16+
Лайт-версия сайта

84. В.И. Агошков. Домагощь. Явь, Навь и Правь.

Литература / Очерки / 84. В.И. Агошков. Домагощь. Явь, Навь и Правь.
Просмотр работы:
23 февраля ’2013   22:11
Просмотров: 21506

84. В.И. Агошков. Домагощь.

Явь, Навь и Правь.

В конце концов, Геката стала восприниматься греками как мрачная богиня заклинаний и гаданий, связанная с миром мёртвых. Екатия на русской почве могла дать Екатерину. В Шаблыкинском районе, в Молодовском сельсовете, мы видим посёлок Катино; две Екатериновки (село и деревню) находим соответственно в Ливенском и Колпнянском районах.

Местные краеведы так объясняют происхождение топонима Катино: «По преданию, у барина Теплова была дочь Катя. На день рождения он ей подарил село, которое стало называться Катино. Действительно, в первой половине XIX века помещицу звали Екатериной». Кто-то посчитает наши доводы «кабинетными измышлениями», не связанными с действительностью, но мы не станем отчаиваться, ведь чтобы построить дом, следует начертить вначале его план. Так что польза от данных топонимических очерков будет в любом случае.



ЯВЬ, НАВЬ И ПРАВЬ. Уверен, что многие читатели испытывают особое чувство к имени реки Навля. И это так, поскольку за гидронимом стоит не просто обозначение предмета природы, а целая философия.

Академик Ю.К. Бегунов в статье «Обретение «Велесовой книги» писал, что «главное богатство «Велесовой книги» не легендарная история, а легендарная мифология, которая не идёт вразрез с нашими представлениями о язычестве древних славян. Ценными дополнениями оказались свидетельства древних руссов о трёх основных субстанциях мира: ЯВЬ, НАВЬ и ПРАВЬ».

С.Я. Парамонов отмечал, что Явь – это видимый, материальный, реальный мир. Навь – это мир нематериальный, потусторонний мир мертвецов. Правь – это истина или законы Сварога, управляющие всем миром, т.е. в первую очередь Явью. Душа человека после его кончины из Яви переходила в Навь, затем достигала Ирия – Рая, где жил и Сварог, Сварожичи и родоначальники руссов. Наши предки верили, что душа может вернуться из Нави снова в Явь, но только по прежнему пути.

По древнему обычаю тела покойников выносились через пролом в стене, который тут же заделывался с тем условием, чтобы душа не могла вернуться в дом и беспокоить людей. Так было вынесено через пролом в стене тело Владимира Великого, хотя он и его окружение были уже христианами. Не было понятия ада, а магия Нави дожила до современных дней, о чём мы уже писали, ссылаясь на В.И. Даля. Существовал «Навый день», т.е. день поминовения покойников. Есть выражение: «навые чары», т.е. обладающие гипнозом.

Таким образом, на шаблыкинской земле под Явью мы можем подразумевать дер. Маговку. Богиня Макошь дала сему населённому пункту не только название, но и благополучие, плодородие, обеспеченную жизнь. Река Навля, как выражение Нави, – это потусторонний мир. «Смертное начало» несут и топонимы Смородиновка, Муравейник. По мнению А. Баженовой, один из древнейших восточнославянских богов – Велес, покровитель охотников и скота, также обозначает «духа убитого зверя»: вел – корень слова в значении «мёртвый».

Кроме того, Велес – это бог богатства. Корни «воло» и «вло» образовали, например, такие понятия, как «володеть, владеть». В период христианства на Руси Велесову дню 6 января соответствовал Власьев день – 11 февраля.
Велес «породил» и волхвов.

Конечно, мы лишь наметили темы исследований для наших любознательных читателей. Б. Рыбаков пишет, что материал о древних славянских богинях невелик и крайне лаконичен. Очень слабо изучена топонимика, сохраняющая подчас то, что не попало в наши письменные источники: «Перунова Гора», «Волосова Улица», «Перынья Рень», «Перу на Дубрава», «Ярилова Плешь» и т.д.

И далее: «Тщательно и широко собранные названия урочищ во всех славянских землях могут дать в будущем значительно более полную картину распространения тех или иных божеств, чем та, которая создаётся по крайне фрагментарным письменным источникам».
Последнее предложение учёного есть и ответ нашим оппонентам по поводу того, а стоило ли тратить время на шаблыкинскую топонимику, и приглашение ко всем читателям помочь в поисках необычных названий урочищ, балок, оврагов, лесов, полян и т.п.

ЛЕТОПИСНЫЙ ГОРОД ДОМАГОЩЬ
И ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГИНЯ МАКОШЬ.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №12.

Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.

(С) В.И.Агошков, 2003г.





© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100811






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 24 февраля ’2013   06:24
Интересно!!!!

Оставлен: 25 февраля ’2013   12:36
Василий Иванович,читая Ваши статьи,ещё раз убеждаюсь,до чего же бога русский язык!!!СПАСИБО!!!С уважением Виктор.                       


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

36
Про керосинку, Мотивы осени, Июльские мотивы

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft