Редькина. В километре южнее, в сторону села Хотетово, находится так называемый Рубеж. Мать произносила это слово с какой-то языческой таинственностью и загадочностью, словно на него было наложено «табу», и, сказав «Рубеж», можно было чего-то лишиться главного. Эта таинственность передалась и мне, и я, всякий раз попадая на границу двух районов – Орловского и Свердловского, – всегда испытываю волнение. Рубеж действительно красив, могуч и увлекателен.
Он разрубает не только два района, но и два плато: отсюда устремляются реки и речки на северо-запад и северо-восток, к Орлу, на юго-запад и юго-восток, т.е. в противоположном направлении. С самой высокой точки рубежа можно увидеть далеко расположенные сёла и деревни, рощи, лесопосадки, истоки рек, поля и цветные прожилки наслаивающихся друг на друга возвышенностей. До 1928 года Рубеж разъединял Орловский и …Мценский уезды. Соседнее село Хотетово, к храму которого были приписаны и жители хутора Редькина, до 1796г было в составе Мценского уезда. Потом, при Павле I, оно вошло в состав Орловского уезда. Его сын, Александр I, практически всё вернувший в административном делении к временам бабки Екатерины II, вынужден был в данном случае согласиться и с решением отца: крестьянам Хотетово выгоднее было остаться в Орловском уезде, чем во Мценском, более отдалённом. В конце 18в в Хотетово, к своему ученику, графу Коваленскому, специально купившему это село для встречи, приезжал известный украинский философ Григорий Сковорода. А в середине 19в частью данного села владел Николай Рутцен, который, как утверждают специалисты, стал прототипом Рудина, литературного героя И.С.Тургенева. Именно в Хотетово Николай Карлович испытывал свои «изобретения» по «усовершенствованию труда крестьян».
Недалеко от Хотетово, в селе Гостиново, проживал революционер Пётр Заичневский, автор прокламаций…
Шоссе Орёл-Тамбов у 23 км поднимается вверх, а затем уходит вниз, в сторону Хотетово, где находится исток реки Вишневец. Гидроним назван так по «вышнему, высокому» месту, откуда и начинаются многие ручьи и реки. В конце 18 века, на родине моей мамы, у села Калинино было сельцо Вишневец, которым владел великий философ, писатель, оппонент Екатерины II Николай Иванович Новиков.
По этому Рубежу, но с востока, добирался из своей Степановки в село Становой Колодезь, к родственнику, и в г.Орёл поэт А.А. Фет. Поэтому рядом с Рубежом, на развилке дорог – на Ливны и Новосиль, и на Лаврово-Орёл – стоял когда-то постоялый двор. Мы, детвора, часто бывали здесь, искали иногда клад среди разбросанных камней, оставшихся от фундамента, рядом с плодоносящими вишнями и другими фруктовыми деревьями: кто-то из взрослых, видимо, посчитал хозяина постоялого двора богатым человеком. Потом заботливая «Матушка», так любовно прозвали местную председательшу колхоза, за то, что лично привозила в поле механизаторам обеды и кое-что ещё, в 70-е годы ХХв, по приказанию сверху, все деревья бывшего постоялого двора вырвет с корнем, почву разровняет и распашет. Но вряд ли полеводы получают здесь большой урожай, поскольку на месте постоялого двора – глина да щебёнка.
Это где-нибудь на Западе установили бы на бывшем постоялом дворе небольшой домик, соорудили бы скамейки для отдыха тем же водителям и повесили щит, на котором бы написали следующее… Орловский писатель-исследователь В.В.Шапочка считает, что именно на этом постоялом дворе отдыхал когда-то Иван Сергеевич Тургенев, а рядом, в нескольких шагах, стрелял дичь. Действительно, через дорогу, напротив постоялого двора, было заросшее осокой и тростником болото, занимавшее 2-3 гектара луга, из которого начиналась река Стижь. Оно и сейчас напоминает о себе.
Из-под большого камня, рядом с которым выросли и другие, поменьше, бил ключ. И сюда мы, юные следопыты, заглядывали в поисках необыкновенного, от чего бы радостно забилось сердце. Рядом с родником когда-то добывали камни, а теперь образовался небольшой котлован, в котором однажды мы решили взорвать найденную нами мину. Разожгли костёр, долго, по ту сторону котлована, ждали, когда она рванёт, но потом решили узнать, в чём дело.
К счастью, мина так и не разорвалась, а могла бы и покалечить нас…
Позади каждого редькинского двора у истока реки Стижь были вырыты-выкопаны копани для мочки конопли. Во время нашего детства никакой конопли в водоёмах уже не мочили, но копани остались, как напоминание о чём-то важном, потерянном. Лет шесть назад на старой географической карте я нашёл такую надпись: Агошкины копаня. А на другой, колхозной, карте: Агашковы копаня. Других фамилий не было. Подумалось: а может быть, мои предки и были первыми, кто переселился из села Большая Куликовка на это место?! Когда мне было лет десять, я часто уходил в сторону своих копаней, рядом с которыми было раздолье разноцветных луговых трав. Я просто был влюблён в это место за то очарование и удивление, которое оно доставляло мне и, думаю, всем, кто сюда наведывался. Возможно, попади на данный луг профессор А.И.Куренцов, он бы посчитал его реликтовым, а растения – остатками какой-нибудь доисторической степи.
Вечерами мы пасли здесь коров, рассказывали друг другу необычные истории. Особенно любили слушать «страшилки» или взрослые «похождения» какого-нибудь умудрённого на словах «ловеласа». Данное реликтовое поле окаймлялось двумя луговыми верхами-отростками, заросшими кустарниками и одинокими большими деревьями. Один начинался напротив бывшего постоялого двора, а другой, через полкилометра севернее, – у железнодорожной насыпи, на месте закрытого переезда. Родительский дом и располагается на одной из террас второго ручья, где тоже, метрах в 150 от края огорода, бьёт другой, более мощный родник. Вкуснее и холоднее этой воды я, кажется, нигде больше не встречал…
В детстве мы интересовались у взрослых: откуда появились симметричные крутые склоны, тянувшиеся сразу же от «железки». Кто-то посчитал их искусствен-ными, вырытыми во время войны, на случай нападения танков. На этом мы и успокоились. Теперь я всё же уверен в одном: данные крутые склоны – и слева, и справа – от родительской усадьбы есть просто берега когда-то большой реки. Иногда один я забирался в глубь лозняка, ольхи и ракит. Долго слушал пение птиц, перескакивал с кочки на кочку, пытаясь поймать какую-нибудь бабочку или птенца. Наверное, здесь я и постигал поэзию природы…
К июлю-августу исток речки мелел, а в жаркие годы высыхал почти совсем. Но, удивительно, копани всегда оставались с водой. Особенно речка была величественна весной. Крушащий всё на своём пути поток воды, собираемой солнцем со всей округи, устремлялся вниз, к другому, более мощному, Каменному верху, видневшемуся дальше, на горизонте, у д. Козиновка.
Редькино стоит на водоразделе, продуваемом всеми ветрами. Если большинство населённых пунктов Орловщины строилось по берегам рек, под прикрытием крутых берегов от холодных северных и восточных ветров, то ретивое место, естественно, открыто всему миру. Слава Богу, что выросшие лесопосадки да луговые деревья стали хоть немного защищать дома от зноя и бурь. Однажды, в классе седьмом-восьмом я заметил одну особенность: дождевые потоки, стекаемые с восточного ската крыши нашего дома, устремляются к екатерининскому тракту, а затем в речку Травна – притоку Оптухи. А потоки, попадаемые на западную сторону крыши, бегут уже в речку Стижь – притоку Рыбницы. И, хотя обе речки – и Оптуха, и Рыбница – являются притоками Оки, данное открытие усилило мой интерес к географии, природе, краю, где я проживал. Место потому и ретивое, что Стижь стремительно падает вниз на протяжении нескольких километров.
Рассказывали, что в том, дальнем, Каменном карьере, на левом берегу реки водились волки. Поэтому с опаской приходили сюда, поглядывая со стороны дна Стижа, где мы ловили руками мелкую рыбёшку, высоко вверх, в сторону нависавших над нами каменных валунов. Есть камни и в самой деревне Редькино, но они закрыты почвой. У моего двоюродного дяди, тоже Василия Ивановича Агошкова, полом подвала служит большая каменная плита. Вспоминаю один курьёзный случай: почтальонка по ошибке принесла ему повестку в армию. Жена в слёзы, и лишь потом догадались, что эта повестка предназначалась мне.
Летом вместе с матерью мы косили луговое великолепье, озираясь по сторонам: как бы кто не донёс. До революции редькинцы владели землёй, которая доходила до Стижа и далее, в сторону Волниковки. Отец говорил о том, что у моего деда было 7 десятин земли, часть пашни простиралась и на другую сторону реки… Конечно, дорога не только уводит от родного порога, но и постоянно приводит сюда, пусть даже и в мыслях. К сожалению, взрослые не могли рассказать нам, школьникам, всю историю края. Отец говорил, что когда-то наша местность была покрыта лесом, о чём и сейчас ещё может сказать поляна по имени Лес, расположенная восточнее бывшего посёлка Крюковка. Правда, деревьев здесь никаких уже нет, последние берёзы повырубили немцы.
А когда пришли на ретивое место первые жители, никто не знал. Приходится мне самому по крупице собирать сведения. Сначала узнал о том, что Редькино (от слова «реть, ретивый») стоит у истока реки Стижь (а не Стишь, как сейчас пишут на картах!). Кстати, в Ливенском районе тоже есть деревня Редькино, имя которой в 17 веке звучало, в отписках воевод, как Ретькино! (Сведения писателя-краеведа Г.В.Рыжкина). Это отвергает точку зрения, по которой, якобы, Редькино названо так потому, что дома здесь строились редко… Стижь-Ретижь – слова-синонимы, что означают быстрый, стремительный поток. А потому говорить о «тишине», т.е. о Стише, не приходится. Достаточно посмотреть в Толковый словарь В.И.Даля, чтобы убедиться в нашей правоте.
Реть и рать – тоже синонимы. А там где рать, там и битва, рубеж, и граница. Но рать – это и хлебное место. Отец сказал мне, что наш родовой корень находился на левой стороне трассы на Ливны, более возвышенной, а не на правой, гораздо ниже, как сейчас. В детстве мы играли в лапту, футбол, волейбол, городки на высоком Выгоне, рядом с лесопосадкой, защищавшей железную дорогу от снега. Девчата на пятачке танцевали барыни, вальсы... А рядом было заросшее крапивой и бурьяном место, куда иногда залетал мяч. Оно почему-то манило меня. Брошенный фундамент, рядом с которым виднелись провалы, говорил о том, что когда-то здесь кипела жизнь. Только после армии я узнал от отца, что это место и было нашим родовым корнем. Незадолго до моего возвращения домой, на Выгоне поселился Егорыч, живший до этого в посёлке Крюковка. Наш фундамент он распахал, разровнял, и я отказался от желания провести здесь раскопки… .
В.И.Даль писал, что рать – это реть с побоищем. Следовательно, мы можем предположить, что на месте хутора, а затем и деревни Редькино казаки-однодворцы несли охрану дорог на Ливны и Новосиль и Редькино-Лаврово-Орёл. Когда-то, по словам отца, тракт, а затем и железная дорога от Рубежа в губернский центр шли через село Калинино (бывшее Волниковка)-Лаврово, а затем их спрямили и направили в сторону Малой Куликовки. Но так ли это, до сих пор не ведаю…
Рубеж разделял и Покровскую, и Яковлевскую волости бывшего Орловского уезда. Если Яковлевская волость, куда входило и село Хотетово, была до 1917г практически вся населена помещичьими крестьянами, то граничащая с нею Покровская волость, начиная с хутора Редькина и кончая слободой Покровской (ныне ул. Покровская г.Орла, рядом с универмагом), состояла в основном из однодворцев, бывших воинов-ратников, защищавших губернский центр. Любопытно, что всего сто с небольшим лет назад, в конце 19 века, большая часть хотетовцев, несмотря на то, что здесь жили, вроде бы, передовые помещики и помещицы (Оловенникова, Рутцен и др.), топилась по-чёрному. А в селе Становой Колодезь из 300 домов только 4 не имели печных труб! Вот вам и отличие однодворцев от помещичьих крестьян!..
Станово-Колодезьцы никогда не выступали против власти, поскольку жили лучше других. Хотетовцы постоянно выражали недовольство своей жизнью. Но лучше всего о различии людей говорили их местные прозвища: редькинцы в минуты гнева звали хотетовцев «свиньями», а хотетовцы редькинцев – «индюками»! Но многие станово-колодезьские парни сватались к хотетовским девчатам. Царские правители иногда поступали мудро: несмотря на Рубеж и разные волости, хутор Редькин был в церковном отношении присоединён к приходу села Хотетово.
Холостые редькинские парни молились в Хотетовском храме, а потом шли провожать домой хотетовских девчат… Это при Советской власти деревня Редькино влилась в село Становой Колодезь, а наши деды и бабушки больше смотрели в сторону села Хотетово и станции Змиёвка, куда ездили на лошадях на ярмарки и в магазины. Отпевали умерших в хотетовском храме, хоронили здесь же на местном кладбище. Даже при мне, в 60-е годы ХХв, мать часто ездила в Змиёвку, откуда привозила вкусный пышный белый хлеб, какого не было в Орле.
А Марина – супруга моего племянника Сергея – обучала совсем недавно свою дочь Викторию в музыкальной школе пгт. Змиёвка. Так что традиции, заложенные когда-то, живы и до сего дня. Интересно и то, что в 18 и 19 веках однодворцы-женихи, как правило, были моложе своих невест на 2-4 года. По данным архива в селе Большая Куликовка в 1816г я насчитал 16 семей по фамилии Агошков. И во всех без исключения жёны были старше своих мужей. Оно и понятно: в доме однодворцев нужна была работница, а не просто девочка, малосильная и ничего не умеющая делать! Женили парней и в 15, и в 17, и в 19 лет, в зависимости от желания и воли родителей. Если парню было 15 лет, то его невесте – 17-19!
Стремление «недорослей» жениться, а не учиться было, видимо, тогда распространённым явлением. Но диктовалось это, прежде всего, экономическими соображениями семьи и волей родителей. Хозяин, глава дома, с одной стороны, говорил 15-летнему сыну: «Хватит сидеть у меня на шее, женись, будешь сам вести хозяйство!» А с другой, приучал его с ранних лет уму-разуму.
Все мы знаем комедию Фонвизина «Недоросль», главный герой которой заявлял: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Данные Орловского госархива о наших «недорослях» говорят о том, что писатель «фон Визин» всё же смотрел на Россию глазами иностранца, не до конца понявшего жизненные нравы однодворцев. Нельзя противопоставлять женитьбу и учёбу: одно другому не мешает. Нет выше науки, чем стать отцом и матерью, родить и воспитать достойное поколение!.. Впрочем, и среди однодворцев Покровской волости было больше желающих учиться, чем среди крестьян Яковлевской волости. Помещичьи крестьяне считали, что книга сушит мозги, делает человека инвалидом и немощным.
Приученный к труду юноша, рано познавший тяготы «семейного хомута», и меньше пил-гулял. Однако, несмотря на «малолетство», хозяином в доме был всё же мужик-мужчина! В крайнем случае, на людях. Молодая жена, с детских лет готовившая себе приданое, мечтала о семейном уюте, красивом муже, здоровых детках. Конечно, супруга, прожившая на 2-4 года больше мужа¸ обладала к моменту замужества определённой мудростью. Да и физиологически она опережала свою половину. Но как всё это сочетается с исследованиями учёных: жена должна быть не моложе мужа, как сейчас, а постарше, ибо это способствует продлению рода...
Власть и церковь тоже были на стороне мужчины. Может быть, именно это обстоятельство позволяло мужьям жить немного дольше, чем их жёны. Да, такова статистика: почти все однодворцы-мужчины вместе с супругой жили в любви и согласии до глубокой старости и, как правило, первыми провожали своих жён в последний путь. Многие мужья, зависимые от помещиков, наоборот, уходили на тот свет раньше своих подруг. Так что мужчине важно чувство Хозяина, Обладания…
И ещё одно наше наблюдение: в однодворческих семьях больше рождалось мальчиков, а в крестьянских, зависимых от помещиков, – девочек. Крестьянские семьи имели больше детей, чем однодворческие. И здесь прослеживается, увы, одна тенденция: чем выше культурный уровень семьи и её жизни, тем меньше детей. Видимо, это и подталкивало однодворцев искать подруг жизни в Яковлевской волости, больше населённой девочками и женщинами. Кстати, в однодворческих сёлах и деревнях число взрослых мужчин всегда совпадало с числом взрослых женщин, а не только количество мальчиков и девочек. Если же и была небольшая разница, то, как правило, в пользу лиц мужского пола. Во всех же исследуемых нами помещичьих населённых пунктах количество женщин превышало, и порой, намного, мужчин, особенно к старости.
Нынешняя демографическая ситуация в России, когда мужчин катастрофически не хватает, порождена неправильными установками большевиков и нынешней политикой мафеодализма. Советская власть унизила мужчину-хозяина во всех отношениях, а мафеодальная верхушка возвысила «любовницу и секретаршу – до 35 лет». Там, где плохо живётся, рождается больше девочек. Таким образом природа заботится о продолжении рода-племени. Что бы там ни говорили о величии Советской власти, она дала стране большой перевес лиц женского пола. А следовательно, жизнь при большевиках и коммунистах была тяжёлой, сродни помещичьей, унизительной. Власть такая была неправильной, однобокой.
Лишь однодворческая среда была идеальной для поддержания баланса мужчин и женщин. Теперь понятно стремление П.А.Столыпина сделать в начале ХХ века всех крестьян однодворцами. Если бы это ему удалось осуществить, то никаких революций в России не было, и большевики бы не взяли власть! А главное, мы бы имели население в 500-600 миллионов человек, как и предполагали светлые умы России. Но продажная верхушка всё сделала для того, чтобы развалить Российскую империю… Однодворец – это и особый уклад жизни. Мужчина был и воином, и землепашцем, верующим человеком, соблюдающим старые обряды.
Старообрядец – это тот человек, который не пил, не курил, не сквернословил, почитал отца и мать своих. Николай II хотел в начале ХХ века вернуться к старообрядческим временам, но не удалось. Царь пошёл даже на то, чтобы поспорить с величием Петра I. Победил разлагающий Запад, Россия попала в западню, ловко устроенную денежными магнатами… В.И.Ленин присылал в уездные центры своих комиссаров, а те старались всеми правдами и неправдами взять власть… А местные царские чиновники, привыкшие говорить «…тс-с-с», то ли «атас», то ли «слушаюсь», робко ждали любой команды…
Семья во главе с умным деловым мужчиной – вот главное величие страны. В небе есть Бог, а на земле – Мужчина! Жена называла мужа местоимениями – САМ, ОН, или уважительно – ХОЗЯИН, ГЛАВА! Муж также не оставался в долгу, говоря о жене, как о ХОЗЯЙКЕ дома. Однако жена не высовывалась впереди мужа, как иногда сейчас, она должна была идти чуть сзади, следовать за мужем. Поэтому жена находилась ЗАМУЖЕМ! В тех же Кромах я постоянно наблюдаю такую картину: муж-казак уверенно идёт впереди жены, которая даже нарочно иногда отстаёт от него на несколько шагов. Всё это наследие прошлых обычаев. Но как часто муж идёт под хмельком, забывает помочь жене нести поклажу. Так что от прошлых обычаев остаётся порой один фарс!.. Но хуже, когда форс проявляют любого уровня начальники, предлагая на нижестоящий пост руководителя смазливую, гламурную, без царя в голове, но с княжескими запросами женщину, готовую постоять не за интересы страны, а лечь костьми за свои, карьерные устремления… .
И в этом смысле даже большевики были более продвинутыми, отбирая на руководящие должности в основном мужчин. Ныне же «эмансипация» достигла угрожающих размеров. Женщина, прежде всего, – МАТЬ, и ей нужно рожать детей, а не кричать с трибун о равноправии. А муж должен семью защищать от всех бед…
См. продолжение...

29,30 сентября-1,2,3 октября 2006 года.
пгт. Кромы-село Становой Колодезь.
*









Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 02 мая ’2011   06:07
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!!

Оставлен: 02 мая ’2011   16:32
Кое-что спорно, Но уважаю мнение автора.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
"Пламя-шторм", прошу вашей поддержки!

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft