Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
09 февраля ’2011
02:11
Просмотров:
25714
Эпизод 2
ХАЛЯВА
Предисловие.
Сколько себя помню – помню, что я всё, что-то строил. В школу не ходил ещё – с отцом строили курятник. Пошёл в школу – строил планы. После школы – товары народного потребления, ракеты и подводные лодки – основу коммунизма. После коммунизма – «общество с человеческим лицом» – полное крушение детских, юношеских и остальных надежд в жизни. Первый толчок сомнения ощутил на встрече с одноклассниками «20 лет спустя» – годы пролетели, как один день. Вспомнить нечего на фоне того, как мы изменились: лысые, пузатые, толстые, холенные, седые, с должностями, с положением, с возможностями. А ведь мы знали друг друга стройными, весёлыми, милыми, неугомонными и счастливыми, своими мечтами. Ибо в них мы верили, как и тем, кто эти мечты подогревал. Старость – самая большая неожиданность в жизни. Даже смерть, после неё, как утренний рассвет (наверное). Но размышлять времени не было – разгар перестройки. Второй толчок получил через 10 лет – главбух объяснил, что за нашу, очень удачную сделку, прошлого месяца, позволившую закрыть все долги бюджету, в этом месяце придётся заплатить столько же, только по НДС. Пришлось открывать ещё одну фирму – с одной мы кормились, с другой – государство, нашими долгами. Но недолго – трастовские кидалы переключились, с облапошивания доверчивых граждан, на хитромудрых «бизнесменов»... Год работы спекулянтом на базаре поразил меня неожиданным открытием: за такую работу надо было Героя Труда давать в советское время, а не в тюрьму сажать. Я на Героя явно не тянул: когда нечем стало «сдачи давать» мы семейный «бизнес» прикрыли. Не побрезговал я и повальным увлечением всего населения страны – металлоломом. Продержатся два года. Пока милиция не разобралась, что эту, «тёмную лошадку» – не «спортсмен» и не «сидевший» – никто не «крышует». Пробел, в анкете, восполнили, и я рухнул до того, как не стало бы, чем «сдачу давать». Решил освоить опустевшую нишу сельского хозяйства. Зима 2002 года съела все мои капиталы вместе с озимой пшеницей. Я и до этого слышал, что на земле нельзя разбогатеть. Но, что это будет подтверждено на мне, никак не ожидал. И подумал: оттого, что «дурний, мабуть». «А чому дурний?» И вспомнил ответ: « Бо бідний». Не найдя выхода с этого круга успокоился. Потом задумался. Чтобы отвлечься от дум тяжёлых начал читать: всё подряд – лишь бы, чем заниматься. Так мне попала в руки книга О. Субтельного: «Украина. История». Оказывается я не один. Мне и до того приходило в голову, что если бы я был «волком», может, дольше продержался бы в «бизнесе», но я не такой. И Украина не такая. Стал искать слабое место в том порочном круге. И записывать. Вот, что получилось.
Раздел 1
ПРЕДМЕТ В ИСТОРИИ
Постоянные крушения,
попыток украинцев добиться
самостоятельности – один из ключевых аспек-тов их исторического опыта.
О. Субтельный.
Глава 1 История предмета
«Исторический опыт» украинцев, условно, ведет свое начало от периода, обозначенным Нестором летописцем в «Повести временных лет». Хотя известны и другие, более древние, письменные свидетельства о событиях и эпизодах, в которых принимали участие или совершали их «русины», «руги», «роси», мы согласимся с летописцем, ибо это свидетельство нашего пред-ка, во-первых, и переломный период, во-вторых. Последнее поясню.
Более давние свидетельства зафиксированы в виде упоминаний о стычках, походах, восстаниях и захватах, предположительно, нашими предками чужих земель и народов, в летописях этих народов. А Нестор начал отсчет со времени царствования византийского императора Ми-хаила, при котором «приходиша Русь на Царьград». Сведения эти черпал он тоже у других – из греческих летописей, т. к. своих ещё не было. Вот как начиналось: «В лето 6360 (852) [...], начася прозывати Руская земля». Но уже через 7 лет появилось то, чего не встретишь в летописях других народов в связи с нашими предками: их покорили другие и заставили платить дань: «В лето 6367 (859). Имаху дань Варязи приходяще из заморья». Первый документированный случай по-тери, скажем так, украинцами своей самостоятельности.
Нестор жил в XII веке, а писал о событиях IX. Уже следующее предложение можно брать за точку отсчёта нашей государственности и её главные признаки: «В лето 6370 (862). И изгнаша Варягы за море, и не Даша им дани, и почаша сами в собе володети; и нее бе в них правды, и въста род на род, и быша усобица в них, и воевати сами на ся почаша». Какой талант! Несколькими фразами изложить суть украинства на восемь веков вперёд! До 2005года. Полный генетический код народа за много веков до открытия самих генов!
Интересно сравнить, как вышли из положения тогда, в IX веке и сейчас в XXI? Летописец далее сообщает: «И ркоша (решили): «поищем сами в собе князя, иже бы володел нами и рядил по ряду, по праву». Идоша за море к Варягом к Руси». Т.е., не успели ещё простыть следы варягов, которых «изгоняли за море», как они понадобились, ибо без чужеземца - хозяина, наши предки, просто, друг друга истребили бы. Вот как они аргументировали: «...земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет; да поедите княжить и володеть нами». Запомним эту фразу - в ней судьба народа - причина её и следствие!!!
По-другому ли поступил Б.Хмельницкий? Шесть лет он бил поляков и не терял надежды с ними договориться.
Точной копией событий 862 года явились действия Центральной Рады и Директории в 1917...1919 годах.
Ход государственного строительства за последние, после 2000, годы, выдвигает на передний план те же проблемы: недоверие, стычки кланов и групп, противостояние территорий. И лекарство то же. В 1991 году добились независимости. Провозгласили нейтралитет. Потом замени-ли его на многовекторность. Под ядерное разоружение получили гарантии обеспечения суверенитета от США и России. А ещё раньше незыблемость европейских границ подтвердили хельсинскиесоглашения и создание ОБСЕ, куда Украину довольно быстро приняли. Чего ещё не хватает украинцам для самостоятельной жизни, если в гарантах у них шефповары мировой политической кухни? О таком Б.Хмельницкий только мечтал. Аналогичное было в намерениях Директории. Но реальностью это стало только для Верховной Рады и президентов Кравчука и Кучмы. Причём, Кравчук ушёл в отставку при первых же симптомах разлада в обществе. Как истин-патриот он собой пожертвовал ради Украины. Намного драматичнее период правления Л.Кучмы. Общественный ген украинства развился во всей своей красе. Некогда богатое народное достояние, распылённое с помощью ваучера до литры водки стало неосязаемым и, практически, ничейным. Невесть откуда появились разные кланы, блоки, семьи, общества, федерации, союзы и просто банды. Общим у них было только одно: хапай побольше. Нажива, как коррозия, разъела элиту. Народ, сумевший в 1991 выполнить завет Т.Г.Шевченко и разорвать «кайданы», уже в 2005 примеряет новые. Вот и ответ на поставленный вопрос: « Для самостоятельной жизни украинцам не хватает только одного - желания, этой самой самостоятельности».
Но объективность требует задать ещё такие вопросы:
«Нужна ли украинцу самостоятельность?»
«Кто он, или, каков он украинец самостоятельный?»
Глава 2 Феномен
Ответ на эти и другие вопросы содержатся в трудах Нестора Летописца, и других историков. А если точнее - в ходе исторического развития народа. Только нужен объективный, очищенный от личных переживаний анализ. Причём последнее важнее. Все мы когда-то вырастаем и покидаем родительский дом. Годы стирают в памяти многое, меняется характер, приобретаем новые привычки, друзей, врагов. Но ни годы, ни уйма новых впечатлений не вытеснят из памяти образ родного края - места, где впервые увидел себя человеком. Поэтому любая встреча с ним, то ли в памяти, то ли наяву вызывает могучую тоску. И желание сделать, что-то. Для большинства это «что-то» настолько туманно, что попытка прояснить его традиционным способом заканчивается грандиозной пьянкой. Натурам же одарённым талантом художника, поэта, прозаика, музы-канта эту тоску удаётся заключить в образы простые и поэтому понятные всем. Вот почему творчество Т.Г.Шевченко близко каждому украинцу.
Как мы, украинцы, представляем себя? Трудолюбивый, красивый, многострадальный, свободолюбивый, «співучій», несчастный народ. А какой народ на земле не взял бы эти эпитеты для описания своей судьбы? Поэтому для индификации себя среди сотен других народов нужна индивидуальная, больше никому не присущая, особенность. Нам повезло - их у нас, в наличии, даже, две. Обозначили их, практически одновременно, два гения, порождённые украинской землёй - Т.Г.Шевченко и И.Е.Репин.
Тарас Григорьевич изобразил стон. В стихах. Стон великого, но вечно угнетаемого и морально уничтожаемого народа, как стон могучего и всесильного потока воды, зажатого гранитными берегами, и, разрываемого в клочья, острыми гранитными порогами: «Реве та стогне Дніпр широкий».
Илья Ефимович нарисовал противоположное - смех. Он гениальный художник. Поэтому сумел в рисунке изобразить смех. Смех чистый, заливистый и искренний, как у младенца, не по-знавшего, ещё, тяготы жизни. Про такой говорят: «Здоровый детский смех». Но так способны смеяться и взрослые. Правда, не все. И не многие. А только те, которые почувствовали себя хозяевами жизни. Своей. Но, особенно, чужой. Вид размера своего превосходства вызывает такой же искренний и всепоглощающий смех, как у младенца – по любому поводу. Такой смех, прав-да, бывает и у холопов, у «шестёрок», у подхалимов, и пр. зависимой братии, но при одном обязательном условии – что объект насмешек их не слышит, и есть гарантия, что не достанет. Словом, художник изобразил украинцев уже порвавших «кайдани», вдохнувших глоток свободы и... пишущих письмо турецкому султану.
Из того, что я до сих пор слышал об этом письме общее впечатление такое, что мы гордимся. Гордимся нашими предками, казаками, не побоявшимися всесильного султана и, пославшими ему такое смелое письмо. Гордимся картиной И.Е.Репина, изобразившего сам процесс на-писания этого письма. Гордимся и самим письмом.
Я специально сходил в музей истории казачества на о. Хортица, в Запорожье, чтобы ознакомиться с первоисточником. С точки зрения здравого смысла – гордиться нечем. Тем более, вечно, угнетаемому народу. Сам тон свидетельствует об отсутствии у авторов письма, какого-либо конструктивного намерения. Ну, а содержание – оно, просто, требует незамедлительного наказания за такие оскорбления. Что, по отношению, к казакам, и делали турки, поляки, россияне – единственный вопрос, на который у всех у них был одинаковый ответ.
Такое «единение противоположностей» не могло пройти мимо судьбы украинцев, и рас-плата тянется на более чем десяток веков.
Тема освобождения многострадального народа от «кайданів» пронзала всё творчество Т.Г.Шевченко. Но сейчас видно (листая нашу историю), а наши соседи веками на себе ощущали, что, ежели нами никто из чужеземцев не управляет – мы просто опасны. Для всех. И не просто управляет, как «варяги со скандинавскими именами» – раз в году собирали налоги, или монголо-татары, посещавшие порабощенный народ раз в 10-50 лет, а управляет удавкой. Как поляки. Или русские цари. Нестор с того и начинает летопись (см. Гл.1). Продолжение ещё непригляднее: каждый киевский князь считал первоочередным, отметить своё восхождение на престол военным походом на Константинополь. Некоторые за время своего правления по несколько раз его грабили. Грабеж и его неотвратимость создали специфичную технологию в дипломатии тех времён – достаточно было князю послать гонца с сообщением: «Иду на Вы», как мощнейшая Византия запрашивала: «Сколько надо заплатить?» В перерывах, от походов на Константинополь, наши предки вовсе не лежали в прохладе «садочка вишнёвого»: военные походы на волжские ханства или дунайские княжества имели одну цель – богатые трофеи, а если попросту – тот же грабёж. Так продолжалось, пока их самих не поразил вирус междоусобицы, которая и сдала народ в кабалу соседям. А мог ли поэт в те времена представить, глядя на стонущую нацию, что уже через десяток лет, после очередного приобретения самостоятельности, уже свободолюбивые «нащадки», с оружием в руках, будут наводить «порядок» аж в библейских местах, и какая «лихая доля» могла их туда забросить?
Полистаем, уже упоминавшегося в эпиграфе, О. Субтельного, его книгу: «Украина. История». Заглушим в себе эмоции от новости, что «тиран народов» сделал больше для становления Украины и её соборности, чем её всевозможные лидеры за всю её историю. Исправим в своей памяти зарубку, что самым щадящим игом в нашей истории было монголо-татарское, а самое разрушительное - правление поляков. Запомним динамику роста численности населения и много другой важной информации. И отставим всё это в сторону, как мелочевку.
Тогда в основе остаётся такая картина. На развалинах Византии и Киевской Руси строится и крепчает Османская империя. Осколок Киевской Руси – Московское княжество, пытается встать на ноги. Проявившие себя в схватках с Тевтонскими рыцарями, литовские князья становятся притягательной силой для, истощавших в междоусобицах, мелких украинских князьях и они добровольно идут под юрисдикцию Литвы. Не дремали и поляки: они просто прибирали к рукам всё, что липло.
Здесь мы отвлечёмся для аргументации объективностью. Природа так устроена, что смерть одного вида создаёт стартовые условия для появления и развития других. Смерть когда-то мощного, но уже дряхлого дуба открывает свет и служит кормом для молодой поросли дубков, кустарников, травы. Поэтому, превратившаяся, из-за междоусобиц, в ничто, бывшая, мощная, Киевская Русь стала питательной средой и строительным материалом для её мелких, когда-то, соседей, а Московскому княжеству она, просто, дала жизнь.
14 век. На карте Европы появляется самое мощное государство – Великое Княжество Литовское – основой, которого, стала большая половина, бывшей Киевской Руси.
16 век. Завершилась хитроумная комбинация польской шляхты по территориальным приобретениям с использованием женщины, подкупа, провокаций и просто мерзости. Цель её была в том, чтобы без войны прихватить Великое Литовское Княжество. И это им удалось. Сначала женили литовского короля на своей королеве. Потом постепенно стали отколупывать, то поместья, то земли, то удельные княжества. В 1569 появилась Речь Посполита. Из 815 тыс. кв. км её территории, самой большой, на тот момент, державы в Европе, только пятую их часть составляли польские земли.
17 век. Считая население украинских земель быдлом, польская шляхта умудрилась, спе-сью и жестокостью, поднять его на восстание. За 5 лет, с 1648 года до 1654, основа мощи Речи Посполитой – Украина – стала, практически, самостоятельной и отбивалась от притязаний Польши непрерывными войнами. Именно в этот период и проявился главный, и самый опасный феномен Украины. Сама по себе она по-прежнему была ничем – нулём – из-за разногласий в элите. Но, прислонив этот ноль к самой захудалой цифирке из соседей или не (Швеция тоже пы-талась), Европа получала, как минимум, мощнейшую десятку! Понимал ли это Б.Хмельницкий, когда пытался заключить договор о протекции, то с Москвой, то со Стамбулом, трудно сказать. Но он чётко понимал, что с таким альянсом Польша, вынуждена, будет считаться и, даже, ува-жать. После смерти гетмана, в 1657 г., украинская элита не устояла от соблазна нагреться на си-туации. Бесчисленные полковники становились гетманами определённой территории и продава-лись налево и направо. Торги шли вплоть до разгрома шведов под Полтавой, Петром 1. С того момента уже никто не мог усомниться, что не только в Европе, но и в мире появилось сверх-мощное государство – Россия.
Примерно в те же времена строится ещё одна империя – Австро-Венгерская. На обломках Речи Посполитой и Оттоманской империи. И эта империя не обошлась без частички Украины – Западной.
Но самое яркое проявление «нулевого» феномена Украины мы видим в действиях Ленина, в 1917г., в России, после Октябрьской революции. С первыми декретами о земле и мире вышел, и декрет о самоопределении Финляндии. А вот на Украину отправили организаторов рабочего движения, большевиков: без Украины в ноль могла превратиться Советская Россия. Дальнейшая борьба опасения эти подтвердила. Гражданская война шла по всей огромной стране. Но самая драматичная и кровопролитная на территории Украины. Здесь она и завершилась.
Однако, свои феноменальные свойства украинский «нуль» полностью раскрывал только в случае добровольного присоединения. Так, он совершенно не прибавил мощи монголо-татарам, силой его захватившие. Не извлекла пользы от обладания им и Польша, заманившая его хитро-стью – он её и погубил. Ленин это учёл: при создании Советского Союза, Украина стала одним из учредителей.
Символично и то, что один из последних гвоздей в гроб Советского Союза вбивала Ук-раина. В Беловежской Пуще.
После этого Украина приняла своё естественное состояние – стала опять чистым и очень круглым «нулём», который, при тяготению предыдущего президента Кравчука к нейтралитету, мог укатить, куда угодно, от малейшего ветерка или толчка.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи