16+
Лайт-версия сайта

Картина

Литература / Проза / Картина
Просмотр работы:
26 апреля ’2010   13:52
Просмотров: 26720

Картина



-Ну, что, Санёк, съездил в свою Феодосию? - спросил сосед, вышедший на лестничную площадку покурить.
-Да, вчера вернулся, - ответил Саша, семнадцатилетний племянник Татьяны Сергеевны, приехавший в Москву поступать в Строгановское училище.
Саша окончил художественную школу, писал маслом. В основном писал море. Он любил море. Ездил в Феодосию, чтобы зарядиться энергией моря, подышать морским воздухом, подпитаться от картин в доме-музее Айвазовского.
-Купался в море?
-Конечно!
-Ну, и как?
-Что? - не понял Саша.
-Вода как? Тёплая?
-Вода нормальная!
-А к Айвазовскому ходил?
-Ходил.
-Разгадал секрет? - хитро улыбаясь, спросил сосед. Сашка уже пожалел, что, поддавшись настроению, перед отъездом в Крым рассказал соседу о том, что пытается понять тайну Мастера. Сейчас ему не хотелось продолжать разговор, и он сказал:
-Извини, я тороплюсь.
-Конечно, конечно! - понимающе закивал сосед. - А картину-то видел?
-Какую? - уныло спросил Саша, видя, что беседа, по-видимому, только начинается и что сосед не успокоится, пока обо всём не расспросит. - Все картины видел.
-Нет, ту, ну... как это... про волны?
-"Среди волн", - неохотно пояснил Саша.
-Во-во! - обрадовался сосед. - Видел?
-Конечно!Ну, ладно, извини, мне надо идти...
-Иди-иди. А когда у тебя экзамены?
-Через три дня!
-А. Ну, давай, будь здоров! Ни пуха, ни пера!
-К чёрту!

***
Феодосия привлекала его тем, что можно было не только часами наблюдать игру волн, сидя на берегу, но и изучать технику создания волны на холсте.
Приезжая в Феодосию, он часто захаживал "к Айвазовскому" (так по-родственному он называл картинную галерею, построенную по проекту самого Айвазовского) и долго бродил по залам, стены которых окрашены в необычный тёмно-красный цвет. Пройдя по галерее, он задерживался в главном выставочном зале, где рассматривал огромную марину "Среди волн". Только море изображено на ней, волны крупным планом. Ничего больше. Но картина волновала, восхищала, заставляла вновь и вновь возвращаться в этот зал.
Как выписаны кружева морской пены? Как передано свечение изумрудных волн? Разбушевавшиеся волны изображены так живо и пластично, что, глядя на картину, ощущаешь дуновение ветра, запах моря.
Теперь он уже ходил по галерее без экскурсовода, чьи лекции знал наизусть. Но, стоя у картины, бывало, слышал обрывки рассказа экскурсовода, окружённого плотным кольцом отдыхающих:
-Перед вами одно из самых совершенных творений Айвазовского - "Среди волн"...
Тогда он освобождал место около картины, отходя на время в сторону. Экскурсанты восхищённо разглядывали волны, задавали вопросы и уходили вслед за экскурсоводом. Два-три человека обязательно задерживались около полотна. Когда и эти зрители убегали, спеша догнать свою группу, он снова занимал "место под солнцем" и будто окунался в солёные прохладные волны.
Айвазовский писал море не с натуры, а сидя в мастерской. Великий маринист обладал талантом импровизации. Но ведь чтобы писать такие картины по памяти, нужно сначала наблюдать море, пропитаться им. И, конечно, очень важно понимать его, любить.
Размышляя об этом, он пытался разгадать секрет Айвазовского. Может, тайна мастерства художника кроется в его музыкальной одарённости? Он читал в брошюре Н.Барсамова, что Айвазовский обладал большой музыкальностью и что его картины рождают в человеке отклик, подобный тому, который вызывает музыка.
***
Саша своим ключом открыл дверь тётиной квартиры, снял туфли и в носках заскользил по паркету.
-Тётя Таня! Ты дома? - спросил он. Никто не ответил. "Наверно, в магазин ушла",- подумал он и лёг на диван.
Решалась его судьба. Он хотел быть художником, но в то же время понимал, что это не единственная профессия, которой хотелось бы овладеть. Его многое интересовало. К тому же его мучила мысль, что живопись - это не его призвание. Поэтому рванул на недельку в Феодосию, чтобы там, у Айвазовского, понять, что ему надо в жизни.
Пришла тётя. Он соскочил с дивана, взял у неё сумку с продуктами.
-Тяжёлая? - спросила тётя Таня.
-Да. Чего ты там накупила?
-Всего понемногу. Сегодня должен Владимир прийти - угостить чем-то надо.
Владимир - это брат тёти Тани, то есть Сашин дядя. Он декан в Строгановке. Дядя хотел помочь Саше:
-Свожу на экскурсию по институту, получишь задание, в течение года будешь присылать свои рисунки, а следующим летом приедешь поступать...
Но в этот день дядя не пришёл. Он позвонил, что задерживается на работе и прийти не сможет.
-Приезжай завтра в институт. Жду в двенадцать часов, - сказал он Саше.

***
Дядя водил Сашу по Строгановке, показывал панно на стенах - дипломные работы студентов. Заводил в аудитории, мастерские. Потом отвёл в музей на первом этаже.
-Здесь тоже дипломные работы наших студентов разных специальностей. Ты сам походи, посмотри, а потом ко мне в кабинет придёшь, - сказал он и убежал.
Сашка долго рассматривал экспонаты музея, поражаясь мастерству студентов. Он восхищался произведениями искусства и в то же время с горечью сознавался самому себе:"Нет, мне так никогда не написать... Нет, такое из дерева мне не сделать". И чего он мучился? Видно, не быть ему художником. Нет у него способностей. Не его это призвание. А туда же! Собрался в Строгановку поступать! От стыда у него горели уши.
Саша вышел из музея, но подниматься в кабинет дяди не стал. Он быстро пошёл к выходу, предупредив дежурную в вестибюле о том, что уходит и можно закрыть музей. Сидя в вагоне метро, продолжал думать о том, что произошло. "А вообще-то что произошло?" - задавал он сам себе вопрос и тут же отвечал:
-Не моё это...
Дверь открыла взволнованная тётя:
-Ты где был? Что случилось? - спрашивала она, пропуская его в квартиру.
-А что случилось? Ничего не случилось... - отвечал Саша, стараясь быть бодрым и весёлым.
-Владимир звонил. Он тебя потерял. Дежурная ему сказала, что ты ушёл, а он ждал тебя в кабинете...
-Ну, ушёл и ушёл! - рассердился Саша. - Посмотрел музей и пошёл.
-Дядя же тебе сказал к нему в кабинет зайти, а ты... Он волновался.
-А что волноваться? Я не маленький.
-Нехорошо так уходить. Не попрощавшись.
-Я извинюсь.
Саша набрал номер телефона дяди. Гудки оборвались, и в трубке послышался дядин голос:
-Алё!
-Дядя, ты извини, что я ушёл - просто я не выдержал.
-Не понимаю...
-Ну, там такие работы! У меня нет способностей, чтобы что-то подобное создать...
-А! Вон ты о чём! Но ты учти то, что там выставлены работы ди-плом-ны-е! Это работы тех, кто уже всему научился. Ты тоже всему научишься! - начал было дядя, но Саша его перебил:
-Всё равно! Я уже решил. Поступать не буду.
-Ну, что ж, тебе решать - твоя судьба в твоих руках! - сказал дядя. - По крайней мере, у тебя ещё время есть. Если переменишь решение - звони.
Саша не мог уснуть. Мысль о том, что он не сможет писать так, как художники из Строгановки, не давала ему покоя. Если отказаться от живописи, то для чего жить? Как ему жить без картин? В то же время быть посредственным художником - слабое утешение. Не придя ни к какому решению, он, измученный бессонницей, уснул, когда уже стало светать...
...Саша, взглядывая на огромную картину, вдохновенно говорил:
-Барсамов в книге "Айвазовский в Крыму" писал о том, как Арцеулов, внук Айвазовского, рассказывал о работе художника над картиной "Среди волн". В самом большом зале дома в Феодосии Айвазовский, стоя на помосте, сооружённом из столов и досок, писал на холсте своё произведение. А когда картина была готова, он пригласил всех домашних посмотреть её. Художник попросил Арцеулова высказать своё мнение о картине. Восхищаясь морем, Арцеулов покритиковал лодку, изображённую на дальнем плане картины: "Не понимаю только, почему это корыто с людьми держится на поверхности?" Иван Константинович очень обиделся и на другой день убрал лодку. Так и получилось, что на картине одни только волны.
Приглядитесь, сейчас изображение лодки проступило сквозь верхний тонкий слой краски, стало заметно...
Саша открыл глаза. Так это был сон?
-Тётя Таня! - закричал Саша, вскакивая с дивана.
-Что? Что? - прибежала из кухни тётя Таня. - Что ты кричишь?
-Я еду в Феодосию...
-Зачем? Ведь ты только там был и - опять...
-Картина позвала...
-Господи, да что ж это такое! В Строгановское поступать не хочет, а к картине своей мотается! Надо об учёбе думать, о профессии.
-А я и думаю! Я знаю, кем буду...
-Кем?
-Искусствоведом, экскурсоводом... А картины буду писать для собственного удовольствия...
Саша сидел в плацкартном вагоне поезда, мчавшего его в Феодосию, и смотрел в окно. Он пока не знал, что не будет ни искусствоведом, ни экскурсоводом. У него будет другая профессия, которую он полюбит и которой посвятит всю жизнь. Но Айвазовский и его картина "Среди волн" будут по-прежнему среди главных ценностей Саши.
2007









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft