Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
07 апреля ’2011
00:34
Просмотров:
26771
Загадка Петербургских сфинксов
Древняя пословица: «Когда заговорит Сфинкс, жизнь на Земле сойдет с привычного круга».
Проходя этой весной по Университетской набережной мимо здания бывшей Академии Художеств, я посмотрел на сфинксов, и мне показалось, что я заметил то, чего не отмечал ранее... На память пришёл отрывок из стихов В.Брюсова:
«Глаза в глаза вперив, безмолвны,
Исполнены святой тоски,
Они как будто слышат волны
Иной торжественной реки.
Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест...»
Сфинксы смотрят друг на друга. Один смотрит, как и полагается, на восток, а второй в противоречии с древним каноном на запад. У второго, называемого восточным (он выше по течению, т.е. восточнее), и отбита нижняя часть лица. Не так давно, в 2002 году, реставраторы Петербурга определили, что восточный сфинкс появился на свет позднее, а первым был западный, он и сохранился чуть хуже. Тогда же на теле сфинкса была обнаружена надпись человека, нашедшего их в песке пустыни Египта, не удержавшегося от соблазна приобщиться к вечности, но об этом чуть позднее. Я подзабыл о том, для кого и для чего были выбиты из гранитной скалы эти фантастические образы-близнецы древней человеческой фантазии. Вспомнилось, что древние египтяне называли сфинкс странным словосочетанием – «Образ живой». Остановившись между фигурами, я засмотрелся на весенний лёд реки. Льдины с тихим шуршанием скользили вдоль нисходящих к Неве ступеней. Я прислушался к звукам быстротечного времени: «Шепес анх, Шепес анх, Шепес анх», - тихо шептало мне оно. Сколько же воды утекло с тех пор в двух великих реках, на берегах которых выпало стоять этим «Живым образам»... И тут, наконец, я отметил то, что не замечал до сих пор…
Но пока я хочу вспомнить вместе с вами историю появления древних могильных памятников фараонов в городе на Неве. Слово сфинкс нам досталось от греков (вспомним чудовище Сфинго, уже женского пола, и её загадку: «Кто ходит по утрам на четырёх ногах, днём на двух, а вечером на трёх?»), и в буквальном переводе с древне египетского «Шепес анх» означает – «Образ живой». Изначально наши «герои» украшали своими живыми образами молодого лица Аменхотепа-III вход в заупокойный храм фараона. Любознательным читателям хочу напомнить, что Аменхотеп-III был отцом одиозного и загадочного фараона-реформатора Эхнатона, женатого на Нефертити. Пройдут тысячелетия. Храм Аменхотепа-III, будет разрушен временем и вандалами, а сфинксы занесёт многометровой толщей ливийского песка. В 1827 году предприимчивый александрийский грек Янис Атоназис (кстати, Янис по-русски - Иван), торговец мумиями и другими египетскими древностями, откопает их в песке пустыни, к тому времени уже независимого Египта. На память о себе Атоназис высечет на одной из фигур надпись на древнегреческом: «Здесь был Янис». Его «автограф» удастся обнаружить лишь во время последней реставрации фигур в Петербурге в 2002 году. В принципе мы итак многим обязаны грекам, ибо все названия и термины древнего Египта дошли до нас в переложении и транскрипции их древних предков. Но разница в произношении значительна, потому что в письменности египтян не было гласных звуков. В произношении греков Египет звучал как Айгюптос, что дало современное название страны фараонов, слово фараон от пер’о – царский дом, пирамида - пр-мв-с (их египетское У греков слово пирамида обозначает, как ни странно, не трёхмерный треугольник, и корень слова даже не египетский, а именно греческий, и состоит слово из двух греческих корней: «pyra» в значении огня, света (видимый), и «midos» в значении мер (или в другом значении – середина (внутри)). Дело в том, что арабы использовали почти всю облицовку пирамид для нужд своих строительств в Каире, а до этого величественные сооружения древних египтян сверкали своей полированной облицовкой на огромные расстояния. По одной из гипотез (Раймонд Д. Маннерс, жур. Фэйт, ноябрь 1996г.) пирамиды за счёт облицовок имели вогнутые в средней части грани. Трудно представить, какие солнечные мистерии можно было наблюдать в таком случае около пирамид в определённые астрономические моменты. Более поздние пирамиды возводились уже с плоскими гранями, видимо, их древние секреты были утеряны. Хочу упомянуть также, что греки во время колонизации Египта, после захвата его Александром Македонским, дали древней столице Египта – Уасет своё имя - Фивы, может быть, по аналогии с греческим городом Фивы, имеющим такие же знаменитые ворота. Таким образом, наши скульптуры прибыли из Уасет. Один из сфинксов (восточный на Неве) был во время разлива Нила на пальмовых плотах отправлен в Александрию для продажи, и попадёт в руки английского консула Г. Солта. Тогда же в древнюю столицу средиземноморья прибыл А. Н. Муравьев (1806-1874гг., похоронен в Севастополе)- молодой офицер, участник русско-турецкой войны 1828 - 1829 годов, путешественник по святым местам и духовный православный писатель. Александр Николаевич Муравьёв внёс замечательный вклад в паломническую литературу, и во время путешествия в Египет соберёт интересный материал об Александрии, её святынях и даст описание древним коптам. Узнав, что консул продает сфинксы, и поражённый совершенством их формы, Муравьев решает добиться, чтобы их приобрела Россия. Он сообщает об этом русскому послу, и прикладывает к письму рисунок сфинкса. Посол отправляет письмо Муравьева Николаю I, а император, прочитав, отсылает письмо в Академию художеств с запросом, «полезно ли будет сие приобретение?». Академия художеств ответит положительно. Будет решено перед зданием Академии художеств построить большую гранитную пристань, и по обеим ее сторонам поставить на пьедесталах египетские сфинксы. Пока шла переписка, владелец восхитительных скульптур поспешил перепродать их французскому правительству, которое намеревалось украсить ими Париж. Казалось, судьбы сфинксов и России так и не пересекутся, однако в 1830 году во Франции вспыхивает революция. Сфинксы в итоге были проданы России за 60 000 рублей. Надо заметить, что скульптуры Клодта, устанавливаемые почти в то же время, обошлись российской казне гораздо дороже, в 650000 рублей. Восточный сфинкс не хотел покидать свою родину, и во время погрузки на судно порвёт канаты, пробьёт палубу и чуть не потопит судно. На лице этого сфинкса внизу справа до сих пор виден след этой «последней битвы». Целый год судно «Буэна Сперанца» (Добрая Надежда) с драгоценным грузом пробороздит морские воды, и в 1832 году бросит якорь у берегов Невы. В апреле 1834 года сфинксы будут установлены там, где стоят и поныне, а спустя девять лет на их пьедесталах будет высечена, известная надпись: «Сфинкс из древних Фив, в Египте, перевезен в град Святого Петра в 1832 году». Замечу, что сын, канувшего в неизвестность после добровольного ухода с престола Александра-I, император Николай-I в те годы значительно украсил Петербург, в том числе в августе 1834г. Александровской колонной с ликом венчающего её ангела очень похожим на его отца. Заметим, что Александра-I звали в то время «сфинксом», не разгаданным до могилы. В тот же период Россия приобретает все атрибуты империи и национальный гимн «Боже, царя храни». Но не будем увлекаться мистическими связями времён, и исторических событий, поскольку на эту тему написано достаточно много. Итак, самые древние памятники Петербурга лежат у Невы. Один древний сфинкс ликом Аменхотепа-III смотрит на восход Солнца и Эрмитаж, где хранятся реликвии его Родины, могилы русских царей в Петропавловской крепости и Ладожское озеро с древней столицей Руси Старой Ладогой. Другой смотрит на Запад, Финский Залив и свою далёкую Родину. Они пережили 35 веков, их созерцали великие фараоны и покорители Египта, библейский Моисей, императоры России и Пушкин. Всех имён не перечесть… А сколько сфинксы пережили природных и человеческих бурь, потрясений и распадов великих Империй! В апреле 2004 года будет всего 170 лет, их нахождению в Санкт-Петербурге, но за этот, короткий по сравнению с их возрастом срок, они увидели четыре революции и два распада Империй. Река времени продолжает безостановочно протекать перед ними, и куда вынесет нас она?
Так вот, если вернуться к самому началу моего повествования, вдруг я обратил внимание, что ни одна птица не садится на фигуры невских сфинксов! Это подтверждалось полным отсутствием следов жизнедеятельности пернатых на блестящем граните фигур. Возник вопрос, а почему? Ведь рядом на гранитные перила вдоль Невы то и дело садятся разные крылатые жители города. Стараясь сначала объяснить это случайное наблюдение не мистически, я предположил, что причиной этому является высококачественная полировка поверхностей фигур. Птицам либо трудно удержаться на этой гладкой поверхности, либо атмосферные осадки легко, естественно и быстро всё устраняют. Но тогда на фигурных головных уборах сфинксов что-то должно остаться. Я взглянул на шапки фараона и не увидел ни намёка на присутствие птиц. Ответом мне была лишь чуть заметная загадочная и застывшая на века улыбка Аменхотепа-III. Хранители могилы древнего повелителя Египта не желают отдавать свои тайны, и загадывают их снова. Я рассказал некоторым своим знакомым о своём «открытии», и попросил их при случае сообщить мне, удастся ли им увидеть сидящую на сфинксе птицу. А удавалось ли вам увидеть птицу, сидящую на древнем сфинксе?
Сюда под вечер приходя, Смотрю в гранит тысячелетий, Где пред рекой лежат всегда Два сфинкса с ликом человечьим. Сын древних Фив, волей судьбы Твой облик, время попирая, С улыбкой смотрит на мосты, Собою город украшая. Свою загадку ты унёс В страну Амона, нас заставив, Решать свой вековой вопрос, Кто мы, откуда и куда мы правим? Ты, созидательный тиран, Мог пальцем погубить народы, Но оказался нынче там, Где мирно льются Невы воды. Что за улыбкою твоей? И почему ни одна птица Не может, уложив крыла, На твои плечи опуститься?
Март 2003г. Санкт-Петербург.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи