Завелись в доме крысы, и не стало от них житья. Мало того, что в подполе воруют, но уже в комнаты давай забираться: что не сгрызут, так изгадят. Начали тащить чуть ли не со стола. Тогда решили люди в дом запустить крысоловов — купили котов. Не стало теперь житья крысам: какие разбежались, а те что остались, в подвале схоронились и сидят тихомолком, на свет носа не кажут. И вот приходят уцелевшие пасюки к самой старой крысе, что за вожака у них была. «Вымотали, — говорят, — все кишки коты-крысоловы. Приходится в поте лица своего добывать чужой хлеб и сыр, утащить получается с каждым днем все меньше и меньше. Скоро совсем нечем будет наших деток побаловать». Подумала старая крыса и отвечает: «Вот что… Надо нам, крысам, подружиться с людьми». — «Как же это сделать? — удивляются крысы. — Люди нас на дух не переносят и, как только завидят, сразу за палку или камень хватаются». — «Так вы не со взрослыми дружитесь, а с детьми их, несмышлеными. Пошлите самых забавных крысят к ним, пусть они всякими фокусами, глупостями да побасенками завлекают». Так и сделали: выбрали несколько крысят-альбиносов, и пока коты гонялись за остальными крысами, те побежали в детскую и давай там пищать и кувыркаться, да ластиться. Белые, рыжие, пятнистые. И так они детям понравились, что те взяли их к себе жить. Крысята не только фокусами детей развлекали, но по наущению старой крысы стали нашептывать про тяжелую крысиную долю: будто все их притесняют и гонят отовсюду, и что все зло в мире от котов-крысоловов. Это — настоящие палачи: устроили геноцид крысиного народа — а ведь они, крысиная нация, самая талантливая и человеколюбивая. «А так как взрослые котов этих привечают, то и родители ваши такие же живодеры. Посмотрите, как вы живете, и как они? Вас заставляют умываться, всякую работу по дому делать, в школу ходить, а как что хорошее, так сразу — нельзя. Сладкого много нельзя, вино пить нельзя — а себе все позволяют. Вам же дают кашу с молоком да щи с мясом — лишь бы с голоду не померли. Убейте их, заберите все себе — и будете сами хозяевами жизни!» И вот дети пошли ночью и зарезали взрослых. Настала у них не жизнь, а малина: все можно! Хочешь ешь, хочешь пей, хочешь в грязи валяйся, а захотел хрюкать, так хрюкай, — никто тебе слова не скажет. Остались еще коты, ненавистные, что крыс из дому выжили. И тут крысята выручили: напищали, что крысоловы эти считают себя превыше не только крыс, но и людей. Мол, коты замыслили так же, как пасюков, их поработить и уничтожить. Зашли дети в сарай и повесили там котов, служивших им верой и правдой. Тут же со всех сторон нахлынули в дом крысы. И не только те, что сбежали от котов, но и со всей округи: прослышали, что дом захватили их собратья, и бросились на поживу. Заполонили от чердака до подвала: куда ни плюнь — попадешь в грызуна. Всюду крысиный кал, вонь и разруха. А на столе восседает главная крыса в окружении лизоблюдов да лопает от пуза. Детей же за стол не пускают. А так как припасы в доме быстро заканчиваются, заставляют их работать с утра до ночи для прокорма крысиного кагала. И весь серый хор выводит песнопения: какие дети великие: победили фашизм и своих угнетателей. (Но есть среди них и недовольные, оттесненные от сладкого пирога, — на всех уже разносолов не хватает, — которые продергивают детей за лень, плохое устройство, грязь и нищету: «Посмотрите, как живут в других домах чисто и сытно, а у вас никогда не было ни свободы, ни достатка, ни справедливости: надо вам крыс во главе стола поменять, и настанет райское житье»). Только достаются детям теперь не каша с молоком, а объедки со стола вперемешку с крысиным пометом. Да и дом, изъеденный крысами, вот-вот рухнет на голову и погребет всех под собой. Однако утешает приближенных мудрая крыса: мол, они-то, богом избранные пасюки, успеют, как всегда, перебежать в новое жилище — где тоже наверняка есть дети-несмышленыши. На том стоял и стоять будет весь крысиный род…