В заметках о Марко Вовчок мы упоминали семью Рутценов, которые общались с братьями Якушкиными, М.А. Стаховичем. Был Н.Рутцен знаком и с Тургеневым. Николай Карлович являлся помещиком некоторых деревень в Орловской губ., таких как с.Хотетово (Свердловский р-н) и д.Костюрино, ныне недалеко от г.Малоархангельска. У жителя этого города В.С. Калинина я видел медаль, найденную им в окрестностях Костюрино.
На медали выбита надпись: ПРУТЦЕН. Известно, что Рутцен был немцем по рождению, русским – по душе.
Н.М. Чернов пишет, что Н.К. Рутцена в Орле звали Руцыным. А не является ли и Рутцен сокращённой фамилией от Прутцен?! Такое не исключаем. Прутцен – выходец из Пруссии? Н.К. Рутцен всю жизнь что-то усовершенствовал, составил план освобождения крестьян от крепостного состояния путём выкупа земли. Но, собрав 50 рублей на выкуп, на этом остановился. Николай Карлович владел частью Хотетова, большинство крестьян которого ещё в конце XIXв топились по-чёрному, т.е. в домах не было труб, и дым шёл в хату.
Учёные считают, что Рутцен явился прототипом романа Тургенева «Рудин», вместе с М.А. Бакуниным.
См. «Церковь с.Хотетово».
*
РУТЦЕН, Николай Карлович, фон (4.XI.1826 – 6.XII.1880) — Орловский и Курский общественный деятель. Родился в Орле. В 1842 поступил на математический ф-т Московского ун-та, который окончил в 1846 кандидатом.
Общественная деятельность Р. по выходе из Университета началась с того, что он был избран почётным попечителем Рыльского Уездного Училища и в этой скромной роли стремился быть полезным делу народного образования. Уже тогда, в 1850-х, он составил проект преобразования уездных училищ (ввиду их разобщённости со всей системой воспитания) в прогимназии, которые каждому открывали бы путь к дальнейшему образованию и давали бы возможность жителям уездных городов воспитывать детей у себя дома.
Проект этот Р. безуспешно докладывал Товарищу министра народного просвещения князю Ширинскому-Шихматову.
В это же время Р. занимал один его проект, которому он придавал огромное общественное значение, — «проект перевозки грузов по снегу и по льду посредством парового двигателя». Он рассчитывал, что это доставит России неисчислимые выгоды, сделав общедоступными все лесные и другие богатства северо-восточной России.
Проект этот был им вполне разработан дома и за границей и был напечатан в «Промышленном Листке» и отдельными брошюрами в Москве и Париже — в «Genie Industriel». Р. имел привилегию России (патент) на этот способ перевозки, но проект так и остался неосуществлённым.
Приведя в порядок своё хозяйство, Р. вступил в брак в 1856, предложил своим дворовым свободу; ею воспользовались все мастеровые и молодые люди, старики же и немощные остались; многим он дал оседлость (земли), а другие до смерти остались на его попечении; прислуга же с 1856 была уже вся нанятая. В имении своего отца в с.Покровском, Фатежского уезда, куда Р. вернулся в июле 1866, не удалось отклонить крестьян от решения взять дворовый надел, и они все время находились в опеке у Р. В Курской губернии для Р. открылся большой простор для общественной деятельности.
Он вскоре стал Председателем или Членом Училищного совета, уездным и губернским гласным, почётным мировым судьёй, членом Губернского по крестьянским делам Присутствия, членом Попечительного Совета Курской земской учительской семинарии, был организатором и владельцем частной общеобразовательной школы в Курске. Фатежское земство никогда не отказывалось от его услуг и ни в чем не препятствовало его деятельности.
К сожалению, разбитое здоровье не позволяло Р. служить земству так, как бы он желал. Он посещал училища, сам давал уроки, экзаменовал, опекал учителей, проверял их, наставлял и помогал им. Не пропустив, в качестве гласного, за всё время ни одного ни уездного, ни губернского собрания, он являлся всегда постоянным и работающим членом Ревизионных комиссий и всегда и при всех обстоятельствах прямо и откровенно выражал свое мнение о делах и людях.
В качестве члена ревизионной комиссии в Губернском земском собрании Р. потрудился ещё над приведением в порядок отчётности Губернской Управы. Он нашёл остатки земских сборов, не переведённые от старых учреждений, и старые недоимки, нигде не числившиеся, и убедил Губернское Земское Собрание назначить их на народное образование. Проводя принцип взаимной помощи, он исходатайствовал у Губернского Земского Собрания помощь голодающим самарцам.
Сторонник и поборник реального образования, он возбуждал ходатайство о даровании прав поступления в Университеты реальным училищам. Искренно желал прогресса путём мирных реформ, он возбуждал вопрос о переселении крестьян из густо населенных местностей.
Журналы губернских земских собраний, в которых он возбуждал важные вопросы экономического значения, свидетельствуют о горячем участии, которое принимал в них Р.; эти работы поглощали остатки его сил.
Совершенно больной, едва дыша, он, однако, приезжал из своей деревни в Курск на каждое земское заседание, сопутствуемый ящиками земских постановлений, отчётов, смет и т. п., в которых он любил отыскивать упущенные источники дохода, незамеченные остатки сумм и пр.
Но и больной, с прерывающимся голосом, останавливаемый на каждом слове глубоким кашлем, Р. до конца дней своих оставался в собраниях той же нравственной силой, вдохновляющей на честное гражданское дело, направляющей на правдивый путь. Он скончался в селе Покровском. Узнав о его кончине, Губернское Земское Собрание почтило его память своим высоким вниманием, постановив 9-го декабря 1880 года:
1) учредить стипендию имени Р. для лучшего воспитанника Курской Земской Учительской Семинарии, образовав для этого капитал в 6000 рублей, с тем, чтобы стипендиат продолжал своё учение в одном из учительских институтов; 2) поместить портрет Р. в зале Учительской Семинарии, которой он был одним из главных основателей и в течение 7 лет состоял членом Попечительного Совета; 3) отслужить в присутствии земского собрания панихиду по Р. в Учительской Семинарии и 4) выразить его вдове соболезнование Курского Губернского Земского Собрания письмом.
Своим духовным завещанием Р. уравнял части дочерей с сыновьями и назначил 6000 рублей в пользу слушательниц Женских врачебных курсов. Живя последнее время почти постоянно в деревне, Р. Очень интересовался успехами сельского хозяйства, вводил разные усовершенствования в обработке и севооборотах, устраивал крахмальные заводы, занимался садоводством.
Живя постоянно в своей семье, он живо интересовался воспитанием и успехами детей, сам учил их математике, сам приготовил старшего сына в общий класс Московского Технического Училища, со старшей дочерью прошёл из математики весь курс мужской гимназии и занимался со своими меньшими детьми.