Ночной лес
Юрий Горн
Он направил лодку к берегу,когда сумерки уже опустились на тихую землю.
Река не спорила с желанием человека - путь ее был слишком далек и тревожен,чтобы отвлекаться.
Вступив на сушу,он поспешил в сторону леса,чтобы развести костер и согреться от речной сырости.
Ночная чаща встретила путника настороженно,словно это был лесник,но скоро поняла,что это был всего лишь путешественник,влюбленный в дороги.
Бросив к его ногам ночную мглу и сырость,она приняла вид неприступный,чтобы он не искал здесь напрасно добродушие леса.
Поборов страх, уже и тени деревьев приблизились к незнакомцу,чтобы лучше его рассмотреть,пока тот искал хворост для костра.Но от его усилий они приуныли,а потом и вовсе отступили в глубь леса,превратившись в сумерки и тишину.
Теперь их никто не мог упрекнуть в том,что они проявили внимание к чужаку.
Скоро разгорелся костер;вместе с ним разгоралось и недоумение разбуженного леса:
если его беспокоят ночью,то кто расскажет утреннему солнцу о снах деревьев?
И неужели обиженной природе остается надеяться только на свое терпение?
Между тем,треск разгорающегося костра усиливался и был единственной музыкой этого часа.Долетали его звуки и до реки,но та прятала их в своих водоворотах,чтобы и ночь могла немного вздремнуть.
Все живое в лесу притаилось на время; никто не знал - что собирается делать этот странный человек? И захочет ли он навсегда здесь остаться?
Время медленно шло; присев на поваленное дерево,он стал смотреть по сторонам.
За спиной ближайших деревьев простирался лес;он казался настолько угрюмым,что мог огорчить даже приветливый взгляд,а его пугающая темнота была под силу лишь утреннему рассвету.
Но сейчас была глухая ночь,и пронзительный крик далекой совы об этом явственно напоминал.
Настало время приготовить чай.Для этого он должен был снова вернуться к реке,чтобы принести немного воды.У песчаного берега его встретил легкий туман - так река защищала себя от ненужного любопытства.Она с тревогой смотрела на
степного странника и гадала - зачем он не ищет покой там,откуда пришел?
Лишь мягкая трава была к нему гостеприимна в своей простоте и совершенстве.
Прошло еще немного времени и медный чайник,покрытый черной сажей от долгих странствий,стоял на углях. От него шел золотой пар, а в плен дыма костра могли попасть мечты даже тех,кто караулил ночь издали.
Как любил он подобные минуты в своей скитальческой жизни! И как тосковал по ним,живя в большом шумном городе!
Осознав неизбежность присутствия человека в ночном лесу,все живущее вокруг решило себя обнаружить.Прекрасному лету они не хотели дарить лишь собственный страх,когда в высокой траве можно было надежно укрыться.
Первыми дали о себе знать светляки;обьединившись,они тысячами светящихся глаз наблюдали за лесным великаном.
К ним присоединился и старый паук: ему все равно было кого пугать своей паутиной.
Раскинув огненные сети,он затаился и стал ждать доверчивость,летящую на свет.
Поодаль,чуть слышно,был слышен спор лесной мыши с кротом.
Раз горел костер ,то стало светло и уютно трухлявым пням и корягам.
Из под них выглядывали горящие глаза ящериц - им тоже хотелось погреться у костра и поприветствовать лето.К несчастью,они были слишком пугливы,и этим оскорбляли смелость,без которой не жил ночной лес.Кажется,они доверяли только тьме,в которой прятались.
В компании всех этих маленьких друзей оказалась и ночная сырость.Она всем надоедала и ее,как могли,избегали.
Теперь она старалась понравиться дровам,собранных для костра; она упросила их в нее влюбиться,и когда от костра шел густой дым,она радовалась шутке от души.
Всю эту возню наблюдали макушки деревьев;раскачиваясь в разные стороны,их ветви тихо поскрипывали,и было непонятно - то ли они спорили с кем-то в ночи,то ли соглашались.
Но звучал голос ночной птицы,резко и протяжно;из дупла,лишившись ночлега,вылетало эхо,а ему навстречу летел вездесущий шалый ветер.
Он и разносил дым костра беспокойным сердцам,что грезили дальними просторами.
В рассказе продолжается самобытное развитие идей, которое я назвал бы пантеизмом. Суть его в том, что Вселенная представляется как всеобъемлющее единство, утверждается святость природы. Пантеизм признаёт фундаментальное единство всего живого, где роль человека - только одна из ролей. Почтительное отношение к природе - основополагающая необходимость. Выйдя из лодки на берег, человек встречает лесную чащу, которая представляет собой всецелое живое существо. Поначалу чаща относится к нему насторожённо. "За спиной ближайших деревьев простирался лес;он казался настолько угрюмым,что мог огорчить даже приветливый взгляд,а его пугающая темнота была под силу лишь утреннему рассвету". Человек разводит костёр, чтобы защититься от ночной сырости, вскипятить чай. Автор талантливо показывает единение человека и всего окружающего, которое открывается не сразу. Читаем о чувствах человека, когда от его чайника пошёл золотой пар. "Как любил он подобные минуты в своей скитальческой жизни!" Этой радости сопереживает всё живущее вокруг в ночном лесу. Светляки, паук, трухлявые пни и коряги. Далее следует замечательный ход: "В компании всех этих маленьких друзей оказалась и ночная сырость.Она всем надоедала и ее,как могли,избегали.
Теперь она старалась понравиться дровам,собранным для костра; она упросила их в нее влюбиться,и когда от костра шел густой дым,она радовалась шутке от души". Сырость, которая упросила горящие дрова в неё влюбиться. То, от чего герой хотел спастись, то, чего все избегали, просит влюбиться в него своего смертельного врага. Гениально!
Игорь Гергенрёдер 18.01.2021 15:32 • Заявить о нарушении / Удалить