ВЕЛЕС – БОГ ЛУКА И СТРЕЛЫ. Наши предки обожествляли лук со стрелами. Мы уже сказали о том, что Елец – город Велеса, древнерусского божества любви и богатства.
Велес – это европейский Купидон или Амур, изображаемый на рисунках обязательно со стрелами любви. «Лук и стрелы – первое оружие дальнего действия – было доведено до совершенства евразийцами. Есть все основания связать лук и стрелы с богом Велнясом (Велесом), по данным мифологии, датировать их X-IX тыс. до н.э. и отнести сложение его культа к этому же времени», – пишут в своей книге «Истоки славянской и евразийской мифологии» (Москва, 1999г.) Н.А. Николаева и В.А. Сафронов.
Данные авторы прекрасно доносят до нас дыхание прошлых веков, то приближая их, то отдаляя. Чтобы понять это, нужно прочитать всю книгу. А мы позволим себе ещё одну выписку, чтобы с мифологической точки зрения показать важность создания города Ельца в самой верхней точке луки.
«И лечение от ран с помощью стрел, и лечение от бесплодия преследуют одну цель: сохранить и преумножить человеческий род. Не случайно поэтому, что лук и стрелы – орудие любви, атрибут богов любви, как чувства, необходимого для продления рода…
Древнегреческий Эрот, его римский двойник Амур, древнеиндийский бог любви и желания Кама разят невидимыми стрелами сердца людей, насылая на них любовную страсть, которая завершается браком, рождением детей. Стрелы Камы сделаны из цветов, а стрелы Эрота – из золота». Добавим, что Велес также связывался с «золотом».
Реки Сосна (большая излучина), Елец (своя лука) плюс угол (стрелка), образуемый при встрече Ельца с Сосной «золотыми стрелами» разят сердца жителей Ельца и района. И не только: любят и орловцы, и москвичи липецкую воду «Коронованная», добываемую в месте под звучным названием «Ключ жизни». А находится «Ключ жизни» на р.Пажень, рядом с городом Елец – золотым, солнечным местом.
Будем жить! – поёт река Пажень…
БЫТЬ, КАК «ВОЛКИ В СТАЕ». Мы говорили о большой связи наших предков с хеттами, жившими в Малой Азии. Названные выше авторы приводят такие высказывания «хеттского царя Хаттусилиса I к воинам, которых он призывал «быть едиными, как волки в стае», как «род волка».
Н.А. Николаева и В.А. Сафронов считают «волчьего бога – дружинным богом; богом войны. Эти же функции выполнял и Волос – бог войны у славян до государственного периода». И далее:
«Одни исследователи говорят, что имя Волос – нарицательное, означающее «волосатый, косматый». Другие лингвисты указывают, что Волос – имя, которое восходит к праиндоевропейскому корнеслову *ulk, что означает «волк»…
Праиндоевропейское имя Волоса говорит о том, что такой бог существовал у всех индоевропейских народов и у праиндоевропейцев. А таким общеиндоевропейским богом был Волчий бог».
ВЕЛЕС – ДУХ ЖЕЛАНИЯ. К счастью, учёные оставили и нам местечко для выводов, о которых мы уже сказали: Велес – это дух желания, который населял углы, излучины, луки рек – и поэтому мыслился в форме ЛУКА со стрелами. Иначе трудно понять следующий отрывок Н.А. Николаевой и В.А. Сафронова:
«Историческая память балтов, близких к славянам по языку и культуре, зафиксировала связь с луком и стрелами латышского бога Велняса (аналог славянского Велеса)».
Пока у нас нет возражений; заметим, что название литовской столицы – Вильнюс так похоже на имя бога Велняс: скорее всего, и Елец, и Вильнюс – слова одного происхождения – от бога Велеса! Велняса – у балтов…
КУЛЬТ БОГА ВОЛКА? Однако дальнейшие выводы цитируемых авторов вызывают у нас некоторое несогласие:
«…генезис культа которого надо искать в седой евразийской старине – в культе бога Волка». Почему волка?! Ведь «от Велняса, согласно мифам, у земных женщин рождались дети. Они были «очень сильны и носили лук и стрелы у себя на животе».
Данная цитата Н.А. Николаевой и В.А. Сафроновым взята у В.В. Иванова и В.Н. Торопова, написавших статью «Велняс». Н.А. Николаева и В.А. Сафронов, видимо, почувствовав какую-то нестыковку, поспешили заявить следующее: «Это свидетельствует о связи Велняса (а вероятно, и Велеса) с мифологией «лук и стрелы».
Скорее всего, эта связь существовала, когда культ Велняса (Велеса) ещё только формировался на основе древней веры в бога – Волка»(?) И снова ответа на вопрос, почему же Велес был связан с мифологией «лук и стрелы», нет.
Зачем, спрашивается, ВОЛКУ лук и стрелы?! Но данные авторы всё время говорят о волке, что именно его почитали «как бога изобилия, плодовитости животных и людей»…