В книге П.Александрова «Орёл» (Рига, 1903г.) об адвокате Петре Акимовиче Александрове написано, что был он одним из видных представителей светлой поры нашей адвокатуры. Сын дьякона Васильевской церкви г.Орла Пётр Акимович и по женской линии происходил из духовного звания, известного рода Амфитеатровых.
(Из села Высокое Кромского уезда).
Говоря об эпизодах семинарского воспитания, Александров с ужасом вспоминал господствующую в ней систему беспощадной порки, приходилось семинаристу напрячь все свои умственные способности, дабы добраться до смысла бессмысленно составленных записок (учебников в то время не было). Автор заметил, что это умственное напряжение выработало в будущем знаменитом ораторе умственную крепость и дисциплину, ту гибкость ума и саркастическую находчивость, которыми он был так страшен своим противникам.
Из семинарии Александров перешёл в Петербургский университет, где и окончил курс в 1860г. Службу начал судебным следователем, потом стал товарищем прокурора Петербургского окружного суда. Был прокурором Псковского суда, товарищем прокурора Петербургской судебной палаты, товарищем обер-прокурора сената.
(Как видим, Ленин и большевики переняли слово «товарищ», скорее всего, из судебной практики!)
В 1876г. Александров вдруг сменил вышитый золотом мундир на скромный адвокатский фрак. Отставка Петра Акимовича произошла из-за того, что он в своём заключении напал на приговор судебной палаты, которая обвинила редакто-ра «Санкт-Петербургских ведомостей» Ватсона и фельетониста Суворова в клевете. Сенат по докладу М.Е.Ковалевского одобрил взгляд Александрова, но начальство вычеркнуло его имя из ближайшего наградного списка.
Товарищ обер-прокурора доказывал, что с принятием взгляда палаты для русской печати будет невозможно разоблачить злоупотребления.
Мировую известность Александрову принесли его вы-ступления на политических процессах – «193-х» – по делу Веры Засулич и других. Председатель суда А.Ф. Кони и адвокат П.А. Александров вместе с присяжными вынесли подсудимым оправдательный приговор.
Напомним, что в 1878г петербургский градоначальник Трепов приказал высечь заключённого студента за то, что тот промедлил снять шапку при его появлении. В.Засулич, поя-вившись на приёме у градоначальника, выстрелила в него, но Трепов отделался лёгкой раной. Александров произнёс пламенную речь, которую переводили на иностранные языки.
Литературный критик Н.К.Михайловский показал, к чему привела страстная речь племянника – известного в пер-вой половине 19 века поэта, издателя, педагога С.Раича – адвоката Петра Акимовича в защиту Веры Засулич. После оправдания началось: убит глава жандармерии Одессы Г.Э. Гейкин; в центре Петербурга заколот кинжалом шеф жандармов Н.В. Мезенцев; в Харькове застрелен генерал-губернатор князь Кропоткин...
Один за другим следуют покушения на царя:
в ноябре 1879г. – взрыв на пути следования царского поезда. 2 апреля – выстрелы Александра Соловьёва на Дворцовой площади. 5 февраля 1880г. – взрыв в Зимнем Дворце.
Добавим, что в 1881г. освободитель крестьянства Александр II был убит...
Так дворяне отомстили ему за отмену крепостного права.
Когда А.Кони объявил о том, что Засулич оправдана, то публика устроила ей и Александрову овацию. Что же говорил на суде наш земляк:
«Вера принадлежит к молодому поколению. Она стала помнить себя уже тогда, когда наступили новые порядки, когда розги отошли в область преданий, а ведь до 17 апреля 1863 года розга царила везде, но через 15 лет после их отмены над политическим осуждённым арестантом совершенно позорное сечение. Это произвело впечатление на многих в Петербурге, в том числе и на В.Засулич...
Не первый раз на скамье подсудимых появляется перед судом общественной совести женщина по обвинению в кровавом преступлении. Были здесь женщины, мстившие своим соблазнителям. Были женщины, обагрившие руки в крови изменившим им любимых людей или более счастливых соперниц. Они выходили отсюда оправданными – то был суд правый. Они, совершая кровавую расправу, боролись и мстили за себя. В первый раз здесь появляется женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, немного страданий может прибавить вам приговор для этой надломленной, разбитой жизни. Да, она может выйти от-сюда осуждённой, но она не выйдет опозоренной. И остаётся только пожелать, чтоб не повторились причины, производящие подобные преступления».
Вера Засулич от последнего слова отказалась. Надо заметить, что полиция после суда хотела всё-таки арестовать её, но оправданная женщина была отправлена в Швецию. В 1879г возвратилась в Россию, в 1886г. вновь эмигрировала. С 1883г. придерживалась позиций марксизма, в конце жизни стала противницей смертной казни и политических убийств.
Тогда, в 1878г, выстрел Засулич заострил внимание на том, что власти на каждом шагу совершали беззакония, и он, выстрел, как пишет учительница М.Масягина из города Чайковского, поколебал существовавшее в обществе отрицательное отношение к террору.
Крайние же революционные элементы, давно настаи-вавшие на терроре, решили, что общественность всецело сочувствует подобным методам борьбы. А Запад поддерживал террористов, чтобы ослабить Россию…
Изучая документы 60-х годов 19 века, можно прийти к выводу о том, что царь Александр II и его окружение, зачарованные отменой крепостного права, витали в облаках. Они обогнали время, вводили новые законы в суде и прочих заведениях. Так называемые революционные демократы Чернышевский, Добролюбов, Некрасов, Писарев и другие просто отставали от требований царя, спешившего реформировать Россию быстрыми темпами.
Но как бы мы ни усовершенствовали машину, управляется она всё равно рулём. А его-то нужно держать крепко, иначе можно совершить аварию. Государственная машина также нуждается в надёжном управлении.
Кажется, в воспоминаниях жены Ленина Крупской есть такой эпизод: крестьянин, убив жену, оправдывается: а теперь – свобода!
Ложно поняли вводимую царём свободу и Александров с Кони. Как можно было оправдать Засулич, стрелявшую в человека! Пусть негодяя, злодея, но человека! Или важно было стрельнуть звонкой фразой?! В наше время террор вновь получил прописку. Вовсю старается телевидение, смакуя то или иное преступление.
Ясно одно, что все проблемы и противоречия в обществе следует разрешать мирными средствами, И здесь власть должна быть опытным «водителем», умело объезжая ухабы истории… 1996, пгт. Кромы
*