История государственности на Брянщине восходит к кон-цу X века, когда Киевский князь Владимир, чтобы подчинить себе племена вятичей, "нача ставити городы по Десне и по Вос-три, и по Трубежеви и по Суле, и по Стугне".
Речная гладь посреди дремучих лесов – так обычно вы-глядели места, где возводились новые поселения. Лес и река давали людям пищу и служили надёжной защитой. Кроме того, лес был источником топлива и строительных материалов, а река служила основной транспортной артерией.
В 985г был заложен город-крепость Брянск, который также играл роль центра распространения христианства (первона-чальная религия вятичей – культ Перуна, бога молний). Местные старейшины многие десятилетия упорно сопротивлялись власти Киевских князей и введению христианства. Одним из них, по версии историков, был полулегендарный Соловей-разбойник, действовавший в Брянских лесах.
Первоначальное место заложения г.Брянска длительное время оставалось неизвестным. Лишь в конце нашего столетия археологи обратили внимание на старинное название одного из посёлков, ныне входящих в состав Брянска – Городище. Невда-леке от него, на кургане, именуемым в народе Чашин курган, и были найдены остатки самого первого городского поселения.
Чашин курган – это естественная крепость на крутом бе-регу Десны, ограждённая с двух сторон склонами глубоких овра-гов, а с третьей – лесом. Поселение было обнесено деревянным частоколом. До наших дней сохранился кольцевой земляной вал и ров, отделявший городище от леса.
Крепость занимала стратегически важный пункт на слиянии рек Десны и Болвы. С её стен местность просматривалась на многие километры вокруг. С реки же поселение было незаметным, как бы скрывалось в густых прибрежных дебрях. Ви-димо, от этого и пошло название города – Дебрянск, Брынь, Брянск. В конце Xl века территория, на которой расположен Брянск, отходит к Черниговскому княжеству, а в 1147 году его завоёвывает изгнанный из Киева князь Святослав Ольгович. После этого Брянск целое столетие не упоминался в летописях.
Монголо-татарское нашествие не затронуло Брянска. Пол-чища врагов не решились углубиться в чащобу Брянского леса. После разгрома татарами Чернигова и смерти Черниговского князя Михаила, его сын, князь Роман переехал в Брянск и основал в нём княжеский престол. Роман Брянский был храбрым воином, хитрым политиком и дипломатом.
Он сумел не только защитить свои земли от татарского и литовского нашествия, но и расширить их границы. В конце XIII века оно было одним из самых сильных на Руси. Города – Чер-нигов, Новгород- Северский, Смоленск, Курск, Москва, Влади-мир – были разграблены, а Брянск процветал.
Развивались ремёсла и торговля.
1. Памятник Фёдору Тютчеву в городе Брянске.
2. Монумент жертвам Чернобыльской аварии.
Из окрестных городов в Брянск шли крестьяне, ремесленники, бояре, воины и княжеские слуги. Князь осуществлял верховную власть в регионе, по сути дела, являясь главой госу-дарства. Он ведал вопросами обороны, внешней политики и общественной безопасности, а также содействовал укреплению церкви. После того, как в Брянск переехал Черниговский епи-скоп, Брянское княжество стало религиозным центром юго-западной Руси.
В 1288г князь Роман основал в Брянске Свен-ский монастырь. Как повествует легенда, этот монастырь зало-жен на месте чудесного прозрения князя Романа, свершённого иконой Божией Матери из Киево - Печерского монастыря.
Историки не исключают, что князь Роман мог сам создать легенду о своём исцелении. Место, где свершилось чудо, как нельзя лучше подходило для того, чтобы Свенский монастырь мог играть роль военного форпоста при защите Брянска с юга.
Как и Чашин Курган, Свенский монастырь был расположен на одной из господствующих высот вблизи слияния двух рек, с его стен открывался великолепный обзор окрестностей, его подсту-пы защищены меловыми кручами и непроходимыми чащоба-ми. Усиление Брянского княжества беспокоило Золотую орду, и в 90-х годах XIII века князь Роман был обманным путём убит.
Наследники князя погрязли в междоусобицах, и в начале XIV века Брянск был разорён татарами, а затем попал под власть великого княжества Литовского. Лишь в 1500 году Брянск был возвращён России, и его жители присягнули на верность Москве.
В тексте использованы снимки Н.РОМАНОВА.
*
Что нужно отметить. Свенский монастырь вначале носил другое имя – Свинский монастырь. Назван он так был по реке Свинь, рядом с ко-торой стоял. Потом монахи посчитали, что их монастырю не пристало носить такое имя – Свинский, и переделали его на Свенский.
Как мы установили, река Свинь, шлях Свиной произошли не от «свиньи», а от слова «звонкий». В Польско-Украинском языке есть слово «дзвинь», т.е. «звонок». Это самое ДЗВИНЬ дало вначале ЗВИНЬ, а по-том СВИНЬ. Поэтому монастырь не Свинский и не Свенский, а Звонкий.
Никакого отношения к «плохим монголам» монастырь не имеет…
У реки Оки, на её притоке Неполодь, было создано княжество Звенигородское, которое находилось на Свином шляхе, т.е. Звонком. Каза-лось бы, родственные народы – русские, украинцы, белорусы, но стоило одним, в результате так называемой палатализации, переделать в словах звуки О на И, как тут же пошли со стороны других непонимания. Сочета-ние ДЗ превратилось в З. А ведь и до сих пор в тех же Смоленских землях старые жители ДЗЕНЬКАЮТ. Тот же г.Новосиль: Новое Село или Сила?!