16+
Лайт-версия сайта

91. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Александр ЛЕВЧЕНКО. «ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК ВИНОГРАДОВА» .

Литература / Очерки / 91. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница. Александр ЛЕВЧЕНКО. «ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК ВИНОГРАДОВА» .
Просмотр работы:
26 сентября ’2012   17:13
Просмотров: 23108

91. ВИ.Агошков. Верхне-Окская вольница.

Александр ЛЕВЧЕНКО.
«ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК ВИНОГРАДОВА»
http://www.konkurs.senat.org/article/42.html

Город Фурманов. Родина писателя, комиссара легендарной чапаевской дивизии Дмитрия Фурманова. Небольшая уют-ная квартирка в хрущёвской пятиэтажке, цветы на подоконнике, книги на полках. Портрет с траурной ленточкой в уголке. На столе передо мной маленькие книжицы с пожелтевшими страницами, исписанными, где чернилами, где простым карандашом.

Последние записи сделаны в конце войны в трофейном блокноте. Это фронтовые дневники старшего сержанта Евгения Ивановича Виноградова, сапёра 5-й железнодорожной бригады.
Не знал, да, наверное, и не мог знать Евгений Виногра-дов, что эти записи, иногда короткие – в одно слово – предло-жения после войны превратятся в повести «Старший брат», «Ты сделал своё», изданные тиражами в несколько десятков тысяч экземпляров.

За первую книгу Евгений Иванович взялся сразу после войны. В это же время он разыскал в Москве своего дру-га и фронтового командира – минёра капитана Олега Констан-тиновича Глотова. Эта встреча помогла воссоздать многие ин-тересные эпизоды, которые позже органично вошли в повести.

После войны орденоносец Виноградов вернулся вместе с фронтовиками-фурмановцами домой. Устроился на работу, ру-ководил механической мастерской на фабрике (до армии окончил техникум во Владимире). К слову, учился вместе с известным ныне писателем Виктором Солоухиным.

– Непросто было напечатать первую повесть, – вспоми-нает вдова Валентина Александровна, – резали, сокращали, но он добился своего. Выходившие книги мало влияли на их авто-ра, он жил так же скромно, отдавая всё своё свободное время литературному труду. Да ещё любил ходить за грибами.

Свидетельством тому и томик стихов земляка поэта Героя Социалистического Труда Михаила Дудина с дарственной надпи-сью: «Грибы в моих лесах собирающему». Оба – и поэт, и писатель – ныне упокоились в родной Ивановской землице.

Нам удалось разыскать в Москве Олега Константиновича Глотова, бывшего начальника службы заграждения 5-й Познанской Краснознамённой железнодорожной бригады. Он расска-зал о своих минёрах, о Евгении Ивановиче Виноградове, о том, как вместе изобретали новые, самые невообразимые способы разминирования, как снимали на участке Воронеж–Лиски 250-килограммовые бомбы. Показывал фото военной поры.

Многие из этих фотографий были и в альбоме, который бережно хранит после смерти мужа Валентина Александровна.


«ФРОНТОВОЙ ДНЕВНИК ВИНОГРАДОВА»

5 июня. Утром ганс снова бомбил. Был пожар. На Курск налетало около 500 самолетов. Сбито 162, наши потери – 27 самолётов. 6 июня. Наши снайперы (8 человек) уже убили 50 фрицев.

22 июня. Два года войны. В этот день ожидалось немецкое наступление. Против ожидания день исключительно тихий, даже самолётов нет.

3 июня. На фронте тишина, ни звука, ни выстрела. Счет наших снайперов – 85.

1 июля. Приказ выехать в Курск. Еду на автомашине. Обоянь. Курск. Щетинка.

4 июля. С работой двинулись на Орёл. Ночуем на станции Свобода. 5 июля. С утра загремела канонада. Даже здесь, на станции Свобода, в 45 километрах от фронта, дрожали стёкла. Противник атакует на город Малоархангельск и на юг, на Курск. Он бросил в бой до 600 танков. Небо гудит от авиации. Идут сильные воздушные бои. Противник немного продвинулся. Мы остановились в селе Новоспасское. Немцы идут в атаку пьяные, во весь рост, цепью.

9 июля. На нашем направлении немец остановлен. Он продвинулся совсем ненамного, заняв станцию Поныри. Немецкий план окружения наших войск в районе Курска пока что сорван. Наши дерутся бесподобно, блестяще.

12 июля. Тихо. В минно-подрывном взводе осколком снаряда оторвало левую руку красноармейцу Гуржему.

4 июля. После обеда получен приказ нашей техразведке выдвинуться к фронту. Немецкая ар-тиллерия обстреляла путевую будку, снаряд угодил в блиндаж, но блиндаж выдержал. Всю ночь передовую бомбили наши У-2.

16 июля. Беспрерывная канонада. В течение дня на наших глазах действовало свыше 200 наших самолетов. Техразведка двинулась на Поныри. При входе на станцию попали под бешеный миномётный огонь. Вернулись на 476-й км.

17 июля. ТР двинулась на станцию Поныри. Немец со станции выбит километра на 4. Станция разбита до основания. Здесь 5-го и 6-го были такие бои, такая плотность огня, каких сталинградцы, говорят, не видели и в Сталинграде. Окрестные поля усеяны битой техникой. Впереди завеса миномётного огня. Лежали в кювете. Шквал огня не утихает. Вышли из зоны обстрела, вернулись на Поныри.

18 июля. Снова не удалось проникнуть на ст.Малоархангельск. «Тигр» бил прямой наводкой.

22 июля. Пришли на станцию Малоархангельск. По стан-ции бьют немецкие снайперы. В 9 часов 15 минут ранен Капитонов. Пуля снайпера угодила в низ живота, в правую сторону, и прошла навылет. 23 июля. Ездил в госпиталь к Капитонову в Ново-Покровское. Ему была вчера операция. Пуля пробила кишечник. Очень серьёзное положение. Вчера за его рану снайперы нашей техразведки (ТР) убили 10 фрицев.

25 июля. Кругом минные поля. С-35 прямо в балласте. Разминирую. У колодца подорвался на моих глазах боец- пехо-тинец, в блиндаже – старший лейтенант. Дошли до станции Гла-зуновка и дальше до Куракино.

6 июля. Дошли до станции Змиёвка. В ТР не нашего батальона подорвались 4 человека. В нашем взводе подорвались Гернэ, Вовк. На минах очень много подрывается автомашин.

27 июля. Приказ вернуться в Змиёвку и идти дальше. Дошли до станции Еропкино. Вывел раненого лейтенанта с минного поля, а его бойцу перебило руку со второй мины С-35, на которую он наскочил, бросившись бежать в мою сторону. Идём вслед за передовой. Горят станции, путь подорван, подняты в воздух мосты, трубы. Погода дождливая, машины застряли. До Орла 30 километров. 1 августа. Батальон получил Боевое Красное Знамя нового образца. Немец отступил ещё на 6 километров.

Без меня ТР была на станции Становой Колодезь.

Живём на станции Еропкино.

6 августа. Взяты Орёл и Белгород. Приказано ехать в Курск. Заехал в госпиталь к Капитонову. Его эвакуировали на самолете, куда – неизвестно. 25 августа. День моего рождения.

http://www.konkurs.senat.org/article/42.html


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204191885






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 26 сентября ’2012   17:38
Это нужно знать и помнить...спасибо Вам!
1818

Оставлен: 26 сентября ’2012   19:41
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Лишь поцелуй меня спасёт и мой огонь потушит!.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Разоррвут тебя на части,
Раснесут во все концы...
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/romeo_i_julietta/2583246.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft