-- : --
Зарегистрировано — 123 444Зрителей: 66 525
Авторов: 56 919
On-line — 10 396Зрителей: 2030
Авторов: 8366
Загружено работ — 2 123 538
«Неизвестный Гений»
Из приюта Магдалины
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 июня ’2019 00:52
Просмотров: 10170
Анора — рабыня в одной из так называемых «прачечных Магдалины», жутких исправительных учреждениях религиозного типа, которые действовали в Ирландии более двухсот лет вплоть до 1996 года. Жизнь в приюте нельзя назвать жизнью, поэтому, несмотря на опасность, Анора решается бежать.
_______
(Первый вариант текста был написан для дуэли № 1254 группы «Дуэли у Типичного Писателя». Вдохновилась фильмом «Сёстры Магдалины».)
_______
Каждый вечер из решётчатого окна столовой Анора наблюдала одну и ту же картину: пурпурно-золотой церковный купол и алеющие в последних лучах крыши дальних домов погружались в сумерки. Вечером девочкам выпадали минутки, когда можно было вот так вот просто смотреть в окно, не напрягаться заучиванием длинных молитв и вспомнить свои прошлые жизни, своих родных.
Мы встречаем рассвет, полдень, вечер и ночь, но это единственное, что мы делаем, не в наших силах забрать вас отсюда — печально и трусливо отзываются крыши домов Маллингара. Купол католической церкви твердит другое. Вы сами заслужили своей участи — говорит он. Построенный для веры и очищения души, он фанатичен и бездушен, он лицемерен настолько, насколько лицемерны служители, живущие под его покровом.
Несколько красных домов и церковь, пусть постылая и деспотическая, — единственный живой, видимый из окон кусочек ирландского города. Он в десяти минутах ходьбы, если только открыть двери на первом этаже. Проблема в том, что никто, кроме как во время некоторых воскресных походов в церковь, не откроет их для худеньких девочек в серых платьицах, с израненными, покрытыми мозолями и нагноениями руками. Самое страшное — вытянуть руку, растопырить пальцы и наблюдать следы физической боли, раздражений от порошка и волокон стираемого белья, следы рабского труда — не проходящие, неизлечимые, ибо никто в этом аду не приведёт рабыням доктора и сам не подаст исцеляющих мазей, бинтов, не освободит хотя бы на денёк от работы. Один Бог, о котором дни и ночи напролёт твердят в приюте Магдалины, ведает, смогут ли «падшие женщины» обрести свободу до загробной жизни.
Анора молча ела хлеб.
Слева от неё так же тихо, не смея ни с кем заговорить, сидела веснушчатая, ярко-рыжая от ушей до кончиков пальцев Фланнаха. Волосы её считали языками адского пламени! Их собирались вскоре постричь. Сама она — виновница отцовского гнева и позор семьи, ибо не вышла замуж за дублинского мистера, выбранного для неё отцом. Отец и ликовал, и злился от одной мысли, где сейчас проводит свои дни рыжее дьявольское отродие, созданное каплей его спермы; когда она попала сюда, он перестал называть и считать её дочерью, чего требовал и от жены.
Справа, делая жадные глотки, пила воду Гайнэйлт. Её приёмные родители, высокие, красивые католики, чью внешность портили разве строгие морщины на переносицах, до неё набрали в семью двух мальчиков, одну девочку и ещё одного мальчика. После решили взять ещё и Гайнэйлт — девочку-лилипута. Детям полагались неплохая еда и тёплые постели, однако и мать, и отец слишком много вынуждали трудиться по дому. Сами они не работали и получали за приёмных детей гораздо больше денег, чем могли бы получить за официальную работу, из которой ощутимо вычитались налоги.
Всё шло относительно хорошо. Мама не всегда была строга. Хоть и редко, иногда на одно только Рождество, но баловала всех детей подарками. Отцу же взбрело в голову, что детей и так достаточно, а эта младшая не может дотянуться ни до бельевой верёвки, ни до верхней полки, не приставив табуретки. Да и внешне вроде лилипут, а не карлик, но как же уродлива! Надо с ней что-то делать...
Он решил — и вот Гайнэйлт здесь. До бельевой верёвки она так и не умеет дотягиваться, но стирает усердно. Руки её настолько привыкли к стирке, что мозоли и кровь им не так страшны, как для ладоней и пальцев других рабынь.
По другую сторону стола — Неил. К ней единственной обращаются по настоящему имени, но коротко и, как ко всем, пренебрежительно, никто из сестёр ни разу не назвал её Элеонорой.
Однажды Элеонору по доброте душевной подвёз домой мужчина, и отец решил, что девушка с ним встречается, более того — потеряла невинность.
— Садись сюда! — рявкнул он, указывая на диван.
— Что? — всхлипнула Элеонора и, пятясь, сама не заметила, как села.
Отец задрал её платье и полез под трусики.
— Не надо! У меня ничего с ним не было, я клянусь.
— Мне нужно убедиться, цела ли ты.
Элеонору напугал не страх её блуда, а интерес и желание в голосе отца. Ей понадобилось не больше секунды, чтобы убедиться в своих подозрениях. А дальше — приезд служителей приюта.
Рядом с Неил — Арабелла. В чём её вина, Анора не знала, должно быть, как-то не так посмотрела на одного мальчика, зато запомнила, как монахини сказали ей в первый день: «Арабелла? Правда Арабелла?! Ты позоришь имя Арабеллы Денни, первой, кто позаботился о судьбе падших и богонеугодных женщин вроде тебя. Твоё второе имя Энн, верно? Отныне будешь Энн».
Не одна Фланнаха боялась заговорить с кем-либо. Простое человеческое общение здесь заменялись долгим молчанием и молитвами, а те, кто находил редкие минуты об этом подумать, боялся, что забудет не только своё имя и имена своих родных, но и алфавит — как написание букв, так и их звучание. Некоторые девочки мечтали если не об отдыхе, то хотя бы о разной работе и лучшей пище. Невозможно же постоянно стирать, стирать, стирать... Пусть им дадут возможность что-то написать — если не письма родным, то какие-то записи для приюта; где-то подмести, но не заниматься одной стиркой, от которой ужасно болели руки!
На глаза Элеоноры навернулись слёзы, но она тут же сдержалась, не расплакалась. Просто вспомнился вчерашний день.
Вчера за столом Элеонора шепнула слово Аноре, и тотчас, выволоченная за шиворот из столовой и загнанная в тесную комнату, получила десять ударов плетью по ляжкам. Ссадины, приклеенные по́том к жёсткой юбке, теперь горели, как ожог крапивы.
А Анора перед тем, как взять чашку, с трудом сжала правую ладонь: девочки видели, что внутренняя сторона ладони краснела широкими, оставленными линейкой полосами. Чашка в руке тряслась, и вода могла вылиться, но Анора следила, чтобы этого не произошло. Она и так страдала от жажды. Не хватало, чтобы вода, которая была, вылилась. Пару всё же упавших капель Анора спешно вытерла рукавом и не сразу сообразила, что это были не вода, а слёзы. В отличии от Элеоноры, она не сдержалась.
Насмехающийся церковный купол.
Загубленная красота Фланнахи.
Умирающее рвение к воле, почти смирение Гайнэйлт, которое та бы спокойно назвала адаптацией, если б знала такое слово.
Ссадящие ноги Элеоноры, следы до самых ягодиц, из-за чего сидеть было больно, будто с теми же ранами — на соли.
Грусть Арабеллы.
Всё, умноженное на три года мучений, всё, что случилось с Анорой после изнасилования («Мерзкая девчонка сама пришла ко мне во двор. Иначе я бы не захотел её»), когда она, обеспокоенная здоровьем соседа, давно не выходящего из дома, пришла навестить его, дало толчок к сумасшедшему, но, помилуйте, не самому ли лучшему решению?
Сбежать.
Только бы выбрать правильное время и правильные обстоятельства. Ведь за всё время разные девочки уже пытались бежать: кто-то — к родным, к отказавшимся от них жестоким отцам, кто-то, скинув розовые очки, — просто в город, но там их ловила и возвращала в приют полиция. Беглянок стригли наголо.
Анора с ужасом вспомнила одну из беглянок, Деланей. Тоже когда-то изнасилованную и, по мнению монашек, больно строптивую, от того какое-то время монашки издевались над ней как ни над кем другим; плюясь в лицо, называли сукой и блядью.
Ни строгие чёрные клобуки, обрамляющие лицо, ни закрывающие тело рясы не смогли сделать уста монашек божественными. Из их уст вылетали воистину жестокие и беспощадные слова. Как и немалое число «святых» на земле, служительницы приютов Магдалины скорее, служили Дьяволу, нежели были приближены к Господу.
***
Почти год назад, утром Анора подумала, что может умереть.
Лето резко перешло в осень. Зелёный окрас деревьев сменился на жёлтый всего за два похода в католическую церковь, а редкие ласки лёгкого ветерка, достававшиеся больше природе за окном, чем девочкам, быстро сменился суровым предзимним ветром. Тогда-то, ночью, Анору, чья кровать стояла прямо у окна, продуло, и она проснулась за два часа до завтрака и начала изнурительной работы.
Горло требовало молока. Много молока.
Анора представила, каким могло быть молоко, если бы его завезли в приют для них, пленниц, и мысленно увидела как бы висящую в воздухе сырую воду, похожую на заблудившееся привидение. А мёд? Его вкус всегда был так силён, что никогда не забывался, и сейчас от воспоминаний, будто от медовой сладости, защипало язык. Но ни молока, ни мёда у девочек не было. Никто не знал, удастся ли им вкусить когда-нибудь чего-нибудь кроме ломоти хлеба и слипшейся, плохо посоленной каши.
За неимением мёда с молоком Анора встала пить холодную воду из-под крана и полоскать ею горло. Наклонившись над умывальником, она откашливала жёлто-зелёные сгустки болезни. Взглянув на унитаз, резко склонилась и вырвала. Рвать было особо нечем, и Аноре удалось вырвать как раз сгустки соплей. А плохо ей стало из-за вида следов дерьма: вчера вечером от каши, приготовленной, наверно, из неправильно хранившейся крупы, у многих девочек болели желудки, болел низ живота, и, скручиваясь на кроватях, они еле терпели и затем поочерёдно сидели на одном единственном унитазе. Ужасное состояние желудков и кишечника вымотало их, но никто не дал им ни нормальной еды, ни лекарств, ни лишних пяти минут сна.
Когда же прекратится эта боль — физическая и душевная?..
Несколько минут Анора откашливалась, а когда наступил подъём, до самого вечера она, если не имела под рукой полотенечка, незаметно прятала сопли прямо в одежду и перед сном счищала всю эту дрянь. Когда она находилась у всех на виду, особенно перед строгим, придирчивым взором монашек, то держала сгусток прямо во рту: противно, но не глотать же его снова? Казалось, Анора не могла радоваться ничему, но одному всё-таки радовалась: если она переживает за мнение монашек о своей простуде больше, чем за саму простуду, то она поправится и будет жить.
Но это было позже. А утром, возвращаясь из туалетной комнаты, Анора столкнулась с Деланей, взглядом вылавив в полумраке сначала её жёсткую причёску «ёжик», появившуюся не так давно взамен лысине и скрывшей раны от неаккуратного бритья, а затем — её острое личико, требующее своей красотой нарядов, которые вряд ли когда-нибудь примерит хотя бы одна из прачек-невольниц. Анора не придала значения ни самой встрече, ни проскользнувшему между ней и Деланей тревожному импульсу. Девочки в принципе давно привыкли к тревоге и даже были благодарны чувству, хоть как-то подготавливающему их к неизбежному телесному наказанию или оскорблениям.
Анора пошла досыпать.
А в шесть часов начались стуки в туалет. Сначала неуверенные и тихие, затем — быстрые и беспокойные.
— Эй! Эй! Открой! — кричала Элеонора.
Анора проснулась. Скрипнула кровать Фланнахи — проснулась и та. Следом в кроватях сели Гайнэйлт, Арабелла, ещё несколько девочек и самой последней — Рейчэл.
На скрип кроватей повернула испуганное, сочетавшее бледность и полутень проходящей ночи, лицо Элеонора, на миг переставшая барабанить в дверь.
— Замолч-чи, Неил! — злостно прошипела Рэйчел, одна из немногих везучих, быстро и законно покинувших приют. Одна из немногих, зовущих Элеонору Неил, как и монашки.
— Там... Там... — окончательно превратившись в восковую фигуру, лепетала Элеонора.
— Если закрыто, помочись где-нибудь в углу. За это накажут меньше, чем за шум, который ты поднимаешь.
— Дверь закрыта изнутри!
Что-то недоброе, такое очевидное, но в первые секунды ускользнувшее от умов девочек кроилось в слове «изнутри». И тут, точно огненный волос, вспыхнул вопрос Фланнахи:
— А где Деланей?
Только тут все поняли, что в кровати Деланей никого нет. Переглянулись. И спустя миг оказались у двери рядом с Элеонорой. Все наперебой застучали в дверь туалета.
— Деланей, ты здесь?
— Деланей, открой!
— Де...
— Что здесь происходит?
В общем шуме никто не услышал поднимающихся по лестнице шагов монахини Клодак. Девочки мгновенно затихли, опустили кулаки, но все они сопели и кряхтели, у всех высоко вздымалась груди. Все боялись, но больше переживали за Деланей, хорошую, волевую девчонку. Когда — никогда с ней перекидывались парой слов, хотя при пытках длительным молчанием это было сложно.
Монахиня Клодаг нахмурила рыжеватое от старости, обычно беспристрастное, иногда злое и реже всего — напуганное лицо. Сейчас оно было именно напуганным. Девочки расступились перед «мамой», как перед богиней, когда та прошла к двери. Клодаг не смогла её открыть и тогда позвала монахиню Эилис. Та с помощью инструментов сломала замок.
Двери широко распахнули, и монахини ахнули. Они уже видели такое, относились к этому не по-человечески, как будто ничего страшного не произошло, и давно знали, как поступать в таких случаях (и поступали), однако тень страха не могла не ложиться на лица даже нелюдей, действующих будто бы от лица Господа, а перед сном пересчитывающих доходы от прачечной и предающихся греху алчности.
Девочки взвизгнули и отступили. Элеонора прикрыла рот рукой. Фланнаха захныкала и в рыданиях завалилась на грудь Аноры. На часто поднимающейся груди голова Фланнахи качалась, точно рыжий парусник — на волнах. Клодаг взглянула на Фланнаху — конкретно на неё — и... не наказала её ни за слабость духа, ни за содомистские наклонности: всё же женщина прижималась к женщине, а раздуть из этого великий грех не составляло труда.
Все смотрели на то, чего не должно было быть в туалете. Чего ещё не было вечером и на границе ночи и утра. На окутавший холодное человеческое тело кокон приютского серого платья.
Правый туфель Деланей шлёпнулся на пол. Стук его, видимо, заглушился стеной и потому никого не разбудил. Левый держался на свисающей, синюшной ноге, над умывальником. Никто не решался посмотреть выше, а, кинув взгляд, тут же отвели его. Собрались с силами — и вновь посмотрели.
Новый визг.
Новый всхлип.
— На чём она? — равнодушно спросила Эилис.
Скрывая, что поражена каменности второй монахини, Клодаг как можно быстрей ответила:
— На бельевой верёвке. Вы же видите, сестра.
Клодаг замолчала. Эилис повернулась к девочкам и попыталась кричать, но вышла довольно спокойная строгость:
— Время подъёма уже наступило. Собирайтесь на молитву перед завтраком. Туалет... на первом этаже. Побыстрей. Ну же. Здесь не на что смотреть.
Позже, когда девочки приступили к тяжёлой работе в прачечной, а Клодаг была не самой внимательной надзирательницей, им удавалось шептаться о Деланей. Рейчэл с ироническим сожалением сказала, что душе Деланей суждено попасть в ад — туда, куда — «ох, как же жаль» — попадают все самоубийцы. За эти слова её возненавидели: Рейчэл никогда не отличалась тактичностью, удивительно, что монахини ещё не отметили её острый, грешной язычок, но сейчас... Её слова были за гранью понимания... Остальные рабыни говорили слова скорби, но никто, хотя это мгновенно всплыло в памяти, не вспомнил вслух, что Деланей пыталась бежать, когда калитку случайно оставили открытой.
Деланей вернули и не только остригли. Из неё выбили все физические и духовные силы, её убедили, что спастись не удастся. У неё отбили веру в месте, где о вере говорилось постоянно.
Тогда Анора оказалась уверена, что прежде чем покончить с жизнью тела, Деланей пережила смерть своей души. Крупица надежды, которая чудом могла остаться после пыток — наказаний за побег, осы́палась.
***
Сердце Аноры выстукивало каждое страшное слово приходящих к ней мыслей.
«Ты можешь остаться в приюте и дальше. Изо дня в день. Изо дня в день... Та же скудная еда. Тот же адский труд. Одна и та же одежда. Из нового — только морщины на лице, а к старости — седые волосы. Если ты доживёшь до старости».
«Ты видела хоть кого-то, кто доживал до старости? Ты никогда не задумывалась, куда исчезают те, кто не смог больше работать? Кто вдруг плохо себя почувствовал, а на завтра его уже никто не видел... Ты уверена, что их отправляют обратно домой?»
«Как думаешь, чьи останки там, на кладбище позади приюта? Ты же знаешь, что там находится кладбище, хотя нет ни могил, ни крестов. Там почивают люди, не считающиеся людьми после смерти и не считавшиеся ими при жизни. Рабыни приюта Магдалины. Такие, как ты».
«Посмотри на свои пальцы. Рассмотри их в полумгле. Твои пальцы уже нездоровы. Что будет с твоими руками дальше? Ты будешь стирать кожу рук о чужое грязное бельё. О грязное бельё таких же нечистых людей или тех, кто не знает, не задумывается, что пользуется услугами рабынь. А запах порошка и химикатов? Твои лёгкие однажды дадут сбой. А мизинцы? Ты распаришь их до волдырей».
Стук.
Вздох.
В напряжении поднялась грудь.
«Ты можешь сбежать. Это рисковано, но ты можешь».
Мокрый уголок глаза.
«Ты станешь живой. Живой!»
Стук. Выдох. Груди опустились, въедаясь в пустой желудок.
«ЖИВОЙ!»
И Анора окончательно решилась.
Она думала три года. Три года она чётко держала в голове весь план и запасной план, обрисовала все возможные варианты. Осознала собственную циничность и порочность в двух вопросах, но всё! Пора было забыть об искажённых понятиях церкви о грехе.
Настоящий Бог создал прекрасный мир, населённый людьми и зверями. В его мире есть вольные птицы и стаи рыб, и только жестокость ловит тех и других, убивает или сажает в клетки, точно так же, как посадили в клетку их, прачек. Настоящий Бог — это любящий отец, не имеющий ничего общего со здешними монахинями и служителями церкви, для которых монашки, в свою очередь, — сами дойные коровы. Настоящий Бог понимает и прощает... Анора была уверена, что он поймёт и простит ей два момента.
Первый — если не бежать самой, то брать с собой нужно только кого-то одного. Как бы ни было жаль всех.
Всеми вместе правят покорность и страх. Именно поэтому рабынь больше, чем монахинь, они, даже обессиленные рабством, гораздо сильнее физически, но не могут устроить ни бунт, ни массовый побег. Заяви о своих планах не одной, а хотя бы двум девочкам — возникнут рождённые страхом вопросы, пойдёт повышенный тон, пойдёт осуждение — не рвения к свободе, а будто бы Анориной беспечности. Кто-то — хорошо, если не сразу монахиня — непременно услышит разговор, поймает его нить, и пиши пропало! Нет, брать нужно только одну.
Анора выбрала Фланнаху.
Второй момент — пёс. В приют попадали за мелкие «грехи», никто из девочек не был виновен в убийстве. Никто в жизни не обижал ни других людей, ни даже животных. Но Аноре перед побегом предстояло как раз убить животное — питбультерьера, принадлежащего Эилис.
Вчера обычно внимательная Эилис обронила ключ от сейфа с фармацевтикой, искала его и трясла недоумевающих девочек, в то время как нечаянно замеченный и подобранный ключ находился у Аноры. После сна, стараясь не шуметь и часто вздрагивая, Анора пробралась в комнату с несколькими сейфами и открыла тот, к которому подошёл ключ. Втайне она надеялась, что ключ подойдёт к сейфу и с деньгами, но — увы. Однако фармацевтика — это уже шанс на спасение!
Анора достала то, что ей было нужно, будто случайно уронила ключ недалеко от сейфа и тихонько вернулась в общую спальню, спрятав трофей под подушку, а на следующий день проносив его с собой.
И вот он — конец того «следующего дня».
Раздобыв среди лекарств снотворное, чётко зная, где любит находиться собака, где сидит и что ест Эилис (питалась она не скудно, хотя до роскошной жизни ей пока не хватало труда рабынь), Анора подсыпала его в еду сначала самой Эилис, затем — её почуявшему неладное питбультерьеру. Фланнаха, посвящённая в планы Аноры, тем временем просто находилась неподалёку, вроде как «на шухере».
Человека, пусть даже того, кто пленил и издевался, Анора убить не могла. Она заставила Эилис всего лишь заснуть на несколько часов. А вот питбультерьеру она отсыпала вдвое больше растолчённого раствора, хотела уменьшить дозу, высыпать лишнее на пол, но... передумала.
Аноре показалось, что она убивает собственного сеттера, прекрасное рыжее создание из её прошлой жизни. На секунду по её рукам прошёлся ток, из глаза вытекла слеза, но она справилась с эмоциями. Присутствие Фланнахи помогло.
— Идём, — сказала Анора, когда Эилис, опустив голову на стол, посвистывала между храпами.
Тёмные собачьи соски, как коровье вымя, смешно выступали на поднятом кверху питбультерьерском пузе. Глупая сонная морда брякнулась рядом с миской. Зверь не умер. Он дышал и тоже, зараза, храпел. На миг Анора даже улыбнулась и не смогла вспомнить, когда в последний раз улыбалась, смеялась, шутила или слушала чьи-то действительно весёлые, беззлобные шутки.
На столе Эилис было что взять съестного. Извечна голодным и больным желудкам девочек еда помимо хлеба и каши не помешала бы. Поэтому Фланнаха взяла со стола и сложила в вещмешок варёные яйца, тяжёлые, холодные на ощупь, огурцы, пару помидоров и листья салата.
Анора же нащупала связку ключей, поорудовала со вторым сейфом, нашла там немного денег (больша́я сумма была потрачена несколько дней назад) и, поколебавшись, положила их за пазуху. Найдя также ключ от главной двери, Анора хотела было двинуться к ней вместе с Фланнахой, когда...
— Сестра Клодаг? — машинально спросила Фланнаха.
— Фланнаха, нет! — Анора потянула Фланнаху за руку, направляя к выходу из ада.
— Что вы сделали с Эилис, исчадия родом из самого пекла?! — наблюдая за спящей, и боялась, и возмущалась, и ненавидела весь мир Клодаг.
Она схватила Фланнаху за плечо и сжала его до боли. Фланнаха скривилась, а Анора позволила себе ударить монашку остриём ключа по руке.
— Аф-ф! — вскрикнула та и с той секунды поняла слабость своей угрозы. — Безбожница! Я не разрешаю... Я подниму девочек и заставлю их вас наказать.
— Девочек? Или исчадий ада? — съязвила Фланнаха.
— С дороги, старая лживая ведьма! И только посмей заявить на нас.
Анора выхватила у монахини Фланнаху. Вместе девочки подбежали к двери. Анора вставила ключ и не поверила, когда вслед за скрипом двери услышала гул ночного ветра, когда вместо мрачных, пропитанных серостью стен встретила перваншевую, усеянную звёздами ночь.
Анора вытолкала Фланнаху на улицу. Теперь оставались ворота.
Их замок легко поддался, и предвкушение воли сменилось настоящей свободой.
Прощаясь с адом, девочки видели, как Клодаг вместо того, чтобы погнаться за ними, перекрестилась и ушла куда-то. Уже позже Анора подумала: за связкой ключей и за другим ключом от ворот и главной двери, чтобы всё закрыть, чтобы не выдать, что это она упустила двух воспитанниц. Конечно, возникнет вопрос, кто закрыл двери, но тогда можно спихнуть на любую воспитанницу, будто бы помогавшую беглянке, но не решившуюся бежать самой. Если же оставить двери открытыми, старшая монахиня, Эилис, сразу поймёт её, Клодаг, оплошность.
Если Анора оказалась права в своих подозрениях, то что это было со стороны Клодаг? Скрытое в религиозных догмах и в сердце тирана человеколюбие, как бы позволение девочкам бежать, или всецело трусость, желание быть такой же, как Эилис, заметание следов ошибок во всегда гладко проходящей жестокости?
***
До самого полудня погони не было.
Под куполом светлого тёплого неба раскинулись изумруды ирландских полей. Свободные в мыслях и движениях, неплохо позавтракавшие, имеющие деньги, две подруги спешили в небольшой лесок, откуда хотели добраться в соседний город.
В лесу поочерёдно подремали, не имея часов и лишь интуитивно отмерив друг другу полтора часа на отдых. Фланнаха предложила, чтобы сначала отдыхала Анора, ведь это она вытащила их двоих из ада. Затем подремала сама.
Уже в городе впервые за долгое время Анора зашла в магазин, заговорила с продавцом — человеком из живого мира, докупила продуктов и приобрела одежду. Серые платья, которые напоминали о тюремных условиях и могли выдать беглянок полиции, девочки утопили в реке.
Только на следующий день Анора и Фланнаха нашли жилище — в доме одной пожилой дамы. У неё же стали работать гувернантками. С тех пор ни Клодаг, ни Эилис, ни полиция их ни разу не потревожили.
— Спасибо тебе, — Фланнаха, чьи волосы из огненного плена превратились в роскошную осень и чьи щёки зарумянились, однажды (через месяц после побега) гладила то лоб, то макушку расслабленной, приходящей в себя от ужаса Аноры.
— Кто вытащит оттуда их всех? — спросила Анора.
Фланнаха открыла рот и не нашлась, что ответить. Это был риторический, слишком сложный вопрос. Вопрос времени и случайности, человечности и жестокости, меркантильной религиозности и чистой веры.
Потом они об этом поговорят. Потом они — всё может быть — найдут способ помочь остальным девочкам. Вытащат девочек из их личного ада. Ведь их приют Магдалины был далеко не единственным во всей Ирландии. А кто вытащит рабынь из всех приютов?
Потом они об этом поговорят.
Сейчас же... Сейчас им трудно говорить даже о свободе, о доступной еде и достойной крыше над головой; о сне и лекарствах, в которых нет нужды; о скромной, но не убогой одежде; о возможностях обрести профессию. В этом нет ничего удивительного. Все люди любят свет. Но когда выбегаешь на свет из кромешной тьмы, в которой пробыл несколько лет, он поначалу слепит глаза. Нужно время, чтобы привыкнуть.
Нужно время.
_______
(Первый вариант текста был написан для дуэли № 1254 группы «Дуэли у Типичного Писателя». Вдохновилась фильмом «Сёстры Магдалины».)
_______
Каждый вечер из решётчатого окна столовой Анора наблюдала одну и ту же картину: пурпурно-золотой церковный купол и алеющие в последних лучах крыши дальних домов погружались в сумерки. Вечером девочкам выпадали минутки, когда можно было вот так вот просто смотреть в окно, не напрягаться заучиванием длинных молитв и вспомнить свои прошлые жизни, своих родных.
Мы встречаем рассвет, полдень, вечер и ночь, но это единственное, что мы делаем, не в наших силах забрать вас отсюда — печально и трусливо отзываются крыши домов Маллингара. Купол католической церкви твердит другое. Вы сами заслужили своей участи — говорит он. Построенный для веры и очищения души, он фанатичен и бездушен, он лицемерен настолько, насколько лицемерны служители, живущие под его покровом.
Несколько красных домов и церковь, пусть постылая и деспотическая, — единственный живой, видимый из окон кусочек ирландского города. Он в десяти минутах ходьбы, если только открыть двери на первом этаже. Проблема в том, что никто, кроме как во время некоторых воскресных походов в церковь, не откроет их для худеньких девочек в серых платьицах, с израненными, покрытыми мозолями и нагноениями руками. Самое страшное — вытянуть руку, растопырить пальцы и наблюдать следы физической боли, раздражений от порошка и волокон стираемого белья, следы рабского труда — не проходящие, неизлечимые, ибо никто в этом аду не приведёт рабыням доктора и сам не подаст исцеляющих мазей, бинтов, не освободит хотя бы на денёк от работы. Один Бог, о котором дни и ночи напролёт твердят в приюте Магдалины, ведает, смогут ли «падшие женщины» обрести свободу до загробной жизни.
Анора молча ела хлеб.
Слева от неё так же тихо, не смея ни с кем заговорить, сидела веснушчатая, ярко-рыжая от ушей до кончиков пальцев Фланнаха. Волосы её считали языками адского пламени! Их собирались вскоре постричь. Сама она — виновница отцовского гнева и позор семьи, ибо не вышла замуж за дублинского мистера, выбранного для неё отцом. Отец и ликовал, и злился от одной мысли, где сейчас проводит свои дни рыжее дьявольское отродие, созданное каплей его спермы; когда она попала сюда, он перестал называть и считать её дочерью, чего требовал и от жены.
Справа, делая жадные глотки, пила воду Гайнэйлт. Её приёмные родители, высокие, красивые католики, чью внешность портили разве строгие морщины на переносицах, до неё набрали в семью двух мальчиков, одну девочку и ещё одного мальчика. После решили взять ещё и Гайнэйлт — девочку-лилипута. Детям полагались неплохая еда и тёплые постели, однако и мать, и отец слишком много вынуждали трудиться по дому. Сами они не работали и получали за приёмных детей гораздо больше денег, чем могли бы получить за официальную работу, из которой ощутимо вычитались налоги.
Всё шло относительно хорошо. Мама не всегда была строга. Хоть и редко, иногда на одно только Рождество, но баловала всех детей подарками. Отцу же взбрело в голову, что детей и так достаточно, а эта младшая не может дотянуться ни до бельевой верёвки, ни до верхней полки, не приставив табуретки. Да и внешне вроде лилипут, а не карлик, но как же уродлива! Надо с ней что-то делать...
Он решил — и вот Гайнэйлт здесь. До бельевой верёвки она так и не умеет дотягиваться, но стирает усердно. Руки её настолько привыкли к стирке, что мозоли и кровь им не так страшны, как для ладоней и пальцев других рабынь.
По другую сторону стола — Неил. К ней единственной обращаются по настоящему имени, но коротко и, как ко всем, пренебрежительно, никто из сестёр ни разу не назвал её Элеонорой.
Однажды Элеонору по доброте душевной подвёз домой мужчина, и отец решил, что девушка с ним встречается, более того — потеряла невинность.
— Садись сюда! — рявкнул он, указывая на диван.
— Что? — всхлипнула Элеонора и, пятясь, сама не заметила, как села.
Отец задрал её платье и полез под трусики.
— Не надо! У меня ничего с ним не было, я клянусь.
— Мне нужно убедиться, цела ли ты.
Элеонору напугал не страх её блуда, а интерес и желание в голосе отца. Ей понадобилось не больше секунды, чтобы убедиться в своих подозрениях. А дальше — приезд служителей приюта.
Рядом с Неил — Арабелла. В чём её вина, Анора не знала, должно быть, как-то не так посмотрела на одного мальчика, зато запомнила, как монахини сказали ей в первый день: «Арабелла? Правда Арабелла?! Ты позоришь имя Арабеллы Денни, первой, кто позаботился о судьбе падших и богонеугодных женщин вроде тебя. Твоё второе имя Энн, верно? Отныне будешь Энн».
Не одна Фланнаха боялась заговорить с кем-либо. Простое человеческое общение здесь заменялись долгим молчанием и молитвами, а те, кто находил редкие минуты об этом подумать, боялся, что забудет не только своё имя и имена своих родных, но и алфавит — как написание букв, так и их звучание. Некоторые девочки мечтали если не об отдыхе, то хотя бы о разной работе и лучшей пище. Невозможно же постоянно стирать, стирать, стирать... Пусть им дадут возможность что-то написать — если не письма родным, то какие-то записи для приюта; где-то подмести, но не заниматься одной стиркой, от которой ужасно болели руки!
На глаза Элеоноры навернулись слёзы, но она тут же сдержалась, не расплакалась. Просто вспомнился вчерашний день.
Вчера за столом Элеонора шепнула слово Аноре, и тотчас, выволоченная за шиворот из столовой и загнанная в тесную комнату, получила десять ударов плетью по ляжкам. Ссадины, приклеенные по́том к жёсткой юбке, теперь горели, как ожог крапивы.
А Анора перед тем, как взять чашку, с трудом сжала правую ладонь: девочки видели, что внутренняя сторона ладони краснела широкими, оставленными линейкой полосами. Чашка в руке тряслась, и вода могла вылиться, но Анора следила, чтобы этого не произошло. Она и так страдала от жажды. Не хватало, чтобы вода, которая была, вылилась. Пару всё же упавших капель Анора спешно вытерла рукавом и не сразу сообразила, что это были не вода, а слёзы. В отличии от Элеоноры, она не сдержалась.
Насмехающийся церковный купол.
Загубленная красота Фланнахи.
Умирающее рвение к воле, почти смирение Гайнэйлт, которое та бы спокойно назвала адаптацией, если б знала такое слово.
Ссадящие ноги Элеоноры, следы до самых ягодиц, из-за чего сидеть было больно, будто с теми же ранами — на соли.
Грусть Арабеллы.
Всё, умноженное на три года мучений, всё, что случилось с Анорой после изнасилования («Мерзкая девчонка сама пришла ко мне во двор. Иначе я бы не захотел её»), когда она, обеспокоенная здоровьем соседа, давно не выходящего из дома, пришла навестить его, дало толчок к сумасшедшему, но, помилуйте, не самому ли лучшему решению?
Сбежать.
Только бы выбрать правильное время и правильные обстоятельства. Ведь за всё время разные девочки уже пытались бежать: кто-то — к родным, к отказавшимся от них жестоким отцам, кто-то, скинув розовые очки, — просто в город, но там их ловила и возвращала в приют полиция. Беглянок стригли наголо.
Анора с ужасом вспомнила одну из беглянок, Деланей. Тоже когда-то изнасилованную и, по мнению монашек, больно строптивую, от того какое-то время монашки издевались над ней как ни над кем другим; плюясь в лицо, называли сукой и блядью.
Ни строгие чёрные клобуки, обрамляющие лицо, ни закрывающие тело рясы не смогли сделать уста монашек божественными. Из их уст вылетали воистину жестокие и беспощадные слова. Как и немалое число «святых» на земле, служительницы приютов Магдалины скорее, служили Дьяволу, нежели были приближены к Господу.
***
Почти год назад, утром Анора подумала, что может умереть.
Лето резко перешло в осень. Зелёный окрас деревьев сменился на жёлтый всего за два похода в католическую церковь, а редкие ласки лёгкого ветерка, достававшиеся больше природе за окном, чем девочкам, быстро сменился суровым предзимним ветром. Тогда-то, ночью, Анору, чья кровать стояла прямо у окна, продуло, и она проснулась за два часа до завтрака и начала изнурительной работы.
Горло требовало молока. Много молока.
Анора представила, каким могло быть молоко, если бы его завезли в приют для них, пленниц, и мысленно увидела как бы висящую в воздухе сырую воду, похожую на заблудившееся привидение. А мёд? Его вкус всегда был так силён, что никогда не забывался, и сейчас от воспоминаний, будто от медовой сладости, защипало язык. Но ни молока, ни мёда у девочек не было. Никто не знал, удастся ли им вкусить когда-нибудь чего-нибудь кроме ломоти хлеба и слипшейся, плохо посоленной каши.
За неимением мёда с молоком Анора встала пить холодную воду из-под крана и полоскать ею горло. Наклонившись над умывальником, она откашливала жёлто-зелёные сгустки болезни. Взглянув на унитаз, резко склонилась и вырвала. Рвать было особо нечем, и Аноре удалось вырвать как раз сгустки соплей. А плохо ей стало из-за вида следов дерьма: вчера вечером от каши, приготовленной, наверно, из неправильно хранившейся крупы, у многих девочек болели желудки, болел низ живота, и, скручиваясь на кроватях, они еле терпели и затем поочерёдно сидели на одном единственном унитазе. Ужасное состояние желудков и кишечника вымотало их, но никто не дал им ни нормальной еды, ни лекарств, ни лишних пяти минут сна.
Когда же прекратится эта боль — физическая и душевная?..
Несколько минут Анора откашливалась, а когда наступил подъём, до самого вечера она, если не имела под рукой полотенечка, незаметно прятала сопли прямо в одежду и перед сном счищала всю эту дрянь. Когда она находилась у всех на виду, особенно перед строгим, придирчивым взором монашек, то держала сгусток прямо во рту: противно, но не глотать же его снова? Казалось, Анора не могла радоваться ничему, но одному всё-таки радовалась: если она переживает за мнение монашек о своей простуде больше, чем за саму простуду, то она поправится и будет жить.
Но это было позже. А утром, возвращаясь из туалетной комнаты, Анора столкнулась с Деланей, взглядом вылавив в полумраке сначала её жёсткую причёску «ёжик», появившуюся не так давно взамен лысине и скрывшей раны от неаккуратного бритья, а затем — её острое личико, требующее своей красотой нарядов, которые вряд ли когда-нибудь примерит хотя бы одна из прачек-невольниц. Анора не придала значения ни самой встрече, ни проскользнувшему между ней и Деланей тревожному импульсу. Девочки в принципе давно привыкли к тревоге и даже были благодарны чувству, хоть как-то подготавливающему их к неизбежному телесному наказанию или оскорблениям.
Анора пошла досыпать.
А в шесть часов начались стуки в туалет. Сначала неуверенные и тихие, затем — быстрые и беспокойные.
— Эй! Эй! Открой! — кричала Элеонора.
Анора проснулась. Скрипнула кровать Фланнахи — проснулась и та. Следом в кроватях сели Гайнэйлт, Арабелла, ещё несколько девочек и самой последней — Рейчэл.
На скрип кроватей повернула испуганное, сочетавшее бледность и полутень проходящей ночи, лицо Элеонора, на миг переставшая барабанить в дверь.
— Замолч-чи, Неил! — злостно прошипела Рэйчел, одна из немногих везучих, быстро и законно покинувших приют. Одна из немногих, зовущих Элеонору Неил, как и монашки.
— Там... Там... — окончательно превратившись в восковую фигуру, лепетала Элеонора.
— Если закрыто, помочись где-нибудь в углу. За это накажут меньше, чем за шум, который ты поднимаешь.
— Дверь закрыта изнутри!
Что-то недоброе, такое очевидное, но в первые секунды ускользнувшее от умов девочек кроилось в слове «изнутри». И тут, точно огненный волос, вспыхнул вопрос Фланнахи:
— А где Деланей?
Только тут все поняли, что в кровати Деланей никого нет. Переглянулись. И спустя миг оказались у двери рядом с Элеонорой. Все наперебой застучали в дверь туалета.
— Деланей, ты здесь?
— Деланей, открой!
— Де...
— Что здесь происходит?
В общем шуме никто не услышал поднимающихся по лестнице шагов монахини Клодак. Девочки мгновенно затихли, опустили кулаки, но все они сопели и кряхтели, у всех высоко вздымалась груди. Все боялись, но больше переживали за Деланей, хорошую, волевую девчонку. Когда — никогда с ней перекидывались парой слов, хотя при пытках длительным молчанием это было сложно.
Монахиня Клодаг нахмурила рыжеватое от старости, обычно беспристрастное, иногда злое и реже всего — напуганное лицо. Сейчас оно было именно напуганным. Девочки расступились перед «мамой», как перед богиней, когда та прошла к двери. Клодаг не смогла её открыть и тогда позвала монахиню Эилис. Та с помощью инструментов сломала замок.
Двери широко распахнули, и монахини ахнули. Они уже видели такое, относились к этому не по-человечески, как будто ничего страшного не произошло, и давно знали, как поступать в таких случаях (и поступали), однако тень страха не могла не ложиться на лица даже нелюдей, действующих будто бы от лица Господа, а перед сном пересчитывающих доходы от прачечной и предающихся греху алчности.
Девочки взвизгнули и отступили. Элеонора прикрыла рот рукой. Фланнаха захныкала и в рыданиях завалилась на грудь Аноры. На часто поднимающейся груди голова Фланнахи качалась, точно рыжий парусник — на волнах. Клодаг взглянула на Фланнаху — конкретно на неё — и... не наказала её ни за слабость духа, ни за содомистские наклонности: всё же женщина прижималась к женщине, а раздуть из этого великий грех не составляло труда.
Все смотрели на то, чего не должно было быть в туалете. Чего ещё не было вечером и на границе ночи и утра. На окутавший холодное человеческое тело кокон приютского серого платья.
Правый туфель Деланей шлёпнулся на пол. Стук его, видимо, заглушился стеной и потому никого не разбудил. Левый держался на свисающей, синюшной ноге, над умывальником. Никто не решался посмотреть выше, а, кинув взгляд, тут же отвели его. Собрались с силами — и вновь посмотрели.
Новый визг.
Новый всхлип.
— На чём она? — равнодушно спросила Эилис.
Скрывая, что поражена каменности второй монахини, Клодаг как можно быстрей ответила:
— На бельевой верёвке. Вы же видите, сестра.
Клодаг замолчала. Эилис повернулась к девочкам и попыталась кричать, но вышла довольно спокойная строгость:
— Время подъёма уже наступило. Собирайтесь на молитву перед завтраком. Туалет... на первом этаже. Побыстрей. Ну же. Здесь не на что смотреть.
Позже, когда девочки приступили к тяжёлой работе в прачечной, а Клодаг была не самой внимательной надзирательницей, им удавалось шептаться о Деланей. Рейчэл с ироническим сожалением сказала, что душе Деланей суждено попасть в ад — туда, куда — «ох, как же жаль» — попадают все самоубийцы. За эти слова её возненавидели: Рейчэл никогда не отличалась тактичностью, удивительно, что монахини ещё не отметили её острый, грешной язычок, но сейчас... Её слова были за гранью понимания... Остальные рабыни говорили слова скорби, но никто, хотя это мгновенно всплыло в памяти, не вспомнил вслух, что Деланей пыталась бежать, когда калитку случайно оставили открытой.
Деланей вернули и не только остригли. Из неё выбили все физические и духовные силы, её убедили, что спастись не удастся. У неё отбили веру в месте, где о вере говорилось постоянно.
Тогда Анора оказалась уверена, что прежде чем покончить с жизнью тела, Деланей пережила смерть своей души. Крупица надежды, которая чудом могла остаться после пыток — наказаний за побег, осы́палась.
***
Сердце Аноры выстукивало каждое страшное слово приходящих к ней мыслей.
«Ты можешь остаться в приюте и дальше. Изо дня в день. Изо дня в день... Та же скудная еда. Тот же адский труд. Одна и та же одежда. Из нового — только морщины на лице, а к старости — седые волосы. Если ты доживёшь до старости».
«Ты видела хоть кого-то, кто доживал до старости? Ты никогда не задумывалась, куда исчезают те, кто не смог больше работать? Кто вдруг плохо себя почувствовал, а на завтра его уже никто не видел... Ты уверена, что их отправляют обратно домой?»
«Как думаешь, чьи останки там, на кладбище позади приюта? Ты же знаешь, что там находится кладбище, хотя нет ни могил, ни крестов. Там почивают люди, не считающиеся людьми после смерти и не считавшиеся ими при жизни. Рабыни приюта Магдалины. Такие, как ты».
«Посмотри на свои пальцы. Рассмотри их в полумгле. Твои пальцы уже нездоровы. Что будет с твоими руками дальше? Ты будешь стирать кожу рук о чужое грязное бельё. О грязное бельё таких же нечистых людей или тех, кто не знает, не задумывается, что пользуется услугами рабынь. А запах порошка и химикатов? Твои лёгкие однажды дадут сбой. А мизинцы? Ты распаришь их до волдырей».
Стук.
Вздох.
В напряжении поднялась грудь.
«Ты можешь сбежать. Это рисковано, но ты можешь».
Мокрый уголок глаза.
«Ты станешь живой. Живой!»
Стук. Выдох. Груди опустились, въедаясь в пустой желудок.
«ЖИВОЙ!»
И Анора окончательно решилась.
Она думала три года. Три года она чётко держала в голове весь план и запасной план, обрисовала все возможные варианты. Осознала собственную циничность и порочность в двух вопросах, но всё! Пора было забыть об искажённых понятиях церкви о грехе.
Настоящий Бог создал прекрасный мир, населённый людьми и зверями. В его мире есть вольные птицы и стаи рыб, и только жестокость ловит тех и других, убивает или сажает в клетки, точно так же, как посадили в клетку их, прачек. Настоящий Бог — это любящий отец, не имеющий ничего общего со здешними монахинями и служителями церкви, для которых монашки, в свою очередь, — сами дойные коровы. Настоящий Бог понимает и прощает... Анора была уверена, что он поймёт и простит ей два момента.
Первый — если не бежать самой, то брать с собой нужно только кого-то одного. Как бы ни было жаль всех.
Всеми вместе правят покорность и страх. Именно поэтому рабынь больше, чем монахинь, они, даже обессиленные рабством, гораздо сильнее физически, но не могут устроить ни бунт, ни массовый побег. Заяви о своих планах не одной, а хотя бы двум девочкам — возникнут рождённые страхом вопросы, пойдёт повышенный тон, пойдёт осуждение — не рвения к свободе, а будто бы Анориной беспечности. Кто-то — хорошо, если не сразу монахиня — непременно услышит разговор, поймает его нить, и пиши пропало! Нет, брать нужно только одну.
Анора выбрала Фланнаху.
Второй момент — пёс. В приют попадали за мелкие «грехи», никто из девочек не был виновен в убийстве. Никто в жизни не обижал ни других людей, ни даже животных. Но Аноре перед побегом предстояло как раз убить животное — питбультерьера, принадлежащего Эилис.
Вчера обычно внимательная Эилис обронила ключ от сейфа с фармацевтикой, искала его и трясла недоумевающих девочек, в то время как нечаянно замеченный и подобранный ключ находился у Аноры. После сна, стараясь не шуметь и часто вздрагивая, Анора пробралась в комнату с несколькими сейфами и открыла тот, к которому подошёл ключ. Втайне она надеялась, что ключ подойдёт к сейфу и с деньгами, но — увы. Однако фармацевтика — это уже шанс на спасение!
Анора достала то, что ей было нужно, будто случайно уронила ключ недалеко от сейфа и тихонько вернулась в общую спальню, спрятав трофей под подушку, а на следующий день проносив его с собой.
И вот он — конец того «следующего дня».
Раздобыв среди лекарств снотворное, чётко зная, где любит находиться собака, где сидит и что ест Эилис (питалась она не скудно, хотя до роскошной жизни ей пока не хватало труда рабынь), Анора подсыпала его в еду сначала самой Эилис, затем — её почуявшему неладное питбультерьеру. Фланнаха, посвящённая в планы Аноры, тем временем просто находилась неподалёку, вроде как «на шухере».
Человека, пусть даже того, кто пленил и издевался, Анора убить не могла. Она заставила Эилис всего лишь заснуть на несколько часов. А вот питбультерьеру она отсыпала вдвое больше растолчённого раствора, хотела уменьшить дозу, высыпать лишнее на пол, но... передумала.
Аноре показалось, что она убивает собственного сеттера, прекрасное рыжее создание из её прошлой жизни. На секунду по её рукам прошёлся ток, из глаза вытекла слеза, но она справилась с эмоциями. Присутствие Фланнахи помогло.
— Идём, — сказала Анора, когда Эилис, опустив голову на стол, посвистывала между храпами.
Тёмные собачьи соски, как коровье вымя, смешно выступали на поднятом кверху питбультерьерском пузе. Глупая сонная морда брякнулась рядом с миской. Зверь не умер. Он дышал и тоже, зараза, храпел. На миг Анора даже улыбнулась и не смогла вспомнить, когда в последний раз улыбалась, смеялась, шутила или слушала чьи-то действительно весёлые, беззлобные шутки.
На столе Эилис было что взять съестного. Извечна голодным и больным желудкам девочек еда помимо хлеба и каши не помешала бы. Поэтому Фланнаха взяла со стола и сложила в вещмешок варёные яйца, тяжёлые, холодные на ощупь, огурцы, пару помидоров и листья салата.
Анора же нащупала связку ключей, поорудовала со вторым сейфом, нашла там немного денег (больша́я сумма была потрачена несколько дней назад) и, поколебавшись, положила их за пазуху. Найдя также ключ от главной двери, Анора хотела было двинуться к ней вместе с Фланнахой, когда...
— Сестра Клодаг? — машинально спросила Фланнаха.
— Фланнаха, нет! — Анора потянула Фланнаху за руку, направляя к выходу из ада.
— Что вы сделали с Эилис, исчадия родом из самого пекла?! — наблюдая за спящей, и боялась, и возмущалась, и ненавидела весь мир Клодаг.
Она схватила Фланнаху за плечо и сжала его до боли. Фланнаха скривилась, а Анора позволила себе ударить монашку остриём ключа по руке.
— Аф-ф! — вскрикнула та и с той секунды поняла слабость своей угрозы. — Безбожница! Я не разрешаю... Я подниму девочек и заставлю их вас наказать.
— Девочек? Или исчадий ада? — съязвила Фланнаха.
— С дороги, старая лживая ведьма! И только посмей заявить на нас.
Анора выхватила у монахини Фланнаху. Вместе девочки подбежали к двери. Анора вставила ключ и не поверила, когда вслед за скрипом двери услышала гул ночного ветра, когда вместо мрачных, пропитанных серостью стен встретила перваншевую, усеянную звёздами ночь.
Анора вытолкала Фланнаху на улицу. Теперь оставались ворота.
Их замок легко поддался, и предвкушение воли сменилось настоящей свободой.
Прощаясь с адом, девочки видели, как Клодаг вместо того, чтобы погнаться за ними, перекрестилась и ушла куда-то. Уже позже Анора подумала: за связкой ключей и за другим ключом от ворот и главной двери, чтобы всё закрыть, чтобы не выдать, что это она упустила двух воспитанниц. Конечно, возникнет вопрос, кто закрыл двери, но тогда можно спихнуть на любую воспитанницу, будто бы помогавшую беглянке, но не решившуюся бежать самой. Если же оставить двери открытыми, старшая монахиня, Эилис, сразу поймёт её, Клодаг, оплошность.
Если Анора оказалась права в своих подозрениях, то что это было со стороны Клодаг? Скрытое в религиозных догмах и в сердце тирана человеколюбие, как бы позволение девочкам бежать, или всецело трусость, желание быть такой же, как Эилис, заметание следов ошибок во всегда гладко проходящей жестокости?
***
До самого полудня погони не было.
Под куполом светлого тёплого неба раскинулись изумруды ирландских полей. Свободные в мыслях и движениях, неплохо позавтракавшие, имеющие деньги, две подруги спешили в небольшой лесок, откуда хотели добраться в соседний город.
В лесу поочерёдно подремали, не имея часов и лишь интуитивно отмерив друг другу полтора часа на отдых. Фланнаха предложила, чтобы сначала отдыхала Анора, ведь это она вытащила их двоих из ада. Затем подремала сама.
Уже в городе впервые за долгое время Анора зашла в магазин, заговорила с продавцом — человеком из живого мира, докупила продуктов и приобрела одежду. Серые платья, которые напоминали о тюремных условиях и могли выдать беглянок полиции, девочки утопили в реке.
Только на следующий день Анора и Фланнаха нашли жилище — в доме одной пожилой дамы. У неё же стали работать гувернантками. С тех пор ни Клодаг, ни Эилис, ни полиция их ни разу не потревожили.
— Спасибо тебе, — Фланнаха, чьи волосы из огненного плена превратились в роскошную осень и чьи щёки зарумянились, однажды (через месяц после побега) гладила то лоб, то макушку расслабленной, приходящей в себя от ужаса Аноры.
— Кто вытащит оттуда их всех? — спросила Анора.
Фланнаха открыла рот и не нашлась, что ответить. Это был риторический, слишком сложный вопрос. Вопрос времени и случайности, человечности и жестокости, меркантильной религиозности и чистой веры.
Потом они об этом поговорят. Потом они — всё может быть — найдут способ помочь остальным девочкам. Вытащат девочек из их личного ада. Ведь их приют Магдалины был далеко не единственным во всей Ирландии. А кто вытащит рабынь из всех приютов?
Потом они об этом поговорят.
Сейчас же... Сейчас им трудно говорить даже о свободе, о доступной еде и достойной крыше над головой; о сне и лекарствах, в которых нет нужды; о скромной, но не убогой одежде; о возможностях обрести профессию. В этом нет ничего удивительного. Все люди любят свет. Но когда выбегаешь на свет из кромешной тьмы, в которой пробыл несколько лет, он поначалу слепит глаза. Нужно время, чтобы привыкнуть.
Нужно время.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор