16+
Лайт-версия сайта

Сенсо-моторный метод русской орфографии\развитие интуитивной грамотности\

Литература / Очерки / Сенсо-моторный метод русской орфографии\развитие интуитивной грамотности\
Просмотр работы:
25 февраля ’2010   14:43
Просмотров: 30206



Сенсо-моторный метод русской орфографии 2
Акулов Владимир Владимирович
СЕНСО-МОТОРНЫЙ МЕТОД РУССКОЙ ОРФОГРАФИИ
(интенсивное обучение правописанию)



ПРОГРАММА














Брест, 2002


Сенсо-моторный метод орфографии – эффективная, полезная методика, использующая лучшие наработки педагогов 19-20 веков, в особенности, так называемой «педагогики действия» (Томсон, Лай).
Интенсивная сознательная работа с печатными художественными текстами и словарями позволяет воспринимать слова несколькими анализаторами. Это облегчает запоминание орфограмм, позволяет быстрее сформировать навык грамотного письма. Специальная тренировка графической зрительной памяти, активизация зрительного анализатора дают возможность лучше запоминать графический облик слова. Орфографическое (побуквенное, послоговое) проговаривание слов позволяют использовать слух для орфографии.
Многократное прочитывание, проговаривание, сознательное переписывание эталонных печатных текстов и словарей с постоянным узнаванием, уточнением значений, произношения и правописания новых слов расширяют словарный запас и дар слова школьников. Обогащение словарного запаса, развитие лингвистических способностей поднимают общий уровень интеллекта. Это улучшает и грамотность учеников.
Предлагаемая методика не отменяет традиционных школьных приемов обучения орфографии, а лишь дополняет их.
Методика может использоваться учителями-словесниками на уроках развития речи, на факультативных занятиях, для улучшения грамотности отстающих школьников.




Автор: Акулов Владимир Владимирович
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Писать грамотно по-русски очень трудно. В русском языке около 106 тысяч слов. Написания большей части из них не совпадают с произношением. Поэтому использовать слух для орфографии затруднительно. Так называемый «сознательный метод» обучения, когда последовательно и фундаментально изучаются основные разделы языкознания, а также более 420 правил орфографии и пунктуации, очень труден и долговременен. Дети младшего, среднего возраста, многие старшеклассники вынуждены писать безграмотно из-за чрезвычайной трудности формирования орфографического навыка.
Проблемы школьной орфографии усложняются из-за того, что современные дети мало читают, обладают низким словарным запасом, не знают, не помнят графических образов слов. Проводя большую часть свободного времени у экранов телевизоров и компьютеров, школьники не развивают свои лингвистические способности. Задержка в развитии Дара слова приводит к снижению интеллектуальных характеристик учеников, дети не могут повысить свою грамотность.
Предлагаемая методика – более интенсивный способ развития речи и интеллекта ребенка, более быстрый путь овладения навыками орфографии. Методика использует самые лучшие разработки педагогов 19 века и современные учебные инновации.
Занятия можно проводить индивидуально и в больших (до 30 человек) классах и группах детей примерно одного возраста: 3-5 классы; 6-8-е. Не следует проводить совместные занятия старших и младших школьников. Младшие пишут и воспринимают учебный материал медленнее старших ребят. Старшие школьники, оказавшиеся в одном классе с малышами, чувствуют себя некомфортно.
Чтобы играть с буквенными карточками, дети садятся по двое за столами и поочередно предлагают друг другу отгадать спрятанную карточку. Когда зрительные анализаторы активизированы, кружковцы начинают работать автономно (каждый со своим учебным модулем – художественными текстами или сегментами «Частотного словаря». За урок ученикам предлагается сенсо-моторно воспринять и запомнить примерно 20-30 слов). Работа над словарем – отдельный, общий для всех сегмент урока. Когда учитель объясняет значения незнакомых слов, весь класс внимательно слушает. Переписывание художественных текстов – также отдельный сегмент занятия. Дети учатся воспринимать словосочетания, предложения, тексты целостно, неразорвано. Если бы часть класса работала с текстами, другая часть – с трудными словами, требующими вербальной активности учителя, урок проходил бы неэффективно, хаотично.
У старших школьников большая емкость памяти, выше обучаемость. Старшеклассникам сразу объясняем принципы сенсо-моторной методики (активизация и тренировка зрительного анализатора, «фотографирование» глазами графического образа слова, орфографическое (побуквенное) проговаривание слов и орфограмм, послоговое медленное редакторское прочитывание слов при поиске орфографических ошибок). Объясняем, что скорочтение не годится для обучения грамотности.
Для тренировки зрительной графической памяти старшеклассникам предлагаем запомнить 5-10 буквенных карточек. Предложения из художественных текстов старшеклассники с третьего занятия переписывают по методу зрительного самодиктанта (внимательно, медленно прочитывают предложение, запоминают графический образ трудных слов, после чего пишут предложение по памяти). Самопроверка – после каждого предложения! Текст в книге – универсальный учебный модуль, коррегирующий орфографические ошибки.
«Частотный словарь школьника» добросовестно занимающиеся старшеклассники могут запомнить очень быстро. После 3-х-4-х месяцев занятий старшие школьники могут работать с текстами и словарями самостоятельно. Учитель постоянно напоминает ребятам, что абсолютной грамотности научиться очень трудно. Для этого нужно учиться всю жизнь.
Учебное пособие предназначено для руководителей лингвистических кружков, родителей отстающих школьников, учителей-словесников, родителей, самостоятельно занимающихся с детьми.


Язык – инструмент мысли, средство создания информационных моделей объектов, систем, функций.

«В начале было слово» (Евангелие от Иоанна. Гл1, ст1). Глубину этой великой истины легче постигнуть, вспомнив, что в древнегреческих рукописях Библии «логос» означало и «слово», и «мысль». Значит, в начале всего была «мысль». Но мысль не существует без слова, без языка. «Мысль не выражается в слове, но совершается в слове» (Выготский Л.С.). Таким образом, древние пророки за тысячи лет до появления современного научного языкознания, теории информации, теории систем, теории организации интуитивно открыли, что мысль предшествует рождению любых упорядоченных объектов, систем, функций (крылья – объекты, полет – функция. Мышление и душа человека – функции, но не объекты). Строительству пирамиды или самолета предшествовали многочисленные мысли, слова, планы, чертежи относительно этих сложных объектов. Никакая армия не может начать движение и, тем более, военные действия без приказа, который, по сути, слова и мысли. Рождению человека предшествуют человеческие ДНК и гены, являющиеся информацией, «мыслью» о будущем человеке. Также, очевидно, появлению упорядоченных свойств вещества и космоса предшествовала строго упорядоченная информация, мысль, «логос».
Мысль идеальна, невесома. И в то же время мысль – громадная сила. Летящий в небе вертолет, в сущности, сложно структурированная МЫСЛЬ конструкторов, заставивших тяжелый металл летать по воздуху. Мышление и сознание – функции мозга, но не сам мозг. Мозг лишь инструмент мысли. Мысль, информацию нельзя отождествлять с материальными носителями информации – звуками речи, текстами книг, с клинописью древних шумеров. Носители информации всегда материальны. Но мышление, сознание, душа человека – нематериальны. Они существуют в языке. Таким образом, развитие человеческого дара слова, обучение грамотности – это не только скучные суффиксы и спряжения, а нечто более важное… Интенсивные лингвистические тренировки развивают мозг и личность человека.
Изобретение письменности, история в письменности.
Животные общаются друг с другом с помощью разнообразных звуков, жестов, гримас, прикосновений, укусов. Насекомые выработали языки поз, танцев, запахов. Эти языки примитивны, инстинктивны, ситуационны. С их помощью невозможно выразить абстрактные понятия, например: «Существование предшествует сущности» (Ж.П.Сартр) или Е=mc; (А.Энштейн). (Математика вообще невозможна без специального языка. Ведь любая цифра – это также и слово. «8» – «восемь»). Высокоразвитые животные способны к ситуационному мышлению, могут понимать человеческие слова. Но никакая даже самая умная лошадь не может высказать глубокой мысли. Тем более, лошадь не напишет связного текста: не способным к тонкой моторике копытом писать трудно.
Древние люди долгое время не знали письменности, хотя умели говорить и мыслить. Однако устная речь не позволяла передавать сообщения и знания во времени, от поколения к поколению. Изобретение письменности стало началом истории человеческих идей и мыслей.
Наскальные рисунки – первые попытки сохранить человеческую мысль для вечности.

Рис. 1. Мы были на охоте, убили быка.
Однако в рисунках нет строки, по которой скользил бы взгляд читающего. Нет движения – нет временного вектора. Оттого динамику человеческой мысли наскальные рисунки не передают. Они статичны, будто скалы.
Около 6 тысяч лет назад древние шумеры, создавая письменность, изобрели пиктографические рисунки для обозначений слов.








Рис. 2.
Шумеры также пользовались оттисками палочек на глиняных табличках, записывая слова клинописью.




Рис. 3.
Шумеры не знали фонетики и думали, что речь состоит только из слов. Шумеры и древние египтяне использовали пиктограммы для записи звучания отдельных слогов, слов и предложений.





костюм - ус - кий (пиктографическая запись).
Костюм узкий (фонематическая запись).






Рис. 4. Роза пила чай.
Китайские иероглифы тоже рисовались сначала как картинные значки для отдельных слов.


- (янь) человек


Рис. 5.
Потом иероглифы стали менее образными, превратившись в абстрактные идеограммы, в которых, как в цифрах, написание не опирается на произношение. Запоминать китайские иероглифы трудно. Нужна специальная графическая зрительная память. В Китае обсуждают проблему перевода письменности на фонематический принцип.
Около 2,5 тысяч лет назад древние семитские племена догадались, что слова состоят из звуков, и придумали буквы для их обозначения. Сначала придумали только согласные буквы, как наиболее значимые в корнях слов. Позже древние греки изобрели гласные буквы. Письмо стало фонематическим (См. рис. 6).
Фонематическое письмо проще пиктографического. Письмо буквами требует меньших графических средств, чем письмо иероглифами. Для записи всех русских слов требуется всего 33 буквы. При записи слов иероглифами нужны специальные графические знаки для каждого нового лексического значения.
Однако не всегда буквенные написания предпочтительнее пиктограмм или идеограмм. Например, дорожные знаки удобнее изображать пиктограммами или идеограммами. Их лексические значения, записанные буквами, многие водители на скорости прочитать бы не смогли. Это приводило бы к авариям. Пиктограммы, лишенные линейности, в движении воспринимаются быстрее.
Для записи цифр (математических идеограмм) фонематический принцип также неудобен. Трудно представить, как бы мы умножали «шестнадцать на шестнадцать». 16х16 – запись более компактная!


























Алфавиты различных народов.










































Рис. 6.
Проблемы школьной орфографии.
Научиться грамотно писать по-русски очень трудно. Письмо – сложнейший интеллектуальный навык, требующий высокого развития речевых лобных центров мозга (специальных веретенообразных нейронов, управляющих речью, чтением, тонкой моторикой пальцев). Эти центры решают на письме труднейшие задачи структурирования мысли по параметрам смысла, стиля, грамматики, орфографии, каллиграфии.
В «Орфографическом словаре русского языка» АН СССР (13-е изд., испр. и доп. М., 1974) 106 тысяч слов. В своде «Правил русской орфографии и пунктуации» свыше 420 правил правописания. Кроме того, существуют еще несколько тысяч слов, написания которых не подчиняются ни одному из этих правил. «Такие написания усваиваются практически, путем зрительного запоминания и многократного повторения написаний». (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., Просвещение, 1980, с.238).
Современные школьники мало читают, проводя время около телевизоров, игровых компьютеров, получая информацию, общаясь с помощью несовершенной неправильной устной речи. Мало читающие дети имеют низкий словарный запас, не знают написаний трудных слов из-за того, что никогда не видели этих слов напечатанными. Пытаясь написать незнакомые слова, ученики пишут так, как слышат. И делают ошибки. При этом ошибки «застревают» в пальцах и памяти школьников. Вырабатывается привычка писать неправильно.
В школе много делается для развития грамотности. Однако из-за необъятности лингвистической науки и множества изучаемых разделов языкознания школа не может интенсивнее развивать навыки орфографии. Не способствует запоминанию правильных написаний слов чрезмерное увлечение скорочтением, при котором взгляд школьника стремительно движется по строчкам, воспринимая смысл текста, не замечая точного графического облика слов. Скорочтению, конечно, нужно учиться. Но к нему можно переходить лишь тогда, когда школьник хорошо знает слова, которые ему предстоит прочитать. Быстро прочитываются лишь хорошо знакомые слова. К грамотности, к скорочтению, к знанию грамматики нужно идти дедуктивно, от развития дара слова. Однако самый совершенный язык – это предельно упорядоченный язык печатных текстов художественной литературы. Значит, дар слова лучше всего развивать, общаясь с высоко структурированными литературными текстами.
Запоминать слова легче сенсо-моторно, всеми органами чувств. «Чем большим количеством анализаторов воспринимается изучаемое, тем прочнее оно запоминается» (Никитина Е.И. Уроки русского языка. М., Просвещение, 1985, с.10). Кропотливое вдумчивое переписывание художественных текстов и словарей, побуквенное проговаривание незнакомых слов – очень полезный способ расширить словарный запас ребенка, выработать орфографический навык. «Чем лучше владеют школьники навыками речи, тем успешнее идут занятия по всем учебным предметам» (Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе, с.53).
Школьные принципы работы над ошибками несовершенны. Ученик, допустивший оплошность, сдавший тетрадь на проверку, ждет несколько дней, пока учитель все ошибки исправит и выставит оценку. Однако перегруженные учителя не имеют возможности исправить каждую оплошность в каждом слове. Неисправленные ошибки крепко, как занозы, застревают в пальцах и сознании школьников. То же происходит и с исправленными учителем работами. Чаще бывает, что дети учительских исправлений не замечают, добросовестную работу над ошибками не делают. Совершенные ошибки остаются в памяти. Происходит заучивание ошибок. Ошибки школьников, поверх которых красными чернилами сделаны исправления учителя, создают искаженный графический облик слова, вредный для зрительного запоминания. «Никогда, по возможности, не допускай своих учеников ни видеть ошибок, ни делать их» (Кульман А. Методика русского языка. Сб.1913).
«Педагогика действия» (Лай В.А., Томсон А.И.) требует от ученика активности, «использования всех детских реакций» (Лай В.А. Школа действия. 2-е изд. П., 1920). Свои ошибки ученик должен исправлять сам, используя печатный текст или словарь для постоянного самоконтроля. При этом дети учатся корректорским приемам медленного послогового прочтения слов (скорочтение не годится для самопроверки). Появляется непрерывная «обратная кибернетическая связь» между совершением ошибки и немедленным ее исправлением. Сенсо-моторное восприятие качественных художественных текстов учит детей различным приемам чтения–орфоэпическому, орфографическому (побуквенному), проверочному (послоговому). Такая тренировка полезна и для скорочтения.
Наглядность напечатанных, переписываемых, проговариваемых слов чрезвычайно полезна для правописания. Сенсо-моторный метод орфографии использует подражательные способности ребенка.
Учитывается важнейшее свойство личности: стремление к успешности. Что удается – привлекает. Обучение языку, грамотности с помощью сенсо-моторного копирования печатных художественных текстов становится менее трудным, более радостным. Скучная зубрежка спряжений или падежей менее интересна детям и поэтому более трудна. Свободное интенсивное сенсо-моторное общение с художественными текстами делает изучение тех же спряжений и падежей более радостным и эффективным.
Развитие лингвистических способностей («основного антропологического свойства человека» И.Бродский) повышает общий интеллектуальный уровень школьника, позволяет лучше справляться с более сложными письменными работами – диктантами, изложениями, сочинениями. Улучшается мышление – повышается и грамотность. Происходит развитие словом.



Концепция сенсо-моторного метода орфографии.


«Чтобы узнать, что такое вода, пей ее», – говорили дзен-буддисты. Чтобы научиться плавать, нужно плавать. Также и навыки грамотного письма можно сформировать только практически. «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой» (Ушинский К.Д. Избр. пед. соч., Учпедгиз. М., 1945, с.423). (Однако грамматику легче, интереснее постигнуть, общаясь с увлекательными текстами, развив дар слова, овладев литературным языком).
«Писать можно научиться только посредством писания» (Томсон А.И.). Но не всякое письмо полезно для орфографии. Например, слуховые контрольные диктанты вредны для орфографии. Восприятие текста на слух не позволяет школьникам видеть графический облик слова, приводит к заучиванию ошибок. Предлагаемая методика рекомендует для обучения зрительные самодиктанты. Ученик внимательно прочитывает (орфоэпически и орфографически) предложение в тексте, «фотографирует» глазами трудные слова, пишет предложение по памяти. Самопроверка – после каждого предложения. Это не механическое бездумное «многописание», а сознательное вдумчивое сенсо-моторное общение с качественными художественными текстами. Этого очень не хватает современным школьникам.
Педагог Тоцкий П.С. в книге «Орфография без правил» (Просвещение, М., 1991 г.) рассказывает о своем опыте «орфографического проговаривания» слов и словосочетаний как способе повышения грамотности. Чтобы быстрее запомнить трудные слова, дети всем классом проговаривали слова по буквам. Такой прием работы значительно улучшал грамотность школьников, потому что позволял использовать слух для орфографии.
Использование для запоминания слов зрения, орфографического слуха, тонкой моторики пальцев и речевого аппарата существенно расширяет информационные каналы мозга. Учитываются индивидуальные особенности памяти каждого ребенка (модульные технологии обучения).

Рис.7.
Скорость запоминания можно увеличить, если дать ученику специальную «лингвистическую команду» на зрительное запоминание графического облика слов. Тогда сознание и память школьника воспринимают, в первую очередь, не текст, не лексическое значение слов, не орфоэпическую оболочку, а графическое изображение слова.

Рис. 8. Анализатор переключается на восприятие графического облика слов.
Влияние словесной установки на восприятие того или иного элемента целостной структуры поясняет известный дзен-буддистский коан о голубой материи и нарисованной на ней красной точке. Оказывается, ученик может смотреть на точку и не видеть материи!

Рис. 9. Нарисованы ваза или два профиля?
Глаз только смотрит. По-настоящему видит зрительный анализатор. Направленность внимания на какой-либо значимый элемент в сложной системе образов зависит от словесной установки. Предлагаемая методика «включает» зрительный анализатор и орфографическую зоркость школьников. В начале занятий ученик прикасается пальцами правой руки к своему лбу и просит «глазки хорошо «фотографировать» новые слова» (словесная команда должна быть образная и простая, понятная ребенку). Также «включаются» и другие анализаторы – «запоминай, рука», «запоминай, ушко».
Активизировать зрительную графическую память школьников можно с помощью буквенных карточек.
Рис.10.

Дети играют с учителем или друг с другом, запоминая 3-7 карточек, отгадывая убранную буквенную карточку. («Фотоаппараты» в глазках, конечно, «включены»). Зрительная память быстро активизируется. Ученики с легкостью запоминают по 6-8 букв. При работе с текстами глаза ребят «автоматически» запоминают трудные орфограммы.
Предлагаемая методика позволяет ученикам младших классов зрительно запоминать трудные орфограммы из программы старшеклассников (пропедевтика, предваряющее обучение).
Автор настоящей публикации выбрал, примерно 2000 слов, наиболее употребительных в школьных письменных работах и составил «Частотный словарь школьника». Интенсивное сенсо-моторное запоминание этих слов позволяет уменьшить вероятность орфографических ошибок в ученических работах.
Предлагаемая методика может применяться на уроках развития речи, в лингвистических кружках, во вспомогательной школе, а также для самостоятельной работы школьников. Данный метод используется в дополнение к традиционным «сознательным» школьным приемам обучения правописанию.








ПРОГРАММА
Возраст детей: 3-5 классы

Темы занятий Количество часов
1. Введение. Цели, эффективность методики 1 час
2. Язык – инструмент мысли. Изобретение письменности 2 часа
3. Теория знаков. Пиктография. Идеограммы. Иероглифы. Криптография. 2 часа
4. Тренировка зрительной графической памяти на буквы. Запоминаем алфавит. Развивающие игры с буквенными карточками. 12 часов
5. Аутотренинг. Активизация сенсо-моторной памяти на буквы, орфограммы, слова. 5 часов
6. Сенсо-моторное запоминание «Частотного словаря школьника» (2100 слов). 22 часа
7. Сенсо-моторное запоминание словосочетаний, предложений, художественных текстов. Учимся самопроверке. Обучение орфографическому, корректорскому чтению. 24 часа
8. Подвижные минутки (физзарядка). 10 часов
9. Воспитательные беседы. 10 часов
10. Предупредительные зрительно-слуховые диктанты. 24 часа
11. Учимся писать сочинения. 13 часов
12. Работа со школьным орфографическим словарем (15 000 слов), сенсо-моторное запоминание трудных слов. 14 часов
13. Подведение итогов. Контрольные слуховые диктанты. 4 часа
144 часа
В каждом занятии присутствуют разные элементы урока в различных, удобных для учеников комбинациях.

1. Введение.
Задачи курса. Цели методики. Проблемы орфографии. Связь орфографии с навыками речи, чтения, тонкой моторикой пальцев и речевого аппарата. Концепция сенсо-моторного метода орфографии (правильно напечатанное слово – постоянно перед глазами ученика. Орфограммы запоминаются несколькими анализаторами).
2. Язык – инструмент мысли, средство создания информационных моделей. Изобретение письменности, история в письменности.
3. Теория знаков. Придумываем пиктограммы, идеограммы. Учимся писать «шифровки», заменяя буквы цифрами.
4. Практические занятия. Тренировка зрительной графической памяти на буквы. Развивающие память игры с буквенными карточками. Отгадываем спрятанную букву. Запоминаем и называем, закрыв глаза, по памяти 2-7 буквенных карточек.
5. Аутотренинг. Активизация сенсо-моторной памяти на буквы, орфограммы, слова. Ученик дает своим «глазкам», «пальчикам», «ушкам» словесную команду «хорошо запоминать слова».
6. Сенсо-моторное запоминание «Частотного словаря школьника» 2100 слов), Напечатанное слово – лучшая наглядность. Интенсивное запоминание 2000 слов, чаще всего встречающихся в школьных письменных работах, уменьшает ВЕРОЯТНОСТЬ орфографических ошибок.

Порядок работы: прочитываем слово орфоэпически, орфографически (по буквам). Уточняем лексическое значение. (Фотографируем» глазами графическую оболочку слова. Аккуратно переписываем слово (проговаривая по буквам) в тетрадь. После написания каждого слова сравниваем написанное с эталонным образцом в «словаре». Обеспечивается немедленная «обратная связь» между совершением ошибки и ее исправлением (чего не бывает в школе: учитель возвращает проверенные тетради через день-два. Ошибки «застревают» в «пальцах» школьников. Происходит «заучивание» ошибок). Многократное проговаривание слова при проверке, знакомстве со словом, при переписывании улучшает запоминание: повторенье - мать ученья. (Человеческий мозг не может качественно, надолго запоминать сложную информацию без большого числа повторений. Во внешкольном учреждении, в «лингвистическом кружке» есть возможность проводить словарную работу медленно, методично, не жалея времени на повторения).
Для запоминания слов из «Частотного словаря» используем зрение, орфографический слух, тонкую моторику пальцев и речевого аппарата. Запоминание интенсифицируется, потому что используется 1-я сигнальная система мозга, более древние (в филогенезе) и могущественные центры памяти, подсознания и сознания.
Учимся медленному внимательному ПОСЛОГОВОМУ корректорскому чтению (скорочтение мешает самопроверке).
7. Работа с текстами. Сенсо-моторное запоминание словосочетаний, предложений, художественных текстов. Язык художественной литературы – наиболее совершенный, упорядоченный, структурированный. Поэтому языку и грамотности лучше всего учиться, читая хорошие книги. Школьник, работающий с книгой, имеет возможность видеть правильно напечатанные слова (наглядность). Ученик видит и запоминает знаки препинания, видит и другие суперсегментные элементы печатного текста: прописные буквы, интервалы между словами, абзацы. Это очень полезно для грамотности.
Прежде чем начать переписывание художественного текста, прочитываем первое предложение орфоэпически. Затем проговариваем слова орфографически, по буквам (делаем «открытие»: в русском языке произношение не совпадает с правописанием!). Потом «фотографируем» трудные слова глазами, запоминаем графический облик слов. Выясняем значения незнакомых слов. Затем переписываем предложение по памяти (зрительный самодиктант). Самопроверка – после каждого предложения. Учимся послоговому корректорскому чтению. После двух месяцев занятий, усложняя задачу, внимательно прочитываем 2-3-4 предложения. Затем пишем их по памяти, увеличивая емкость памяти. Самопроверка – после каждого предложения (образовывается мгновенная «обратная кибернетическая связь» между допущенной ошибкой и ее немедленным САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ исправлением. Учитель контролирует работу и самоконтроль ученика (при таком подходе, учителю не нужно брать тетради на бесполезную проверку, исправлять детские ошибки, чтобы потом дети сделали «работу на ошибками», которая в реальности не делается школьниками).
Книги для переписывания ученики могут приносить самые разные: работа с разнообразными текстами расширяет словарный запас школьника. Обучающие тексты-модули должны быть «открытыми» системами, а не «закрытыми». (Замкнутые системы не развиваются, а деградируют. Теория систем). Текст, переписываемый учеником, - это:
1 инструмент развития речи, обогащения словарного запаса;
2 источник эталонных графических образов слов для запоминания;
3 средство предупреждения ошибок;
4 инструмент самоконтроля.
Слова, тексты, правила работы с ними, самоконтроль и контроль учителя являются очень эффективной открытой обучающей системой (или модулем). Орфографический навык формируется быстрее за счет многократного повторения (дрессировка) правильных движений пальцев при написаниях слов (вырабатывается привычка, динамический стереотип писать правильно).
8. Пауза здоровья. Подвижные минутки (физзарядка).
Закрываем тетрадки, книжки. Сидя на стульях, расслабив руки и ноги, делаем 2-3 20 сек. задержки дыхания (дыхание по Бутейко: растет количество углекислого газа в легких, кровь делается химически более «кислой», улучшается работа мозга, проходят усталость и сонливость). Потом встаем на ноги, руки кладем на талию, делаем повороты плеч и корпуса влево-вправо (разминка позвоночника). Опускаем руки вниз, трясем руками («наши пальчики устали…»). Снимаем усталость рук.
Стоя на месте около своих парт, делаем 10-15 быстрых неполных приседаний, прогоняя усталость и сонливость (форточка в классе приоткрыта). Физзарядка закончена.
9. Воспитательный момент. Пока дети отдыхают от письменных упражнений, учитель объясняет, что такое «сила воли» (способность делать то, что НАДО, а не то, что хочется)…
Беседуем о необходимости «концентрации внимания» (способности не отвлекаться на постороннее, когда занят полезным, важным делом)…
Беседа об истинной свободе, о том, что свобода не бывает без ограничений (нельзя, например, «свободно» бегать по тонкому льду на опасной глубокой речке)…
Воспитательные беседы о пользе учебы, знания (например, тигр или бык очень сильны. Но почему человек побеждает этих могучих животных? Благодаря мышлению, РАЗУМУ)…
Эти воспитательные беседы проводятся ненавязчиво, в форме доступных понятных ребенку вопросов (Сократовский метод). Дети сами ищут ответы на поставленные вопросы. (Проблемное обучение – ученик всегда в активной позиции).
Когда, сделав зарядку и поговорив о полезном, отдохнули, снова переходим к интенсивным практическим занятиям. (Переключение внимания, частая смена рода деятельности – лучший способ повысить продуктивность урока, не переутомив детей).
10. Предупредительные зрительно-слуховые диктанты. Слуховые диктанты – более трудная интеллектуальная лингвистическая задача в сравнении с переписыванием напечатанных слов и предложений. Обычно, младшие и средние школьники слуховые диктанты писать совершенно не умеют. Предупредительные зрительно-слуховые диктанты – лучший способ научиться писать по слуху.
Практическое занятие. У всех в классе одинаковые художественные книжки с отмеченными страницами и стереотипными текстами для предупредительного зрительно-слухового диктанта. Учитель вместе с учениками прочитывают (орфоэпически) первое предложение выбранного абзаца. Дети внимательно разглядывают (текст перед глазами – наглядность) трудные слова, проговаривая их по буквам (орфографически). «Фотографируют» глазами графический облик слов. Затем специальной полоской из бумаги закрываем запомненное предложение и пишем его по слуху, под диктовку учителя. («Секретная» инструкция: если кто-то подсмотрит в книжку – не страшно. Это даже полезно для обучающей работы!). После написания первого предложения – самопроверка. Каждый сам находит свои ошибки, сравнивая написанное с эталонным образцом в книжке. Чтобы детям было интереснее работать, поиск ошибок можно назвать «ловлей шпионов» или поиском орфографических «грибов» (юмор полезен для работоспособности и здоровья).
Также методично и медленно диктуются, проговариваются, «фотографируются» глазами, переписываются, проверяются остальные предложения. Учитель контролирует работу и самоконтроль кружковцев. Дети разными анализаторами запоминают слова, МНОГОКРАТНО их повторяют (дрессировка), учатся писать по слуху, видят слова в словосочетаниях и контекстах, интуитивно и ПРАКТИЧЕСКИ постигая грамматику языка.
11. Учимся писать сочинения. Существуют активные и пассивные лингвистические навыки. Можно, например, пассивно понимать устную польскую речь, но при этом совершенно не говорить по-польски (из-за того, что не ПРАКТИКОВАЛСЯ говорить). Также можно уметь переписывать готовый текст, но почти не уметь излагать свои мысли письменно. Писать свободные грамотные сочинения – лингвистическая задача высочайшего уровня, требующая способности оперировать с макроуровневыми элементами языка: словосочетаниями, предложениями, абзацами, фрагментами текста и текстами в целом. Ученик должен понимать смысл темы, логику описаний и рассуждений, стили, а кроме того контролировать свои каллиграфию, орфографию, пунктуацию. Конечно, все младшие и большая часть средних школьников не могут писать сочинения. И все же короткие самостоятельные сочинения школьники должны учиться писать. «Чтобы научиться плавать, нужно плавать». Сначала будет много ошибок. Их нужно будет исправлять. Однако на это временное «орфографическое поражение» следует пойти ради развития у ребенка навыка письменного изложения своих мыслей и Дара слова.
Темы сочинений должны быть нетрудные. Дети описывают простые несложные объекты, хорошо знакомые события или процессы. Типы текстов - повествование, описание. Сочинения-рассуждения младшим школьникам писать трудно.
Темы сочинений, планы, соответствующую лексику дети готовят вместе с учителем.
12. Работа со школьным орфографическим словарем (15 тысяч слов). При написании сочинений и других свободных текстов приучаемся справляться о трудных написаниях в орфографическом словаре. Слова запоминаем несколькими анализаторами, МНОГОКРАТНО проговариваем (по буквам) и переписываем.
13. Подведение итогов. На всех занятиях лингвистического кружка создается радостная атмосфера успешности. Даже если ученик с трудом справляется с заданием, преподаватель школьника благодарит за усердие и старательность. Домашнее задание не задается. Учитель предлагает тому, кто хочет, переписывать в специальную тетрадь задания по другим предметам, параграфы, темы, правила, главы из учебников, отрывки из художественных текстов… Цель – восприятие учебных текстов несколькими анализаторами, улучшение запоминания учебного материала, усовершенствование орфографических навыков.
Один раз в два месяца проводится слуховой контрольный диктант. Ученикам предлагаются несложный отрывок текста или слова из «Частного словаря школьника». Кружковцы разделяются на группы:
успевающие;
отстающие.
Для каждой из групп – задания соответствующей трудности. Двойки не выставляются. Если ребенок сделал много ошибок, его все равно хвалят за то, что старался, за то, что в будущем он станет писать лучше (положительное мышление скорее приводит к хорошим результатам, чем неверие в свои силы).
При подведении итогов учитываются отзывы родителей и школьных учителей. Добросовестно занимающиеся в кружке дети начинают лучше писать и учиться в школе. Результат учебы очень сильно зависит от того, КТО учится.

Приложение 1. Примерный план занятия.
Приложение 2. Рекомендуемая литература для переписывания.
Приложение 3. «Частотный словарь школьника».

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примерный план занятия.
Тема урока: сенсо-моторное запоминание трудных слов и орфограмм.
Цели урока. Учебные: 1. Запоминаем 4-мя анализаторами правописание трудных слов и орфограмм.
2. Формируем орфографические зоркость, слух, память, тонкую моторику пальцев и речевого аппарата.
Развивающие: 1. Узнаем лексические значения новых слов. Запоминаем их графический облик. Учимся отличать орфоэпическую оболочку слова от его графического образа.
2. Тренируем зрительную графическую память на буквы.
Воспитательные: 1. Развиваем волю, внимание, самодисциплину, трудолюбие.
2. Прививаем любовь к чтению.

Оборудование для занятий:
1. Художественные или научно-познавательные книги, рекомендованные для детского чтения Министерством образования Беларуси.
2. Школьный орфографический словарь (около 15 тыс. слов) или «Частотный словарь школьника», набранный на компьютере ОЦМТ (примерно, 2100 слов).
3. Тонкая школьная тетрадка, ручка.
4. Полоски белой бумаги шириной 4-5 см для удобства контролирования строчек на книжной странице при списывании (чтобы дети напряженно не держали пальчики на строчках: лишнее соматическое напряжение приводит к переутомлению психики). Эти же бумажные полоски используются для зрительного самодиктанта (ученик прочитывает предложение орфоэпически, орфографически, по буквам проговаривает трудные слова, «фотографирует» трудные слова глазами, потом закрывает предложение бумажной полоской и ПИШЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПО ПАМЯТИ).
5. Буквенные карточки на плотной бумаге для тренировки зрительной графической памяти и активизации зрительного анализатора. Желательно сделать буквы разноцветными.



ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Учитель радостно благодарит детей за то, что они пришли на занятие. Проверяет, не забыл ли кто книжку, тетрадку, ручку. Если кто-то не написал заданное на дом, ученика не ругают. Кружковые домашние задания – дело добровольное. Они выполняются, если школьник имеет желание и возможность их подготовить. В начале занятия создается атмосфера радости и успешности. (Длительность оргмомента 3 мин).
2. Повторяем алфавит. Краткое слово учителя о необходимости знания алфавита (знание алфавита ускоряет работу со словарями).
Вспоминаем отличие звука от буквы. (Продолжительность этапа (сегмента) урока 5 мин).
3. Тренировка, развитие зрительной графической памяти на буквы. Используюся буквенные карточки на плотной бумаге для тренировки зрительной графической памяти и активизации зрительного анализатора. Дети играют парами, на своих партах, в начале занятия. Предлагают запомнить друг другу по очереди по 2-4-5-6-7 карточек. Один из школьников закрывает глаза, а другой играющий убирает со стола одну из карточек. Водящий должен назвать пропавшую букву. Перед началом игры учитель просит ребят «включить «фотоаппараты» в своих глазках» (лингвистическая установка на активизацию зрительного анализатора). Эта несложная игра хорошо тренирует зрительную графическую память. Глаза ребят начинают лучше запоминать графический облик слов и трудные орфограммы. Игра улучшает настроение детей. Ее можно использовать в середине урока для отдыха и разрядки, для переключения с одних видов лингвистических упражнений на другие. (Играем с буквенными карточками 5-8 мин).
4. Когда зрительный анализатор активизирован, начинаем переписывать связные художественные тексты (самый совершенный язык – это предельно упорядоченный язык печатных текстов художественной литературы. Все орфограммы, окончания слов ученик может отлично видеть). Но слова переписываем не бездумно, не автоматически, а с сознательной и бессознательной установками на запоминание графического облика слова.
Учитель просит детей запоминать слова глазками, ушками (проговаривание по буквам), пальчиками, язычком. Учитель может пошутить, сказав, что, если бы слова имели запах и вкус, дети слова лизали бы и нюхали, чтобы лучше их запомнить! Для более эффективного запоминания и переключения восприятия слов на зрительный анализатор используем автотренинг и элементы Нейро-Лингвистического Программирования (НЛП). Приказываем своим глазкам, ушкам, пальчикам хорошо запоминать слова!
ПОРЯДОК РАБОТЫ. Садимся за столом удобно, прямо. Следим, чтобы локти имели хороший упор на столе. Раскрываем книжку с качественным детским текстом. Внимательно орфоэпически прочитываем первое предложение. Потом прочитываем трудные слова по буквам (орфографически). Запоминаем правописание орфограмм, предлогов, окончаний существительных, прилагательных, глаголов. Затем аккуратно переписываем первое предложение, стараясь воспринять графическую оболочку слов ЦЕЛИКОМ, а не по буквам. Написав предложение, сразу его проверяем, пользуясь печатным текстом как инструментом коррекции орфографических ошибок. Проверяем написанное по слогам, учимся специальному слоговому медленному корректорскому чтению. Переписывая тексты предложенным способом, ученик имеет возможность несколько раз увидеть, прочитать разными способами и переписать каждое слово. Это повышает эффективность запоминания орфограмм и новых слов; развитие словарного запаса школьников происходит интенсивнее. (Сенсо-моторное восприятие художественных текстов 15-20 мин).
5. Слабые нервные системы детей быстро утомляются. «Паузы здоровья», легкая физзарядка на уроках, частые переключения с одних лингвистических упражнений на другие – хороший способ повышения работоспособности учеников.
«Пауза здоровья». Открываем форточку в классе. Встаем из-за столов. Опускаем руки вниз, расслабляем их, трясем кистями и пальчиками, хором приговариваем:
«Мы писали, мы писали.
Наши пальчики устали.
Мы руками потрясем –
От сонливости спасемся!»
После того, как потрясли руками и пальчиками, разминаем позвоночники. Носы поднимаем к потолку, выпрямляем спины, делаем 10-15 поворотов корпусами влево-вправо. Детские позвоночники выпрямляются, разогреваются, ученики оживляются, усталость проходит. (Физзарядка 5 мин).
6. Работа с «Частотным словарем школьника» (2000 слов). Учитель раздает каждому кружковцу отдельные бумажные листы с напечатанными словами (орфограммами), которые могут чаще других трудных слов встретиться в школьных письменных работах. Частотный принцип словарной работы позволяет снизить вероятность появления орфографических ошибок в школьных диктантах, изложениях, сочинениях.
Слова «фотографируются» глазами, проговариваются по буквам, аккуратно переписываются. Значения незнакомых слов объясняет учитель. Слова запоминаются 4-мя анализаторами, сознанием и суггестивно (групповые, ситуационные внушения). (Работа со словарем 10 мин).
7. Подведение итогов урока. Учитель благодарит всех за старательную хорошую работу по запоминанию трудных слов. Дома предлагается переписать 2-3 тетрадных страницы художественного литературного текста, пользуясь сенсо-моторным методом. Но кружковые домашние задания – дело добровольное. (Подведение итогов 2 мин).











РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕРЕПИСЫВАНИЯ:

1. Библиотека мировой литературы для детей в 30-ти томах. М., Детская литература, 1975-1985.
2. Драгунский В. Денискины рассказы. М., Малыш, 1984.
3. Дробот Г.В. Корабельная сторона. М., Воениздат, 1984.
4. Дубровский Э.Б. Задание. М., Молодая гвардия, 1982.
5. Дурова Н. Грустная перемена. М., Малыш, 1982.
6. Елесин В.Д. Повести и рассказы. Архангельск, 1982.
7. Ефремов И. Туманность Андромеды. Горький, 1982.
8. Житков А.И. Морские истории. М., Сов. Россия, 1984.
9. Жуков А.И. Мальчики с оружейных улиц. Тула, 1983.
10. Жуковская Е.А. Школа меняет адрес. М., Детская литература, 1984.
11. Залыгин С.П. Соленая падь. Петрозаводск, 1983.
12. Зверев В.А. Пантелей. Иркутск, 1982.
13. Зверев М.Д. Кладовая чудес. М., Детская литература, 1984.
14. Зощенко М.М. Леля и Минька. М., Сов. Россия, 1984.
15. Каверин В.А. Два капитана. Калининград, 1982.
16. Казакевич Э.Г. Звезда. Л., Лениздат, 1982.
17. Кассиль Л.А. Великое противостояние. М., Детская литература, 1983.
18. Катаев В.П. Белеет парус одинокий. М., Детская литература, 1983.
19. Катаев В.П. Сын полка. Лагучпедгис, 1982.
20. Киселев Г. Интервью в седьмом «Б». Ташкент, 1984.
21. Лагин Л.И. Старик Хоттабыч. М., Детская литература, 1983.
22. Нагибин Ю.М. Дворы, переулки и весь мир. М., Детская литература, 1984.
23. Носов Н.Н. Собр. сочинений. М., Детская литература, 1979.
24. Овечкин А.А. Происшествие в конце каникул. Минск, Юнацтва, 1982.
25. Олеша Ю.К. Три толстяка. Волгоград, 1984.
26. Пермяк Е.А. Детство Маврика. М., Детская литература, 1984.











ЛИТЕРАТУРА:

1. Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. М., 1974.
2. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы обучения орфографии. – Рус. яз. в школе, 1976, №3, 4.
3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Справочник по орфографии и пунктуации для работников печати. М., 1957.
4. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. Минск, 1951.
5. Лай В.А. Школа действия. 2-е изд. П., 1920.
6. Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. М., 1980.
7. Томсон А.И. Общее языковедение. Одесса, 1906.
8. Тоцкий П.С. Орфография без правил. М., 1991.
9. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. М., 1982.
10. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. Учпедгиз. М., 1945.






























Частотный словарь школьника
А
абажур абзац абонемент абрикос абсолютный абсурд авангард аванс авария август авиационный аврал автобиография автобус автомат автомобиль авторитет агент агитация агония агрессия адвокат администрация адмирал азарт айсберг академия акация акваланг акварель аквариум аккорд аккумулятор аккуратный актриса акула акцент алиби алкоголь аллея алло алмаз алфавит альбом альпинизм алюминий алюминиевый амбар аморальный амплитуда амфибия анализ ангар ангина анекдот анкета ансамбль антенна антивоенный антракт апельсин аплодировать аппарат аппетит апрель арбуз аргумент арена арест аристократия арифметика аромат арсенал артерия артиллерия архив архитектор астрология астрономия асфальт атака атаман ателье атлет атмосфера аттестат афоризм ахинея аэровокзал аэродром
Б1 багаж багор багровый бадья базар баланда баланс балерина балкон балл баллада балласт баллон бальзам банан бандит банкир банщик барабан баррикада бассейн бастион батальон батарея батон батрак бацилла баян бдительный бегемот безвестный безветренный безграмотность бездействие бездна бездонный безжалостный беззаботный беззаконие беззащитный беззвучный беззлобный беззубый безмозглый безмолвный безнадёжный безопасность безоружный без промаху безрадостный безрассудный без толку белизна белила белокурый бензин берет беседка бескозырка бесконечный беспокойный беспомощный беспощадный
Б2
бессвязный бессильный бесформенный бесцветный бесчувственный бесшумный бетон бешеный библиотека бизнес билет бильярд бинокль биография биология благодатный благодеяние благополучный благородный благосостояние благотворительность бледно-розовый блестящий блеять близнец блиндаж блокада блокнот блондин богатство богатырь бодать бодрствовать боеприпасы боец божество бокал боксёр болезненный болезнь болонка болото болтовня большинство большой бомбардировщик бомбёжка бордовый бородавка бороздка бороться борьба босиком ботинки бочонок боязнь браслет бревно брезговать брезгливый брезент бремя бренчать бригадир брильянт бреют броня брошь брошюра брюнет будешь будущий буйвол буревестник бурьян бутерброд буфетчик бухгалтер бюллетень
В1
вагон важничать вазелин вакуум валенок валюта ванна варварство варежка варенье вариант ваятель вблизи вбок в бегах вброд вверх вволю ввысь вглубь вдова ведро ведь вежливый великоросс великорус величественный велосипед вельвет верёвка вероломство вероятно вертикальный вертолёт весенний ветеран ветошь ветчина вечёрка вещь веяние взбалтывать вибрация видеть видимость визжать визит винегрет виновник виноград винтовка вираж виртуоз витрина вишенка властный влево влечение влияние
внезапно внеклассный вникать внутренний водоворот водород водоросль воевать военно-морской вожатый возмездие возмущённый возобновить возомнить возражение воин войлок войти вокзал
В2
вокруг волшебный воображение вообще вооружённый во-первых ворона восемь восьми восемью и восьмью восемьдесят воскресенье воспитание воспоминание восстание восток восторг восторженный восхвалять восход восхождение восьмёрка вошь впроголодь в-пятых вражеский врассыпную вратарь врач вредитель временный врукопашную всё-таки вскоре вскочить вспотеть вурдалак вчерашний выдержанный выигрыш выйти вымогательство вымпел вынимать выражение вырасти выровнять выскочить высмеивать высококачественный вытереть вычесть вьюга вьюн
Г
габарит гадюка газетчик газированный газон газопровод галактика галерея галлюцинация галоп гараж гвоздика где-либо где-нибудь где-то генерал география гибкий гигантский гимнастика гирлянда гитара гладиатор глиняный глубина глушь глядеть говядина горемыка горение горестный горизонт горилла горожанин горох господство гостиная государственный готовый гражданин грамм грамматика гранит граница грести грипп грузчик группа грустный грызть гуманизм гурьба гусеница
Д
да здравствует дармоед двадцатилетний двадцать дворняжка двоюродный двузначный двуличный двустишие двухместный двухэтажный дебоширить девичий девчонка девяносто девятьсот дежурный действительный декабрь декорация делегат дельфин демонстрация деньги деревенеть деревня дерево деревянный держать дерзкий десант деталь детвора детёныш детектив детский дефект дешеветь деятельность джентльмен диагноз диван диверсия дивизия диктант диктатор динамит директор дирижабль дискуссия диспут дистанция дисциплина длина длинный дневник добела доброта добывать договор дозор доказательство документ доллар долото домино домишко дороговизна до свидания дотла дочь дощатый драгоценный дракон дремучий дробь дружелюбный дрожь духота дуэль дышат дьявол дятел
Е
евангелие европеец егерь егоза единица единственный едкий ежегодный ёжиться ездить еле-еле ёмкий ересь ерунда если бы
естественный ещё бы

Ж
жаворонок жадничать жаждать жакет жалоба жаргон жареный жёваный жевать желанный железнодорожный железобетонный жёлоб жёлтый желудок жена женитьба женственный женщина жеребёнок жёсткий жетон жечь жжёшь жжение живопись жидкий жизненный жизнерадостный жил-был жилище жираф жонглёр жужжать журавль журчать жуткий жюри
3
забвение забияка забота заведение заведующий завещанный завистник завоеватель завтрак завтрашний загадочный заголовок загорать загорелый задолго задор задумчивый заезжать заём
зажечь зажжённый заимствовать заиндевелый заказчик закалённый заканчивать закат заколдованный закоулок закупорить замазка замарашка замереть замертво замешанный замешенный заморозки замуж замысел занавес заново занозить заоблачный заодно заочный запад западня запальчивый запаять заправила запрещённый запросто запястье заработок зарево заржаветь заседание застлать застревать затемно затеять затишье затор затхлый заурядный захватчик зачинщик заяц звенеть звено здание здесь здешний здороваться здоровье здравствуй зевать зеленеть зенит зимовать зиять зловещий зловредный злодеяние злопамятный злословить злостный злоумышленник значок знойный зодчий зрачок зыбкий зябкий
И
игла идеал идея идиллия идиот идти иероглиф избалованный извне извозчик изгородь издеваться из-за изменник изморозь (иней) изморось (от моросить) изнемогать изображать изобретатель изоляция из-под изумруд изъявлять изъян иллюзия иллюминация иллюстрация именины иммунитет император инакомыслящий инерция инженер инициалы инициатива инкассатор иногородний иностранный интеллект интеллигентный интенсивный интересный исковеркать искусство исподлобья исступлённый истерика истина истребитель истязание исцелить исчезновение ишь
Й
йог йод



К1
кабан кабачок кабина кабинет каблук кавалер кавалерия кавказский казак каземат казнокрадство какао как-нибудь как-то календарь каморка кампания (военный поход) компания (ватага) камыш канава канал канат каникулы канистра канцелярия капитуляция капкан капризничать капуста капюшон карабин карабкаться караван карамель карась караул карета карман картина картон картофель карусель карьера касаться касса кассета кассир катастрофа каторга катушка каучук кафе кафтан каштан каяться квадрат квартал кеды кенгуру керосин кефир килограмм километр кинжал кинотеатр киоск кипятить кирпич кисель кислород клемма
К2
клепать княжна кобура кобыла коварный ковёр коверкать коврижка ковырять когда-либо когда-нибудь когда-то кодекс кожаный козырёк козявка кокетство колбаса колготки колдунья колено колесо колея количественный колледж коллектив колобок колодец колокол колонна колосс (великан) колпак кольчуга коляска комар комбинация комедия комета комиссия коммерсант коммерческий комната компот конечно контроль конфета конфликт коньяк копыто копьё корабль коралл корзина коридор корма коробка корова корона короче корыто коряга косматый косметика космонавт космос костёр костюм котёл котлета котлован кочан кошелёк кошмар крапива красно-синий красота кредит кровать кровяной кто-либо купол купюра кухонный
Л
лабиринт лавина лавировать лагерь лазарет лазейка лазить лажу лазят лакать лакей лакомство ларёк лассо ласточка лауреат лебедь легальный легенда легион легкоатлет ледяной лезть лентяй леопард лепесток лепетать лестница лечебница ляжешь лещ либерал лимон лирический литератор лифт лихач лиходей лихорадка лицо лишённый лишь лоботряс лодырь ложиться ложка локоть лопата лоскут лосниться лотерея лото лохматый лошадь лучший лучше любовь ляг лягте лягать лягушка
М1
магазин магистраль магический магнит магнитофон маета мазут
майор макароны макать макет макнуть макулатура макушка малевать малодушный мандарин маневрировать манёвры манекен марать маркиз мармелад мартышка маршрут маскарад маскировка масса массаж масштаб математика материал материк материя матрац матрацем матрос матч махинация машинально машинистка маэстро маяк маятник мгла мгновение мебель медаль медальон медведица медицина междометие междоусобие между прочим мелководье мелодия мелочь мелькать меньшинство меняла мерещиться мерзкий мерцать месиво мессия местность местный месяц металл метель метеор метро меч мечта мешок мзда мигать микроб милиционер
М2
миллиард миллиграмм миллиметр миллион милосердный мимика минёр минерал минимум министр миномёт минорный минута мираж мироздание миссия мистика митинг мифология мишень младенец мнить многонациональный множество могила могучий модель мозоль (она) мокрота молодёжь молокосос монархия монах монета монолог монотонный монтаж монумент мораль моргать морковь мороженое мотив мотор мотоцикл мотылёк мохнатый мошенник мошкара мощный мощь мрамор мужской мужчина мундир муравей мускулатура мусор мучить мучу мучаю мысленный мысль мышь мяч мячом
Н1
набалдашник набат на бегу набедокурить набекрень набережная наблюдательный наваждение наверно навещать навзничь навигация наводнение наводчик наволочка навряд ли навсегда навстречу на выучку навязчивый наган нагишом наглядеться нагнетать нагой нагромоздить надеть надежда надеяться надзиратель надменный надоедать назидательный назойливый наиболее наивность на износ наказание накануне на карачках накачанный наконец накрениться накрепко налево налегке наместник намокать на отлично наотмашь на ощупь наперебой наповал направо например напряжённость напрямик напыщенный нараспев насекомое население наслаждаться насмарку настежь настроение насчет насыпь насыщенный натощак натюрморт наутёк научно-технический нахал на цыпочках начёс начинать нашествие наяву небо нёбо (во рту) невзгода невидимка невменяемый
Н2
невмоготу невнимание невоздержанный невредимый невроз невтерпёж невыносимый негодование неграмотный недавно недобросовестный недоверие недовольство недогадливый недоедание недомогать недосягаемый недотрога недоучка недра недуг незабвенный незнакомец незыблемый неизбежный неизвестный неизъяснимый неимущий неистовство нейтралитет некстати нектар некуда нелегальный нельзя немецкий немного ненависть неосязаемый неотвратимый неохота непоседа непреклонный не раз нервничать неряшливый несдержанный несмотря на не совсем не спеша неужели неуклюжий нефтяной нигилист низкий никелированный ниппель ничком ничтожество нищета новатор новелла новичок новогодний новшество ноготь ножовка нормальный носки ночевать ночка ночь ноябрь нравственный нянчить
О1
оазис обвешанный обвивать обвиняемый обволакивать обеденный обезвреженный обезоружить обезуметь обезьяна обелиск обёртка
обеспечение обжора обидеть облегать облако областной обледенеть обличать обман обмолвка обморок обнажать обогащать обогревать обожать обожжённый обойти обокрасть оболочка обольстительный обоняние оборона оборудование образование обращение обрисовать обстоятельство обсчитать обтекаемый обуть обучение общество объедаться объедки объект объём объявление объяснение обыгрывать обыкновенный овация овраг овчарка огород огорчить ограбление огромный огурец одевать (кого-нибудь) одежда одеколон одиннадцать
О2
одиночка однажды одолжить (кому-нибудь) ожесточённый ожидание ожог озарить озноб ой-ой-ой океан оккупация оклеветать оковы окончательный окрестность окружённый октябрь оловянный омут олово опасаться опека операция оперетта опечатка оплеуха оплошать опорожнить оппозиция оппонент оправдать определение опровергать опрометчивый опротиветь оптимизм оптовый оратор орбита организм ореол оригинальный ориентироваться оркестр орфографический осанка оскорбление оставлять остальной остановка осязание отвага отверстие отвесный отвращение отдавать отечество отель отзывчивый отовсюду отойти оторопеть отощать отряд оттаять оттепель оттиск оттуда отцовский отчаяние отчизна отъезд отыграть офицер охапка очередь очертание очки ошибка ощупать
П1
павильон павлин паводок паёк за пазухой пакет палатка палач палисадник палитра пальба пальто памятник паникёр панорама пантера панцирь папироса параграф парадокс паразит параллель парашют парикмахер парировать парить паркет парник паровоз пародия пароль паром пароход пасека пасквиль паспорт пассажир пассивный патриот патрон патруль паяльник педагог педаль пейзаж пелена пельмени пенсионный пепел перегибать передвижение передышка перейти перец перила периодический перископ перлюстрация пернатый перрон персонал песня песок пессимист петля петух печаль печать пианино пиджак пилот пилюля пингвин пират пирожок пистолет письмо питать плавучий плакат планёр планета пластилин пластинка пластмасса платочек плевать племянник
П2
пленник пловец пломбир плотина плотник победить поблажка
поблизости побольше поведение повелевать повествование повесть по-видимому повидло повреждение повсюду по-всякому поглядеть погода погоны пограничник подарок подвал поддразнить подешеветь поджечь подзатыльник подлинный подоходный подписчик подражание подрастать подровнять подружка подсвечник под утро подушка по душам подхалим подъехать подъезд подъём подыскать пожалуйста пожар позавчера поздний поздравление поистине показать поколение покорять покупка полвторого полгода пол-Европы полигон поликлиника полированный полиция полковник пол-листа полметра полночь полуостров получать получше полчаса помещение помидор по-моему помощник помощь понимать пончик поодаль поодиночке поощрять
П3
по привычке попугай порознь порок поросёнок порох порошок портативный портной портфель по-русски поручик порция посвящение поседеть поскользнуться послезавтра пословица посмешище постройка посуда потасовка потерянный поток потолок походка похороны поцелуй почерк почтальон пошлость пощёчина поэзия поэма поэт пояснение правило празднество праздник предатель предлог предмет предполагать предприниматель предрассудок прежде презирать преимущество прекрасный премьера преследовать пресный пресс преступник прибой прибор приветствовать привидение привилегия приволье пригорюниться прийти приду приклад прикоснуться приманка пример примирение примитивный принадлежать принцесса принцип
П4
притеснение причёска причина причудливый пробка проблема пробоина провокатор проволока приборный проглотить прогноз программа прогресс прогулка продавец продовольствие продукция проект прозвище проигрыш произведение происшествие промежуток промокать пропеллер проповедовать пропорция прореха просторный простота простофиля простуда проступок просчёт просьба протереть протест противень противоречие протокол профессия профессор прохожий процент процесс прочность прочь пружина прыжок пряжка псевдоним публика пуговица пулемёт пустомеля путешественник путч пшеница пылесос пьедестал пьеса пятак пятиэтажный пятнадцать пятьдесят пятидесяти пятьсот пятьюстами
Р1
равенство равнение равнина равнять радар радикальный радио радиограмма радиоприёмник радостный разбойник разве разведчик развлечение разгильдяй разгораться раздражение разжигать разинуть разлив разлука размах размолвка разоружение ракета
раненый раса расистский раскаиваться распоряжение расправа распространение на распутье рассвет рассвирепеть расселение рассердиться рассеянный рассказ расслабиться расследование рассмешить рассол расстояние расстраиваться рассудок рассуждение рассчитать расчёт рассыпать растаять растение расти растишь растревожить раструб растяпа расхлябанность расцвести расцвет
Р2
расцеловать расчесать расшевелить расщедриться ребёнок ребро реветь револьвер регулярный редакция режим режиссёр резерв резина резкий результат реклама рекорд религия рельс рельсов ремень ремесло ремонт репетитор репрессия ресница ресторан рехнуться рецепт речка речь рикошет рискнуть рисование ритуал рифма робкий ровесник родственник розетка рокотать роман ронять роскошь рояль ружьё русский рухлядь ручка рыбак рычаг рьяный рюкзак рябина рябь рядовой
С1
садоводство салат салфетка самодельный самолёт самооборона
самообразование самосвал самостоятельный самоуверенный самочувствие санитар сапёр сапог сателлит сатира сахар сачок сбегать сберкасса сбоку сбыт свадьба свёкла сверхзвуковой светофор свидание свидетель свинец свирепеть свитер свобода своевременный связист сделать сдать сеанс северо-восток седьмой сезон сейчас секрет секунда селёдка село семейный семиэтажный семнадцать семьдесят семьсот сенсация сентябрь сердце серебряный середина симметричный симпатичный сине-зелёный сирота ситуация сияние сказка скандал скафандр сквозь скворец скелет сковорода скользкий скорлупа скрежет следующий сластёна словарь сложение смерч
C2
cметана смеяться снайпер снаружи сначала снегирь снегопад снежинка сновидение соблазнить соблюдать собрание совестливый согревать соединение сожжённый созвездие создавать солдатский солнце соломенный сомнение соображать сооружение соревнование сориентироваться сосед сосиска сострадание сосуд спасибо спиральный спортсмен справа справедливый сравнение ссора ссуда ссылка стадион стаканчик станция стекло стенд стихотворение столица стоять страдание субботник судорога судьба сумасшедший сумма сумрак суффикс сучок счастье счёт счётчик съезд съёмка съесть сыграть сюрприз
Т
табак таблетка таблица табурет таинственный танец танкист танцевать тарелка творение творог театр телевидение телеграмма телескоп телесный телефон темнота темп температура теннис тенниска теорема теория теперь теплота терзать терпеливый терпение территория террор тетрадь течение типография тире тишина товарищ торговля торжественный тормоз торопиться торфяной торчать тоска травяной трагедия трактор трасса тревога трезвенник тренер тренировка трепетать треугольный трёхъярусный трёхэтажный трещать тринадцать триумф троллейбус тропинка тростник тротуар трофей тряпьё трястись туалет туловище тунеядец туннель тщательный тщеславие тысяча тюбетейка тюрьма тягач тяжёлый
УФ
убедить увезти увеличение уверенный увольнение увядать удирать удовлетворение удовольствие уезжать ужасный ужинать украшение укрепление улица улучшать уменьшать умереть уместный умножение умолять умышленно уплатить упражнение упрекать ураган уровень урожай усидчивый успеваемость успокоить устлать устный устойчивый устранять утерянный утихать утомление утренний ухищрение ухудшить уцелеть участвовать участие участник учёба учащённый ученик учреждение
факел факультет фальшь фамилия фанатик фанера фантазия фарфор фаталист февраль фельетон фестиваль фехтование физиономия физкультура филологический философ финал финн фиолетовый флагшток флакончик фляжка фойе фольклор фонарщик фонарь фонтан формат форсировать фортепьяно фотоаппарат фотография
XЦЧ
халат халва хандра хаотический характер ха-ха-ха хаять хвалить хворать хирургия хищение хищный хладнокровный хлебороб хлопушка хобот ходьба хозяин хоккей холера холодильник холодный холостой холуй хореография хоровод хоронить хорошенький хотеть хохотать храпеть хромой хрупкий худший хулиганство
царапина целебный целлофан целовать целый цемент ценный церковь цех цивилизация цикл цилиндр цинизм цинк цирк цистерна цитадель цитата циферблат цифра цыпочки цыплёнок цып-цып
чавкать чадить чародей частник чеканить чёлка человечество чемодан чемпион чепуха чердак через череп черепаха черешня чёрт чёрточка чеснок чесотка чествовать четверг чёткий чётный четыре четырьмя чехол чешуя чинить чиновник чихать что-либо что-нибудь что-то чувствовать чудесный чудо чужой чулок чуткий чуть-чуть чучело чушь
ШЩ
шаблон шалаш шаловливый шампунь шахматы шахтёр шевелить шевелюра шедевр шелест шёлк шелуха шёпот шестёрка шестьдесят шикарный шинель шиповник ширина шифер шифрованный шкатулка шлюпка шов шоколад шомпол шорох шоссе шофёр шпагат шпион шприц штампованный штангист штукатур шулер
щавель щадить щебетать щедрый щека щекотать щенок щербатый щетина щётка щипцы щука щупальце
ЭЮЯ
эвакуация эволюция эвфемизм эгоист экватор экзамен экипаж экономия экран экскурсия эксперимент экспресс эластичный элегантный электрификация электричество элемент элита эмалированный эмблема эмоция эпизод эпитет эпопея эпоха эскадра эстрада этаж этика эффект эффективный эшелон
юбилей юбка ювелир юго-восток юннат юный
ябеда явление ягодка ядовитый ядро язвительный язычок яйцо январь январский японец ярлык ярмарка яростный ястреб ящерица ящик
Имена
Кирилл Филипп
Алла Анна Белла Жанна Инна Инесса Римма Тамара Элла Эмма



© Copyright: Акулов Владимир Владимирович, 2008
Свидетельство о публикации №1805260450






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Слёзы льются с высоты..

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft