Я могу ошибаться, но кажется, бог даёт детям (во временное пользование) вечный двигатель, прыгатель, лазетель и кувыркатель. Наличие этого предмета в теле внука, Тимофея, легко определить по той скорости, с которой тот носится по дому, не очень старательно, выполняя бабушкино задание — «Уничтожить пыль, до последней частички и только после этого — отправляться гулять на улицу! И никак не раньше!»
Веник — фантик подцепил
И в совочек запустил,
Но совочек — промахнулся...
Или просто увернулся?
Фантик мимо пролетел
И совочка не задел...1
В сотый раз повторяя найденное во всемирной паутине стихотворение, внук добрался до книжного шкафа и притих. Но не надолго. Пару минут спустя материализовался в моём кабинете с толстенным томом детской энциклопедии.
— Дед! Что такое вселенная?2
— Как бы тебе объяснить, попроще. Скажу, так. Это необъятное пространство, которое невозможно охватить взглядом, и понять человеческим разумом. По крайней мере, моим. А разве в этой книге нет ответа на сей вопрос?
Внук, в обычной манере пропустил мимо ушей последнюю фразу и выпалил:
— А на Земле, сейчас, существует необъяснимое?
— Конечно. — Ответил я, наивно надеясь, что на этом любопытство Тимохи иссякнет.
— Приведи пример! — Потребовал внук.
Почесав затылок, я вдруг неожиданно для самого себя выпалил. — А хочешь загадку?
— Спрашиваешь! Конечно! Только не обычную. Не из книжки.
— Она бывает и малая и большая. - Выдержав театральную паузу начал я. — Это имя собственное произошло от старинного слова, обозначающее людей, которых объединяло что-то общее. Но это не было ремеслом или совместным занятием. И ты, и я, и каждый человек на нашей планете – дальний потомок древнего сообщества.
— Сплошные непонятки.- Бесцеремонно перебил Тимофей. — Как говорит наша училка, по математике, «Мало конкретных данных!». Давай ещё инфу.
— Мы, взрослые, стараемся научить вас любить и уважать её. Ведь она одна, и сложно найти человека, который не любил бы её. Полагаю, что народ обязан сражаться за неё изо всех сил. Даже в том случае, когда силы не равны. Для нас, взрослых, она и воспоминания, и традиции, и обычаи, старые и новые. Для детей — впечатления и знания. Сейчас ты ещё не до конца осознаешь, в каком населённом пункте живёшь, ходишь в школу, приобретаешь знания и опыт, обретаешь друзей....- Я сделал паузу и набрал в лёгкие воздух, чтобы продолжить,...
— Так бы и сразу сказал — оборвал меня на полуслове внук.
— Это же Родина. От слова род. Родня. Отечество. Запутал совсем. Не загадка, а легкотня!
— Имей терпение дослушать собственного деда до конца. И не перебивать. С твоей стороны такое крайне невежливо! Это не вся загадка, а только половина — возразил я: — уверяю, вторая часть, много трудней первой.
Тимофей открыл рот, да так и застыл, уподобясь рыбе оказавшейся на берегу. Наконец, тихо, по слогам, произнёс:
— Да-вай!
— Подумай хорошенько и ответь на вопрос, а за что мы Родину любим? И с чего она начинается?
Внук переминался с ноги на ногу. — Открыл энциклопедию и стал лихорадочно искать ответ там. Потом с шумом захлопнул и молвил — Подсказку гони! Сложно! Очень!
— Держи.- Выросшая, за его спиной бабушка протянула Тимофею флешку.
— Ба! Там ответ? Ну, даёшь! Вот это да! Я всегда знал, что самая настоящая волшебница.
— На ней записан старый советский фильм. «Щит и меч» называется. В начале его звучит песня Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского, вот она то и отвечает на вторую часть дедовой загадки.
— С чего начинается Родина? — Выпалил Тимофей.
— Именно. — Бабушка нежно погладила внука по голове.
— А на вопрос, за что мы Родину любим, там, случайно, подсказки нет?
— На это каждый человек отвечает по своему. И ответ получается разный, но правильный. А теперь мужчины, марш мыть руки и на кухню. Я кое-что вкусненькое приготовила, по старинному русскому рецепту.
----------------------------------------------------
1- — Автор В.Прялка
2 -Не отвечать на Тимофеево «Что это?» и «Почему?» нельзя категорически. Насупится, обидится и самое страшное, не будет есть кашу. А это уже чревато последствиями, то бишь бабушкиным допросом! С пристрастием!