16+
Лайт-версия сайта

68. В.Агошков. Орельские места. Елец. Ярило и сорока...

Литература / Очерки / 68. В.Агошков. Орельские места. Елец. Ярило и сорока...
Просмотр работы:
15 февраля ’2013   00:26
Просмотров: 22071

68. В.Агошков. Орельские места.

Ярило и сорока...

ВЕЛЕС – ЛОВЕЛАС – ЯРИЛО – ЯРОВИТ. Возможно, кому-то не понравится наше предположение, связывающее топоним Елец с богом Велесом. А не есть ли еловец – от Веловец – Веле(ве)с: мужчины с такими «фаллическими украшениями» могли причислять себя к потомкам бога Велеса!

В связи с этим вспоминаются: герой романа Ричардсона «Кларисса» – Ловелас (от «Велес?») – обольститель женщин и такой рассказ П.И. Якоби(я): «Игрища совершались, как известно, весной, под покровительством бога Ярилы; корень ЯР- и производные яриться, ярый, ярочка имеют очень определённое значение страсти, как любовной (бог Ярило), так и боевой (бог Яровит).

Первое значение сохранилось в слове ёрник – развратник; замечательно, что по-вотяцки яраш значит сватать, а в Болховском уезде, хотя слово ёрник означает развратника, еровать – значит играть какую-либо игру, забавляться, – весенние игрища с половым значением в честь Ярили сохранили своё имя, но перенесённое уже на всякую игру, на всякую забаву».


СОРОКА – ГОЛОВНОЙ УБОР. Далее П.И. Якоби(й) писал, что «во время крепостного права крестьянки носили особую шапку очень своеобразного вида: это род цилиндрической или слегка конической коробки, узкой и длинной, поставленной стоймя на голове, над которою она возвышается на 6-8 и далее более вершков.

Обыкновенно она сделана из бересты и обшита, и украшена более или менее дорогою тканью с вышивками, галунами и т.п. После 1861г эти шапки не носятся, а их заменила низенькая рогатая шапочка, точно так же вышитая и изукрашенная. Головной убор называется сорока». Кстати, в книге Владимира Неделина «Орёл изначальный» (Орёл, 2001г.) на стр. 17 помещён рисунок женщины в «рогатой кичке».
Не есть ли это «сорока»?!.

П.И. Якоби(й) информировал далее: «Замужние женщины как Вятической области Орловской губернии, так и Вотяцко-Пермяцкого края в Казанской и Вятской губерниях носят крайне своеобразный… «срамной и стыдной» головной убор, называемый сорокой.

Почему срамной: головной убор изображает penis erektus, и потому носится замужними женщинами, которые должны соблюдать целомудрие, что не обязательно и до некоторой степени даже постыдно для девушки и карается на том свете».

П.И. Якоби(й) написал это в своей книге «Вятичи Орловской губернии» в 1907г. В 20-е годы прошлого века советские учёные раскритиковали автора за «бредовые мысли».

По этим или по каким-либо другим причинам, например, политическим, но книга Якоби(я) была спрятана и долгое время пролежала в спецхране; и лишь 10-15 лет назад вновь пришла к нам, читателям.

Безусловно, есть у автора суждения, которые мне не понятны, например: о «грубости и лени» вятичей. В этом демократ Якоби(й) поддался веяниям, царившим в конце XIX – начале XX века: хвалить всё западное и критиковать своё.

Тем не менее, многие факты и предположения автора верны; особенно притягательны его топонимические исследования, бытовые и психологические наблюдения….

ПОЛОВЫЕ МОТИВЫ ОРЛОВСКОГО СПИСА. Более или менее свободное поведение девушки до замужества и полное целомудрие после свадьбы объясняются очень древними обрядами, связанными с Перуном, Ярилой и пр. Сейчас появляются статьи, в том числе и орловских авторов, которые прослеживают это и в той же вышивке.

В журнале «Мир и музей» (Тула, 2002г.) есть статья И. Борисовой, главного хранителя Орловского музея изобразительных искусств «Своеобразие орловского списа». В ней она пишет следующее:

«Одним из мотивов списового шитья является «лягушка». Особенно им увлекались в округе деревень Топки и Богородское (Малоархангельский уезд, ныне Покровский район)».

Прервём цитирование, чтобы заметить: если Топки– Покровское тожъ, то тогда Топки – село! Владели им Тургеневы.

Смотрим далее: «Предполагается, что в этом образе могли проявляться и черты общей плодовитости (людей, промысловых зверей, домашнего скота), и культ божества, помогавших роженицам, и аграрно-магическое представление земледельцев о богине урожая… Одна из специфических черт списовых композиций – обилие фаллических элементов… в этом сказываются следы древнего языческого почитания фаллических форм в значимости оберегов и ритуальных предметов магических действ».

Автор пишет, что в Хотынецком, Мценском районах «во время свадебных торжеств в 1970-е годы и более позднее время… при сопровождении молодых на первую брачную ночь сваха пела неприличные песни интимного содержания, приплясывая. «Наряженки» подбрасывали вверх «нацеленные» на кушаки продолговатые поделки, игриво задевая ими случайных прохожих». (См. №10).



ВОЛЬНЫЙ ЕЛЕЦ – ГОРОД ВЕЛЕСА.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №9.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – И.Ф. Ветрова.

/С/ В.И.Агошков, 2003г. /текст, оформление/.





© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213021402229






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 15 февраля ’2013   09:30
     

Оставлен: 18 февраля ’2013   13:33
Василий Иванович,Вам нельзя отказать в профессионализме и в мастерстве!!!Интересные сведения!!!С уважением Виктор.                           


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ты понимаешь,я хочу быть с тобой!Конкурсы.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

186

Рупор будет свободен через:
9 мин. 33 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft