-- : --
Зарегистрировано — 123 266Зрителей: 66 369
Авторов: 56 897
On-line — 21 514Зрителей: 4238
Авторов: 17276
Загружено работ — 2 120 758
«Неизвестный Гений»
84. В.И. Агошков. Домагощь. Явь, Навь и Правь.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
23 февраля ’2013 22:11
Просмотров: 21506
84. В.И. Агошков. Домагощь.
Явь, Навь и Правь.
В конце концов, Геката стала восприниматься греками как мрачная богиня заклинаний и гаданий, связанная с миром мёртвых. Екатия на русской почве могла дать Екатерину. В Шаблыкинском районе, в Молодовском сельсовете, мы видим посёлок Катино; две Екатериновки (село и деревню) находим соответственно в Ливенском и Колпнянском районах.
Местные краеведы так объясняют происхождение топонима Катино: «По преданию, у барина Теплова была дочь Катя. На день рождения он ей подарил село, которое стало называться Катино. Действительно, в первой половине XIX века помещицу звали Екатериной». Кто-то посчитает наши доводы «кабинетными измышлениями», не связанными с действительностью, но мы не станем отчаиваться, ведь чтобы построить дом, следует начертить вначале его план. Так что польза от данных топонимических очерков будет в любом случае.
ЯВЬ, НАВЬ И ПРАВЬ. Уверен, что многие читатели испытывают особое чувство к имени реки Навля. И это так, поскольку за гидронимом стоит не просто обозначение предмета природы, а целая философия.
Академик Ю.К. Бегунов в статье «Обретение «Велесовой книги» писал, что «главное богатство «Велесовой книги» не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идёт вразрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценными дополнениями оказались свидетельства древних руссов о трёх основных субстанциях мира: ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ».
С.Я. Парамонов отмечал, что Явь – это видимый, материальный, реальный мир. Навь – это мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. Правь – это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т.е. в первую очередь Явью. Душа человека после его кончины из Яви переходила в Навь, затем достигала Ирия – Рая, где жил и Сварог, Сварожичи и родоначальники руссов. Наши предки верили, что душа может вернуться из Нави снова в Явь, но только по прежнему пути.
По древнему обычаю тела покойников выносились через пролом в стене, который тут же заделывался с тем условием, чтобы душа не могла вернуться в дом и беспокоить людей. Так было вынесено через пролом в стене тело Владимира Великого, хотя он и его окружение были уже христианами. Не было понятия ада, а магия Нави дожила до современных дней, о чём мы уже писали, ссылаясь на В.И. Даля. Существовал «Навый день», т.е. день поминовения покойников. Есть выражение: «навые чары», т.е. обладающие гипнозом.
Таким образом, на шаблыкинской земле под Явью мы можем подразумевать дер. Маговку. Богиня Макошь дала сему населённому пункту не только название, но и благополучие, плодородие, обеспеченную жизнь. Река Навля, как выражение Нави, – это потусторонний мир. «Смертное начало» несут и топонимы Смородиновка, Муравейник. По мнению А. Баженовой, один из древнейших восточнославянских богов – Велес, покровитель охотников и скота, также обозначает «духа убитого зверя»: вел – корень слова в значении «мёртвый».
Кроме того, Велес – это бог богатства. Корни «воло» и «вло» образовали, например, такие понятия, как «володеть, владеть». В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день – 11 февраля.
Велес «породил» и волхвов.
Конечно, мы лишь наметили темы исследований для наших любознательных читателей. Б. Рыбаков пишет, что материал о древних славянских богинях невелик и крайне лаконичен. Очень слабо изучена топонимика, сохраняющая подчас то, что не попало в наши письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перу на Дубрава», «Ярилова Плешь» и т.д.
И далее: «Тщательно и широко собранные названия урочищ во всех славянских землях могут дать в будущем значительно более полную картину распространения тех или иных божеств, чем та, которая создаётся по крайне фрагментарным письменным источникам».
Последнее предложение учёного есть и ответ нашим оппонентам по поводу того, а стоило ли тратить время на шаблыкинскую топонимику, и приглашение ко всем читателям помочь в поисках необычных названий урочищ, балок, оврагов, лесов, полян и т.п.
ЛЕТОПИСНЫЙ ГОРОД ДОМАГОЩЬ
И ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГИНЯ МАКОШЬ.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №12.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.
(С) В.И.Агошков, 2003г.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100811
Явь, Навь и Правь.
В конце концов, Геката стала восприниматься греками как мрачная богиня заклинаний и гаданий, связанная с миром мёртвых. Екатия на русской почве могла дать Екатерину. В Шаблыкинском районе, в Молодовском сельсовете, мы видим посёлок Катино; две Екатериновки (село и деревню) находим соответственно в Ливенском и Колпнянском районах.
Местные краеведы так объясняют происхождение топонима Катино: «По преданию, у барина Теплова была дочь Катя. На день рождения он ей подарил село, которое стало называться Катино. Действительно, в первой половине XIX века помещицу звали Екатериной». Кто-то посчитает наши доводы «кабинетными измышлениями», не связанными с действительностью, но мы не станем отчаиваться, ведь чтобы построить дом, следует начертить вначале его план. Так что польза от данных топонимических очерков будет в любом случае.
ЯВЬ, НАВЬ И ПРАВЬ. Уверен, что многие читатели испытывают особое чувство к имени реки Навля. И это так, поскольку за гидронимом стоит не просто обозначение предмета природы, а целая философия.
Академик Ю.К. Бегунов в статье «Обретение «Велесовой книги» писал, что «главное богатство «Велесовой книги» не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идёт вразрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценными дополнениями оказались свидетельства древних руссов о трёх основных субстанциях мира: ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ».
С.Я. Парамонов отмечал, что Явь – это видимый, материальный, реальный мир. Навь – это мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. Правь – это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т.е. в первую очередь Явью. Душа человека после его кончины из Яви переходила в Навь, затем достигала Ирия – Рая, где жил и Сварог, Сварожичи и родоначальники руссов. Наши предки верили, что душа может вернуться из Нави снова в Явь, но только по прежнему пути.
По древнему обычаю тела покойников выносились через пролом в стене, который тут же заделывался с тем условием, чтобы душа не могла вернуться в дом и беспокоить людей. Так было вынесено через пролом в стене тело Владимира Великого, хотя он и его окружение были уже христианами. Не было понятия ада, а магия Нави дожила до современных дней, о чём мы уже писали, ссылаясь на В.И. Даля. Существовал «Навый день», т.е. день поминовения покойников. Есть выражение: «навые чары», т.е. обладающие гипнозом.
Таким образом, на шаблыкинской земле под Явью мы можем подразумевать дер. Маговку. Богиня Макошь дала сему населённому пункту не только название, но и благополучие, плодородие, обеспеченную жизнь. Река Навля, как выражение Нави, – это потусторонний мир. «Смертное начало» несут и топонимы Смородиновка, Муравейник. По мнению А. Баженовой, один из древнейших восточнославянских богов – Велес, покровитель охотников и скота, также обозначает «духа убитого зверя»: вел – корень слова в значении «мёртвый».
Кроме того, Велес – это бог богатства. Корни «воло» и «вло» образовали, например, такие понятия, как «володеть, владеть». В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день – 11 февраля.
Велес «породил» и волхвов.
Конечно, мы лишь наметили темы исследований для наших любознательных читателей. Б. Рыбаков пишет, что материал о древних славянских богинях невелик и крайне лаконичен. Очень слабо изучена топонимика, сохраняющая подчас то, что не попало в наши письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перу на Дубрава», «Ярилова Плешь» и т.д.
И далее: «Тщательно и широко собранные названия урочищ во всех славянских землях могут дать в будущем значительно более полную картину распространения тех или иных божеств, чем та, которая создаётся по крайне фрагментарным письменным источникам».
Последнее предложение учёного есть и ответ нашим оппонентам по поводу того, а стоило ли тратить время на шаблыкинскую топонимику, и приглашение ко всем читателям помочь в поисках необычных названий урочищ, балок, оврагов, лесов, полян и т.п.
ЛЕТОПИСНЫЙ ГОРОД ДОМАГОЩЬ
И ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГИНЯ МАКОШЬ.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №12.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.
(С) В.И.Агошков, 2003г.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100811
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 24 февраля ’2013 06:24
Интересно!!!!
|
averjanov125
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор