ПАЛЕНИЦА, или БОГАТЫРКА. Есть у Даля и слово ПАЛА’ТЬ – пылать, пыхать, пламенеть. Куряне говорили ПАЛА’ТЬ – отвевать крупу, очищать, пересыпая и продувая на ветру, веять. Если принять во внимание это значение, то село Апальково, действительно, находится на ветру, у истоков реки Недна. Западнее Апальково, недалеко от районного центра Сосково, находится высотка – 277 метров над уровнем моря, а у села Кутафино мы видим отметку – 168 метров.
Согласитесь, что падение местности с запада на восток – значительное. Причём, и Апальково, и Кутафино находятся в пределах одного, Кромского района.
Почвы в результате крутого спуска размываются талыми и дождевыми водами, обнажая глины. Может быть, Апальково – от ПАЛЕВЫЙ – соломенного цвета, бледно-желтоватый, бело-желтоватый, изжелта-белый, желто-белесоватый; о лошадях – соловой и изабеловый; о собаках – половой; о голубях – глинистый.
По наличию ГЛИНЫ назвали, видимо, село ГЛИНКИ и речей ГЛИНКИ, которые расположены недалеко от Апальково.
Однако душа не согласна «с глиной» – ищет более возвышенного объяснения.
Привёл Даль слово ПА’ЛЕНИЦА – старое, богатырь, наездник, товарищ удалой вольницы, искатель приключений, богатырка. О том, что Апальково могло быть местом сбора богатырей, мы уже отмечали.
Но причём тут БОГАТЫРКА?! Мы видим два варианта: па’леница – жительница поля, Дикого Поля, степи, т.е. половчанка. В одной из былин повествуется о битве Ильи Муромца с женщиной – богатыркой.
В результате такой битвы появляется на свет сын Муромца – Сокольник. Сын будет потом биться с отцом, мстя за мать. По мнению некоторых учёных, Сокольник – это славянин, рождённый от матери – половчанки. Видимо, не случайно севернее Апальково находился посёлок Соколов.
Надо сказать, что черниговские князья больше дружили с половцами, чем воевали. Не все знают о том, что сын знаменитого князя Игоря (см. «Слово о полку Игореве») вернулся из плена с женой – половчанкой, которую назвал Свободой. Основатель Москвы Юрий Долгорукий первый раз был женат на… половчанке.
Так что ничего удивительного мы не находим в том, что село Апальково могли основать …половчане. Апальково – Опольково – Ополочево?! Из летописи известно, что карачевские князья приглашали на службу половцев, доверяли им охрану своего княжества. Апальково, если оно было в XI-XIII веках, как раз и находилось в составе Карачевского княжества, на пути из воронежско-курских степей.
БОГАТЫРЬ И ХЛЕБ. И вновь любопытная аналогия. Если есть воин – богатырь (богатырка), то обязательно должен быть и хлеб! Действительно, В.И.Даль приводит слово ПАЛЕ(Я)НИЦА – украинское, тамбовское – булка, калач, пирог (без начинки), или белый хлеб. За царицу – ела паленицу. Муж, молоти пшеницу, а жена, пеки паленицы.
Второй вариант ответа по поводу ПАЛЕНИЦЫ – богатырки мы видим в следующем: село Апальково могло возникнуть в том месте, где выращивали хлеб. А для этого и должны быть возвышенные места! ПАЛЕНИЦА – в таком случае – это местная богиня урожая, богиня судьбы, счастья, удачи, богиня победы, Если ПАЛЛАДА – богиня войны, то ПАЛЕНИЦА – богиня жизни.
Так, где урожай, там и любовь. Андрей Кайсаров в исследовании «Славянская и российская мифология» (1804г) назвал бога ПОЛЕЛЬЯ. «Полелья был сын Лады и бог супружества». Не исключено, что Паленица (Пеленица) – это, своего рода, символ благополучия, продолжения рода. Кстати, в Древней Руси слово пельки – означало материнские груди. Одни производят пельки – от «поля», но более предпочительнее связать с пеленицей – булка, калач, пирог. Там, где ПИРОГ, там и ПИР! К слову, деревню Красная Роща могли назвать за КРАСИВОЕ ХЛЕБНОЕ МЕСТО, ведь роща – это не только лес, но и РОЖЬ, то, что РОЩЁНО.
Итак, Полелья-Полеля – второй сын Лады, бог супружества. Изображался в простой белой рубахе и терновом венке, такой же венок он подавал супруге. Бог супружества благословлял людей на будничную жизнь, полный терний семейный путь. (См. книгу «Мифы древних славян», Саратов, 1993г., стр.81).
ЛЕД И ЛАДА. Григорий Глинка в очерке «Древняя религия славян» (там же, с.86 и далее) называл божество Лед, которому «славяне молились о(б) успехах на сражениях». «Свирепое божество представлялось в образе страшного воина. При бедре меч; копьё и щит в руках».
Может быть, река Недна, у истоков которой стоит село Апальково, от ЛЕДНА?! Терновый, терний – от тернистый, т.е. тяжёлый. Ледна – от «ледовитый»?! Севернее Апальково, но уже в Урицком районе, находятся село Боёвка, деревня Ледно, западнее – у истоков реки Ицка – отмечен посёлок Ледовитый. Недалеко от Апальково – ручей Холодов и исчезнувшая деревня Холодово – имение бабушки И.С. Тургенева.
Л.Н. Костякова, бывшая жительница дер. Холодово, заметила, что её родовое место являлось имением «дяди Варвары Петровны. Липеровская писала: «…поздней осенней ночью Варвара Петровна бежала из ненавистного ей Холодова».
Усадьба и школа существовали в Холодове, а вернее, рядом, через ручей Холодов, но уже в деревне Сухое, до конца 60-х годов XXв. Школу сломали. Вот так мы вновь говорим о неразрывной связи счастья, благополучия и войны, горя, лишений. Лада – любимая, Лед(а) – божество войны, лишений. Учёные спорят: Леда – богиня войны, или Леда и Лада одно и то же. Оно и правильно: потехе – час, делу – время (всё остальное).
ПОЛКАН. РУСАЛКА. Н;ЖИТЬ. Наши предки готовили себя и своих детей к тяжёлым испытаниям. А чтобы эти испытания не были слишком тяжёлыми, людям помогали различные божества. Среди мифологических существ, характерных для славянских берегинь, был и ПОЛКАН. Полкан – это собачье имя, но на самом деле слово обозначает ПОЛУКОНЯ.
Среди полуконей – русские Конёк-горбунок, Сивка-бурка и пр. Полуконь – получеловек понимает дела людей, помогает им делать добро, говорит человеческим языком. В свою очередь, полуженщины, полурыбы – русалки, вилы оберегали посевы зерновых, вещали о дожде. Не нужно думать, что все эти мифологические существа исчезли из памяти народа.
Они, во-первых, остались в названиях: речка Лешенка – от «леший», речка Неживка – от «нежить – невидимые духи». Да и река Крома - от «кромешный ад»?!
В селе Кривчиково до сих пор бытует поверье о том, что на дубе, растущем у пос. Отрада, живут… русалки, которые на Троицу… летают в Никольский лес, расположенный у села Никольское Свердловского района.
Учитель рисования Кромской средней школы Н.Е. Швецов рассказывал мне, что его мама и другие женщины села Муравль Троснянского района поклонялись дубу, росшему недалеко, и оставляли на суках небольшие иконки. А стремленье устанавливать у трассы погибшим водителям памятники и вешать на деревьях цветы не есть ли отзвук наших предков – вятичей ставить у дороги сосуды с кремированными останками?! В общем, если хорошенько покопаться, то многое обнаружишь в тайниках наших душ.