Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
02 марта ’2013
02:24
Просмотров:
21870
103. В.И. Агошков.
Орельские места.
Хотен
ХОТЕН И КАТЕРИНУША. В былинах мы встречаем и такого малоизвестного героя, как ХОТЕНА, который захотел взять замуж Катеринушу. Мать дочери была против Хотена, поскольку отца «мужа» звали Блудищом, а сына – Уродищом. Конечно же, нелестные имена – это прозвища. Подобная былина родилась, скорее всего, в более позднюю эпоху, когда под влиянием того же христианства у людей появились подобные осуждения поХОТливых «ловеласов», т.е. «многоженцев».
На самом деле у тех же вятичей было по две-три жены, и, следовательно, никакого «блуда» не было. Поменяло своё значение и слово урод. У поляков оно обозначает … красота, поскольку УРОД – находится «у рода». Такая замена понятий могла произойти по причине того, что вятичи жили среди других племён, которые славянское слово переиначили на свой лад.
Так, маленькие дети, слыша от матерей «на, поешь», в последующем, проголодавшись, тоже говорят «на», но в значении «дай!» Мы, кивая головой сверху вниз, утверждаем – «да», болгары – «нет». И – наоборот. Так что одно и то же слово у разных племён и народов будет обозначать разные понятия, иногда с противоположным смыслом.
С нынешних культурных позиций мы должны осудить Хотена за то, что он в ответ на недовольство матери Катеринуши сначала разбирает полдома «невесты», потом побеждает девять зятьёв её матери, но своего добивается: становится мужем Катеринуши.
В древние времена женщина являлась символом плодородия, продолжения рода, а посему никто бы осуждать Хотена не стал, а наоборот, похвалил за стремление увеличить человеческий род. Вспомним Илью Муромца, который, победив Златыгорку – Златогрудку, живёт с нею некоторое время и покидает её беременною. Родившийся сын потом борется с отцом в поединке, не зная, что это его родитель.
КАТЕРИНУША-ХОТЕРИНУША. Обратим внимание на то, что Хотен побеждает 9 зятьёв недовольной матери. Цифра девять напоминает нам о селе Девять Дубов, имя Хотена – о Хотынце, Хотимле, Хотьково, Хотетово и пр. С одной стороны, рассказчики былины осуждали Хотена и сочуствовали матери, а с другой – восхищались героем, победившим 9 зятьёв. Да и сама Катеринуша (уменьшительно-ласкательное имя) была не против Хотена, поскольку вышла за него замуж (стала за мужем, за’мужем). Катеринуша – это… Хотеринуша, т.е. жена Хотена!
Древнерусское ХОТЬ – жена, ложе и … смерть. Сейчас в некоторых центральных газетах можно прочитать о том, что русские богатыри были не совсем целомудренными, отнимали жён и пр. Данные авторы не поняли, что наши предки, с одной стороны, обожествляли женщину, как носительницу плодород-ного начала, а с другой, смотрели на неё, как на дающую жизнь. Даже церковь оправдывает мужчин, женившихся второй раз по причине отсутствия детей у первой жены.
ПО СВОЕМУ ХОТЕНИЮ … Наверное, не случайно шаблыкинцы считают, что их село Хотьково названо так потому, что здесь селились крестьяне по своему хотению. Надо заметить, что населённые пункты с основой «Хот-» находятся в основном в западной части Орловской области: село Хотынец, дер. Хотимль-Кузменково – в Хотынецком районе; дер. Хотетова – в Знаменском районе, ещё дер. Хотетово и село с таким же именем находятся в Болховском и Свердловском районах.
Не забудем и про Хотьково Шаблыкинского района. К востоку и югу от Шаблыкинского и Хотынецкого районов топонимов с основой «Хот- » больше нет, а вот в сторону Белоруссии они появляются всё больше и больше: вспомним Хатынь, добавим Катынь, отметим на карте Брянской области населённые пункты Хотеево (на границе с Шаблыкинским районом) и Хатомиричи.
ХАТА И РАДИМИЧИ. Присутствие в русских былинах такого героя, как Хотена, говорит о том, что слов с основой «хот» было достаточно много. И это неудивительно, поскольку соответствуют они нынешним понятиям: КУТ – угол (закута), ХАТА – изба. Говорят, что в Индии словом КАТА обозначают «русскую хату!» В хате – 4 угла. Славяне и строили вначале полуземлянки, потом дома с 4-мя углами! Для нас важно подчеркнуть, что ХАТА и производные от этого слова были присущи такому славянскому племени, как РАДИМИЧИ. Им также принадлежат топонимы на «-ичи»: дер. Косуличи, дер. Рядовичи, дер. Бьядовичи, пос. Заковичи расположены в Шаблыкинском районе. К востоку от реки Навли слова на «-ичи» почти не встречаются.
Характерно, что и топонимы на «Рад-« (Радовище, Радомль, и, видимо, Рядовичи) находятся лишь на западе области, в Хотынецком, Урицком и Шаблыкинском районах. По мнению учёных, такие топонимы также принадлежали радимичам. Напомним, что от «ляхов» пришли два брата – Радим и Вятко. Первый поселился со своим родом на реке Сожи(е) (приток реки Десна, на стыке Белоруссии, Украины и России), второй – в верховьях реки Ока. Если наши рассуждения верны, то на территории нынешнего Шаблыкинского района жили радимичи, вятичи, финны, половцы.
*
ПОЧЕМУ ТАК НАЗВАНА РЕКА НАВЛЯ.
Топонимические очерки: факты, гипотезы. Выпуск №11.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.
(С) В.И.Агошков, 2003г.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022700044
Голосование:
Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи