На краю разверстой пасти глубокого рва стояли люди. Одни оцепенело молчали, другие судорожно прижимали к себе детей. жены жались к мужьям… Старики тихо молились глядя с тоской на молодых. Женщины пытались подавить рыданья, мужчины молчали.
Никто не оглядывался назад. Там – в глубине уже наполовину заполненного рва лежали вперемешку тела. Пустырь был оцеплен солдатами. Хрипло рычали псы, натягивая поводки. Напротив людей стояли фигуры в черных мундирах. Черепа зловеще поблескивали с их фуражек. И в стороне одиноко сутулился старый Скрипач.
В городе старика знали все. Ни одного события не обходилось без Скрипача и его музыки. Он со своей скрипкой веселил их в дни радостей, он утешал их музыкой в дни скорби. Казалось, что старый Скрипач был душой города. Он словно был всегда. А они рождались, взрослели, женись, старились и всегда был он – Скрипач. Когда пришла беда и нелюди в мундирах согнали людей со всего города в гетто, Скрипач первым покинул свой дом и пошел с ними.
Он шел и играл, а люди шли за ним. Его музыка придавала им силы вынести бремя тягот и пугающей неизвестности. Он бродил по улочкам гетто и помогал людям жить, а скрипка убаюкивала голодных детей, подбадривала взрослых, утешала стариков, оплакивала тех, кто не выдержал тягот.
Но однажды за ним пришли. Старика привезли за город на пустырь, где уже зиял огромный ров. Он увидел множество солдат и понял всё. Ему приказали встать в стороне от рва и ждать. Потянулось время. А потом подъехали первые грузовики. Офицер распоряжавшийся на пустыре приказал ему играть. Старик устроил инструмент на плече, прижался подбородком к нему и поднес смычок.
Скрипка откликнулась ему нежным всхлипом и щемящая душу музыка полилась над пустырем.
Людей погнали ко рву. Он узрел среди них много знакомых своих. И видел как старенький ребе шел окруженный стайкой детишек, обнимая за плечи двух самых маленьких. Всех загоняли в ров. Замешкавшихся сталкивали. Мужчины подхватывали детей на руки, помогали старикам и женщинам, но ров был глубок, многие падали… И плакала скрипка. А потом автоматчики подошли к краю рва. И тут из глубины его раздался высокий надтреснутый голос: Шма Исраэль!!! А скрипка подхватила возглас. Тогда люди запели молитву. Сухой треск автоматов вспорол воздух.
Скрипка запнулась… но вдруг заиграла еще пронзительней. Офицер подскочил
и приказал играть веселое. Старик посмотрел ему в лицо, и как-то странно кивнув, вновь вскинул смычок. Полилась древняя мелодия, под которую сотни поколений предков встречали один из великих праздников его народа.
Грузовики все подъезжали. Новые партии жертв загонялись в ров. Людей сталкивали на тела и стоны умирающих пугали еще живых… Старик играл не останавливаясь. Струны уже резали пальцы руки, но он продолжал перебирать их и смычок в правой руке порхал неутомимо.
Из старческих глаз текли скупые, жгучие слезы. А люди все падали в ров, падали…
И чудилось Скрипачу, что скорбная тень скользит внизу среди людей и склоняется над младенцами под неумолчный треск автоматов. Никто заметил как постепенно сходит с ума музыкант.
Последнюю машину старик встретил свадебной музыкой. Ласково улыбаясь согражданам и кивая им головой, он продолжал играть. Среди всех идущих Скрипач увидел старушку жену. Шалом Хава! – крикнул он ей
и заиграл ту танцевальную мелодию которая звучала на их свадьбе много много лет назад. И сам как-то странно улыбаясь, приплясывая, пошел навстречу, но его отшвырнули назад. Тогда он вновь встал и послушно продолжал играть. Когда уже люди встали у заполнившегося рва, Скрипач увидел женщину баюкавшую на руках младенца. Тренькнув оборвалась веселая музыка, а потом нежная колыбельная, переливаясь чуть печалью, зазвучала как прощальное напутствие.
Последняя жертва упала в ров. И тогда офицер показал рукой туда.
Скрипач выпрямился, усмехнулся в лицо ему и пошел. Пошел не переставая играть. Теперь он явственно видел во рву черную тень, склонявшуюся над каждым телом. А потом тень позвала его жестом. Ударил выстрел. Скрипка выскользнула из рук, опережая падающее тело. Затарахтел бульдозер, катя перед собой вал сухой комковатой земли.
Старик открыл глаза. Вокруг него стояли все, кто был в котловане. Окруженные мягким сияньем, они улыбались ему чуть печальной приветственной улыбкой. И от края рва его звал Черный Всадник на мглистом коне. Когда старик приблизился, то Всадник протянул ему сияющую неземным светом скрипку необыкновенной работы.
Скрипач принял ее и взмахнул смычком. Торжественная мелодия взвилась к небу. Музыкант пошел, сопровождаемый Всадником по разворачивавшейся перед ними тропе Света, а люди тянулись за ним не оглядываясь назад, и дети смеялись счастливым смехом навстречу небу раскрывавшему им свои объятья. А рядом шла его старушка жена и улыбалась Скрипачу, заглядывая в глаза счастливым взглядом как в тот первый день их любви. Они вновь были вместе. Навсегда. Свободные от смерти.
Стрингер.
Но если произведение читается нараз - это и есть увлечение сюжетом!А разве не для того пишут теже дневнеки (с тайной мыслью,что их когда-то прочитают...)И вы писали не для того ,чтобы отбросили ваше произведение - хотели увлечь читателя???
Увлечь читателя... да - конечно каждый пишет чтобы его прочли.
Просто само слово Увлекательно в таких случаях звучит возможно двояко. Менее всего думал об увлекательности и красивости новеллы.
...да, Таги...
жуть....
у нас в одной деревне был похожий случай..правда, без Скрипача..
немецкий офицер увидел в Небе Божию Матерь....
и людей, стоявших у обрыва, ими же вырытой могилы...всю деревню!..не растреляли..
ты брал за основу реальное событие?...
(и не обращай..в смысле не реагируй так болезненно..на пустое...)
Это мне вспомнился Бабий Яр. Скрипач - нет, не реальный, хотя могло быть и такое. Ведь немцы иногда заставляли кого-нибудь играть музыку при массовых расстрелах. В Бухенвальде был собран ими оркестр из лучших музыкантов с различных стран... Оркестр играл во время отправки узников на работы, вовремя экзекуций и казней.