В своей статье «Путешествие в Орловское Полесье», напечатанной в сентябре 2006 года в газете «Орловский вестник», он сообщил следующее: «Некоторые полагают, что название своё Свиной шлях получил из-за презрения к татарам.
Но есть ещё одна, более убедительная версия. В районах частых появлений татарских отрядов крестьяне, зная мусуль-манский запрет на употребление свинины, во множестве раз-водили этих животных». Владимир Иванович тут же размышляет и о том, что «ордынцы Батыя мусульманами не были и свиней в пищу употребляли при первой возможности. Ислам как государ-ственная религия начал проникать в широкие слои населения Орды лишь в 20-30 годы 14 века. Но в это время, пожалуй, чаще ордынцев в наших краях появлялись языческие литовские отряды, так что разводить свиней в большом количестве было неце-лесообразно. Значит, речь может идти только о крымских тата-рах, которые уже были мусульманами со стажем…
Но если принять эту версию, следует признать, что в дотатарский период наша «прямоезжая дорожка» должна была называться как-то иначе».
Да, действительно, несколько иначе! С целью установле-ния истины мне пришлось пересмотреть немало географиче-ских карт сельхозколлективов всей Орловской области середины ХХ века и уездов прошлых веков, составить Топонимический словарь, насчитывающий более 17000 географических назва-ний, чтобы приблизиться к разгадке. Поэтому, пожалуй, как ни-кто в Орловщине, имею право на своё, если хотите, открытие…
КТО ПРАВ?! В.М. Неделин на стр.40 названной своей книги дал схематическую карту нашего края. По мнению автора, Свиной шлях проходил от Карачева в сторону Болхова западнее р. Нугрь, т.е. ближе к северной границе Орловской области с Калужской и Тульской областями.
Но если верить карте середины ХХ века, хранившейся в земельном отделе Хотынецкого района, то Свиная дорога шла восточнее р.Нугрь, приближаясь к Орлу.
Кто прав?! Не исключено, что существовали оба тракта. Когда появился г.Орёл, то предпочтение стали отдавать пути, который находился ближе к губернскому центру.
В.И. Переверзев, говоря о прямоезжей, сухопутной дороге от Киева до Мурома, писал о том, что на «территории Хотынец-кого района она называется Свиным шляхом».
Впрочем, местные жители говорят о Свином большаке!
ДРУГИЕ КРАЕВЕДЫ О СВИНОМ И БАКАЕВОМ ШЛЯХАХ. Мы можем сделать первый вывод о том, что и В.М. Неделин, и В.И. Переверзев называют отрезок пути, который тянулся от Севска до Болхова, через Болдыж-Дмитровск, Сомово, Карачев, – Сви-ной дорогой (шляхом). Спасибо авторам за то, что они привлекли внимание читателей к Свиному шляху, правда, повторив уже давно известные в краеведческой литературе сведения и не дав чёткий ответ, а почему шлях был назван Свиным.
Данные писатели-краеведы не сослались на работы других орловских иссле-дователей. В 1994г появились мои книги «Кром» и «Тросна», в которых я пытался объяснить происхождение имени Свиного шляха. Были и другие мнения.
Так, В.Г. Емельянов в газете «Вече» в середине 90-х годов ХХв писал о том, что Бакаев и Свиной шляхи – одно и то же! Ба-каев шлях, по его мнению, тянулся от г.Ливны через станцию Малоархангельск в сторону Тросны и Кром. А если, повторим мы, «одно и то же», не значит ли это, что и Бокаев шлях назван так не по имени какого-нибудь мурзы Бокая (или Бакая), а, скажем, от русского слова «бойкий». Бойкое место – это оживлён-ное, многолюдное.
А уже потом по этому пути нападали и крымские татары. Тогда Бойкий шлях стал означать «боевой, боевитый». И.М. Жудин в своей книге «На земле Дмитровской» (1991г) ранее всех нас утверждал, что «наиболее излюбленной дорогой у татар была западная дорога, которая до Рыльска называлась Бакаевым шляхом, а на отрезке от Рыльска и до Болхова – Свиной дорогой, или Свинаком. Она проходила по Комарицкой волости ми-мо городов Севска, Радощи и Карачева. По Дмитровской земле она проходила у села Работькова и Обратеева».
А как быть с тем, спросим мы, что и в Ливенском уезде, в его юго-восточной части, на Калмиу(ю)сском шляхе было село Свиное (Свиная Дубрава), которым владел граф Ростопчин, ставший героем книги писателя-краеведа А.И. Кондратенко?!
СТОРО;ЖИ. Г.М. Пясецкий 130 лет назад, в вышедшей книге «Историческое описание города Кром Орловской губернии» (1876 и 1890 гг.) сообщал о том, что из Кром были поставлены в конце 16 века сторожи на следующих дорогах:
Муравская и Калмиюсская, сходившиеся у города Ливен; Пахнутцова, проле-гавшая около Мценска, и Свиная, лежавшая несколько запад-нее города Кромы, по направлению к Болхову. Город Кромы принадлежал собственно к сети городов, оберегавших Свиную дорогу, и находился на повороте от этой дороги к Пахнутцовой. Татары, появившись иногда на Свиной дороге, продолжает ав-ор, у верховьев рек Кромы и Ицки сворачивали вправо».
Подчеркнём, что Г.М. Пясецкий говорил не о той Свиной дороге, которая проходила от Болдыжа-Дмитровска к Карачеву и Болхову, а о другой, но с таким же названием – Свиная!