16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 614Зрителей: 66 676
Авторов: 56 938

On-line13 383Зрителей: 2610
Авторов: 10773

Загружено работ – 2 127 830
Социальная сеть для творческих людей
  

МЫСЛИ ВСЛУХ

Литература / Очерки / МЫСЛИ ВСЛУХ
Просмотр работы:
29 июня ’2011   14:11
Просмотров: 23306

                                1   

          

        "ДА-А...", -- СКАЗАЛА БЫ КНИГА


                                      

             Экранизация классики дело особое.
             Здесь, друзья, один нюансик изначально имеется в отличие от фильмов обычных. О фильме обычном мы наперед ничего не знаем, а вот в случае экранизации... Первооснова всегда на виду, а это критерий ответственнейший. Тут хочешь-не хочешь, а будут мерить сперва, будут мерить всегда, мерить впригляд и впритирочку -- а потому, коль уж взялся, то душу всецело клади.
             И вот какие чудеса порой происходят.
             Имеются примеры, когда смотришь и ловишь на мысли себя: а ведь фильм-то подстать!.. Подстать книжной классике, а может даже в чем-то наглядней, доходчивей фильм -- их, тех самых корней изначальных. Наверняка и наука нам скажет, известны важнейшие принципы, как того лучше достигнуть и как отличить, однако давайте посмотрим с высот простоты. Ведь и в деле любом непременно отыщется принцип "убойный", прямой, когда и вне науки народу простому все видно. Как, например, в экономике. Вот напоют тебе на уши множество принципов о процветании, а как зайдешь в магазин на знакомом пригорочке... И без науки понятно, на глаз.
             Вот и в кино тоже самое. Что критики скажут, известно, но критикам платят, а смотрим-то мы. Откроешь, положим, ты после книгу -- и те же лица героев встают пред тобой! -- их мысли, и чувства и образы, словно фильм навсегда дописал их в гармонию... Скажут сразу же:  "Глаз-то у каждого свой!" -- но я выбираю особый; его эталоны известны, и спорить в ущерб самому. 
             Так уж случилось по жизни, что "Золотого теленка" я посмотрел прежде книги. И вот, читаешь впоследствии --  и точно они! -- они, те же лица героев с тобой навсегда, начиная от жуликов славных и до миллионера подпольного...  И как это кажется просто, но тут как тут, словно для контраста карикатурно-разительного встает  "экранизация"  нынешняя. Нынешняя и, как это нынче водится, сериальная. 
             Ну и кого из героев и вспомнишь? Ну-ка, ну-ка... Пожалуй, лишь самого главного, да и то лишь потому, что на виду всегда очень. Остап Ибрагимович, все-таки, комбинатор  "великий" -- личность серьезная, интеллектуал и даже философ, а не фанфаронишка школьный с чужими остротами... Диапозон широчайший  (а это как к слову сказать)  не есть непременное свойство большого таланта,  "милый любовник, фривольный нахал" не разъяснит и "миллиона терзаний" -- горе в комедии не на словах 
             А  "Княжна Мэри"? 
             Снова вспоминается телевизионный спектакль давнишний с Олегом Далем блистательным. Именно спектакль в черно-белых тонах скудных, в сценах сугубо комнатных, без кавказских высот и пейзажей ослепительных -- а на едином дыхании! Вот он -- вот он воочью печоринский дух, и снова покажется просто, но... Вновь тут как тут на глазах  "экранизация"  нынешняя, сериальная. 
             Какие слова подобрать? Ребята, вы книгу читали? А если читали, то как? Вспоминаем хотя бы вот это, лермонтовское :  "...о глазах я должен сказать особо. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! Это признак -- или злого нрава или глубокой постоянной грусти".
             Да, да, друзья, Печорин лермонтовский -- это прежде всего грусть... Грусть-тоска в безысходности, тонкий ум и предчувствие... Где это все в фейерверках пейзажных баталий и сцен?
             -- Дать голливудским, точно так бы засняли! -- кто-то рядом бросает, и как это верно подмечено.
            Голливудские так бы засняли, но ведь это же мерзость. Запомните, мерзость последняя -- из гор русских великих и голливуды строгать. То же самое горы великие русские зеленой их мерочкой мерить. 
         
                          *       *       * 
  
            Но даже таланты, умение здесь не в залогах, когда замаячил поток. Вот "Бег", "Дни Турбиных" , "Собачье сердце", "Идиот", "Мастер и Маргарита"! -- так и хотелось продолжить сей ряд шедевральный, добавить сюда и "Тараса", "Петра", но... Давайте поглядим с позиций убойных.
            Разве запомнишь,такого Петра? Пускай даже дряхлого... А Меньшиков, светлейший князь?... А колорит временой, исторический? Как-то смотришь и ловишь на мысли себя -- фильм, а вроде и не фильм -- посиделки очередные воскресные на РТР, где лица-костюмы не те, но также до боли знакомы.
            Можно же было выдернуть из незвестности, а результат-то каков, один Хлудов чего стоит! А здесь словно наспех по списку из колоды заслуженных, "рейтинговых". Но и Аллен Делон, в конце концов, не у каждой женщины непременно герой ее романа, заслуги-талант не панацея всегда и в любом приложении... Понятное дело, деньжата ведь тоже нужны, ладно уж там -- в тоннах мыла на оперу, но если касаешся классики... Тут уж коль взялся, то душу всецело клади.
            -- Да-а..., -- сказала бы книга, когда бы могла говорить. -- Вроде в умелые руки, а... не судьба!
            Экранизация классики дело Святое. Мыла в сей бочке совсем никчему.

      P. S.

            Почти одновременно начали рекламировать на РТР новую постановку.
            Пускай и не экранизацию, но тоже дело ответственнейшее. Фильм автобиографический о самом из самых. И сразу же мысль страшноватая. Глядишь, и снова забацают серии с прицелом конкретным на "массовую" -- а в этом деле, как наш известный классик-сказочник с гениальной простотой выразился "чем глупей, тем вернее". Гаркни в рожи: "вонючки!!!" -- заржут и захлопают , и отвалится рейтингов по уши... Загляни в популярнейший сайт, кто в числе первых на шапке приманчивой?
            Дол...б и отвертка!
            Народу с границами тот час в отвратку от  "д-бов", ну а для рейтингов массовых самый верняк. Здесь фишкой первейшей по-свойму и вовремя  зад показать -- через недельку стошнит и наскучит, но это и по фиг с башлями за пазухой.
            Честно, даже зарекся смотреть, но... переключаюсь случайно -- и оторваться нельзя! И Миронов великолепен, и вообще подбор актеров в целом. Молодцы, и спасибо, ребята, на сей раз прекрасно сработали.

                          *     *     *
            
            Нехорошо, грубовато вышло. Чувствую, но так уже врезалось в ритмику... Впрочем, есть и привилегия у нашего брата-литератора специфическая: право на преувеличение. Гипербола сей литературный прием называется.


                                  2

      ПОЧЕМУ  СЕЙЧАС ТАК МНОГО  ПИШЕТ?



КАКОЙ НИ ВОЗЬМИ ТВОРЧЕСКИЙ САЙТ, А НЕПРЕМЕННО ВОПРОС ЭТОТ ВСТРЕТИШЬ : "ДЛЯ ЧЕГО ЛЮДИ ПИШУТ И ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?"

              Во-первых, "сейчас" -- это не в тему. Всегда писали немало -- с тех пор, как начали писать. Я вот тоже начал по той самой главной причине еще где-то в году 82-ом прошлого века. И как раз тогда, кстати, в "Литературке" темка та же очень горячо обсуждалась: почему сейчас столько народу пишет?
              Да все просто.
              Детство, юность закончились. Ушли мечты розовые. Стало ясно -- что по чем, и как. Но по-прежнему грезится, по-прежнему хочется чего-то еще... А как себя выразить, если ты теперь на рутине? С дипломом или без? Где ты сейчас и кому? И куда?
              А тут все просто. Ручку взял, лист бумаги... Есть ведь миры у Ханлайна и Гаррисона, почему не создать и свои?
              И это прекрасно, что много. Это прекрасно, что много пишет, рисует, творит, стремится. Ведь это тоже не "хлебом единым", пускай и для него же поначалу, частенько...: Мол, холявы вон сколько, а я чем хуже? 
              Но и хлебушек нужен, не будем кривить. В нем те же Начала, а Время расставит, твори.


                                     3
.
                    --  А СУДЬИ  КТО?




Первый комментарий на свой очерк "ПОЧЕМУ СЕЙЧАС ТАК МНОГО ПИШЕТ?" -- я получил вот какой:
          "Графоман не тот, кто много пишет, тот, кто публикует все, что написал".
           Возможно, здесь намек в мой адрес, ну да ладно. Мне даже лестно и объясню почему, но... чуть позже. А дело вот в чем. 
           Просто и ранее на различных литературных сайтах постоянно видишь гневные тирады в адрес т. н. "графоманов", вот невольно и призадумаешься... Лично у меня здесь невольная ассоциация возникает со знаменитым гоголевским Рудым Панько из "Вечеров", помните?
           "... зайдешь в покои великого пана: все обступят тебя и пойдут дурачить. Еще бы ничего, пусть уже высшее лакейство; нет, какой-нибудь оборванный мальчишка...", -- и т.д.
           А еще вспоминается, что сказал Некрасов, когда Достоевский принес ему свой первый (после возвращения из Мертвого дома) роман:
           -- Достоевский вышел весь, он больше ничего не напишет.
           Вот так, в свое время и Федора Михайловича туда записали. Считай, в графоманы те самые. Мол, хватит, завязывай, нечего больше бумагу марать -- вот оттого-то и лестно в компании!   
           А тот взял -- да и не поверил! И как это счастливо, что была бы мировая словесность без Эвереста ее?
           И это на уровне "глыб", что же тогда говорить о проколах помельче. Кто и когда сосчитал?
           Вот и Иноккентий Анненский, кстати, тоже прекрасный пример. Умер в безвестности, а сейчас он в отцах у течений... Есть, есть лишь один судья честный и правильный в Мире, и уж он-то расставит. Оглянитесь во Времени: вот они все, как один да по росту-росточку ранжирному: и Достоевский с Толстым, и Некрасов, и "блюхера да бароны те глупые", что "с базара" несли и несут...
          -- А судьи кто? -- спросил я в ответ на комментарий. -- Я так не берусь.
          Надо -- надо верить в себя и показывать, несмотря на всех судей. А Время... Время-времечко тоже ведь штука неспешная, того и норовит запоздать.
          Надо -- надо творить и стремиться. Человек... мжожет с творчества и начинается То, что есть Человек?


                                 4

      "БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"    (Рассказ бывалого папаши)


                            Шутка



"БЕЗАЛКОГОЛЬНАЯ СВАДЬБА"... Молодежи, женихам и невестам нынешним возможно в диковинку словосочетание это, а народ постарше, конечно же, вспомнит сие изобретение времен достославной горбачевской антиалкогольной кампании. У нас ведь как любая кампания начинается? Только объявят ее с верхов самых высоких, пускай даже для менталитета нашего и самую вычурную -- а тут уж и забойщики на подхвате. Маяки, так сказать, на которых "равняться должно" -- вот и они и давай изобретать вариации... Ясное дело, из каких кругов маяки эти и из какого сорта личностей; соответственно, в те времена в их роли выступали наиболее ушлые общественные, партийные и комсомольские деятели.
          Мне же на ни одном подобном меропрятии так и не довелось поприсутствовать. И всем богам слава! -- теперь уж точно знаю. Хотя в подлинность тех самых свадеб  "безалкогольных"  на всю полную сотку не верю: для газет и ТВ может там ни капли и не было, а на самом-то деле... Знать бы заранее, а народ у нас грамотный, тем более по такому вопросу. Выход отыщет в любой ситуации.
          И вот, спустя двадцать лет с гаком... Правда, случилось это не свадьбе, но также на мероприятии торжественном, знаковом. На выпускном школьном вечере.
          И коварство великое ситуации заключалось в том именно, что это был уже не первый мой выпускной вечер в родительском качестве. А даже третий. И оба предыдущих прошли превосходно. Правда, на первом слегка  "не хватило", но это только к утру и выяснилось. Когда уже и наплясались вволю, и напоздравлялись и выговорились. 
          Вот и сейчас накануне настроение было самое праздничное. Тут и самой атмосферы предчувствие, и ностальгия особая по своим годам тем юным, как Джо Дассена мелодий волшебная грусть... Тут и сами ребята вокруг, каждый красив и наряден по-своему, оптимист и жизнерадостен... День для них памятный... Совершенно новый Мир впереди, и они верят.
          Одно лишь смущало. Всю неделю жара стояла за тридцать, раскалила в предел кирпич городской и панели. Духота и ночью на улице, а в помещении... Одно сказать, начали в девять вечера торжественную часть, а в пиджачках-галстуках мужики и минутки не высидели. Глядь -- а у каждого грудь нараспашку вокруг.
         Ну, кто был хоть разок, представляет. Сценарии схожи. Музыки празднество, лица особые, речи торжественные, напутственные. Каждого из ребят лично представят на подиум, лично поздравят всерьез и шутливо, каждому в руки документ долгожданный вручат.... В общем, если ребят больше сотни, то только к часу ночи с и управишься. Понятно, что народу постарше тяжковато такую жару выдюжить, несмотря на фанфары. Часика три прошло, а, гляжу, кое-кто начинает "клевать"... А ведь еще только торжественная часть на исходе, еще вся ночь впереди... "Ну да ладно! -- бодренько мыслится. -- Счас за столы, шампанского, может и водочки, ну и погнали тотчас карусели выплясывать. В первых два раза -- ночь как мгновенье одно!"
         Заходим, столы ломятся. И тут -- как по голове рогом:
         -- А спиртного ни капли, -- жена с боку. -- Даже шампанского.
         -- ...?!
         -- Директрисса конкретно сказала. Удалять сразу... если из-под полы.
         Да-а, директрисса. Видал пару раз, но... впечатляет.
         -- А что ж ты раньше молчала?!
         -- А ты и не спрашивал.
         Ну и дела, "не спрашивал!" -- это же точь-в-точь, но с поправочкой гендерной получается, как одна знакомая рассказывала. Мол, познакомились случайно, встречались, уже и дела совершили, как вдруг выясняется. Женатик.
         -- А что ж ты сразу не сказал?!
         -- А ты и не спрашивала.
         Ну и как было спрашивать после первых двух вечеров веселых? Даже и в мыслях не было. Директрисса?.. Пускай ты себе и директрисса, но и на свете жила -- праздник есть праздник, а не экстрим марафонский по телеку.
         Ладно. Взяли по кусочку на зуб, запили минералочкой. На балкончик выходим продышаться слегка. Глядь вокруг, а народ-то не промах, втихаря потянулся в планшетки. 
         -- А ты и не спрашивал! Вот что теперь делать, скажи?
         Не бежать же домой за шампанским, потому как прикупить что-нибудь выпускной ночью в нашем очень строгом государстве... Когда полные сутки запрет тотальный даже на пиво... В первый раз, помнится,когда слегка не хватило -- уже и компашка подобралась свойская, станцевались и спелись -- перемигнулись, собрали "капусту". Кому идти? -- вопрос сакраментальный... В итоге доверили самому старшему, явному дедушке, но... и опыт не спас. Ждали-ждали, является только под самый конец... С одной-то бутылочкой и на всю-то ораву.... И это, считай, повезло.
          Но неувязочка эта впечатление в целом совсем не испортила. Это был праздник -- праздник всеобщий, а не экстрим.
          И вот ведь какие вопросы встают. Где, подскажите, здесь логика? Гимназия одна из лучших по городу, конкурс почище вузовского. Понятно бывалому люду, какая собралась здесь публика. Справа полковник за столиком, слева директор толстенный, как шкаф, посередине буржуй новоявленный... и... "удалять". 
          Душно. Галстук в кармане, рубаха расстегнута, а все равно как повязанный. Час ночи, все-таки. И годы у многих не юные, за плечами поболе полтинника. Вокруг по-прежнему речи, фанфары и музыка, да только какие, к примеру, не выдумай песенки в автобусе душном, а как бы на волюшку вольную вырваться -- одна вот такая и тяжит мелодия... Лица чужие вокруг. Друг на дружку в напряг лишний раз глянуть, глазами полусонными больше на потолок да на стены. Кто-то вдруг робко, словно исподтишка кусочек ветчинки деревянными пальчиками тронет, чуть на зуб -- и на соседа пугливо: "Как хоть глянулось, братцы?" -- а не с голодной сторонки, подумали? Потом, смотришь, другая рука точно так потянулась... Словно пришла, наконец, ее очередь. 
          Ноги вытянуть всласть, улыбнуться, кинуть весело бодрое слово.... Здесь и сейчас -- это нонсенс, нелепость, оррер, "что вы, что вы"... Бывают на свете и дивы, но как же поверить в такое?-- за целую ночь удивительной "свадьбы" -- и не обмолвиться словом единым! Рядышком сидя... Однако это случилось, случилось и без преувеличений. 
          И как тут не вскрикнуть с поэтом могучим в отраду любым пришибеевым:  "Унтер и сейчас живее всех живых...!" -- но ладненько, дальше не буду. Наверно и так прогремело по памяти.
          Ведь можно! -- можно всегда отыскать и ее, серединку златую, а можно и праздничный вечер оформить в "ать-два"... Вино далеко и не жупел всегдашний, вспомните первое чудо Христа...  Яд у змеи иногда и лекарство.
                          
          Ну а к чему же рассказ мой?
          Конечно,вы поняли. Не попадите впросак, мужики!




                          6


               ЧТО-ТО ПОД ПОПОЙ 
                            






Был совсем недавно телекомментатор на Евроспорте, телекомментатор очень хороший. Сейчас другой вместо него, тоже хорош очень, но в несколько ином роде. Первый больше по делу, второй же -- поэт! Поэт в каждой фразе ритмической, поэт и в сравнениях образных: чувство такое всегда, словно не бокс смотришь, единоборство спортивное, а бенефис поэтический слышишь... Эх, нет слов -- прекрасны! -- прекрасны и к месту сравнения образные, но... От себя я честно скажу: прежний коментатор мне, все-таки, больше нравился. Бокс ведь с самого начала смотреть настраиваешься, а не поэзию слушать... Вот если бы к сравнениям образным еще и побольше конкретики! Прежний-то комментатор всегда об этом достаточно: и о новостях узнаешь свеженьких, и о спортсменах самих; о рейтингах каждого во всех четырех основных версиях, с кем из "великих" сражался, когда и как... Ведь нашему брату-любителю такая информация как нельзя в тему, потому как журналов специфических мы не выписываем, а вот между делом узнать -- куда любопытней порой, чем иной поединок смотреть... Добавьте, добавьте конкретики! Прекрасна поэзия, кто же спорит, но и проза порой ---как раз самое то.

Вот, вот, наконец! К главному вопросу пришли, именно о прозе я и собирался сказать. А почему с Евроспорта начал? Да потому только, что телекомментатор прежний и мною предпочитаемый очень любил поговаривать: "Бокс профессиональный и бокс любительский -- это два совершенно разных вида спорта." Не раз слышал, и вот однажды нечто подобное навеялось мне и касательно литературы. А если конкретней сказать, то касательно литературы серьезной, "классической" и литературы так называемой "попсовой" -- нечто подобное навеялось, только куда блее категоричное. А именно: "попса" и "классика" -- это даже не два каких-то вида, а нечто вообще принципиально разное.

Поспорить желаете?

Тогда приведу в качестве иллюстрации картинку из жизни, которую наблюдал недавно. Дело в том, что по делам повседневным я частенько прохожу мимо одного обычного городского здания, высотного, бетонного, чисто оффисного. На первом этаже также оффис с вывеской известной туристической фирмы; не удивительно, что у здания часто видишь отъезжающих на отдых. Вот и в тот день народ собрался, а транспорт, видно, запаздывает... Проза жизни известная, нашенская, вот и коротают время у входа -- кто как.
И тот час в глаза картинка та самая.
У входа в здание крыльцо. Под стать зданию -- большое, бетонное, с широким бордюром по краям. Здесь на краешках присесть очень удобно; смотрю, кое-кто и пристроился... Сидят в рядок четверо девчат и -- внимание! -- у каждой внизу что-то подложено... Бетон ведь не дерево гладкое, и твердо, и жестко, и денек прохладный на улице... Гляжу внимательней -- а там по книжице! По книжице разной, но и типичность видна: обложка непременно пестрая, в дешевом бумажном переплетике, с именами знакомыми на кантиках.

И сразу вопрос самый главный:

-- Вы Чехова, Бунина под п.... когда-нибудь видели?

* *

Картинка сия настолько позабавила, что дома кое-что набросал. Даже нечто цельное вырисовалось, но другие темы на первый план вышли. А эта... так, потом, может быть... Как вдруг! Смотрю по РТР итоговую воскресную программу. В аннонсах -- ага, интересненько, встреча Лидера с российскими писателями. Ну-ка, ну-ка, кто сейчас в России писатель? Кого сейчас слушают лидеры, с кем за собою Россию ведут?
В кадры внимательно... Стол агромадный, вот он и сам Голова в середине... Лица с табличками рядом, напротив: ну-ка, ну-ка -- и кто там на них... Мама моя, да да все те, что "под .....!" -- Россия, Россия, пришли времена.

Нет, вы не подумайте, я ведь не против. Любят сказочки дети -- сказочки чудные очень нужны; любят взрослые сказки для взрослых: -- их было и будет полно... Но возносить на парнас государственный? -- и это не сказочка, видели все.
Что возносить на парнас государственный? Наверно, министры ответили... Критерий? -- и голос за кадром: "миллионные тиражи..." Гм... а порнушники? -- этих чего позабыли, ведь там еще круче -- и рейтинги, и тиражи... Позвали б и этих, и вместе в дорогу, всем скопом кишащим -- и в светлую высь... Кричащий пузырь заодно да "Кирпичики"-песенку -- вот весело будет, зайдем далеко... Россия, Россия, Толстой, Достоевский... Россия, Россия, пришли времена.

* * *

Лидер!
Что скажете снова, я знаю. Я знаю, Вы скажете: дай накормить. Но это как белка по кругу пустому, дерипаски за гейтцем, а гейтц -- за хвостом... Путь правильный знаете, он в светлом и добром: да, да, здесь не годы-столетья, и есть ли вообще... Да только кому, как не Вам быть в начале движений, кропите сей Посох -- и он...





                     7
«Не тырил Шолохов, не тырил…»


Открываю как-то один известный литературный сайт, смотрю в рядок произведений, и вижу небольшой очерк с таким вот примерно названием. То есть снова дебаты на ту самую тему старинную. А, вроде бы, уже окончательно выяснили. И даже сверхмощная эвээмовская стилистическая экспертиза проведена в подтверждение полное. Но все равно, как видите, вопросы имеются.
Честно говоря, у меня также по этому поводу давно кое-какие мысли зреют. Хотелось поделиться и ранее, а очерк этот маленький как последняя капелька.
Итак.

1. Что можно «стырить» запросто при отсутствии соответствующих границ в смысле совести?
Ложку со стола серебряную, десятку из кармана чужого на стакан вина и так далее. То есть, действо такое под силу и ваньке любому. Но здесь! -- здесь речь идет о выдающемся литературном произведении.
Если бы та предполагаемая планшетка с рукописью попала в руки ваньке простому – чтобы он сделал? Верней всего, как обезьяна очки в руках повертел – и на растоп в буржуйку. Попади же планшетка в руки попсисту литературному -- соответственно и роман на выходе имели бы попсовый. На пистолетах роман да на шашках. Если бы планшетка досталась писателю серьезному, но посредственному – то и роман на выходе имели какой бы?
Но на выходе мы имеем роман выдающийся.
Роман гениальный, золотыми буквами вписанный в мировую словесность.
Я ведь какую закономерность бесспорную хочу подчеркнуть?
Просто писателю серьезному, не из «вечных» -- опуститься в попсисты очень даже возможно. Мой читатель особый, грамотный, и примеры такие тот час подскажет. Да и резонов полно -- и деньжата, глядишь, в кармашке зашевелились, и известность такая, что хоть ты в политики рви… Хорошо, а возможно ли это представить?
Если из просто серьезных да в «вечные»?
Не до попсы опуститься, а на ступени высшие взойти?
Для меня ответ здесь ясен однозначно. Потому и утверждаю: если и была та знаменитая планшетка, то нашла она руки из тех, что навечно.
Ведь любая планшетка – это одно, а готовый роман на выходе совершенно другое. Здесь имеет значение каждый значок, каждая буковка, каждое слово. Иногда читаешь Большое произведение (роман, рассказ, стихотворение крохотное) и прямо диву даешься. Вот у Бунина, смотрим. Фраза короткая, а там словцо несуразное, «картохи»… Словцо несуразное именно в смысле школьной грамматики -- а убери его, поставь из учебника грамотно -- и нет тот час фразы! – до пустоты получается гладенько.
И так в любом вечном Большом произведении. Здесь, как в песне, как в поговорке народной словечка не выкинешь. Замени гладенько – смысл вроде и тот, а души-то и нет. А нет души -- значит нет и смысла.
Случайно ли Пушкин отдал сюжет "Ревизора", «Мертвых душ» Гоголю?
Что получилось на выходе?
А что получилось бы на выходе, если за дело взялся, положим, барон Брамбеус?
Кстати. Говорят, недавно одного из серьезных, в бароны опустившегося, «подделали» и на базар запустили... И мысль в связи с этим такая: пускай бы они Льва Толстого подделали.

2. Говорят, например, о генерале Краснове.
Мол, тоже писатель. Дороги могли пересечься, отсюда и планшетка. Но я знаю генерала Краснова, а Писателя Краснова я не знаю. Соответственно, я не знаю хорунжего Шолохова, но Писателя Шолоховая знаю прекрасно..
Давайте-ка посмотрим. Что угодно возьмите. «Донские рассказы», «Судьба человека», «Поднятая целина»… Я не буду теперь о «политической приглаженности», вспомним, какие были времена. Человек принял решение, и это его решение его. Но какова художественная ценность? – вот на что теперь я смотрю.
В каждом слове, в каждой фразе, в каждом литературном образе – художник величайший, неповторимый, вечный.
Ну-ка, ну-ка, базарники! -- возьмитесь «подделать»… кто?

3. Возраст.
Мол, юн слишком, что бы такую вещь написать.
Други мои, а вы на Пушкина посмотрите. Вот, мне уже за пятьдесят, и я держу томик в руках, и я смотрю на каждую строчку именно с высоты своих пятидесяти. Итак, «Избранные сочинения». Открываю первое стихотворение, «К другу стихотворцу». Потом далее по списку, не буду перечислять знакомые названия… Вдруг! -- взгляд невольный на цифры под столбиком строф -- и чуть ли не волосы дыбом.
1814.
А год рождения?
1799.
Вы изумляетесь «Тихому Дону» в двадцать лет с лишком, тогда я вот что спрошу.
Почитайте с пяток стихотворений, и ответьте на такой вопрос.
Как?
Как можно писать такие стихи в пятнадцать?! В пятнадцать лет, в возрасте сегодняшнего восьмиклассника.
А Лермонтова стихи столь же «юные»? А «Герой нашего времени» в те же двадцать лет с лишком?

4. Сюжет.
Что в основе?
Образ главного героя, простого хуторянина. «казуни» Гришки Мелехова. А кто такой Шолохов? Да тот же случай! -- он ведь и жизнь свою всю прожил в таком же хуторе, не променяв никогда на мегаполисы.
То, о чем писал Шолохов – за его окошком, рядышком.
ЛевТолстой, граф – кто герои главные его романов? Князь Андрей Болконский, графиня Наташа Ростова, князь Нехлюдов, княжна Облонская, в замужестве Анна Каренина.
Достоевский из среды т.н. разночинцев. Кто его за его окошком? Да все те, что в романах.
Кому было куда как сподручней увидеть из окошка Гришку Мелехова?
Хуторянину Шолохову или генералу Краснову? Генералу Краснову, аристократу высокому?


* * *

У каждого – каждого из нас свое окошко в жизни. Окошко родное, привычное, данное Свыше. Выгляни пристально и сотвори свой «Тихий Дон»…
Что, друг? Слабо?
Тогда и не ори про кого-то, что «стырил».






                           9
              РАФФЛЕЗИЯ АРНОЛЬДА
   

Есть цветок такой в растительном мире раффлезия Арнольда.Знаменит он тем,что величайший из всех известных цветов на планете нашей, до двух метров в диаметре. Словом, лидер среди цветов безоговорочный. Цветок не только велик, но и формами строг и правилен. Потому издали смотрится весьма привлекательно. И даже безукоризненно. Но это, опять же, когда издалека посмотреть.
Оказывается, хищник плотоядный растение это. Питается насекомыми, причем не самыми чистоплотными. Будучи цветком изначально, хищник неподвижный, потому добычу свою как-то завлечь обязан. А как еще завлечешь, коли добыча твоя гнильцу уважает? Вот и приходится "издавать"...
Понятно, что растение вначале лишь для сравнения образного. Очень уж хорош цветок этот в данном качестве -- и велик, и лидер. А в объектах сравнения события и персонажи как раз соответствующие. Я имею в виду начавшуюся президентскую кампанию в России.
Круг претендентов уже известен. Есть главный и "безоговорочный", есть основные от парламентских партий. Также известны давно, выдвигались многократно. Шансов у них нет, так как нет той обязательной искры Свыше -- той загадочной искры, что зажигает мгновенно и неотвратимо, выдвигая порой сногсшибательно на самый гребень волны. Нет -- и ты "вечно второй" или третий... В данном случае это совершено не существенно.
Малоизвестные кандидаты таковыми и останутся. Здесь не надо быть провидцем, и опыт предыдущих кампаний тому подтверждение. Кто остается? -- а, олигарх многомиллиардный. Но тут еще проще. Тем более не светит, вот в качестве красной тряпки раздражающей был бы хорош. Такая уж нынче ситуация. Куда больших успехов в даный момент достиг бы, скорей, антиолигарх, популист-харизматик выдающийся -- да, да, друзья! Их время опять на подходе, маятник сдвинулся влево и набирает размах... Но таковых среди кандидатов не видно.
Итак, вроде все яснее ясного. Достаточно вопроса прямого. Ну если не его, "безоговорочного", то -- кого?
Развожу руки, с этим согласен. Да! -- в сложившейся ситуации это будет правильный выбор. Сейчас по-иному нельзя.
Хорошо, ну а причем тут тогда цветок плотоядный?
А дело как раз в запашке том самом. Ведь издалека и там все красиво вплоть до безукоризненности полной, а когда поближе подступишься... Я ведь совершенно не случайно упомянул в заглавии Михаила Сергеевича. Давайте-ка сейчас вспомним начала перестроечные.
О чем мечтали тогда в первую очередь -- тогда, еще до пустых полок? В чем виделась первопричина застоев?
Да вот в этом именно. Коль дано судьбой в руки руль наиглавнейший, так непременно и до конца самого нужно. И только так, даже невмоготу. Пускай даже "труха посыпалась"... Ну-ка, политики, кто оспорит сей тезис: нет гарантий своевременной смены власти -- нет и гарантий и от всевозможных застоев.
Хорошо, а в чем тогда гарантии своевременной смены? Скажут: в законе. Так есть же закон, запрещено два срока подряд -- и что в реалиях? Да по-русски, по-нашенски, что дышло. Отыскалась лазеечка, и вот, считай, уже полтора десятка лет... Скажем прямо: преемник -- в куда большей степени преемник, чем президент.
Но предположим, что имеем закон категоричный. Закон, прямо запрещающий более двух сроков и без оговорочек всяких. Ну и что? -- и такие законы в достатке имеются на постсовестком пространстве. Да только что это меняет? -- как правили, так и правят.
Против лома, как известно, нет приема -- а в данном случае лом на руках железный. Есть, мол, в гусударстве единственный суверен, сие и Конституции прописано. Вот пусть он, народ, и решает, а далее снова несложно. По-сталински, например: "Не важно, как проголосуют, важно, как посчитают!" -- надо было Саддаму девяносто процентов -- было девяносто; понадобилось перед самым вторжением все сто -- получите, пожалуйста, соточку.
Отсюда вывод печальный. На нашем уровне развития демократии все по-прежнему зависит только от одного человека. Да, да, от него единственного. Того самого, кто и стоит сейчас у руля власти.
И если ты говоришь всерьез и искренне о становлении демократии в подвластном тебе государстве -- начинай прежде с себя и показывай. Мы ведь в начале самом, и кому начинать? Пускай по крупице, но основательно? На тебя ведь смотрят сразу, а в данном случае мы говорим о первооснове.
Понятное дело, если бы не оправдал человек. Но тут как раз обратная ситуация, прошел испытания серьезнейшие.
И мы это помним.
Шло бы все своим чередом естественным -- было бы и естественно. Без оговорочек, мол, не мытьем -- так катаньем... И без запашка того самого, плотоядного.



                                   10
ЕЩЕ РАЗ О «РАФФЛЕЗИИ» И НАИВАЖНЕЙШЕМ МОМЕНТЕ





«Раффлезия», мой предыдущий очерк – работа литературная. А литературе, как известно, свойственно недоговаривать. Задача литератора и не в прямоте полной, а сказать так, чтобы душу затронуло. Душу затронуло, всколыхнуло на полную да призадуматься увлекло. Призадуматься и свои собственные выводы сделать.
Получилось ли?
Судить здесь не мне, но сам я доволен, как и любой человек, который сделал как раз то, что и хотел сделать. Однако, судя по отзывам, непонятки имеются, потому в рамках данной статьи хочу высказаться куда прямее, без литературной витиеватости. Высказаться потому именно, что момент сейчас наиважнейший.
Для большей ясности приведу сразу следующую цитату из «Раффлезии»:
… куда больших успехов добился бы сейчас, скорей антиолигарх, популист-харизматик выдающийся – да, да, друзья, их время опять на подходе. Маятник сдвинулся влево и набирает размах…
Да, да, маятник сдвинулся и набирает размах! Итоги парламентских выборов и последующие события говорят об этом весьма красноречиво -- оттого и зашустрили тот час в «навалы» любители мутной водицы всевозможных мастей... Маятник сдвинулся, а момент этот всегда наиважнейший – вот потому и пишу.
В миниатюрах своих я не называю имен, но ведь и так понятно. У меня ведь читатель особый, грамотный. Прямо скажу, и одного на миллион не меняю из "массовой". Понятно, о ком идет речь и в «Раффлезии». Верю ли я этому человеку?
Да! -- отвечаю прямо.
Отвечаю на сей раз без всякой литературной витиеватости.
Почему?
Потому, как дано исходить из позиций Наивысших. Открываем Святое Писание -- как надлежит людей особых оценивать? Написано прямо: «По плодам вы узнаете их, хорошее дерево приносит и плод хороший…», -- вот давайте на плоды и посмотрим .
Итак, человек у власти порядка пятнадцати лет. Какой он принял страну? Напомню в главных тезисах:

1. Только что закончилась «шоковая терапия», народ в большинстве своем за чертой бедности.
2. После открытия демократических шлюз со всех щелей выперло свиное рыло – не буду конкретизировать, вспомним «лихие» 90-е.
3. После первой чеченской кампании страна встала на грань полного развала.

Вот, на мой взгляд, три важнейших пункта.
Что было важнее всего тогда, даже жизненно необходимо? -- навести элементарный порядок, обеспечить единство страны и поступательный экономический рост.
Человек справился – вот плоды! -- и потому я ему верю.
И пусть кричат болтуны о нефти, но бывала нефть и в другие времена. Дай болтуну хоть манну небесную в руки, а результат… Дело сначала сделай, потом говори. А дело было сделано.
Вот вам, кстати, пример "альтернативный, потому как дюже актуально сейчас. Актуально как раз потому, что о тех, кто сейчас громче всех и кричит.
Итак, есть одна игра знаменитая, и был в ней игрок выдающийся. Сейчас он как раз политик альтернативный. Еще раз скажу, игрок был выдающийся, гениальный вне всякий сомнений. Взошел на пьедестал наивысший, что тут добавишь. Не просто взошел, бывают ведь чемпионы и разовые, обойдемся без примеров конкретных. Здесь же не просто на годик-другой, здесь за человеком эпоха целая. Так вот, известно ведь как велико от тебя в твоем деле зависит, если ты в нем на пьедестале наивысшем... Тем паче, если за тобой эпоха целая.
Вот и посмотрим. Что была игра знаменитая -- до?
Отвечаю. Общественное явление если не мирового, то всесоюзного масштаба. Вспомните только, как обсуждали, ожидали, прогнозировали... И вот восходит на пьедестал высший ныне альтернативный политик.
Что грянуло вскоре? -- раздрай неимоверный! Грызня бесконечная, раздоры, раскол... Кто чемпион настоящий, кто липовый -- неразбериха полнейшая... И как результат -- что сейчас игра знаменитая в общественном плане? -- вот!
Вот вам и плоды. И дай сейчас таким раздрайщикам власть наивысшую в руки.

А человек сделал. Честь и хвала ему за это. Россия сегодня совершенно другая страна. Совершенно другая страна, чем пятнадцать лет назад.
Но сейчас как раз суть не в этом, вот потому и пишу. Было -- дело прошлое, а я хочу сказать именно о настоящем и будущем. Помните? – маятник сдвинулся влево и набирает ход.

* * *

В «Раффлезии» я писал, что судьба демократии в России на сегодняшний день зависит только от одного человека. Но и сейчас не кривлю, когда говорю, что верю этому человеку. Да, я верю ему, когда он говорит о своей приверженности к демократическому пути, хоть и нынешнее выдвижение на третий срок веру эту изрядно поколебало.
На все сто я согласен, что с демократией надо быть предельно осторожным в такой стране как Россия. Но продвигать! – продвигать, все-таки, надо. Иначе... зачем? Для чего было все?
Продвигать, все-таки, надо. Последовательно, пускай по крупице, и самое главное -- с себя начиная, ведь первым делом посмотрят. И в этом смысле выдвижение на третий срок считаю стратегической ошибкой, дело-то было в надежных руках. В этом-то видится главная суть, а запашок «плотоядный» -- к чему?
Но хватит о делах минувших, обратного хода здесь нет. Цель ведь сказать о настоящем и будущем.
Что же касается будущего, то я его вижу таким. Ближайшие президентские выборы пройдут без сенсаций. Маятник еще только качнулся , а времени осталось мало. Но вот потом…
Начну сразу с оговорки следующей. Если всерьез и искренне говорится о приверженности к демократическому пути – значит как нынешние, так и будущие президентские выборы пройдут честно. Пройдут без решающих подтасовок. Из этого я и буду исходить в первую очередь.
Хорошо, а что такое честные выборы? – только давайте без патетики. Это как проголосует большинство. Масса, другим словом. А масса как раз есть штука катастрофически переменчивая вплоть от «осанны» сегодняшней до «углей к костру» завтрашних. Вспомним, хотя бы, того же Михаила Сергеевича. Еще вчера, казалось, внимали с восторгом по телеку: «Горби! Горби!», -- а через годик всего… Где был тогда момент переломный?
Не вспомнить, пожалуй, да и к чему? -- ведь мы говоримо не о прошлом. А как раз сегодня – сегодня этот момент налицо. Вот потому и пишу.
Ведь «осанна» уже свершилась, т.е. убедительнейшие победы в первых турах. Что ее питало? -- успешное решение тех самых трех первостепенных задач. Человек справился, и народ поверил. Поверил, отсюда и доверие массовое, «конституционное»… Но ведь это уже в прошлом, а чтобы «осанну» подпитывать нужно успешно решать задачи именно сегодняшние. А сегодня ситуация уже принципиально иная.
Смотрим:
1. Эффект низкой базы исчерпан полностью.
Грубо говоря, всего лишь за десяток лет средняя зарплата выросла с порядка 100 долларов до 1000, т. е. примерно в 10 раз! Такой шикарный рост шикарно подпитывал массу, но сейчас этот фактор исключен. Рост будет незаметный, на проценты единичные, да и то если буржуи очередную «волну» не подкинут… А они подкинут обязательно, не сомневайтесь. Это стратеги конкретные, только и ждут удобного моментика.
2. Подпитывать осязаемо растущим куском «хлеба» массу уже невозможно. Значит, на первый план выйдут вопросы совершенно другие. И наиглавнейший из них – извечный, российский. Социальная справедливость.
В России этот вопрос всегда наиважнейший, и первопричина всевозможных и бесконечных «смут». Лишь во время выхода их очередной такой смуты отодвигается на второй план, так как прежнее рубится на корню, и на пустоте возникшей просто хочется есть.
Вот, вот он налицо сейчас момент переломный! – из смуты только что вышли, перекусили слегка – и снова на первом плане он. Он, он! -- вопрос тот самый, наиглавнейший. И «осанна» дальнейшая массовая теперь будет зависеть только от решения этого вопроса. Ну-ка, ну-ка, кто оспорит: в том, что «осанна» уже пошатнулась заметно – виноват именно этот вопрос.
Никогда!—никогда в России не забудут того, что произошло в конце 90-х. Ну а глядя на яхтсменов и футболистов этих -- тем более...
Да, да, нужна и сегодня стабильность, но зреет нарыв, а это уже острая палка с другого конца. И просто слова не спасут.
Пять лет еще есть. После «сортиров» тех самых были дела скорые, четкие и решающие. А вот «пыль глотать замудохаетесь» -- может и обратно сработать, если только словами останутся. И вот тогда неизбежен черед личностей сорта иного… А такие и есть недалече.


                    11
     ЖАР-ПТИЦА В КАРМАШКЕ





В предыдущей статье я упомянул о социальной справедливости. Пришли комментарии. Даже изумило начало одного из них: "Социальную справедливость можно восстановить..."
-- Как же восстановить когда ее никогда и не было? -- изумился я и впрямь. -- Это ведь как коммунизм: можно мечтать, "строить", а вот достичь...
Хотя, судя по некоторым отзывам, могло показаться, что я призываю именно достичь: на боевом коне, с острой шашкой и наголо. Нет и ни в коем случае! -- говорю с предельной ясностью. Просто я верю этим двоим, и говорю о том, о чем -- может показаться -- говорить еще рановато.
А отчего впечатление?
Опять же скажу: не политик, а литератор пишет. А литературе не только недоговаривать, но и гиперболизировать свойственно. Цель ведь -- в рамках данной работы к самой сути привлечь, иногда даже и преувеличив.
А суть в том, что ситуация уже сегодня совершенно не та, что перед прежними президентскими выборами. Тогда еще только "осанна" свершилась! -- расклад настолько ясен был, что некоторые записные кандидаты себя даже и не выдвигали. Смысл-то какой, зря стараться... Зато сейчас они снова все, как один снова в строю. И главный из них (если по парламентским итогам судить) как раз не зевает: вопрос первосстепенный -- и перво-наперво в лоб. Чего доброго... а что ж тогда через пять лет будет?
Вспоминается снова конец 90-х. Дефолт недавно случился, инфляция, войны, зарплата баксов с "пийсят", да и ту не платят. Вдруг включаю с утра телевизор. Только экран засветился, смотрю табличка небольшая и голос за кадром: самые богатые люди России. Так... у этого полтора миллиарда, у этого один, у этого всего лишь четыреста лимонов... И мыслишка невольная тот час: " .. твою мать! ну десять тысяч за пяток лет своровать, ну сто, ну миллион... Но миллиарды! -- братцы мои, это уже ни в какие перестройки не лезет, когда-нибудь да отгавкнется..."
Вот, вот! -- вот и оно. Это когда-нибудь уже на подходе. Своровать, схимичить, приватизировать -- это ведь не суть важно. Суть в том, что было Ваше, а стало...
И речь не о том, чтобы "восстановить" -- восстановить то, чего никогда и не было. Речь о том, чтобы в разумные рамки ввести. Не на коне боевом и с шашкой, но конкретно, последовательно и для людей понятно. И одними залепухами остроумными с экрана не обойтись, иначе... А иначе сценарии прежние -- снова на сцену царевич Иван и птица в кармане с заветными перышками.



                   12
        БЕЗ СВЯТОГО


« … тем более, что две из них молодые мамы»
В.Лукин. «Вести в субботу», 30 июня 2012г


Тут вот народ знаменитый, сплошь артисты, певцы, музыканты и деятели видные, вдруг возмутился: мамы молодые и будущие в Святом месте голую задницу выставили, а их за это носом в г.... ! Мол, перебор основательный наметился. Вот, например, в державах цивильных за действо такое лишь пожурят легонько, без тюряг, то бишь на языке юридическом «по административному».
Но, други мои, вы же здесь в курсе. Здесь ведь не те категории. Чтоб до цивильной державы достать осязаемо, нас надо еще лет двести мордою тыкать -- может, потихоньку рефлексы-инстинкты и вырисуются... Рефлексы-инстинкты те самые, что для державы цивильной.
Вот если, положим, мамаша младая с сынишкой в песочницу, а алкашня туда… Мамы младые, понятно, о чем?
Скажете, что за сравнения.
Там песочек, сынишка, какой-то алкаш, а тут… грандиоз, вся Россия под шорохом!
"Кому ж там заступаться приспичит?" -- вы спросите с ясной улыбочкой, здесь же заступники -- просто мечта…
Тут наперед под копирку железно просчитаны виды, там лишь по пьяни случайной свинячий фантом.
Да, да, вы правы, мамаши, и я соглашусь. Здесь отнюдь, здесь совсем не песочница. «В нашу дверь постучался прикладом непрошенный гость», -- такие вот строки поэта приходят на память. В наши Двери вломились без спросу, Святыней глумясь...
Не так здесь просили и просят веками. В Книгах Прописано четко -- читать не умеешь, "не любишь" -- старушку спроси.
На мамах! – на мамах Россия сильна. Но что свинство в песочницу к маме с сынишкой, что мама с фантомом свинячим к устоям Святым – важно одно. И не в уголовке конкретно, и не в тысячах рубликов административных, важно чтоб впредь! – впредь неповадно со свинством-то было.
Демократии мало, вы пишете?
А иначе как?
Так ведь, глядишь, и мода на задницу голую в месте Святом вдруг нахлынет, а то! – и пиар грандиозный, и народ вон какой заступается… Что ж не борзануть на парочку тысяч рубликов административных, коли навары в башлях и «картинке»? Так, глядишь, и в кандидаты какие-нибудь скоренько, блоггеры видные, бесты да селлеры, а то…
Свинство нахлынет, совсем без Святого останемся.

Вначале скажу в ответ на комментарии на миниатюру предыдущую "БЕЗ СВЯТОГО".
Честно, даже не знал, о чем они там "просили". Просто включаю случайно телевизор на "Вестях в субботу", слышу дискуссию -- и сразу мысль такая вздрогнула: ну вот, и до церкви добрались, сработало... Теперь, глядишь, и ванька любой полезет на паперть ширинку расстегивать: "И я, и я хочу у теливизар, и я, и я хочу, чтобы артисты писали..."
Вследствие перспективы непризрачной "ия-ия" вот такого очерк на едином дыхании и вылился. Жестковато, пишут, но ведь надо! -- надо, друзья нам Святое беречь. Искусство, жизнь ваша -- зачем?
Но узнал через пару дней и о том, о чем они просили. Хочется теперь и об этом сказать. То есть, давайте сейчас оставим главное -- в месте Святом надо просить именно так, как Прописано, и Прописано даже не поэтически, а предельно четко и строго:

"Ты же, когда молишься, войди в комнату твою, и затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий втайне, воздаст тебе явно".
От Матфея, Гл 6, ст 5.

Но оставим. Оставим сейчас главное, давайте, все-таки, поговорим и о том, о чем просили.
Так вот.
Иногда вернее всего взглянуть на происходящее со стороны конечного результата. Допустим в реалиях: это сбылось. Сбылось именно то, о чем они так громко просили.
А дальше что?
Ведь дело известное, свято место пусто не бывает. Нужен кто-то взамен. А что по закону? Значит, новые выборы.
И теперь без всяких замков воздушных, мол, "есть где-то Он, на наших огромных просторах, ну очень-очень порядочный"... Пускай он и есть, но давай-те, всего лишь, в окинем в реалиях.
Кто?
Скажем сразу, без комплиментов. Самый реальный тогда тот, кто уже испробовал. Случись срочно выборы -- наверняка.
-- А смысл тогда? -- спросите. -- Девчатам обидно. Близенько слишком! Просили так громко -- зачем? Как в арифметике: место, положим, меняешь, а разницы нет.
Что ж, тут резоны большие.
Тогда назовем от парламентских партий. Давайте реально, еще раз скажу.
-- Да что вы? -- в ответ замахаете. -- Эти ребята лет двадцать стремятся и будут до самой трухи! Прискучило даже, что светит? Процентик туда, ну процентик сюда... Вот если бы из новеньких! Человечка бы двинули "порядочного", с харизмой, с осанкой, напорами...
-- А на фига? -- возразим вам в ответ за парламентских. -- Круги устоялись по-нашенски, труха торжествует во все времена. Выдвинь такого, он же тебя и задвинет! -- первей, чем "прокатим", в два счета, в момент... А в кандидатах извечных на думских кормушках --- чем худо? --- считай, коммунизмы, такая синица верней журавля...
Так место же пусто. И место какое... Тогда подскажите -- кого?
-- А олигарх? Вон сколько процентов набрал. И впервой...
Набрал семь процентов -- и что?
Здесь эти проценты не в тему. Здесь как в футболе: не важно, сколько там миллиметров, чтобы в стойку как надо, важно, что от ворот... Есть, есть и такая прослойка в стране, но это как у парламентских, всего лишь прослойка, а именно масса решает. Сами-то хоть видите существенный рост прослойки этой в обозримом будущем? Взойдите на горку, окиньте реально.
Но пусто же место! И место какое... Ну-ка, ну-ка, мужи, кто мудрей -- кто еще?
Мужи, кто мудрей, здесь как раз приумолкнут, ну а ребятишки воскликнут:
-- А те?.. Те, что на марше миллионов?
Все верно, вот, наконец, и приплыли. Пожалуй, в остатке лишь "те".
Но там претендентов в сто крат, чем миллионов, которого взять? Представьте приметных с короной российской, и больше не надо, тот час заживем...
Направо корону, а слева -- чем хуже? Поспорим немножко, и снова бузить!
-- Так что ж получается? И нет никого да наших просторах? -- и снова девчата воскликнут ребром. -- Что ж, даром просили ногой в небеса?
-- Да, может, и есть! -- мужи, кто мудрей, им ответят. -- Да только здесь присказка старая сразу встает наяву: "Зъесть то он зъесть, да кто ж ему дасть?"
Может и есть на просторах огромных Он где-то уж очень "порядочный", да нынче как выбиться, нужно кому? Про парламентских мы рассказали, те были и будут до самой трухи, ну а "на марше миллионов"... Так ведь вон, тот же лидер видный парламентский сетует: "На митинг так пригласили для картиночки массовой, а как к микрофону -- отваливай!" -- мол, нам и своим не хватает...
Куда уж тогда просто "порядочному" сунуться, коль такая возникла так скоро коррупция, не подходи... Та! -- та самая, с которой война еще только в мечтах.
В самовыдвиженцы, ему что ли?.. Но ведь и это стабильно случается в каждую компанию, и что? -- хоть бы имя одно сейчас вспомнить.
Грустно, девчата? -- но факт: круги устоялись, интрига мертва.
Вот потому-то и явка нынче такая... как есть.


              13
       МОЙ ОТВЕТ



Святое...
Говорят, есть люди, для которых "нет ничего святого". Да, да, наверняка и здесь отыщешь в общей массе примеры из крайностей, но! -- на мой взгляд, возможно отыскать в этом смысле и то, что нас всех объединяет. Объединяет хоть как-то.
Есть такой праздник или день в календаре особый, если хотите. У нас он называется Радуница, или День поминовения усопших. Как вы считаете, найдутся, к примеру, девчата, которые там, в День этот... вот, вот я о том же, что было.
А что, на День этот всегда много народу, отчего ж не сыграть на картинку? Да и державы поддержат "цивильные". Поддержат! -- и даже Мадонну запустят, пускай хоть и не ту, что "просили". Свято не свято -- тут дело десятое, гениально у Пушкина:

Димитрий я иль нет, им что за дело,
Я лишь предлог раздоров и войны...

Но у нет животины дикой поминовения, как нет и святого. А мы, все-таки, люди... И без святого -- куда?
Итак, еще раз вопрос: найдутся девчата или люди такие, которые... но дальше не буду, ведь вы меня поняли.
Пускай для тебя чья-то вера и мифы, но есть, есть в этом Мире то, что объединяет нас. Объединяет помимо Бога Живого и бога зеленого, а, значит, ты можешь понять, о чем я.

Теперь ответ на замечание к статье.

1. Церковь еще не святость. И святость далеко не церковь.

Но туда приходят люди. И приходят не на место, и не к другим людям... Туда каждый приходит со своим Сокровенным, а значит Святым.
Да, да меня тоже коробит, когда призывы страстные "не возноситься" исходят в "котлах" за тысячи баков, разъезжая на "крузерах", спекулируя водочкой, но это всего лишь люди, а мы приходим туда не к людям. Приходим веками именно сюда.
Ведь на кладбище тоже работают люди. И, возможно, там тоже кое-что сдается в аренду. Но мы туда приходим не к этим людям, и не к людям вообще. Мы приходим к тому, что осталось Святым навсегда.
И место это с могилами могло быть другим. Например, бугорок напротив, почему нет? Но здесь так сложилось, и именно сюда мы приходим, и приходить будем.
И бугорочек конкретный здесь совсем не при чем.


Смотрю вчера один прекрасный телевизионный канал. Уже одним тем он прекрасен, что все ведущие и всмысле прямом как на подбор. Которого ни возьми, уж больно хороши. Ну а один в особенности мне нравится. Правда, одна знакомая прозвала его Лягушкой за некоторую внешнюю ассоциативность и за несколько фривольные высказывания в адрес женского пола, вроде "обещать -- это еще не значит жениться", -- и т. д, и т. п... Но это, по моему, всего лишь эмоции женские и не более того.
И вот как раз ведущий самый лучший у руля передачи по тематике нынче весьма модной. Говоря просто, ток-шоу политическое с некоторыми представителями т.н. внесистемной оппозиции. Сентенция одна произвела впечатление, оттого и поделиться хочу.
Сетует один из представителей "внесистемной". Мол, как нам в рейтинги политические выбиться, мол, попробуй ты этой бабушке где-нибудь
в тьмутаракани, к примеру, "про диктатуру довести", не говоря уж о более мудреных вещах...
Вопрос тогда в этой связи.
А зачем ты тогда в политику идешь?
Чтобы на площади побузить да экране засветиться? В омоновца камнем засветить да назад получить сапогом под задницу?
В политику серьезные люди идут, чтобы бороться за власть! -- ну-ка, ну-ка, поспорьте... А что такое серьезная борьба за власть? -- это и есть умение, разум, талант, если хотите, "довести" именно вот этой бабушке, именно этому мужику деревенскому, колхознику бывшему, именно работяге этому беспросветному... Тому, тому! -- что от чарки до чарки.
Вот, вот вам та масса, которая решает.
Знаешь, сможешь довести до нее и затронуть -- есть тебя шансы всерьез; нет -- так и впредь тебя "в упор не увидят", так и впредь будешь получать без конца сапогом по то самое место...
Ведь массе этой нет дела вовсе до того, что ты умник. Что ей до твоей "диктатуры", положим? Ну, навели порядок хоть какой-то в стране (после вас кстати!), и на хлеб с маслом дают, и одежка моднее, чем при "развитом социализме", и хоть какая-то гарантия есть, что прежний бардак беспредельный никак не вернется... Вот это-то они понимают, а вот про пуси, к примеру, никогда не поймут. Свинства ведь и так по жизни хватает, а если еще и политик "серьезный" за свинство ратует... Тут уж вообще ни в какие ворота, ведь как масса огромная здесь мыслит? Дай власть такому, ведь потом и с дитенком не высунешь носа на улицу... Вот выйдешь, положим, в музей ты с дитенком этим самым, а там сеанс "группового" в разгаре...
Люди цивильные, "умники"... вы к этому от инфузорий пришли?
Свинством вы массу хотите затронуть?.. Вот вы и жнете плоды.



                  14
 ТЫ ГОВОРИШЬ ОБ ИГОЛЬНЫХ УШАХ И МАММОНЕ


"Давайте подумаем о том, чтобы мы использовали такие транспортные средства, которые недоброжелатели не будут использовать в качестве повода для дискредитации духовенства".

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
28 декабря 2012 года

"Недоброжелатели..."
Священник, лицо духовное, пастырь... Ведь даже ребенка в известной мудрой сказочке очень просто зачислить в "недоброжелатели", а там всего лишь видна непосредственность детская. Ну видит ребенок, что дяденька шествует важно и щеки надул, может быть что-то с духовных Высот говорит, а сам-то снаружи весь голенький... Священник, лицо духовное, пастырь! --- ребенок видит снаружи, а взрослому люду дано и взглянуть "изнутри".



                  15
СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ


Иногда смотришь на ясное небо ночное, и чувство возникает особое. Вот звездочка яркая, кажется, жизни полна, а ведь ее может и нет... Может, далеко она от нас за миллиарды лет световых, и свет ее мы ловим глазом из невоообразимо далекого времени. Свет ловим полный жизни, яркий, а, между тем, самой звездочки уже нет...
Нечто похожее возникает, когда я сейчас вижу в инете роман свой "В никуда из ниоткуда". Вот он, вроде есть, и живет своей жизнью, навсегда отделившись, но... Его и нет.
На месте старой звезды сейчас что-то есть, что-то должно быть, возможно, звезда новая и еще ярче прежней. Так что, с точки зрения масштабов Вселенских и всех прочих ничего особенного не происходит. Вечного нет, есть лишь движение вечное к цели, а значит и жизнь...






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 03 июля ’2011   17:46
Ммм... Очерк вызывает сложные чувства, т.к. написано... не то что бы непонятно, текст кажется "непричесанным" , но мысли под первыми тремя цифрами мне понравились, сталкивалась с таким не раз, а вот четвертый очерк мне не понять, не попала годом рождения... Вобщем, хорошо =)

Оставлен: 04 июля ’2011   19:34
За оценку благодарность огромная.

Честно, для меня и самого были неожиданны эти очерки. Но словно извне напрягало, подталкивало, особенно про "экранизации". Наверняка, из того Мира импульсы,достали ребята классиков...

"Непричесаны"... Редакции базовые, потихоньку причешется.


Оставлен: 04 июля ’2011   20:04
Да уж тема экранизаций классики меня тоже тронула, дрожь пробирает, когда видишь (даже мне, обывателю), как поиздевались над великими произведениями =) Продолжайте в дом же духе, я вас почитаю =)

Оставлен: 04 июля ’2011   20:32
Когда понимают, отсюда и "зачем", Мир на этом построен. И на радости жизни, конечно же!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Роза на снегу (премьера песни)

Присоединяйтесь 



Наш рупор
Последний июль


Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft