16+
Лайт-версия сайта

100. В.Агошков. Шаблыкино. РЕКА НАВЛЯ – ФИНСКАЯ?

Литература / Очерки / 100. В.Агошков. Шаблыкино. РЕКА НАВЛЯ – ФИНСКАЯ?
Просмотр работы:
01 марта ’2013   00:33
Просмотров: 22309

100. В.Агошков. Шаблыкино.

РЕКА НАВЛЯ – ФИНСКАЯ?


Наши оппоненты могут сказать, что река Навля стала известна половцам всего тысячу лет назад. Но разве ранее этого срока Навля не имела имени?! Скорее всего, да, имела. Принято, что славяне пришли на территорию, которая была уже занята финскими племенами. Какое же финское слово могло образовать реку Навлю?

Доктор наук Г.П. Смолицкая, объясняя происхождение реки Нева, берёт за основу финское слово neva – «болото, трясина». Правда, у нас река Навля, а не НЕВЛЯ! Но если допустить, что Навля и Невля – одно и то же, то тогда придётся согласиться: Навля, действительно, течёт по болотам и трясинам. В марийском, мерянском языках есть элемент – ВА, который переводится, как «вода, река, мокрый».

Но что в таком случае обозначает – НА? Можно только догадываться. «НА, возьми!» НАМ, НАШ, НАД, НАС, НАГ… В основном НА связано с местоимениями и входит в состав слов, обозначающих предметы, находящиеся выше, чем остальные.

С.К. Кузнецов объясняет происхождение слова Москва от мерянских слов «маска»- медведица и «ава» – мать, жена … Если Навля – Нава – от «ава», то тогда следует сказать о том, что река Навля – это река-женщина, река-мать, дающая потомство. У Навли-реки много русел, что у древних людей рождало мысль о плодовитости гидронима. А начальное «На» могло появиться как раз под воздействием половцев.

Да и славяне плохо освоили начальное «Н», которое то меняется на «М» (Никита – Микита), то исчезает: сравни – naranja «наранжа» – т.е. оранжевый. Часто славяне путают конечные – ВЛЬ и МЛЬ: Путивль – Путимль (Путимец). Может быть, ава – нава – мава – мама? Это подтверждается следующими рассуждениями. Недалеко от истока Навли находится пгт. Хотынец. В тюркском языке есть слово ХАТУН – «женщина».

Да и в древнерусском ХОТИ – «жена». Недалеко от истока реки Мох – притока Навли – находится село ХОТЬКОВО, Шаблыкинского района. В Хотынецком районе мы также видим, кроме Хотынца, и село ХОТИМЛЬ. Все эти имена рек и населённых пунктов обозначают одно: ХОТЕТЬ, ЖЕЛАТЬ. В одном из наших выпусков мы посвятили этой теме главу «ХОТЫНЕЦ – УГОЛ ЭРОТА». Эти сведения не противоречат и былинам про Илью Муромца.


УЧЁНЫЙ В.ПУТИЛОВ О БЫЛИНАХ. Слова СТА’РИНА более известно нам, как БЫЛИНА: «Кто бы нам сказал про старое, про старое, про бывалое, про того Илью Муромца?» В.Путилов в книге «Русская народная поэзия» (1984) пишет: «Характерна глубокая вера творцов и хранителей былин в то, что в них поётся о «бывалом», происходившем когда-то: и богатыри, наделённые необыкновенной силой, и их враги – человекоподобные чудовища, и чудесные кони, и вещие птицы, и волшебницы, змеи, туры златорогие, – все они были, населяли землю, совершали свои необыкновенные дела, и не где-то в сказочных странах, а в древнерусских городах – Киеве, Новгороде, Галиче, на просторах южнорусских степей, в дремучих северных лесах, у Днепра, Волги, на берегах северных морей…».


В.Путилов против «распространённого мнения, согласно которому в основе любой былины лежит конкретное историческое событие. Гораздо более обоснованным является подход к былинам как к художественным произведениям, … не связанным с конкретными фактами истории и реальными лицами». До нас дошло около ста былинных сюжетов.
Основные произведения русского эпоса составляют былины киевские, в которых отражена роль Киева как центра первого Русского государства. Возможно, пишет учёный, что в былинах преломились и какие-то факты и события, но они не имеют существенного значения для понимания этих былин, потому, что на первом плане здесь – исторические обобщения, реализованные в фантастической форме.

Важно не то, есть ли что-то конкретное за историей о Соловье – разбойнике, а вполне очевидный художественный смысл песни: богатырь отправляется в Киев, чтобы служить своей силой его безопасности, по сути совершает воинский подвиг – освобождает город Чернигов и побеждает чудовище, преграждающее дорогу к Киеву; в реальность подвига не верят князь и бояре («во глазах, мужик, ты насмехаешься»), свист Соловья повергает их в страх, былина завершается апофеозом Ильи Муромца и сценой принятия его в состав киевского богатырства…

Соглашаясь в основном с В. Путиловым, мы всё же попытаемся «приземлить» рассматриваемые былины, привязать их к тому или иному месту…


(С) В.И. Агошков.




© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022602371






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 01 марта ’2013   13:24
Кто бы не гулял по нашей территории тогда,но р. Навля течёт и не важно кто её так назвал...Спасибо за исторические Факты!!!С уважением Виктор.                     

Оставлен: 01 марта ’2013   20:47
В Псковской области есть поселок Навля

Оставлен: 01 марта ’2013   23:13
Спасибо! Это интересно. Получается, что финский след в названии реки Навля! Или у славян тоже были свои НАВЫ?!
Любопытно, что НАВЫ есть как бы часть слова СКАНДИ+НАВЫ. Могут и они оставить след на Орловщине!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

386
Первый снег... муз. исп.-А.Тюрин

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Станешь ты, как прежде, молод,
Я, как прежде, молодой...
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft