ФОТО: Древнеегипетский Барельеф "Плакальщики" (XVIII династия)[Пушкинский музей]. Фрагмент из большого, распиленного барельефа. Изображение распятого фараона здесь "отпилено" и увезено в США.
МУЗЫКА(16.8 Mb)здесь: http://www.realmusic.ru/songs/588649
(На этом сайте не поместилась [предел 15 Mb])
Псалом 21
2 Боже мой, Боже мой, о внемли, для чего Ты оставил?
2 Почему не услышишь к Тебе устремленного крика?
3 Днем и ночью молю, чтобы Ты страстотерпца избавил -
4 Но далек Ты, и нет мне ни сна, ни покоя, Владыка.
4 Ты - наш Свет, и в народе Ты жив посреди славословий,
5 На Тебя уповали отцы - Ты любил и спасал их,
6 Обращались к Тебе, к своему вездесущему Богу,
6 Призывали к Тебе и молитвы своей не стеснялись.
7 А теперь я как червь и изгой - отвергаем народом,
8 Все, кто видят меня, - усмехаются и презирают:
9 "Пусть избавит Господь, если праведный Богу угоден,
9 Ведь он сам говорил, что Всевышний его не оставит".
10 Это Ты меня вывел на свет из родимой утробы,
10 Успокоил младенца у теплой груди материнской,
11 Лишь Твоим попечением я согревался от рода,
11 От рожденья - Ты Бог и Отец - и всегда ко мне близко.
12 Не оставь меня, Боже, - Ты слышишь, как смерть меня кличет?
13 Молодые солдаты стеною меня обступили,
14 Словно львы потешаясь, грызут и терзают добычу.
15 Я истек как вода, мои кости уже обнажились.
15 Мое сердце расплавилось и растекается воском,
16 Моя сила иссохла, как в печке засохшая глина,
16 Мой прилипший к гортани язык усыхает и плосок,
16 Я в преддверии смерти - меня ожидает могила.
17 Вот толпа ненавидящих плотно меня обступает,
17 Еще теплые руки и ноги железом пронзили,
18 Мои кости считают - их кожа совсем не скрывает,
18 Стал я зрелищем тем, кто моими любимыми были.
19 Делят тогу мою и в угаре толпы мечут жребий, *
20 Не оставь меня, Боже, - я знаю, что Ты - моя сила,
20 Так приди мне на помощь еще раз - на сей раз последний -
21 Исцели одинокую душу от страха могилы.
22 О, скорее избавь от разгневанных псов и вандалов -
23 Буду я возвещать среди братьев моих Твое Имя,
23 Этим толпам я провозглашу о Господнем приданом.
24 Все, кто Господа чтит, - о, покайтесь и благодарите.
24 О, народ мой, очнись и прославь своего Господина,
24 Так внемли же, Израиль**, услышьте Отца все колена,
25 Ибо Бог страстотерпца любовью Своей не отринул -
25 Слышал Он, как отверженный звал из нечестья и плена.
26 От Тебя моя слава грядет в утешенье народу -
26 Перед ними исполню все данные мною обеты:
27 Дам смиренным насытиться от изобильного рога.
27 Да прославят Тебя - будет сердце их вечно согрето!
28 Обратятся к Создателю жители края вселенной,
28 И склонятся у Истины все племена и народы,
29 Ибо царство Творца и владычество вечно и верно -
30 Кто богат и беспечен - пощады просите у Бога.
30 Вмиг признают Его, кто стоит перед смертным порогом,
32 А кто слышит теперь, да расскажут о Боге живущим!
31 Все потомство мое возвестит вездесущего Бога,
32 И поймут, что содеял Господь, поколенья грядущих.
* Эта строка, как многие другие строки этого псалма почти дословно воспроизведены в Евангелии.
** Израиль – одно из имен египетского фараона Эхнатона – создателя первой письменной монотеистической религии. (Эхнатон – автор основополагающих псалмов). Имя Яков-Израиль он получил в результате того, что его собственный отец (фараон Аменхотеп III, по определению «бог» в Древнем Египте) перерезал мальчику жилы на внешней стороне бедер и выбросил в пустыню. Подобранный кочевниками израненный юноша был доставлен в Ур-салим (ветхозаветный Иерусалим-Угарит), где провел свою юность, занимая там авторитетное положение (возглавлял центр подковывания лошадей – отсюда имя Яков [коваль]). Последствие перерезки жил – компенсаторное отрастание соединительной ткани на бедрах – видно на всех без исключения статуях Эхнатона. После смерти своего брата Тутмоса, Эхнатон был вызван в Египет, где стал фараоном. Первые 12 лет он был соправителем своего отца, которому простил изуверский поступок и молил Бога, чтобы и Он простил Аменхотепа III. После смерти своего отца, Эхнатон приступил к радикальной монотеистической реформе. В результате, на 17 году правления был свергнут. Ему выкололи правый глаз и отрубили кисть правой руки. В таком состоянии он провел в изгнании еще около трех лет вместе со своими учениками и младшей дочерью, с которой официально оформил брак. В конце концов, он был настигнут сторонниками будущего фараона Сети I (отсюда слова "Сэт" и "Сатана") и подвергнут кровавому распятию. Это событие и излагается в поэтической форме в данном псалме.
Биография Эхнатона отразилась в НЕСКОЛЬКИХ БИБЛЕЙСКИХ ОБРАЗАХ: кроме Иакова-Израиля, это - Моисей, Исайа, Иов (псалом 87), и, конечно ИИСУС ХРИСТОС, в образе которого отражены не только многие важные детали биографии, но и смысл и суть нового учения о МИЛОСЕРДИИ.