Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
01 октября ’2012
01:17
Просмотров:
22686
Симонов в Легостаево (II)
Окончание.
А. Н. Фролов оказался в тот день щедрым на известия. Когда мы направлялись с НП в школу, он поведал о том, как в их селе в 1943 году был писатель К. Симонов, у Анастасии Михайловны Бабенковой останавливался.
Мы поспешили к этой женщине. А. М. Бабенковой 79 лет. До войны окончила 7 классов. Была культармейцем, учила других грамоте.
Я прошу ее рассказать все, что она знает о Симонове.
— В феврале сорок третьего нас освободили. А в июле, шестого числа вечером, к нам приехали из Москвы двое, можно подумать, что братья, так похожи были. Потом Лида, боец, сказала: «А вы знаете, кто у вас живет? Это Симонов, большой писатель. Нынче будет собрание в сарае — он будет выступать перед солдатами».
Жила я с детьми в чуланчике. У гостей были на каждого коечки. Когда Симонов приезжал с передовой, то под ракитой сидел, вместе с другими пил чай, иногда проводил собрания.
Мне мать покойная рассказывала, когда дядья ее после госпиталей заезжали на побывку с усиленными пайками, в них были, понятно, и сласти — сгущенка, печенье, сахар, реже шоколад. И вот старшие хозяйки, знавшие рецепты тортов на зубок, садились в кухне «колдовать», чтобы смастерить что-то похожее на довоенный торт для стола. А они с сестрами подбородками на кухонных столах ждали, и слюнки текли, аж, тряпкой приходилось вытирать каждые пять минут.
Я придерживала своих ребятишек, чтобы они ничего не просили у Симонова. Но смотрю, как-то Тоня, трех лет от роду, разговаривает с гостем. Он дал ей сахару и вот эту ложку, — Анастасия Михайловна показывает из нержавеющей стали ложку и добавляет: — Бережем подарок!
— Когда утром гости уезжали, — продолжала Анастасия Михайловна, — то я затапливала печь. Пищу готовил шофер. Посуда у них было своя.
В одно утро Симонов просит меня: «Хозяюшка, если можно, помогите шоферу ужин нам сварить. Вот вам белый хлеб — порежьте, подсушите кубичками, затем залейте все содержимым из этого пакета».
Когда писатель уехал, стали мы с шофером колдовать на кухне. Он порезал хлеб, я — в печку. Дрова были сырые. Пища получилась густой — наверное, не сумели угодить Симонову, — вздыхает Анастасия Михайловна.
После возвращения из Легостаево первым делом — звонок директору Малоархангельского музея боевой и трудовой славы Марии Федоровне Шеховцовой. Она подтвердила, что штаб 13-й армии действительно находился в Легостаево, это указано на картах военных действий.
Нам ничего не оставалось, как тщательно изучить дневники Симонова.
«…Пятого июля, — вспоминает Константин Михайлович, — я весь день писал, завалив телефон подушками… Вдруг в час ночи позвонил телефон.
— Соединяю с редактором!
Редактор сказал без предисловий:
— Выезжай на Центральный фронт.
— Когда?
— Сейчас. Машина подготовлена, через два часа придет за тобой. Халип будет в машине. Твоя командировка у шофера.
— А куда там явиться?
— Поезжай, минуя штаб фронта, прямо в 13-ю армию, к Пухову. Долго не задерживайся. Посмотришь первые события и возвращайся. Сдашь корреспонденции и поедешь опять.
— А что происходит?
— Как что происходит?
Сегодня утром немцы перешли в наступление по всему Центральному и воронежскому фронтам, по всей Курской дуге. Поезжай…
Через два часа я выехал с Халипом, и, сделав 450 километров, мы к вечеру уже были на командном пункте у командующего 13-й армией генерала Пухова в маленькой деревеньке в районе Малоархангельск — Поныри — Ольховатка, где немцы наносили свой основной удар с севера…»
Итак, если принять во внимание, что командный пункт Пухова был в селе Легостаево (а это так!), то Симонов мог жить в доме А. М. Бабенковой. Единственно, что автора смущает до сих пор, так это то, что писатель, по словам Анастасии Михайловны, звал своего друга тоже Константином, тогда как имя фотокорреспондента Халипа — Яков…
— Как посмотрю по телевизору на Симонова, — улыбается А. М. Бабенкова, — так душа замирает, что судьба свела меня встретиться с таким замечательным человеком, Анастасия Михайловна — образованная женщина, до сих пор читает книги, но особенно любит читать Симонова. А то, что обладает цепкой памятью, мы проверили на себе, когда через месяц вновь приехали к ней: всех нас назвала по именам.
«Почти, месяц с перерывами был Симонов на Орловщине в самые жаркие дни боев за ее освобождение. Многое из той поры нам еще неизвестно. Не уточнены места, где он останавливался, где читал стихи раненым бойцам, бойцам 13-й армии не пути И передовому краю», — писал 28 ноября 1985 года в «Орловской правде» Е. Щекотихин в статье «Правда о воине».
Теперь мы можем сказать, что одно из этих мест найдено. Важно, чтоб знали об этом и люди, живущие не только в селе Легостаево.
Дирекция совхоза «Октябрьский», на территории которого находился штаб 13-й армии, планирует на месте НП командующего Пухова сделать земляную насыпь, на которой установят стелу с соответствующей надписью.
Надо бы отметить мемориальной доской и дом, где останавливался Симонов…
Хотелось бы верить, что проявят искреннюю заинтересованность в этом и Орловский областной краеведческий музей, и другие соответствующие организации.
В. Агошков.
Газета «Орловский Комсомолец»
27 июня 1987 года
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21209240925
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи