-- : --
Зарегистрировано — 123 198Зрителей: 66 303
Авторов: 56 895
On-line — 20 182Зрителей: 3988
Авторов: 16194
Загружено работ — 2 120 217
«Неизвестный Гений»
57. В. И. Агошков. ПЕРУН НА КАРТЕ ОРЛОВЩИНЫ.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 февраля ’2013 00:19
Просмотров: 21662
57. В. И. Агошков.
ПЕРУН НА КАРТЕ ОРЛОВЩИНЫ.
Найти топонимы Перуна мне не удалось. Однако существуют, на наш взгляд, названия, связанные с древним богом грозы, грома и молний. В народе Перун – это и Перкун, и Ярун, и Парун…
Деревня Перькова находится сейчас в Знаменском районе, чуть севернее истока реки Орёл (Орлик). Перькова – Перкунова?! От «грозы» могли возникнуть посёлки Грозный – в Кромском и Сосковском районах. От «молнии» посёлок Молния – в Урицком районе.
Хлеборобы лучше всего любят пору, когда земля перед грозой парит; в таких случаях говорят, что Перун снисходит на поля, чтобы оплодотворить посевы. Может быть, посёлок Парный – Кромского и дер. Парный Колодезь – Ливенского района и поименованы в честь Перуна?!
Третью часть поля крестьяне оставляют под пар. Это поле отдыхает, чтобы набраться сил: его люди удобряют, несколько раз культивируют, возделывают – и тогда оно воздаёт сторицей – хорошим урожаем, даже в засушливые годы. Не есть ли это понятие – пар – знак того, что оно принадлежит Перуну – Паруну. Муж и жена – пара, т.е. те, кто спарились. Пора пар подымать, парню’ метать, парни’ парить. Парун – северное, зной, невыносимая жара, солнопёка. Птица самец, сидящая на гнезде, на яйцах. Парунья, паруха, паруша, – курица-наседка, квочка. Василий Парийский (12 апреля) землю парит. Такая па’рка (или порка, пороть) идёт, что небу жарко! Больно па’рит: знать быть ноне Божьей милости – грозе.
ОРЁЛ. ПЕРУН. ПАРНАС. ПАРИТЬ – ширять, плавать, носиться по воздуху, плавно летать… // возноситься мыслями, воображеньем. Облака’ паря’т. Высоко пари’шь – заносишься. Жаворонок вспарил, взмыл высоко. Упари’л орёл далеко, запари’л за облака. Паренье – действие по глаголу. ОРЁЛ – подоблачный паритель. Как видим, и ОРЁЛ может быть синонимом Перуну.
Хотя В.И. Даль и не связывал Перуна со словом ПЕРО, мы всё-таки обратимся к этимологическому словарю Н. Шанского и др.:
ПЕРО, общеславянское, имеет соответствия в других индоевропейских языках: сравни – персидское PARR – «перо, крыло»; древне-верхне-немецкое FARM – «папоротник», литовское CPARNAS – «крыло» (птицы) и т.д. Корень тот же, что и в ПАРИТЬ, ПРАПОРЩИК, ПАПОРОТНИК, ПАРОМ, ВЫСПРЕННЫЙ, ПЕРЕТЬ. Таким образом, ПЕРУН, как и ПЕРО, с помощью «крыльев» парил в небе, на воде.
Литовское СПАРНАС – «спариваться?» или ПАРНАС! Ливенское село ПАРАХИНО не есть ли Парасино – Парнасино?! В Орловском районе видим дер. Парахина. Оба населённых пункта должны, по логике, находиться на высоких местах, или у подножья холмов, так как горный массив в Греции назван ПАРНАСОМ. В древнегреческой мифологии Парнас – местообитание Аполлона и муз.
Если бы Перун ездил по небу на крылатом коне, но тогда он был бы ПЕГАСОМ, хотя начальные ПЕ – схожи. Пегас – Пекас – Перкас?! Но не будем гадать! И Парнас, и Пегас вдохновляют поэтов, людей возвышенных, парящих мыслями в облаках…
ПЕРУН – ТОПОРУН. Учёные отмечают, что Перун является с ТОПОРОМ в руках. В Дмитровском районе есть пос. Топоричный. Необычное название. Хотынецкий пос. То-Поле = Топорье?! Не исключено, что образ ТОПОРА появился позднее, ведь Перун давал плодородный дождь, а за это говорят только спасибо. Следовательно, Перун был добрым богом.
Может, ТОПОР – от ДОБОР – Добрый?! Добрый – от всё того же ДОБА! Или ТОПОР – это неправильно понятое ТОПОТ?! Перун – Топотун: топотал, топал по небу.
Перун//Парун//Парень. Спарить, испарина…
КАК ПЕРУН СТАЛ УПЫРЁМ. С приходом христианства образ благодетеля Перуна стал подменяться христианским Ильёй Муромцем, а затем и вообще превращён в упыря. Впрочем, я не прав: В.Я. Петрухин (см. БЭС «Мифология», 1998г), ссылаясь на древнерусские поучения против язычников, писал, что язычники клали требу (приношения) Упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Следовательно, УПЫРЬ был первичен, а ПЕРУН – вторичен. Упырь – в славянской мифологии – мертвец, нападающий на людей и животных; образ Упыря заимствован народами Западной Европы у славян.
На Западе наш упырь стал Вампиром: следовательно, у славян слово упырь вначале произносилось, как венпир, т.е. бог венетов? Упырь = Упир = Пир + ун = Перун! Не следует ли отсюда, что Перун – Пирун давал людям пир, т.е. торжество. А пир возможен тогда, когда будет убран хлеб и испечён пирог!
УПЫРЬ// Пырун// Пырять молнии?!
Н. Шанский и др. объясняют УПЫРЬ как заимствование из тюркского языка: татарское УБЕР – «ведьма, злой дух». БЭС «Мифология» даёт слово ПИР: у татар-мишарей – «злой дух».
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213020802404
ПЕРУН НА КАРТЕ ОРЛОВЩИНЫ.
Найти топонимы Перуна мне не удалось. Однако существуют, на наш взгляд, названия, связанные с древним богом грозы, грома и молний. В народе Перун – это и Перкун, и Ярун, и Парун…
Деревня Перькова находится сейчас в Знаменском районе, чуть севернее истока реки Орёл (Орлик). Перькова – Перкунова?! От «грозы» могли возникнуть посёлки Грозный – в Кромском и Сосковском районах. От «молнии» посёлок Молния – в Урицком районе.
Хлеборобы лучше всего любят пору, когда земля перед грозой парит; в таких случаях говорят, что Перун снисходит на поля, чтобы оплодотворить посевы. Может быть, посёлок Парный – Кромского и дер. Парный Колодезь – Ливенского района и поименованы в честь Перуна?!
Третью часть поля крестьяне оставляют под пар. Это поле отдыхает, чтобы набраться сил: его люди удобряют, несколько раз культивируют, возделывают – и тогда оно воздаёт сторицей – хорошим урожаем, даже в засушливые годы. Не есть ли это понятие – пар – знак того, что оно принадлежит Перуну – Паруну. Муж и жена – пара, т.е. те, кто спарились. Пора пар подымать, парню’ метать, парни’ парить. Парун – северное, зной, невыносимая жара, солнопёка. Птица самец, сидящая на гнезде, на яйцах. Парунья, паруха, паруша, – курица-наседка, квочка. Василий Парийский (12 апреля) землю парит. Такая па’рка (или порка, пороть) идёт, что небу жарко! Больно па’рит: знать быть ноне Божьей милости – грозе.
ОРЁЛ. ПЕРУН. ПАРНАС. ПАРИТЬ – ширять, плавать, носиться по воздуху, плавно летать… // возноситься мыслями, воображеньем. Облака’ паря’т. Высоко пари’шь – заносишься. Жаворонок вспарил, взмыл высоко. Упари’л орёл далеко, запари’л за облака. Паренье – действие по глаголу. ОРЁЛ – подоблачный паритель. Как видим, и ОРЁЛ может быть синонимом Перуну.
Хотя В.И. Даль и не связывал Перуна со словом ПЕРО, мы всё-таки обратимся к этимологическому словарю Н. Шанского и др.:
ПЕРО, общеславянское, имеет соответствия в других индоевропейских языках: сравни – персидское PARR – «перо, крыло»; древне-верхне-немецкое FARM – «папоротник», литовское CPARNAS – «крыло» (птицы) и т.д. Корень тот же, что и в ПАРИТЬ, ПРАПОРЩИК, ПАПОРОТНИК, ПАРОМ, ВЫСПРЕННЫЙ, ПЕРЕТЬ. Таким образом, ПЕРУН, как и ПЕРО, с помощью «крыльев» парил в небе, на воде.
Литовское СПАРНАС – «спариваться?» или ПАРНАС! Ливенское село ПАРАХИНО не есть ли Парасино – Парнасино?! В Орловском районе видим дер. Парахина. Оба населённых пункта должны, по логике, находиться на высоких местах, или у подножья холмов, так как горный массив в Греции назван ПАРНАСОМ. В древнегреческой мифологии Парнас – местообитание Аполлона и муз.
Если бы Перун ездил по небу на крылатом коне, но тогда он был бы ПЕГАСОМ, хотя начальные ПЕ – схожи. Пегас – Пекас – Перкас?! Но не будем гадать! И Парнас, и Пегас вдохновляют поэтов, людей возвышенных, парящих мыслями в облаках…
ПЕРУН – ТОПОРУН. Учёные отмечают, что Перун является с ТОПОРОМ в руках. В Дмитровском районе есть пос. Топоричный. Необычное название. Хотынецкий пос. То-Поле = Топорье?! Не исключено, что образ ТОПОРА появился позднее, ведь Перун давал плодородный дождь, а за это говорят только спасибо. Следовательно, Перун был добрым богом.
Может, ТОПОР – от ДОБОР – Добрый?! Добрый – от всё того же ДОБА! Или ТОПОР – это неправильно понятое ТОПОТ?! Перун – Топотун: топотал, топал по небу.
Перун//Парун//Парень. Спарить, испарина…
КАК ПЕРУН СТАЛ УПЫРЁМ. С приходом христианства образ благодетеля Перуна стал подменяться христианским Ильёй Муромцем, а затем и вообще превращён в упыря. Впрочем, я не прав: В.Я. Петрухин (см. БЭС «Мифология», 1998г), ссылаясь на древнерусские поучения против язычников, писал, что язычники клали требу (приношения) Упырям и берегиням до того, как стали поклоняться Перуну. Следовательно, УПЫРЬ был первичен, а ПЕРУН – вторичен. Упырь – в славянской мифологии – мертвец, нападающий на людей и животных; образ Упыря заимствован народами Западной Европы у славян.
На Западе наш упырь стал Вампиром: следовательно, у славян слово упырь вначале произносилось, как венпир, т.е. бог венетов? Упырь = Упир = Пир + ун = Перун! Не следует ли отсюда, что Перун – Пирун давал людям пир, т.е. торжество. А пир возможен тогда, когда будет убран хлеб и испечён пирог!
УПЫРЬ// Пырун// Пырять молнии?!
Н. Шанский и др. объясняют УПЫРЬ как заимствование из тюркского языка: татарское УБЕР – «ведьма, злой дух». БЭС «Мифология» даёт слово ПИР: у татар-мишарей – «злой дух».
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213020802404
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 11 февраля ’2013 13:13
Василий Иванович,не перестаю удивляться и радоваться Вашему мастерству!!!С уважением Виктор.
|
koshelewiktor19466
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор