Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
27 декабря ’2009
00:17
Просмотров:
32023
«Нарцисс и Эхо. История и мифология» 08.12.09 Забуслаева И.Б.
История и мифология вплетаются в современную жизнь. Вопрос, как они вплетаются в жизнь современного человека? Какой огромный разрыв может быть между мифологическим, древним и современным, научным сознанием. Какие большие изменения произошли в понимании мифа о Нарциссе с течением времени. Мне хотелось бы предложить несколько различных взглядов, разных авторов. “Это некая галерея «Нарциссов и Эхо» в их разных воплощениях… Это огромная палитра образов, символов, переведенных на разные языки. Можно попытаться увидеть, как миф вплетается в историю с многозначностью толкования языка, перевода в разные формы…
Итак;
1. Представим себе, какое значение имел и имеет у разных народов, и в разные времена цветок нарцисс:
Научное название — Narcissus Poeticus. Происходит от греческого слова 'narkao' — одурманивать, ошеломлять, что вероятно связано с луковицами, ядовитые свойства которых известны с глубокой древности, или может быть связано с одурманивающим запахом цветков. Второе слово названия — poeticus (поэтический) связано с тем, что он был так воспет поэтами всех стран и веков, как ни одно другое растение, исключая разве только розу.
В Древней Персии нарцисс называли “наргис”, и в переводе означает “красивый глаз”. Значительную роль играет нарцисс и в мусульманской традиции. Магомет сказал о цветке: “У кого два хлеба, тот пусть продаст один, чтобы купить цветок нарцисса, ибо хлеб — пища для тела, а нарцисс — пища для души”. В Древней Греции восприятие нарцисса было совершенно иным. Там его образ приобрел символическое значение самовлюбленного человека.
Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. Его приносили в жертву Фуриям и Плутону. У китайцев цветок нарцисса обязателен в каждом доме в новогодний праздник. Им украшают алтари богов, его носят в этот день во всех торжественных процессиях.. В настоящее время нарцисс — самый любимый цветок англичан, которому по популярности в Великобритании уступает даже роза. Возможно, в Британии так ощущается инаковость, особенность англичан, внешняя чопорность и холодность… В Швейцарии устраивались праздники нарцисса: в первое воскресенье мая все здания украшали разноцветными флагами, а двери домов и магазинов — гирляндами из нарциссов.. В Пруссии нарциссы были символом любви и счастливого брака. Выходившая замуж девушка увозила цветок из родительского дома и ухаживала за ним, чтобы он лучше рос, ибо, согласно поверью, от его вида зависело счастье новой семьи.
2. И сейчас мы вернемся в Париж : «В восемнадцатом столетии во Франции, жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. О нем и пойдет речь. Его звали Жан- Батист Гренуй, и если это имя, в отличие от имен других гениальных чудовищ вроде де Сада, Сен-Жюста, Фуше, Бонапарта и т.д. ныне предано забвению, то отнюдь не потому, что Гренуй уступал знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности, - короче в безбожии, но потому, что его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивались сферой, не оставляющих следов в истории, - летучим царством запахов…
«Парфюмер»- это история общества в переломный момент цивилизации 18 века. Это терпкий аромат и притча о блеске и нищете циничного разума нового времени.
Запах, магия, алхимия скрытых желаний, животной страсти, власти, инстинкта обладать, наркотик, как способ оторваться от реальности .Запах - летучий дьявол, измененное состояние сознания, мания, коллективное помешательство и власть алхимика!
«Стекло должно пахнуть, но стекло не пахнет»- говорил Гренуй…Я должен помнить и сохранять запахи. Запах- душа мастерства. Он хотел выразить вовне свое внутреннее «Я», которое считал более стоящим, чем все, что мог предложить ему внешний мир. То, чего он так страстно желал, а именно, чтобы его любили другие люди, в момент успеха стало ему невыносимо, ибо сам он не любил их, он их ненавидел. И внезапно он понял, что никогда не найдет удовлетворения в любви, но лишь в ненависти своей к людям и людей – к себе. Ничто в нем не воспринималось ими как истина, кроме присвоенной ауры, кроме ароматической маски, краденого благоухания, а оно в самом деле было достойно обожествления…
3. И вот, что пишет Натан Шварц Салант:
«Идентичность нарциссического человека настолько хрупка и существует такой сильный страх близости и страх, что любой другой может проникнуть, что нарциссическая личность находится словно, за стеклянной панелью, и наблюдает за миром через это стекло. Но, как правило, это стекло только с просмотром в одну сторону. Нарцисс смотрит наружу, но к нему заглянуть очень сложно.»
Этот человек чувствует себя очень уязвимым и, допуская хоть какую – нибудь позитивную идеализацию по отношению к Вам, чувствует себя в большой опасности, потому что на ранних стадиях жизни, в большей степени вероятности, у этого человека был опыт того, что он, когда идеализировал кого – то, то идеализированный человек считал, что его хорошее состояние – это лишь его достояние. Таким образом, ребенок чувствовал, что у него украли нечто очень важное, чувствовал себя обворованным.
Рождению Нарцисса предшествует насильственное соединение: Кефисс насильно овладел Лириопой. С точки зрения структуры оно указывает на проблемы, имеющие отношение к архетипу coniuctio – соединение противоположностей. Такому соединению препятствовал огромный страх ( Руки прочь! Не нужны мне твои объятия! Я скорей умру, чем лягу с тобой!- образ установки нарциссической личности.)
Сначала рассмотрим образ Кефисса, речного бога, который имеет более высокий статус и является более «архетипическим» по сравнению с нимфой Лириопой. Совершенно ясно, что у него преобладает и даже переполняет его маскулинная сила, то есть форма власти, названная Нойманном патриархальным уроборосом:
Кефисс - река, связанная с культом Аполлона Дельфийского, и в связи с Аполлоном ее можно рассматривать как избыточную духовную силу, характерную для жриц его храма. Но в данном случае, говоря о насилии над Лириопой, мы имеем в виду негативный аспект патриархального уробороса.
В течение длительного времени мужчины от него защищались, идентифицируясь с широко известной установкой мужского шовинизма; она имеет глубокие корни и связана с бессознательным осуждением женщин и даже ненавистью по отношению к ним. В свою очередь, женщины, в чем-то напоминая Лириопу, защищались от проникающей энергии с помощью мазохистских установок.
Теперь обратим внимание на мать Нарцисса, Лириопу. Ее роль кажется малосущественной, но есть ли в ее поведении нечто особенное, помогающее нам понять развитие Нарцисса? Исследователи мифа отмечали наличие «нарциссических» черт у его матери.
Но нет ли в самом повествовании Овидия чего-нибудь подобного про Лириопу? Прежде всего почему все сосредоточено на судьбе ее сына? В ответ на вопрос, сколько будет жить Нарцисс, Тиресий говорит, что его жизнь будет долгой, «если он никогда не увидит своего лица». Но увидеть свое лицо, то есть узнать себя, значит отличить себя от других, то есть отделиться от материнского мира. Не проявляется ли таким образом в озабоченности Лириопы судьбой своего сына страх перед тем, что он отделится от нее?
Эпизод с Эхо был добавлен Овидием к уже существующей версии мифа. Если было именно так, то это лишний раз свидетельствует о гениальности Овидия, ибо Эхо, несомненно, представляет собой комплементарную Нарциссу фемининность. В юнгианском понимании Эхо – это женщина – анима.
Эхо- является дочерью голоса и, посылая божественную освященную благодать на весь духовный мир, оправдывает свое назначение, которое заключается в том, чтобы ей поклонялись и почитали ее, не чувствуя никакой тяжести в сердце. Так не получилось с неблагодарным Нарциссом, который, избегая влюбленную в него Эхо, сам влюбился в собственное отражение...
В Эхо воплощен божественный дух, спустившийся с небес, чтобы просветлить нашу душу... Убегающий Нарцисс воплощает порочную грешную душу, не внемлющую божественному голосу»
Таким образом, с точки зрения психологии Эхо осуществляет связь между Эго и архетипическим миром.
Священники и шаманы видели разницу между восприятием и постижением. Воспринимать - значит видеть и знать. То, что можно увидеть и узнать, можно классифицировать. Постигать - это совсем иное: постигать - значит слышать и знать.
Воспринимая, глаз видит и узнает, но, постигая, разум слышит и отражает, и то, что он услышал, является Эхом всего существующего. Слыша это «эхо», человек узнает, что оно символизирует.
Однако нам не следует забывать обстоятельства, при которых существование нимфы было низведено до Эхо. За это несет ответственность Гера, ибо именно она непосредственно участвовала в ослеплении Тиресия. И в обоих случаях речь идет о проблеме власти, о поединке между Зевсом и Герой. В этом смысле Эхо превращается в такой тип дочери, в котором «нет ничего материнского». Она служит Отцу и оторвана от материнского архетипа. Ее конечное состояние, в котором существует лишь бесплотный голос, свидетельствует об оторванности от материнского начала и является одной из причин, по которой ее
Эхо не вызывает нужного эффекта.
Конфликт между маскулинностью и фемининностью, который превалирует в этиологии Нарцисса, определяет и судьбу Эхо. В связи с печальным концом Эхо можно также добавить, что отзеркаливание аналитика наиболее эффективно в том случае, если оно становится воплощенным. Иными словами, для такого отражения требуется ощущение телесного переживания и реальности; это не мимолетная символическая связь, а осознание и вступление в контакт с энергией этих символов в контексте всей жизни пациента.
И в соответствии с повествованием мифа, трансформация нарциссической личности включает в себя нечто более существенное. Это нечто связано прежде всего с желаемым нисхождением в иную размерность, предполагающую возможность воплощения Самости, в отличие от ухода в духовное одиночество. За Эхо стоят вполне ощутимые проблемы, связанные с яростью и завистью, а позже - с интровертированным ощущением Самости.
Слушая лекции Натана Шварц- Саланта, я переводила его слова на свой язык, и у меня появлялись комментарии:
4. Мои комментарии
Зеркало, как оболочка, преграда, через которую все, все чувства уходят обратно. Они отражаются от зеркальной поверхности и попадают обратно вовнутрь. Но если выстроить так систему зеркал, что лучи отразятся к другому, то , другой почувствует этот свет. Положение, напротив зеркала, когда мы сидим напротив друг друга или рядом, по горизонтали. Голос в маленьком пространстве - он давит, т.е он отражается, и голос в горах, он раскатывается. Такой личности легче в большом пространстве, у воды, моря, в горах, где нет давящей силы, свободное оральное пространство. Имеет значение определенная частота звук, тембр голоса.
Родители Нарцисса - Кефисс и Лириопа, здесь имеет значение иерархия Богов, патриархальность, власть.
Нимфы гор, ручьев, деревьев- ( неперсонифицированные Боги). Среди Богов и нимф существовала иерархия. Музы, выше нимф - в переводе с греческого- мыслящие, в древнегреческой мифологии дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины (богиня, олицетворявшая память), жили на Парнасе. Музы имели свои храмы, музеи. Богиня Мнемосина- персонифицированная Память, сестра Кроноса и Океаноса- мать всех муз. Она обладала Всеведением, она знала «все , что было, все, что есть, все, что будет». Когда поэтом овладевают музы, он пьет из источника знания Мнемосины, это значит, что он прикасается к познанию «истоков», «начал».
Он любит тех, кто является его отраженьем. Когда они перестают его отражать, они пропадают из его поля зрения, он их не видит. Чтобы услышать, надо увидеть. Когда происходит искаженная связь- телефон, и нет видимости (глаз), то «связи» нет. Глаза - зеркало души, ему трудно видеть несовершенство, ведь только он «совершенен», и он закрывает глаза, он уходит вглубь, во внутрь. Те люди, которые перестают быть этим совершенством, пугают, они напоминают об обратной стороне зеркала, о своем несовершенстве. Необходимо чаще смотреть на уродство, чтобы в нем увидеть красоту сердца, красоту души…
Нарциссу можно полететь к Океану. Дух океана разбивает эту преграду, когда ты один на один со стихией. Это, как его родители Кефисс и Лириопа. Душа ищет свое воплощение. Эхо - анима, она воплотиться, когда ее услышат. Нарцисс и Эхо, это двойственность. В Италии есть такие маски, лицевая и обратная сторона. Часто мы показываем только «лицо», а изнанку скрываем.Но когда Эхо начинает говорить, то для Нарцисса это опасность. Она - Анима, она есть, но молчит, она должна выбрать! Она должна заговорить, а он может протянуть к ней руки, прикоснуться! И, если она остается Анимой, в тени, он будет все время ее искать, будет искать свою душу, когда-нибудь он скажет ей : «Здравствуй, душа!»
Анима, как проекция и Муза, как проявленная женщина, Эхо, с которой спало заклинание, она обрела свою телесность.
Для Нарцисса существует дистанция, т.е та граница дозволенного, которая м.б. так незаметно нарушена, что «юноша» исчезает.
То есть- то ближе, то дальше, т.е как только этот человек от вас отодвигается, т.е дистанция увеличивается, его грандиозность перестает так давлеть, и вы можете его увидеть, он появляется…
Это ощущение близости и невозможности быть с ним. Для самого этого человека важно увидеть окружение, людей, которые приходят в его жизнь. Именно познать свое окружение - еще один шаг к исцелению. Перекинуть мостик от себя к ним…
Для такой личности очень важно выражение чувств, эмоций любым способом. Эхо повторяет, т.е оно его отражает и, если другой это осознает, то он может о себе много узнать.
С одной стороны эти чувства есть, но когда они проявляются, нарушается то отражение, без которого он себя не ощущает. «Отсутствующая» мать, ее эмоциональная, телесная недоступность не возвращала ему очеловеченную, чувственную связь между ними
Больше всего на свете Нарцисс мечтает, чтобы кто-нибудь, хоть один человек смог узнать его на этой глубине, но он все делает для того, чтобы этого не произошло
Самость для него слишком грандиозна. Один полюс- гениальность, а другая крайность – ничтожность. Достичь этой грандиозности, м.б. выстроенной каким-то способом невозможно, но и отказаться внутри от этого, т.е. реально посмотреть, невозможно, т.к. это равносильно разрушению «памятника», построенного при жизни. И это спрятано где-то внутри, т.е. памятник уже поставлен при жизни. Ко многим гениальным людям признание приходит только после смерти… Воплощение нарцисса в ком-то, в ребенке, в творчестве, в союзе, но не в одиночестве. Двойник, тот, кто из прошлого, нельзя оглядываться назад, в прошлом много того, что тянет за собой
В попытке познать душу гения, может быть заложена возможность отражения своего источника, источника познающего, то есть то, что есть в Эхо. То есть Эхо через это притяжение может узнать и раскрыть свой талант. Но здесь присутствует и опасность истощения, так как обратная связь может быть в виде восхищения, а не тепла и любви…
5. И сейчас я хочу предложить вам еще один взгляд на женщину, Эхо, Аниму Мэрелин Монро:
«Мэрелин: У меня никогда не было любви, такой, которой окружены дети в других семьях. Или такой, которая есть в фильме - похожей на таинственный свет, заливающий лицо звезд. Я стараюсь привлечь к себе внимание. Опаздывать- значит убеждаться в том, что незаменим, что все остальные ждут тебя- тебя и никого другого…Кто-то смотрит на меня и произносит мое имя, теперь для меня это и есть любовь! Я знаю, что не должна бояться, но не бояться, значило бы вообще не быть. Как мне научиться говорить на сцене естественно. Надо, чтобы волновалась не актриса, а персонаж. Мне надо научиться доверять своим противоречивым импульсам.
Мэрелин с яростью и блеском запела. Она ощущала кражу тела. В ней было что-то, что ее кусало, грызло, ело поедом. В ней был разлад, она словно искала потерянную часть себя.
Это так хрупко, нежно, что уловить может только камера. Как колибри в полете: только камера может ее запечатлеть.
Мы заключены сами в себе и думаем, что находимся рядом с тем, кого любим. Мы не знаем, кто был перед нами, кто будет за нами. Мы спорим:»Кто начал первым? Кто полюбил? Кто разлюбил?
Мэрелин, женщина, которая находила прибежище только в восхищенном взгляде чистых душой детей и зверей.
Пациент- экран, который своими защитами заслоняется от желания. Экран- фильтр, ширма, маска, сокрытие, расстройство самовосприятия.
Образ, который проецируют эти люди не ложный, подлинный, но он защищает их от другой, невыносимой истины самих себя.
Воплощение самой недоступной желанности, но испытывают ли желание сами воплощения желания?
В случае с Мерелин ее внутренняя сексуальность столкнулась с «сексуальностью» Фрейда. Все на продажу. Они все ее приручали вместо того, чтобы помочь ей стать самостоятельной.
Цель психоанализа- дать пациенту независимость мышления, а в случае с Мэрелин психоаналитик находил в ней отдых от потребности понимать и быть понятым.
Я чувствую с собой не единство, а разобщенность, причем всегда. Мужчины взгляда- но увидеть, еще не значит узнать.
Почему всегда есть это стекло между мной и моей матерью, между мной и моим образом
К черту окна, зеркала! Покажите меня, просто меня! Не прячьте меня под стеклом!- крикнула она режиссеру.
Ведь карьера не может тебя обнять, правда?
Мне хотелось бы оставить что-то после себя, участвовать в свершениях моего поколения, и именно работая актрисой!
Маски раскрывают нас, а роли нас убивают. Я везде таскаю за собой образ Мэрелин Монро, как альбатроса.
Она брала жизнь обеими руками, вступала с ней в схватку, заключала ее в объятья, но так болезненно и беспорядочно, что принимала в себя не жизнь, а смерть. Она не искала уединения, она была совершенно одна. В фильме, как и в человеке- главное не заметно для глаз.
Мэрелин: Любовь- это кожа. Когда мы любим, мы защищены от холода мира. Что личность? Это луковица. Надо остерегаться ее чистить. Когда мы снимем последнюю кожицу, от луковицы ничего не останется.
Для действий в обществе существует не так уж много мотивов: любовь, ненависть, корысть, честь, деньги, месть. Есть только один мотив: скрывать то, чем ты являешься, страх ничего из себя не представлять. Сексуальная тревога- ничто по сравнению с тревогой статусной, со страхом не быть признанным обществом, в котором живешь, каково бы оно ни было…
6. Современный французский писатель Паскаль Киньяр в своей книге «Секс и страх»
пишет о том, что миф о Нарциссе — это зачарованность взглядом, смерть от собственного прямого взгляда: «Вода лесного ручья — то же зеркало храма Ликосуры, где молящийся видел в мутном бронзовом зеркале не свое лицо, но созерцал бога или мертвеца — обитателя царства теней… Нельзя смотреть прямо перед собой (Персей, Актеон, Психея). Нельзя глядеть назад (Орфей)… Эдип вырывает себе глаза. Тиресия ослепляют за то, что он познал любовные услады обоих полов. Горгона стала жертвой собственного отражения в зеркале, протянутым ей Персеем- зеркале, сравнимом с материнским зеркалом воды, которое Лириопа протянула Нарциссу.» . Наконец, зеркало Диониса и зеркало Августа, который покарал Овидия ссылкой за то, что тот «увидел нечто», что ему видеть не полагалось.
Ответ Тиресия Лириопе звучит вполне ясно:» Человек живет, если не знает самого себя». Нарциссы же погибают. Эго жаждет отражения, раздела между внутренним и внешним, смерти того, что постоянно соотносит первое со вторым. Поэтому неведение, от которого мы не можем избавиться, нужно любить, как саму жизнь, которая возможна лишь в нем. Всякий человек, уверенный , что он «знает», отделен от своей головы, от изначальной случайности своего рождения. Всякий человек, уверенный, что он «знает», лишается головы, ее отрубают от тела. Его отрубленная голова остается в воде зеркала. То, что обрекает человека на зачарованность ( на эротическое смятение), оберегает его в то же время от безумия.
Римские патрицианки расстались с зачарованностью. Римские патрицианки начали отделять себя от вечного течения бытия, различать желание и испуг, соитие и любовь ( деспотическое и пуританское опьянение, свойственное чувствам, принадлежит политике, но ни в коем случае не эросу). Любое чувство в отличие от желания, утверждает власть одного человека над другим, подавляет другого…
Древние выражались точно: Нарцисса убивает не любовь к своему двойнику. Его убивает взгляд.
Киньяр утверждает, что это «современные люди решили, будто Нарцисс влюбился в самого себя и был за это наказан… Такая интерпретация мифа подразумевает осознание самого себя, враждебность к личному удовольствию тела, а также углубленный внутренний анализ, который развился только с приходом христианства» . Однако он сам указывает на связь греческого «фаллоса» и римского “fascinus”(завораживающий), видения (знания) обнаженного тела и трагической невозможности полного взаиморасстворения в любви..
Легенда о нарциссе доказывает невозможность увидеть самого себя, невозможность взгляда назад в прошлое.»
7. Миф о Нарциссе в контексте тантрической традиции
Елена Прудиус
Джозеф Кэмпбелл в своем «Мифическом образе» рассказывает о специфике пятой чакры – Вишуддхи (той, что на уровне гортани) и приводит описание упражнений тибетской традиции из «Йоги иллюзорного тела». «…Ее цель заключается в том, чтобы на собственном опыте - не опираясь на чужие рассказы или слепую веру – постичь, что все внешние формы суть пустота. Адепт размышляет о том, что его собственное «я», каким он его знает, является только внешней формой.
Точно также можно медитировать с помощью эха. Необходимо отправиться в такое место, где эхо звучит особенно раскатисто, а «затем громко произносить многочисленные приятные и неприятные слова самовосхваления и самоуничижения, наблюдая при этом за своими откликами удовольствия и неудовлетворенности. Такая практика позволяет быстро осознать, что все слова, как приятные, так и неприятные, столь же иллюзорны, как и само эхо».
Все это очень напоминает миф о Нарциссе, о его самолюбовании (самонаблюдении) в зеркале ручья, и историю, связанную с нимфой Эхо, которая при этом теряет телесную оболочку, она не столько становится жертвой любви к прекрасному юноше, сколько немного опережает его на пути тантры в совместных упражнениях
Нарцисс (греч. Narkissos), наркотический (от narke – «оцепенение»), возникает картина оцепеневшего над зеркалом воды Нарцисса (в состоянии глубокого сна без сновидений).
Куда же движется дальше Нарцисс, если продолжать аналогию этого мифа с тантрической традицией?
Увидев единое проявление, человек, можно сказать, сходит с ума от счастья и стремится стать единым с этой всепроникающей Божественностью, но не может достичь этого. Это можно сравнить со светом лампы за стеклом: человеку кажется, что он вот-вот коснется света, но разделяющее их стекло этому препятствует». Нарцисс склоняется над зеркалом воды и всматривается в отражение.
Нарцисс преодолевает стеклянную преграду зеркала ручья, падая в великую пустоту небытия. Только прекрасный цветок остается символом завершения его пути.
Эта аналогия м.б. вполне законна с точки зрения единой индо-европейской традиции, и с этой точки зрения Нарцисс вовсе не самовлюбленный эгоист, а адепт Тантры, совершающий путь-восхождение Кундалини, и находящийся относительно близко к его завершению.
Всегда интересно, что может быть в тех или иных измышлениях, кроме изящных или скандальных сопоставлений, словесных па и пируэтов, что же в высказанном имеет отношение к жизни в ее грубых, травматических и ранящих аспектах. Этот вопрос задает внутренний психоаналитик, которому небезразлично, как употребляется знание, которым исполнился читающий набор букв.
Наркоман во всех своих ипостасях, т.е. индивид, цепенеющий от своей специфической причины, не тот ли это Нарцисс, который погружается в зеркало своей матери, богини ручья, устремляясь в вечность?
И есть смысл разделить в этом контексте адептов Тантры, проходящих последовательно все этапы восхождения Кундалини, имеющих возможность прочувствовать жизнь на каждой степени ее длинной лестницы во всех ее прекрасных и ужасных аспектах, и только тогда получающих право и возможность соединиться с собственным блаженством.
Здесь я утрирую цель тантрической традиции вполне намеренно, т.к. любой из нас может задешево познать наркотики и нирвану, минуя все предыдущие стадии развития, безбожно грабя самих себя. Каким был истинный Нарцисс – адептом или примитивным самовлюбленным юношей, можно только гадать, но процедуры пятой чакры миф нам все же передает.
8. А теперь обратимся к мотиву мифа о Нарциссе в живописной интерпретации Сальвадора Дали ( Антропология – Бочкарева Н.С.) и отрывку из книги «Гала для Дали. Биография супружеской пары»- Нарцисс и Эхо:
«Голый, он стоит, задумавшись, перед незаконченным полотном у себя в мастерской- убежище, куда не рискует войти больше ни один человек - ждет очередного видения.
«Прикинься гением, и ты им станешь. Сновидение остается главным проводником сюрреализма, мании- его главной и самой красноречивой поэтической музой »- говорил Дали. Несколько дней спустя Гала на том же месте возьмет Дали за руку. «Этот миг мне следовало ознаменовать приступом хохота- и я нервно рассмеялся, понимая всю неуместность своего поведения и предвидя свои грядущие страдания по этому поводу. Но Галлу мой хохот не оскорбил». Русская, с присущим славянам ледяным стоицизмом объявила, что больше они не расстанутся. Конвульсии смеха внезапно стихли. Сальвадор Дали понял: эта женщина исцелит его от присущих ему маний. Он увидел в Гале свою Градиву, обладающую даром совмещать реальное с ирреальным.
«Гала приобщила меня к духовным наслаждениям Эроса, избавила от ребяческих страхов, от ужаса перед смертью, обнажив передо мной свои собственные страхи и наваждения. Она исцелила меня от страсти к саморазрушению, пожелав стать жертвой на алтаре моего жизнелюбия. Я не сошел с ума, потому что она выпила мое безумие».
Исследователи неоднократно отмечали близость С. Дали маньеризму «в игровом и двойственном восприятии формы», т.е это обман зрения, искажающие реальность зеркала, оптические двусмысленности и иллюзии, основанные на отражении. Не случайно в этой связи обращение С. Дали к образу Нарцисса из поэмы «Метаморфозы» римского поэта Овидия
В картине С. Дали «Превращение Нарцисса»- сексуальный комплекс (мастурбация и кастрация) преодолевается через превращение благодаря Гале, на что указывает центральная часть картины.
Мистический характер метаморфозы передается посредством маньеристической стилизации (контрастная светотень, «инфернальный» свет, трансформация формы) и стереоскопического эффекта (взаимно отражаются фигура героя и рука, держащая яйцо, из которого вырастает цветок — символ возрождения от смерти к жизни).
Смерть Нарцисса связана с водой. Вода как «текучее тело» интерпретируется современной психологией в качестве символа бессознательного, т.е. неформальной, динамической, мотивирующей, женственной стороны личности» (Керлот Х.Э. Словарь символов. М., 1994).
Будучи границей двух миров, вода в христианстве символизирует смерть природного человека и возрождение человека духовного.
Имя Нарцисс этимологически сближается с греческим глаголом «цепенеть», «столбенеть», а Овидий сравнивает героя, застывшего перед собственным изображением, с изваянием паросского мрамора. На картине С. Дали в отдалении можно увидеть третье отражение Нарцисса в форме статуи на красно-черном пьедестале и «шахматном» поле, символически выражающем метаморфозу жизнь-смерть. И рука с яйцом и цветком, несомненно, напоминает мраморное изваяние». ( мне напомнило скульптуру «Мыслитель» Родена в Париже)
9. Еще один взгляд на отношения с «Нарциссом», переживание отношений в дружбе с ним:
«Боже, кому интересно твое самовыражение? Хотя это именно то, о чем он всегда мечтал: выразить себя так, чтобы весь мир понял, насколько он гениален, чтобы все вокруг пришло в движение, а потом застыло в немом восторге. И тогда… а вот что было бы дальше, картинка никак не рисуется, точнее распадается на части. Вот он признан, что дальше? Много денег. Это приятно. А дальше? Популярен. Поначалу здорово… а потом утомительно. Дальше какая-то пустота… А потом его начинают забывать. Потому что, оказывается, их надо было удивлять снова! Это значит, что ему нужно снова как-то по- особенному проявить себя! И как-то по-новому, свежо- иначе не интересно. А то ведь они скажут: «Это уже было, затерто до дыр, ты вторичен, парень, и не важно, что по отношению к самому себе. Ты вышел в тираж» ,- и отвернутся. И это будет самым ужасным! Они отвернутся от того, кто их так удивил! Они же ловили каждое его слово и подобострастно признавали его гениальность! Он был уверен, что теперь будет гением во веки веков. И что?
А вот и не надо было начинать. Поэтому он и не самовыражается, потому что бессмысленно, - поняла? Да поняла. Чего уж не понять?! Я - дура, а ты всех обманул. С ним я почти всегда умудрялась чувствовать себя «недостаточно…»: то умной, то красивой, то уместной, то обаятельной, то профессиональной- в зависимости от обстоятельств. Как ему это удавалось. Легко. Едва уловимый след страдания на его лице, которое появлялось каждый раз, когда происходило что-то далекое от совершенства. А поскольку совершенство случалось, прямо скажем, весьма редко, то страдание было его почти естественным состоянием, и я не могла его не чувствовать, находясь рядом с ним. И, к сожалению, не могла не примерять к себе. Меня, отдельную от него, мое несовершенство совсем не тяготило. Наоборот, когда ты можешь позволить себе быть любой: глупенькой дурочкой, бемятежной раздолбайкой, веселой хулиганкой, зажигательной стервой, - как-то интереснее живется. С ним я почему-то начинала стыдиться своего несовершенства и становилась какой-то урезанной, слегка угловатой и неловкой, как любой стыдящийся человек».
Есть замечательная книга Поля Кюглера «Алхимия дискурса. Образ, звук, психическое.» И в ней говорится о тонкостях перевода, об оттенках языка, о «настройке рояля». В своем докладе я попыталась настроить слушателя на разные волны, переключая внимание, предлагая разные образы. Каждый может увидеть, услышать, узнать то, что ему ближе, что откликается в его душе…
Недавно в разговоре с подругой у меня возник образ:
Настройщик настраивает рояль, на нем играет музыкант, но настройщик не претендует на этот рояль, у него должен быть свой, он может настроить оба, и тогда они могут играть вместе… Кто в какой роли, это вопрос жизни…
При подготовке доклада я использовала материалы :
Книга Натана Шварц-Саланта «Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности»
Книга Софи Делассен «Гала для Дали» - это удивительное путешествие в мир сюрреализма.
Книга Мишель Шнайдер «Последний сеанс Мэрелин. Записки личного психоаналитика»- новое понимание личности этой удивительной женщины - анимы
Книга Ирины Млодик, , психотерапевта- «Мучительный путь Нарцисса» - художественное повествование о жизни современного «Нарцисса» и его отношений с близкими людьми.
Статья Елены Прудиус «Миф о Нарциссе в контексте тантрической традиции».
Паскаль Киньяр « Секс и страх»- автор рассказывает о роли Эроса - «архаического, предчеловеческого, абсолютно животного» начала в культуре античности.
Фильм Тима Бартона «Большая рыба» - рассказ о семье «нарциссов», о понимании роли отца, о возвращении к отцу…
Фильм по книге Патрика Зюскинда «Парфюмер».
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи