В период правления Елизаветы (1741–1761) русское искусство за сравнительно короткий срок проходит путь, пройденный европейским искусством с XVII до середины XVIII вв. Барокко является ведущим стилем в России. Позже начинается классицизм, как и во Франции, но за короткое календарное время. Далее открывается новая страница создания рококо. Большую роль в искусстве играет взгляд Елизаветы, проявляющей интерес ко всем стилям и мечтающей охватить весь культурный опыт, создававшийся Европой. В видах искусства России отражаются и барокко, и классицизм, и рококо. Каждый следующий стиль осваивается с небольшой временной разницей. Но при этом в России оказываются создатели искусства из разных стран, уже имеющие опыт работы с соблюдением канонов каждого из стилей. Поэтому барокко, классицизм и рококо оказываются рядом в России вместе с появлением зарубежных мастеров. Становление нового стиля будет правильнее назвать елизаветинским стилем.
Во время правления Екатерины II (1762–1796) сочетание стилей трансформируется. Ведущим стилем Екатерина выбирает классицизм с чёткими линиями и симметричным распределением объектов. Рококо занимает второе место и выполняет функцию украшения, создания интересных деталей. Элементы барокко тоже могут присутствовать. Но главным направлением становится диалог классицизма и рококо, создание золотой середины между ними.
Платье, выполненное Марией Новиковой, воспроизводит портрет Екатерины II, выполненный в ткани. Модель платья со сложным каркасом для юбки, близким к прямоугольнику, похожа на наряд для торжественной церемонии. От классицизма здесь торжественный бордовый цвет, или, по литературному выражению, цвет красного вина, тяжеловесность ткани и геометричность низа платья. От рококо – отделка из золотой тесьмы, кружев, оборок, небольших объёмных деталей. Для сравнения можно рассмотреть платье Екатерины II на «Портрете Екатерины II» работы Петра Дрождина. Екатерина II изображена во всём величии императрицы. Её одежда выглядит соответственно высокому положению. Гамма картины выдержана в тёмно-красных тонах. Это цвет мантии Екатерины, узоры на её платье, густо покрывающие более светлый фон, скатерть, подушка, лежащая поверх скатерти, ковёр, на котором стоит портретируемая. Императрица изображена в короне, в одной руке она держит скипетр, другую направляет к державе, находящейся на подушке. На Екатерине голубая лента, прилагающаяся к Ордену Святой Екатерины, награде, получаемой женщинами из царской семьи как знак их статуса. Голубую ленту могла носить правящая императрица. При правящем монархе женщина, принадлежащая царской семье, могла носить красную ленту. Можно сделать вывод, что на портрете изображена правящая императрица. В портретах Екатерины можно увидеть творческие искания художников, изображающих императрицу в повседневной одежде или в аллегорическом образе. На портрете Дрождина зрители видят платье для торжественных церемоний, которое могло бы стать объектом для изучения историков моды.