16+
Лайт-версия сайта

Три жизни.Гл.14

Литература / Проза / Три жизни.Гл.14
Просмотр работы:
22 декабря ’2010   10:48
Просмотров: 25538

Первым желанием Елены после того, как она выбежала от Алексея Николаевича в расстроенных чувствах, было забыть, вычеркнуть из памяти все, что было с ним связано. Она даже хотела попросить заменить ей практику на другое место. Но прошел один день, потом другой... Ее возмущение и обида все таяли, и вот она уже решила ничего не менять. Судьбе было угодно, чтобы на ее пути появился он, и она решила покориться. "Будь что будет", - думала она. В конце концов, может, ничего и не было. Не надо от жизни требовать большего, чем она могла ей дать. Она решила сделать вид, что ничего не произошло, и прийти в условленное время в юридическую консультацию. По-видимому, Алексей Николаевич тоже сделал вид, что ничего не произошло. День прошел в работе. Было несколько ни к чему не обязывавших разговоров. Так закончились несколько их встреч. На последней Алексей Николаевич вдруг предложил Елене попозировать. Елена, не задумываясь, согласилась, дав себе зарок не видеть в словах Алексея Николаевича больше, чем в них заключалось. Она уже одевалась, собираясь к нему, как вошла пришедшая с улицы Нина. Вид ее был загадочный.
- Пляши, - сказала она, держа в руке конверт, - тебе письмо от Ивана. Что это ты совсем забыла про него? - Видя, что Елена "плясать" не собиралась и была настроена весьма сурово, Нина отдала письмо и пошла на кухню.
Елена тоскливо посмотрела на конверт. Ей так было хорошо в последнее время: никаких волнений, претензий, посягательств на ее свободу. Иногда в глубине души шевелилось что-то, похожее на чувство долга или на жалость в Ивану. Но всякий раз она себе говорила: их много, а я одна; ничего не поделаешь, жизнь так устроена, что где любовь, там и страдания.
Наконец, она надорвала конверт, достала исписанные крупным, неровным почерком листки и стала читать. Она и не ждала от письма ничего хорошего, но то, что она прочитала, превзошло все ее неприятные ожидания. По лицу ее пошли красные пятна. Не дочитав до конца, она скомкала письмо и бросила в угол.
"Негодяй! в чем меня обвиняет! Слишком высокого о себе мнения! Да, я виновата, виновата в том, что не разглядела во-время его как следует. Виновата, что дала возможность полюбить себя, не разобравшись в своих чувствах. Ну и что? Что же теперь, мне выслушивать или читать его несправедливые обвинения и упреки? Нет уж, дудки. Я буду жить как хочу. А всякие там Иваны и прочие мне не указ". Елена быстро оделась и вышла из квартиры, хлопнув дверью.
Ожидая Елену, Алексей Николаевич работал над своими "Ничтожными". Ему не нравилась фигура Вергилия; он ее замазал и начал заново. Руки его двигались почти что автоматически, голова была занята другим. Он никак не мог разобраться в своем отношении к Елене. Он не знал, надо ли было ставить точки над "i", но разобраться хотя бы для себя ему хотелось. Он чувствовал, что в женщине сильнее потребность тепла домашнего очага, семейного счастья. И видя женщин, встречаясь с ними, он испытывал жалость к ним, сознавая, что не хочет удовлетворить эту их потребность. Женщин же, которые открыто показывали свое равнодушие или даже презрение к радостям семейной жизни, он не понимал, он их боялся. У него сложились представления о жизни довольно жесткими, слабо поддающимися изменениям. Новые явления он пытался втиснуть в эти раз и навсегда сложившиеся рамки. Если же это сделать не удавалось - он испытывал чувство страха, страха перед непонятным, неизвестным. Елена же как раз и была непонятна. Она была молода и, возможно, сама не знала, что ей нужно, чего бы она хотела.
Раздался звонок. "Наконец-то", - подумал Алексей Николаевич. Разобраться в своих чувствах он не мог, но и не мог отключиться от этих мыслей, что-то постоянно заставляло его к ним возвращаться.
Алексей Николаевич провел Елену в мастерскую и посадил на стул. Елена успела заметить снова воцарившийся в квартире беспорядок, но решила на этот раз не вмешиваться в его жизнь. Она по-прежнему ему симпатизировала и при благоприятной ситуации эта симпатия в глубине ее души могла бы развиться в нечто большее.
Алексей Николаевич снял "Ничтожных" и закрепил чистый, уже загрунтованный холст. Затем он подошел к Елене, внимательно на нее посмотрел, попросил повернуть голову, положить нога на ногу, дал ей в руки книгу и опять отошел к мольберту. Он начал быстро водить рукой с кистью по холсту. Елена теперь для него не существовала. Была лишь модель, которую надо было перенести на холст.
Елена почувствовала отстранение Алексея Николаевича; ей стало скучно. Чтобы разорвать этот круг молчания, она произнесла первое, что пришло ей в голову.
- Завидую я вам. Вы увлечены своей работой; ваша жизнь наполнена до краев. А я себя еще не нашла.
- Я сам себе иногда завидую, - ответил Алексей Николаевич, не прекращая водить кистью. - Но дело тут не так просто. Мне очень нравятся мои занятия живописью, все, вплоть до мытья кистей и грунтовки холста, даже запах красок в мастерской! Когда я прихожу домой и ощущаю этот запах, меня охватывает какая-то нервная дрожь. Непременно у меня появляется желание подойти к находящейся в работе картине, посмотреть на нее, даже если я знаю, что в этот день я не буду писать. В последнее время я совсем опустился (или, может быть, поднялся? - не знаю). Хорошее настроение появляется только тогда, когда осеняют, появляются новые замыслы, идеи. У меня часто причина и следствие меняются местами. Еще вчера я помышлял: а не иссяк ли родник моих "художеств"? А сегодня мне явилась новая идея. Только жаль, что времени так мало. Часто мы переживаем, если на нашем пути возникает какое-либо препятствие. Но всегда ли мы хотим, чтобы случилось то, что по какой-либо причине не произошло? Не находимся ли мы в плену особенностей нашей психики? Я выражаюсь ясно? - Алексей Николаевич неуверенно посмотрел на Елену. Ему показалось, что она относилась к его словам благосклонно, и он продолжил.
- Я постоянно ощущаю: что-то ворочается, испускает сигналы в недрах моего сознания. Я не знаю, чем разрешусь от бремени, какое детище и когда появится на свет божий, но что оно появится - я уверен. Картины пишут в таком состоянии, когда в тебе одновременно сосуществуют и страдание, и радость, уравновешивая друг друга. И чем более они по размерам, тем лучше у тебя получается. Для художника, для его умения видеть важна установка на это. Мне это напоминает рыболова, который, плывя на лодке, тащит за собой блесну в надежде соблазнить щуку. Вы ловили таким способом рыбу?- Не дождавшись ответа, Алексей Николаевич продолжал. - Художник, сам живя полнокровной жизнью, имеет установку на видение, расставляет свои сети, в которые то и дело попадается мелкая и крупная рыба.
"Интересно, какой рыбой являюсь я? - усмехнулась мысленно Елена. - Но то, что я рыба и что я попала к нему в сети - это факт. И он меня использует. Ему нужно выговориться, ему нужна натурщица, а что у меня на душе - его не интересует".
- Я не люблю вдохновение, которое приходит во время работы, - продолжал, как ни в чем не бывало, Алексей Николаевич. - Я его, конечно, ценю, но не уважаю. Когда оно приходит неожиданно, как с неба, и заставляет побросать все свои дела, настойчиво требуя тебя всего и полностью, - вот когда испытываешь настоящее счастье.
- А я думала, настоящее счастье - когда любишь, - произнесла, наконец, Елена.
- И когда любишь, тоже, - небрежно заметил Алексей Николаевич. - Одно не исключает другого. Я ничего не боюсь в этом мире, кроме двух вещей: лишь бы не отняли кисть и краски, лишь бы была возможность писать; еще я боюсь не успеть сказать все, что могу и хочу.
"Ну вот, еще одно признание," - с грустью отметила Елена.
- Интересно сравнить работу художника с музыкальным исполнительством. Нотный текст в музыке - это мир перед художником. Исполнение музыкального произведения - это создание картины. При исполнении допускается вариационность в рамках интерпретации. Видение художника также сугубо индивидуально. Поэтому можно говорить об интерпретации художником в живописи окружающего мира.
- Почему же искажение нотного текста не допускается, а в живописи это сплошь и рядом? - обреченно заметила Елена.
- Прежде всего потому, что такую музыку просто никто не станет слушать. А живопись - это другое дело. Мы существуем вне сферы музыкальных образов. В любой момент мы можем войти в нее или выйти. Поэтому мы никогда не сможем привыкнуть к музыке. А окружающий мир находится у нас перед глазами постоянно, эмоциональность его восприятия может значительно уменьшиться. Поэтому художники иногда и искажают. Хотя это только вам кажется, что они искажают. Они по другому писать просто не могут.
- Что-то слишком мудрено, - сказала Елена. - Нам, простым людям, это не понять.
- Что вы! И художник, и обычный человек чувствуют одинаково. Просто обычный человек не может выразить свои чувства посредством какого-либо вида искусства, а художник - может. Человек может не быть художником, но чувствовать не менее богато, чем он. Этот человек лишь не обладает способностью поведать о своих чувствах всему миру. В это смысле он нем. Я должен вам признаться: это огромное счастье - говорить с человечеством на языке искусства. Жаль, что это счастье не всем доступно. Кто хоть раз ощутил радость творчества, тот уже не остановится.
"А я не хочу быть обыкновенным человеком, - продолжала внутренне комментировать Елена. - Я необыкновенная!"
- Иногда со мной случаются страшные минуты: я теряю веру в искусство, веру в его силу, веру в то, что оно способно повлиять на людей, на события, на мир. Это самые тяжелые мои минуты. Ведь существует же масса людей, в чьих глазах искусство не имеет никакой ценности, которые вообще ни разу не задумывались над такими вещами. В эти минуты я думаю, что искусство существует для себя, что оно влияет на людей, но только на тех, которые потом пополняют его ряды, которые сами занимаются искусством.
"Он решил уморить меня, - с тоскою думала Елена. - И весь ужас в том, что он прав. Он говорит интересные, умные вещи, только это мне сейчас не нужно. Как его остановить, чтобы он не обиделся?"
- Что это мы отвлеклись. Ведь это же здорово, - воскликнула Елена, - любить мыть кисти и грунтовать холст!
- Но получая удовольствие, скажем, от мытья кистей, я забываю, для чего я их мою. Если бы мне не нравилось это занятие, я бы поскорей их помыл и приступил бы к главному. А я подчас трачу на это слишком много времени. С другой стороны, если мыть кисти мне совсем будет не интересно и даже обременительно, я буду их мыть плохо, и главное дело будет опять страдать.
- Да, для вас проблемы во всем, - иронически заметила Елена.
- Меня больше волнует вопрос, что заставляет меня снова и снова браться за кисть. Признания я не получил, следовательно работаю для себя и, быть может, на нескольких знакомых, которые видели мои работы. Не объясняется ли все это стремлением к самовыражению. Если бы рядом был человек, например вы, которому я бы имел возможность изо дня в день поведывать свои чувства, мысли, то, может быть, и не нужно было бы все это.
Алексей Николаевич вдруг испуганно посмотрел на Елену, почувствовав, что опять сказал что-то не так. Но встретившись с ее красивыми, грустными, все понимающими глазами и прочитав в них, что она либо не придала этому значения, либо простила, он успокоился.
Елену все же больно кольнуло это "например, вы", и она призвала на помощь все самообладание, чтобы не выдать своих чувств.
- Видите, как хорошо, что мы видимся редко, - сказала Елена, не удержавшись. - А то бы я помешала вам облагодетельствовать человечество.
- Что вы, что вы, - забормотал Алексей Николаевич, - вы не думайте, я вовсе не считаю, что человечество не сможет обойтись без меня и без моего творчества. Кто знает, может мое призвание в ином, как, например, у Сократа или Иисуса Христа...
- Ну, вы даете. - Елена даже забыла о своей обиде, удивляясь неожиданному повороту мысли Алексея Николаевича. - По-моему, так думать по меньшей мере нескромно, а может и кощунственно.
- Вы еще скажите "богохульно". Вы знаете, люди часто сюсюкают, общаясь друг с другом. А мыслить надо жестоко и, следовательно, говорить надо жестоко. Не надо бояться говорить жестокие вещи, в особенности, если жестокость и правда, жестокость и истина совпадают.
- Как это? - не поняла Елена.
- Ну, например, влюбленные (чтобы вам было понятнее). Он говорит ей: я тебя долго искал и, наконец, нашел. Но истина протестует против этого. Истина утверждает: если бы он ее не встретил, то встретил бы другую и говорил точно такие же слова. Или, например, дружба. Мы дружим, потому что боимся одиночества, боимся оказаться один на один с вечными вопросами "кто я?", "зачем я живу?", боимся, что эти вопросы нарушат спокойное, приятное течение нашей жизни, заставят поломать это течение, а это будет нам неприятно.
- Вы, оказывается, страшный человек. Я с вами не согласна. Я верю, что существует тот единственный, который ниспослан судьбой, и я буду ждать этого человека, и я дождусь его. Я верю, что дружба - это не средство избежать одиночества. Ведь у вас у самих же есть друзья, что же вы тогда болтаете! - Елена рассердилась не на шутку. Она покраснела и перестала смотреть на Алексея Николаевича.
- Вот такой вы мне нравитесь больше. Подождите, не бледнейте, мне надо запечатлеть вас. Только поверните головку, как я вам говорил. Что же касается ваших слов, то я не идеал, я слаб, я такой же человек как и все остальные. Поэтому и я дружу, и у меня есть друзья. А вы уж испугались, думая, что перед вами монстр. Ха-ха-ха...
- Ни чего я не испугалась, - смущенно сказала Елена. - Просто мне не нравятся ваши идеи.
- Подождите, вы опять бледнеете. Что мне такое придумать, чтобы заставить вас раскраснеться опять? Помогите мне!
- Сами решайте свои проблемы. Если я вам не подхожу, я могу уйти.
- Нет, нет, только не это. Однако, мы отвлеклись, и довольно сильно. Итак, мы видимся редко, и поэтому мои лучшие друзья - кисть и холст.
- Это уже я поняла. Скажите что-нибудь поинтереснее.
- Хорошо. Я буду говорить о себе. У меня это лучше всего получается.
- Возможно, потому что это вас интересует больше всего, - саркастически заметила Елена.
- А что вы удивляетесь? Если человек себя не любит, если он не умеет себя любить, то не полюбит и другого.
- А если он любит только себя, то для другого человека в его сердце места не остается, - парировала Елена.
- Нет, вы не правы. Вы не понимаете или не хотите меня понять. Дело в том, что любовь для меня - это искусство, а искусство - любовь. Эти понятия для меня не существуют раздельно. Они тождественны.
- Если для вас искусство и любовь тождественны, то для вас не существует ни того, ни другого, - заметила ядовито Елена.
- Какая вы сегодня, право... - поморщился Алексей Николаевич.
- Вы меня еще плохо знаете. Я способна испортить настроение кому угодно и когда угодно, - сказала Елена торжествующе. Потом, видимо решив, что пора высказаться и по существу, добавила:
- А если серьезно, то для меня любовь - это смысл жизни. Я ищу любовь. Я хочу полюбить и чтобы полюбили меня.
- Вы еще мало жили, мало любили. Любовь не может быть смыслом жизни. Любовь, как и искусство, - это способ существования. Для меня не существует любви, оторванной от искусства. Такая любовь связана с потерей человеком своей свободы. И в этом случае, когда любовь уходит, человек испытывает облегчение, так как снова становится свободным. Если помните: "Ты царь, живи один. Дорогою свободной..."
Елена хотела что-то сказать, но Алексей Николаевич опередил ее.
- Конечно, это чувство облегчения знакомо не всем, а лишь тем, кто обостренно чувствует свою несвободу. Некоторые свободы бояться, они не знают, что с ней делать. Такие стремятся к несвободе, то есть к рабству, в том числе и к рабству любви.
- Здорово это вы разложили все по полочкам, - сказала, наконец, Елена. - Для меня человек не любящий - это ущербный человек, это человек-калека. Зачем мы появились на этот свет, если не для любви? Кому нужно будет искусство, если не будет любви?
- Я рад за вас, - сказал Алексей Николаевич. - Я в ваши годы тоже так думал. Чтобы что-то понять, надо чтобы нечто повторилось много раз. Я много раз влюблялся, и всякий раз с удивлением обнаруживал, что я себе уже не принадлежу. Я куда-то ехал, куда мне совершенно не нужно было, что-то делал, чего никогда не сделал бы в обычном состоянии. Я себе не принадлежал. И всякий раз я испытывал облегчение, когда влюбленность проходила.
- Вот именно, влюбленность, а не любовь! Любовь не может пройти, она одна.
- Милая девочка, да пусть будет так. Я не хочу тебя переубеждать; мы говорим на разных языках.
- А можем ли мы выучить язык друг друга? - вдруг смущенно спросила Елена.
- На твоем языке я говорить не хочу, для меня это уже пройденное. А мой язык ты понять не можешь.
Елена вдруг с необыкновенной ясностью ощутила, что ей у Алексея Николаевича делать больше нечего. Эта неожиданно пришедшая мысль не была связана с обидой, разочарованием. Что обижаться на то, что трава зеленая, а небо синее? Где-то в глубине души, может, и оставался какой-то горьковатый осадок, но он погоды не делал.
- Я вижу, вы совсем перестали работать. Может нам перенести на другой день?
- Да, пожалуй, - сказал Алексей Николаевич, - тем более уже темнеет.
Попрощались они довольно сухо. Были сказаны все положенные в таких случаях учтивые фразы, но чувствовалось, что каждый торопился закончить эту встречу.
Проводив Елену, Алексей Николаевич, словно не зная, чем заняться, принялся ходить по квартире. В мастерской он поправил снятую картину, которая, как ему показалось, стояла криво; на кухне закрыл покрепче кран, из которого капала вода; проходя мимо дивана, он взбил и придал красивую форму подушке, и это несмотря на то, что до сна оставалось часа два. Он был рационалистом до мозга костей и не пошевельнул бы пальцем что-либо сделать, если бы это не отвечало какой-либо практической цели. Но вместе с тем он был эстетом, любителем и ценителем прекрасного. Один вид подушки, на которой он лежал, сплюснутой и вся в складках, его раздражал. Какая-то, пока неясная, мысль мучила Алексея Николаевича, стучась ему в сознание. Он чувствовал это, но никак не мог ее сформулировать. Что-то важное ему пришло, пока он любезничал с Еленой. Наконец, походив еще немного, он понял, что ему не давало покоя. Эта мысль была так необычна, что он сам не мог поверить, что это действительно плод его раздумий, а не внушенная кем-либо другим идея. Мысль эта заключалась в том, что вся его последующая жизнь ему представилась как чудовищный эксперимент над самим собой: ограничить круг своих интересов юриспруденцией и живописью. Первое ему было нужно для заработка, второе было дело его жизни, для души. Елене в его жизни места не было, да и не только Елене, а никому другому. Встретившись с Еленой, он понял, что придется выбирать, что жить с таким человеком как Елена и постоянно забывать ее, обращаясь к своим картинам, было бы в высшей степени бесчеловечно. Эксперимент этот был чудовищный, потому что провести его можно было только один раз, и цена ему была - его жизнь. Либо он "облагодетельствует человечество", как ехидно заметила Елена, либо он загубит свою жизнь, раз и навсегда. И если придется загубить ему жизнь, то пусть это будет одна жизнь, его, а не две или три.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 06 апреля ’2011   22:44
Схватка....чьё чувство собственной важности одержит верх...))))..у каждого своя система ценностных ориентаций...ПОЗВОЛЬ ДРУГОМУ БЫТЬ ДРУГИМ!

Оставлен: 24 апреля ’2011   18:44
Ваше понимание этого текста совпадает с моим. Спасибо Вам!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

36
"Июльские мотивы", "Первая половина ноября"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft