-- : --
Зарегистрировано — 123 563Зрителей: 66 628
Авторов: 56 935
On-line — 4 639Зрителей: 894
Авторов: 3745
Загружено работ — 2 126 036
«Неизвестный Гений»
Амир Эйваз. ДРЕВНЯЯ ТЮРКСКАЯ СТРАНА АЗЕРБАЙДЖАН
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
10 марта ’2011 17:41
Просмотров: 32225
Данное исследование написано в 2008 году. По мере обнаружения новых фактов, подтверждающих древность тюрков в Азербайджане будет обновляться и это исследование. В 2010 году было выявлено огромное число новых фактов о тюрках Кавказа из европейских и восточных источников, а потому появилась обновленная версия данного исследования - "Древняя Тюркская Страна Азербайджан - Вторая Редакция"
Халиф Муавийя: Именем Всевышнего, что ты скажешь об Азербайджане?
Убейд (Абид) ибн Шарийя аль-Джурхуми: Это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились.
Из труда арабского средневекового историка
ЧАСТЬ 6. АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ – ТЮРКСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Албания Кавказская – государство, образовавшееся в IV веке до н.э. на территории северной части Азербайджана.
О происхождении названия Албания различные исследователи выдвигают различные версии. Нашлись те, кто связал название страны с латинским словом «альбус» (albus) – белый. Были те, кто утверждал, что название Албания – кельтское, означает «Горная страна», однако какое отношение кельты и, самое главное, их язык имели к кавказским государствам – совершенно не понятно. Неужели местное население – албаны – специально избрали кельтский язык, чтобы назвать самих себя по-кельтски?
Достаточно прочесть труды древних историков, чтобы узнать, что на территории Азербайджана в то время проживало племя Албан. Так, например, античный историк Арриан упоминает албанов в связи с событиями именно IV века до н.э.
Значит, название Албания происходит от одноименного местного племени. А что означает само слово «албан»?
Слово «албан» - тюркского происхождения. Алб (Алп) означает по-тюркски «храбрый», «отважный» (например, имя Алп-Арслан – тюрк. «храбрый [как] лев»); аффикс -ан – в древнетюркском языке – показатель множественного числа, в современном тюркском языке не употребляется.
Еще один факт в пользу вышеизложенного утверждения: до сих пор у тюркских народов Средней Азии и Казахстана, в частности туркменов и казахов, сохранился этноним «албан». У туркменов он употребляется как «алпан», у казахов – «албан». Это еще раз доказывает то, что древнее население Кавказа было родственно тюркскому населению современной Средней Азии и Казахстана, а значит, оно было тюркским (или более правильно: древнетюркским).
Итак, кавказские албаны, согласно тюркскому языку – «храбрые», «смелые». Отметим еще один интересный факт: античные авторы, упоминая древних албанов, называли их «храбрыми», «отважными». Некоторые скажут - совпадение, но не слишком ли много совпадений получается?
Многие противники теории тюркского происхождения древних албанов и Албании приводят труды Страбона, в которых отмечается, что население Албании говорило на 26 языках. Это дает основание считать, что население Албании было неоднородным, его составная часть состояла из различных этносов. Следовательно, албаны – лишь маленькая часть населения, несущественная и значит, тюрки никакой особой роли на Кавказе в этот период не играли...
Но эти противники – очень недобросовестные историки. Не ради истории и истины они занимаются исследованием, а ради геополитических интересов различных государств, в частности России, которая всегда была занята сеянием раздоров между «малочисленными» народами, чтобы легче было ими управлять.
…Во-первых, если бы тюрки-албаны не играли значительной роли в Албании, то разве все авторы античности называли бы страну Албанией – по имени каких-то «незначительных» албанов?
А теперь факты.
«26 языков» Страбона – понятие, которое относилось лишь к северной части Албании, где жили кавказоязычные народы. Они до сих пор живут на юге Дагестана и северо-восточных районах Азербайджана. И сегодня этих народов в Дагестане и Азербайджане огромное количество, и у каждого из этих народов свой отличный от других язык (сегодня в Азербайджане и Дагестане есть языки, на которых говорят менее 100 человек). Но это не говорит о том, что все население Азербайджана состоит из мелких племен, говорящих на разных языках. Точно так же и в Албании. На северо-востоке этой страны жили предки современных лезгин, аварцев, крызов и других кавказоязычных народов, о языках которых и говорил Страбон.
Основное население Албании Кавказской составляли именно тюркоязычные албаны, как сегодня в Азербайджане – азербайджанские тюрки, которые живут здесь в мире и братстве с нетюркскими народами – кавказоязычными и ираноязычными народами. Эти народы – потомки этносов, проживающих в Азербайджане с древнейших времен и внесшие наравне с тюрками неоценимый вклад в историю и культуру своей Родины.
А те, кто пытается теорию «26 языков» «распространить» на всю Албанию, спекулируя в своих целях данным фактом, пытаются внести раскол в среду братских народов Азербайджана и в целом устранить основополагающий тюркский фактор с исторической арены Кавказа.
Чтобы окончательно доказать, что «26 языков» относятся к северной части Албании, следует обратится к трудам историка Плиния (I век). Он упоминает племена силвов, соди, удинов, лупенов, которые жили в долине реки Самур – северо-восток Азербайджана. Племена легов и силвов (их считают предками современных лезгин и лезгиноязычных народов Азербайджана) в тот период еще кочевали на юг и только к началу нашей эры, пройдя через Главный Кавказский хребет, поселились там, где и поныне живут их потомки. Так что, понятие "26 языков" относилось лишь к части, а не всей стране Албания.
Некоторые исследователи, отрицающие тюркское происхождение Албании и албанов, утверждают, что упомянутые древними историками племена ути, родственные албанам, - кавказоязычные. В доказательство этого приводится лишь один факт: якобы древние ути – потомки современных кавказоязычных удинов, ныне проживающих в Азербайджане.
Однако фантазии «ученых-антитюркистов» разрушает исторический факт, что название «удин» данный этнос (до сих пор проживающий в некоторых районах Азербайджана) получил только лишь в XVII веке.
Кроме того, известно, что в Сибири в том же XVII веке существовала тюркская этногруппа «утин» (уды, удин). Из этого можно сделать вывод, что само название «удин» не является принадлежащим только кавказоязычным народностям – оно было присуще также тюркам, которые в более поздние времена проживали и вдали от Кавказа. Древние же ути, проживавшие в Албании Кавказской – это предки тюрков, ибо они были родственны албанам (алб или алп – тюрк. «храбрый, отважный», ан – древнетюркское множественное число – значит албаны – «храбрые, отважные»).
Еще один факт в пользу тюркского происхождения древних ути:
В раннем средневековье среди племен, входивших в союз гуннов, упоминаются ути-гуры. Согласно мнению некоторых исследователей кавказские племена ути являются прямыми предками «гуннских» утигуров (приводятся различные сведения о том, что албанские племена ути в начале нашей эры кочевали на север).
Источники античности упоминают албанское племя кас (или каспи). Они проживали в албанской области Каспиана. Ученые связывают название Каспиана с названием моря – Каспийского. Однако большинство ученых «не обращают внимания» на то, что не от названия морей происходят названия местных племен и стран, а наоборот! Название «Каспийское море» произошло от племени кас и области Каспиана.
Сегодня Каспийское море по-тюркски называется «Хазар» - от названия тюркских племен хазаров. В древности его также называли Хорезмским – от тюркской страны Хорезм. Было у Каспия в средние века и название «Гирканское море» - тюрк. «Гюрган» (красивый, «достойный взгляда») – племя (позже - огромная ветвь Барласского племени), к которому принадлежал Амир Теймур (Тамерлан).
Итак, название Каспийского моря произошло от племени кас (каспи) и Каспианы – области, в которой жили каспии. Но названия каспи и Каспиана – греческие. Из какого же языка греки заимствовали название этого племени?
Как мы уже отмечали (и доказали это фактами, изложенными в предыдущих частях этого исследования), на территории Азербайджана издревле жили тюрки и их предки, которых мы условно называем прототюрками. Естественно, греческие ученые не выдумывали названия местных племен и областей. Они заимствовали их у местных жителей и подстраивали под свой язык.
Слово кас – это один из древнейших огузских этнонимов (наряду с ишгузами). Мы знаем, что название «огуз» в древности и средневековье нередко употреблялось как «гуз» или «гус» (отсюда, кстати, и название современного азербайджанского города Гусар – гус – «огуз», ар – «воин, муж»). Кас – это видоизмененное гус, гуз – огуз. Кстати, сегодня в Азербайджане (древняя Албания) есть город Казах (Газах), он расположен отдаленно от древней области Каспианы, однако если касы - это те же гузы/огузы (а также, учитывая их общее наименование, - алпаны/албаны), то видимо они же позже могли поселиться и здесь, дав название этой территории.
А что же тогда означает второе греческое название данного племени – каспии, каспий?
Каспий – тоже самоназвание этноса. Происходит от тюркских «кас» - «огуз», «пий» или «бий» - видоизмененное «бай» - «богатый». Не стоит забывать, что у многих тюркских народов вплоть до 20-х годов ХХ века сохранился титул «бий», который ведет свое происхождение от тюркского «бай» - «богатый». А «пий» - лишь искаженный греческий вариант от тюркского названия.
Название Каспиана также тюркское, которое греки заимствовали их местного тюркского языка для обозначения данной области. Расшифровывая слово «Каспиана», мы приходим к следующему буквальному значению: «Кас (огуз) / пий (бай) / ана (ан – показатель множественного числа)» - «[Страна] Богатых Каспиев» или «Богатая [Страна] Каспиев».
В подтверждение «тюркской» версии происхождения племени кас (каспи) и названия области Каспиана приведем еще один факт. В Западной Сибири существовал тюркский этнос Кара-Кас (буквально, «Черные касы»). Значит название «кас» именно тюркское, которое было как у тюрков Сибири, так и древних тюрков Кавказа.
Во II веке до н.э. – в первые века нашей эры правителями Албании была династия Арани. Ее основоположником считается правитель Аран (Ərən). Имя Аран переводится с тюркского как Ар – воин, ан – древний показатель множественного числа.
Считается, что именно от этого тюркского имени Албания получила новое название в иноязычных источниках: в древних сирийских источниках – Аран, грузинских – Рани (Арани), арабских - Ар-Ран. Однако местное тюркское население именовало себя по-старому – албаны.
Династия Арани была тюркской. Ее основоположник – Аран (тюрк., буквально: [глава] воинов, мужей). Кроме того, к этой династии относятся правители Албании, такие как Забар (Чапар – тюрк., буквально «скачущий муж, всадник»), Оройс (Ар-оуз [Ər-Oğuz] – тюрк, буквально «огузский воин, муж», «огуз»), Козис (тюркский корень «коз» - «гуз», «огуз»)…
Однако тот период в истории Албании слабо освещен в исторических трудах. Есть предположение, что это связано с событиями XIX века.
Так в конце 20-х годов XIX века в результате русско-иранской войны и оккупации русскими войсками азербайджанского города Ардебиль в руки русских попала известная всему Востоку «Библиотека Шейха Сефи». В этой библиотеке имелось огромное количество рукописей и ценных трудов античности, раннего и позднего средневековья, а также ценнейшие произведения искусства, в частности азербайджанские ковры, вытканные золотыми нитями (например, ковер «Шейх Сефи»), почему-то ныне именуемые русскими «персидскими коврами». Русские вывезли из этой библиотеки все дорогостоящие вещи – ковры, золотые и серебряные украшения, а также ряд рукописей. Но не все рукописи были вывезены русскими в Петербург. Армянский католикос самолично просил командующего русскими войсками на Кавказе позволить армянским священнослужителям отобрать часть рукописей и увезти их в Уч-Муэдзин (Эчмиадзин – искаженное от тюркского слова «Уч» (три) и арабского «Муэдзин» (исполнитель азана – призыва мусульман к молитве)).
Армянам было разрешено использовать по своему усмотрению все рукописи, которые еще не вывезли русские. Армяне большинство рукописей забрали в Эчмиадзин, а часть просто уничтожили. Так была разграблена научная сокровищница Востока, огромное количество древних трудов и фактов навсегда останутся неизвестными для нас благодаря деятельности Армяно-григорианской церкви и Российской Империи.
Тут следует сказать и о вопросе западной границы Албании Кавказской. Так армянские ученые, ссылаясь аж на азербайджанского историка Аббас-Кули агу Бакиханова, утверждают, что "весь мир прекрасно знает, что граница Албании проходила по правому берегу р.Куры". Как "наглядное пособие" эти ученые мужи приводят античные и средневековые карты Кавказа, где Албания указана в границах, доходящих на западе до реки Куры.
Все это, конечно, замечательно. Однако эти ученые мужи в то же время утверждают, что "раз Албания доходила до Куры, значит Армения имела своей восточной границей левый берег Куры". Но почему-то эти ученые не обращают особого внимания на те же древние карты, которые они приводят в качестве источников. На этих картах название "Армения" не включается в состав междуречья Аракса и Куры. Армения указывается вне кура-араксинского междуречья. Пусть эти ученые пошире раскроют глаза и ищут границы Армении (хотя это бесполезно, их просто нигде никогда не было), а не Албании. Все античные и средневековые карты, которые эти армянские ученые сами приводят в качестве примеров, опровергают то, что Карабах, Гянджа, Нахчыван, а также территория современной Республики Армения, входили в состав Армении.
Приведем карту с одного армянского сайта, от которой армянские ученые приходят в неописуемый восторг (сами не понимая, что эта карта выдает их "историческую" ложь). Кстати, и здесь они умудряются солгать - назвав карту "античной" (хотя она средневековая).
Сразу же раскрывается первая армянская ложь - О "Великой Армении". Человек, хоть чуть-чуть смыслящий в латыни сразу поймет, что на карте изображена не "Великая Армения", а "Большая Армения" (на латыни слово major означает "большой", а не "великий"). Слово "большая" относится больше к географическим понятиям, а не государствам. Что и доказывает еще одну армянскую фальсификацию - о "древнем могущественном армянском государстве", - на самом деле в древности Армения всегда зависела от сильных мира сего - Рима, Ирана. В 387 году нашей эры Армения вообще прекратила свое рабское существование, будучи разделенной между Римом и Ираном. И, наконец, третья армянская ложь - о том, что Нахчыван, Гянджа, Карабах, Гёкча (Севан), Эривань и прочие земли западного Закавказья в древности входили в состав Армении. Обратите внимание на карту: понятие "Armenia major" никак не относится к Южному Кавказу, в частности к междуречью Аракса и Куры. Как же тогда по армянской теории все вышеперечисленные земли входили в состав Армении?
Несколько интересных фактов о древней Арманийе (Армении):
Слово «ар-ман» - древнетюркское. Ар (Ər) – тюркское, «воин», «муж»; ман (mən) – древнетюркское «человек», которое в тюркских языках постепенно преобразовалось в личное местоимение – «я». Столица древней Арманийи – Валаршапат – тюрко-иранское Арлар-абад – «город мужей-воинов».
Кстати, до сих пор у некоторых тюркских народов есть мужское имя Арман. Естественно, к современным армянам (которые называют себя «хай») оно никакого отношения не имеет. Так именовали себя лишь тюрки.
Имена некоторых арманских царей тюркские. Например, Трдат – Тири-сат (или Тири-шат): тири (дири) тюркское «живой», «активный»; шат (сат) – тюрк., титул тюркских царевичей в древности.
Или имя арманского правителя Мушега Мамика (Мамиконяна). До сих пор в современных тюркских языках есть слова: в туркменском – антропоним «Можек» («волк»), в башкортских (башкирских) и казахских именах – Мыжый. Эти тюркские слова родственны арманскому Мушег. Тем более, если учитывать, что род тюрков Мамиков (Мамиконянов) был выходцем из Средней Азии.
Одного из представителей рода Мамиконян – Вардана Мамика – источники древности и средневековья именуют не иначе как «тюрком Варданом». О чем это говорит – это говорит о том, что древний арманский род Мамиконян, который был главным распространителем христианства в Арманийе, был тюркским.
Имя арманского царя Васака также тюркское – происходит от тюркского Баса с прибавлением аффикса -к. Буквально: «давящий», «нападающий».
Само имя «Мамик» тюркского происхождения – оно до сих пор есть в тюркском языке османского наречия. Сохранилось оно и у кыпчакских тюрков – например, у татар в виде «Мамай», так звали одного из ханов Гёй-Орду (Золотой Орды).
Аршакиды Парфии, Албании и Арманиййи были родственны, восходили к одному и тому же сакскому роду, откуда и пошло название их династий – Ар- тюрк. воин, Сак (Шак) – племена саков, родственные древним тюркам. Скорее всего древние "армяне" (арманы) никакого отношения к современным "армянам" (хаям) не имели.
…Но вернемся к Албании Кавказской.
После Аранидов (Арани) к власти в Албании приходит тюркская династия Аршакидов. Тюркская, потому что основателя этой династии звали «Сакским воином» - Ар-Сак (Ар-Шак). Он был предком саков – родственных тюркам племен (о них мы говорили в предыдущих частях исследования).
В доказательство тюркского происхождения албанских Аршакидов приведем имена албанских правителей из династии Аршаки:
Вачаган – тюрк. Бачаг – антропоним у древних тюрков. Окончание «-ан» показатель множественного числа в древнетюркском языке.
Ваче – от того же тюркского корня – Бачаг (Вачаг).
Урнайр – Урнай-Ар – «муж, воин, которому надо подражать» или буквально: «пример воина». От тюркских слов урнай (örnək, в произношении – ö r n ä y (орнай)) – «пример для подражания»; ар – воин, муж.
Ир-хаан (Мир-hаван) – Ир (эр, ар) – тюрк., воин, муж; хаан – тюркское – каган, хан ханов.
Шатоуу (Шатой, Сатой) – шат – титул тюркских царей, принцев в древности; оуу – от тюркского огул (oğul) – сын.
Арса-хан (Арсуа-ген) – Арса – тюркское, храбрый, отважный. Хан – тюркский титул правителя.
Как видим, все имена албанских правителей тюркские, со специфичными тюркскими словами, свойственными только тюркскому языку.
В начале III века н.э. династия Аршакидов в Парфии была свержена. На трон Ирана воссела новая династия – Сасаниды. Что касается основателя династии Сасанидов Ардашира Бабакана (Ордашира Бабахана), то о его тюркских корнях говорит даже его имя: "Арда" – тюрк., орда; "Шир" – персидское – лев; "Баба" – тюрк., отец, дед; "Кан" – тюрк., хан (или каан) – правитель. Как видно в имени Ардашира Бабакана лишь одна часть персидская – слово "шир", хотя тюрки часто использовали персидское «шир» в своих именах – например, Алишир Нэваи (буквально: «Лев-Али» Навои, то есть Алишер Навои) – средневековый узбекский поэт.
Но мы не будем рассматривать данную династию, потому что нас интересует в основном Кавказ и, в частности, Азербайджан. Просто отметим, что ее основателем был тюрк. Значит, в крови его потомков была тюркская кровь.
Вернемся к Албании Кавказской и скажем о соседней с ней стране Арманийе. В 30-х годах IV века арманский царь Хосров Котэк напал на албанскую область Пайтакаран (Баласакан) – «Сакскую Равнину» (см. выше).
Прозвище этого арманского царя – Котэк – означает короткий, маленький. В тюркских языках Котэк (Gödək) – «короткий, человек маленького роста». Так среди правителей Азербайджана даже в средневековье было такое прозвище, например, так звали одного из падишахов государства Аг-Гойунлу – Ахмеда – Котэк Ахмед (Gödək Əhməd).
В период нападения Хосрова Котэка на Албанию в области Пайтакаран правил известный албанский полководец Санатюрк. В некоторых источниках его именуют также Санатурук (как известно даже в средневековье в некоторых восточных источниках имя Тюрк упоминалось как «турук», «дуруг»).
Санатюрка в одном из источниках древности также именуют правителей «бесчисленного множества гуннов» (хотя ныне армяне даже Санатюрка пытаются "переделать" в армянского полководца. Хотя, конечно у армян смешно получается - "армянский полководец Санатюрк напал на армян". Видимо у современных армянских тюркофобов с логикой плохо).
Действительно из истории становится известно, что Санатюрк смог привлечь гуннов к союзу с Албанией – гунны согласились защищать страну тюрков-Албанов от Рима и арманов, правители которых находились под властью Римской империи.
В 337 году Санатюрк, собрав большую армию, совершил поход в Арманийю. Он захватил, и целый год удерживал столицу Арманийи Валарш-апат (Арлар-абад – по-тюркски: «город воинов-мужей»). Однако арманский правитель Вача Мамиконян (не без помощи Рима) разгромил в 338 году войска Санатюрка, а сам Санатюрк погиб в битве.
Против гуннов, поселившихся в Албании и защищавших ее от внешних врагов, заключили союз Сасанид Шапур II и арманский правитель Тэран. Однако после прихода к власти в Арманийе Аршака II (тюркские: Ар – воин, шак – сак) данный союз распался. Сасанид Шапур восстановил дружественные отношения с Албанией Кавказской и гуннами, защищавшими ее.
Согласно историческим трудам того времени гунны долгое время охраняли границы Албании с Иберией и Арманийей. Так на северо-западе современного Азербайджана находилась историческая область Хунан (Хун – гунн, ан – множественное число) – названая в честь гуннов. Гунны спокойно поселились в этой области, ибо местное население – албаны, были родственны гуннам – оба этноса были древнетюркскими.
Албанское население с древнейших времен исповедовало Единобожие – Тэнгрианство. Главным символом Тенгри был равносторонний крест, вписанный в круг. От этого символа – символа Единого Бога Небесного и произошли кресты на албанских храмах в нынешней Республике Армения (полностью расположенной на западных землях древней Албании), а также в Гарабахе, Шеки и других областях Азербайджана. Именно от гуннов и албанов крест переняли все христиане мира, в том числе и арманы. На Кавказе Тэнгрианство и христианство смешались друг с другом.
В истории арманской (ныне армяно-григорианской) церкви сказано, что религию им принесли гунны. Благодаря тому, что русские власти, захватив Кавказ, ликвидировали Албанский католикосат (313 – 1836), все храмы, священные тексты и прочая утварь были «подарены» русскими Армяно-григорианской церкви. Так вся история тюрков-албанов, древней тюркской страны Албании и первого христианско-тэнгрианского государства – Албании Кавказской была «переписана на имя» никогда не существовавшей в пределах Кавказа Армении. Арманская церковь (ныне армяно-григорианская), в создании которой огромную роль сыграл тюркский род Мамик (Мамиконянов), выходцев из Средней Азии, - была преемницей не христианства, а именно Тэнгрианства – древнейшей религии Единобожия, которая не признавала ни одного божества, кроме Бога.
Халиф Муавийя: Именем Всевышнего, что ты скажешь об Азербайджане?
Убейд (Абид) ибн Шарийя аль-Джурхуми: Это тюркская земля. Они с древности там сосредоточились и, смешиваясь друг с другом, развились и усилились.
Из труда арабского средневекового историка
ЧАСТЬ 6. АЛБАНИЯ КАВКАЗСКАЯ – ТЮРКСКОЕ ГОСУДАРСТВО НА ТЕРРИТОРИИ АЗЕРБАЙДЖАНА В ПЕРИОД АНТИЧНОСТИ И РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Албания Кавказская – государство, образовавшееся в IV веке до н.э. на территории северной части Азербайджана.
О происхождении названия Албания различные исследователи выдвигают различные версии. Нашлись те, кто связал название страны с латинским словом «альбус» (albus) – белый. Были те, кто утверждал, что название Албания – кельтское, означает «Горная страна», однако какое отношение кельты и, самое главное, их язык имели к кавказским государствам – совершенно не понятно. Неужели местное население – албаны – специально избрали кельтский язык, чтобы назвать самих себя по-кельтски?
Достаточно прочесть труды древних историков, чтобы узнать, что на территории Азербайджана в то время проживало племя Албан. Так, например, античный историк Арриан упоминает албанов в связи с событиями именно IV века до н.э.
Значит, название Албания происходит от одноименного местного племени. А что означает само слово «албан»?
Слово «албан» - тюркского происхождения. Алб (Алп) означает по-тюркски «храбрый», «отважный» (например, имя Алп-Арслан – тюрк. «храбрый [как] лев»); аффикс -ан – в древнетюркском языке – показатель множественного числа, в современном тюркском языке не употребляется.
Еще один факт в пользу вышеизложенного утверждения: до сих пор у тюркских народов Средней Азии и Казахстана, в частности туркменов и казахов, сохранился этноним «албан». У туркменов он употребляется как «алпан», у казахов – «албан». Это еще раз доказывает то, что древнее население Кавказа было родственно тюркскому населению современной Средней Азии и Казахстана, а значит, оно было тюркским (или более правильно: древнетюркским).
Итак, кавказские албаны, согласно тюркскому языку – «храбрые», «смелые». Отметим еще один интересный факт: античные авторы, упоминая древних албанов, называли их «храбрыми», «отважными». Некоторые скажут - совпадение, но не слишком ли много совпадений получается?
Многие противники теории тюркского происхождения древних албанов и Албании приводят труды Страбона, в которых отмечается, что население Албании говорило на 26 языках. Это дает основание считать, что население Албании было неоднородным, его составная часть состояла из различных этносов. Следовательно, албаны – лишь маленькая часть населения, несущественная и значит, тюрки никакой особой роли на Кавказе в этот период не играли...
Но эти противники – очень недобросовестные историки. Не ради истории и истины они занимаются исследованием, а ради геополитических интересов различных государств, в частности России, которая всегда была занята сеянием раздоров между «малочисленными» народами, чтобы легче было ими управлять.
…Во-первых, если бы тюрки-албаны не играли значительной роли в Албании, то разве все авторы античности называли бы страну Албанией – по имени каких-то «незначительных» албанов?
А теперь факты.
«26 языков» Страбона – понятие, которое относилось лишь к северной части Албании, где жили кавказоязычные народы. Они до сих пор живут на юге Дагестана и северо-восточных районах Азербайджана. И сегодня этих народов в Дагестане и Азербайджане огромное количество, и у каждого из этих народов свой отличный от других язык (сегодня в Азербайджане и Дагестане есть языки, на которых говорят менее 100 человек). Но это не говорит о том, что все население Азербайджана состоит из мелких племен, говорящих на разных языках. Точно так же и в Албании. На северо-востоке этой страны жили предки современных лезгин, аварцев, крызов и других кавказоязычных народов, о языках которых и говорил Страбон.
Основное население Албании Кавказской составляли именно тюркоязычные албаны, как сегодня в Азербайджане – азербайджанские тюрки, которые живут здесь в мире и братстве с нетюркскими народами – кавказоязычными и ираноязычными народами. Эти народы – потомки этносов, проживающих в Азербайджане с древнейших времен и внесшие наравне с тюрками неоценимый вклад в историю и культуру своей Родины.
А те, кто пытается теорию «26 языков» «распространить» на всю Албанию, спекулируя в своих целях данным фактом, пытаются внести раскол в среду братских народов Азербайджана и в целом устранить основополагающий тюркский фактор с исторической арены Кавказа.
Чтобы окончательно доказать, что «26 языков» относятся к северной части Албании, следует обратится к трудам историка Плиния (I век). Он упоминает племена силвов, соди, удинов, лупенов, которые жили в долине реки Самур – северо-восток Азербайджана. Племена легов и силвов (их считают предками современных лезгин и лезгиноязычных народов Азербайджана) в тот период еще кочевали на юг и только к началу нашей эры, пройдя через Главный Кавказский хребет, поселились там, где и поныне живут их потомки. Так что, понятие "26 языков" относилось лишь к части, а не всей стране Албания.
Некоторые исследователи, отрицающие тюркское происхождение Албании и албанов, утверждают, что упомянутые древними историками племена ути, родственные албанам, - кавказоязычные. В доказательство этого приводится лишь один факт: якобы древние ути – потомки современных кавказоязычных удинов, ныне проживающих в Азербайджане.
Однако фантазии «ученых-антитюркистов» разрушает исторический факт, что название «удин» данный этнос (до сих пор проживающий в некоторых районах Азербайджана) получил только лишь в XVII веке.
Кроме того, известно, что в Сибири в том же XVII веке существовала тюркская этногруппа «утин» (уды, удин). Из этого можно сделать вывод, что само название «удин» не является принадлежащим только кавказоязычным народностям – оно было присуще также тюркам, которые в более поздние времена проживали и вдали от Кавказа. Древние же ути, проживавшие в Албании Кавказской – это предки тюрков, ибо они были родственны албанам (алб или алп – тюрк. «храбрый, отважный», ан – древнетюркское множественное число – значит албаны – «храбрые, отважные»).
Еще один факт в пользу тюркского происхождения древних ути:
В раннем средневековье среди племен, входивших в союз гуннов, упоминаются ути-гуры. Согласно мнению некоторых исследователей кавказские племена ути являются прямыми предками «гуннских» утигуров (приводятся различные сведения о том, что албанские племена ути в начале нашей эры кочевали на север).
Источники античности упоминают албанское племя кас (или каспи). Они проживали в албанской области Каспиана. Ученые связывают название Каспиана с названием моря – Каспийского. Однако большинство ученых «не обращают внимания» на то, что не от названия морей происходят названия местных племен и стран, а наоборот! Название «Каспийское море» произошло от племени кас и области Каспиана.
Сегодня Каспийское море по-тюркски называется «Хазар» - от названия тюркских племен хазаров. В древности его также называли Хорезмским – от тюркской страны Хорезм. Было у Каспия в средние века и название «Гирканское море» - тюрк. «Гюрган» (красивый, «достойный взгляда») – племя (позже - огромная ветвь Барласского племени), к которому принадлежал Амир Теймур (Тамерлан).
Итак, название Каспийского моря произошло от племени кас (каспи) и Каспианы – области, в которой жили каспии. Но названия каспи и Каспиана – греческие. Из какого же языка греки заимствовали название этого племени?
Как мы уже отмечали (и доказали это фактами, изложенными в предыдущих частях этого исследования), на территории Азербайджана издревле жили тюрки и их предки, которых мы условно называем прототюрками. Естественно, греческие ученые не выдумывали названия местных племен и областей. Они заимствовали их у местных жителей и подстраивали под свой язык.
Слово кас – это один из древнейших огузских этнонимов (наряду с ишгузами). Мы знаем, что название «огуз» в древности и средневековье нередко употреблялось как «гуз» или «гус» (отсюда, кстати, и название современного азербайджанского города Гусар – гус – «огуз», ар – «воин, муж»). Кас – это видоизмененное гус, гуз – огуз. Кстати, сегодня в Азербайджане (древняя Албания) есть город Казах (Газах), он расположен отдаленно от древней области Каспианы, однако если касы - это те же гузы/огузы (а также, учитывая их общее наименование, - алпаны/албаны), то видимо они же позже могли поселиться и здесь, дав название этой территории.
А что же тогда означает второе греческое название данного племени – каспии, каспий?
Каспий – тоже самоназвание этноса. Происходит от тюркских «кас» - «огуз», «пий» или «бий» - видоизмененное «бай» - «богатый». Не стоит забывать, что у многих тюркских народов вплоть до 20-х годов ХХ века сохранился титул «бий», который ведет свое происхождение от тюркского «бай» - «богатый». А «пий» - лишь искаженный греческий вариант от тюркского названия.
Название Каспиана также тюркское, которое греки заимствовали их местного тюркского языка для обозначения данной области. Расшифровывая слово «Каспиана», мы приходим к следующему буквальному значению: «Кас (огуз) / пий (бай) / ана (ан – показатель множественного числа)» - «[Страна] Богатых Каспиев» или «Богатая [Страна] Каспиев».
В подтверждение «тюркской» версии происхождения племени кас (каспи) и названия области Каспиана приведем еще один факт. В Западной Сибири существовал тюркский этнос Кара-Кас (буквально, «Черные касы»). Значит название «кас» именно тюркское, которое было как у тюрков Сибири, так и древних тюрков Кавказа.
Во II веке до н.э. – в первые века нашей эры правителями Албании была династия Арани. Ее основоположником считается правитель Аран (Ərən). Имя Аран переводится с тюркского как Ар – воин, ан – древний показатель множественного числа.
Считается, что именно от этого тюркского имени Албания получила новое название в иноязычных источниках: в древних сирийских источниках – Аран, грузинских – Рани (Арани), арабских - Ар-Ран. Однако местное тюркское население именовало себя по-старому – албаны.
Династия Арани была тюркской. Ее основоположник – Аран (тюрк., буквально: [глава] воинов, мужей). Кроме того, к этой династии относятся правители Албании, такие как Забар (Чапар – тюрк., буквально «скачущий муж, всадник»), Оройс (Ар-оуз [Ər-Oğuz] – тюрк, буквально «огузский воин, муж», «огуз»), Козис (тюркский корень «коз» - «гуз», «огуз»)…
Однако тот период в истории Албании слабо освещен в исторических трудах. Есть предположение, что это связано с событиями XIX века.
Так в конце 20-х годов XIX века в результате русско-иранской войны и оккупации русскими войсками азербайджанского города Ардебиль в руки русских попала известная всему Востоку «Библиотека Шейха Сефи». В этой библиотеке имелось огромное количество рукописей и ценных трудов античности, раннего и позднего средневековья, а также ценнейшие произведения искусства, в частности азербайджанские ковры, вытканные золотыми нитями (например, ковер «Шейх Сефи»), почему-то ныне именуемые русскими «персидскими коврами». Русские вывезли из этой библиотеки все дорогостоящие вещи – ковры, золотые и серебряные украшения, а также ряд рукописей. Но не все рукописи были вывезены русскими в Петербург. Армянский католикос самолично просил командующего русскими войсками на Кавказе позволить армянским священнослужителям отобрать часть рукописей и увезти их в Уч-Муэдзин (Эчмиадзин – искаженное от тюркского слова «Уч» (три) и арабского «Муэдзин» (исполнитель азана – призыва мусульман к молитве)).
Армянам было разрешено использовать по своему усмотрению все рукописи, которые еще не вывезли русские. Армяне большинство рукописей забрали в Эчмиадзин, а часть просто уничтожили. Так была разграблена научная сокровищница Востока, огромное количество древних трудов и фактов навсегда останутся неизвестными для нас благодаря деятельности Армяно-григорианской церкви и Российской Империи.
Тут следует сказать и о вопросе западной границы Албании Кавказской. Так армянские ученые, ссылаясь аж на азербайджанского историка Аббас-Кули агу Бакиханова, утверждают, что "весь мир прекрасно знает, что граница Албании проходила по правому берегу р.Куры". Как "наглядное пособие" эти ученые мужи приводят античные и средневековые карты Кавказа, где Албания указана в границах, доходящих на западе до реки Куры.
Все это, конечно, замечательно. Однако эти ученые мужи в то же время утверждают, что "раз Албания доходила до Куры, значит Армения имела своей восточной границей левый берег Куры". Но почему-то эти ученые не обращают особого внимания на те же древние карты, которые они приводят в качестве источников. На этих картах название "Армения" не включается в состав междуречья Аракса и Куры. Армения указывается вне кура-араксинского междуречья. Пусть эти ученые пошире раскроют глаза и ищут границы Армении (хотя это бесполезно, их просто нигде никогда не было), а не Албании. Все античные и средневековые карты, которые эти армянские ученые сами приводят в качестве примеров, опровергают то, что Карабах, Гянджа, Нахчыван, а также территория современной Республики Армения, входили в состав Армении.
Приведем карту с одного армянского сайта, от которой армянские ученые приходят в неописуемый восторг (сами не понимая, что эта карта выдает их "историческую" ложь). Кстати, и здесь они умудряются солгать - назвав карту "античной" (хотя она средневековая).
Сразу же раскрывается первая армянская ложь - О "Великой Армении". Человек, хоть чуть-чуть смыслящий в латыни сразу поймет, что на карте изображена не "Великая Армения", а "Большая Армения" (на латыни слово major означает "большой", а не "великий"). Слово "большая" относится больше к географическим понятиям, а не государствам. Что и доказывает еще одну армянскую фальсификацию - о "древнем могущественном армянском государстве", - на самом деле в древности Армения всегда зависела от сильных мира сего - Рима, Ирана. В 387 году нашей эры Армения вообще прекратила свое рабское существование, будучи разделенной между Римом и Ираном. И, наконец, третья армянская ложь - о том, что Нахчыван, Гянджа, Карабах, Гёкча (Севан), Эривань и прочие земли западного Закавказья в древности входили в состав Армении. Обратите внимание на карту: понятие "Armenia major" никак не относится к Южному Кавказу, в частности к междуречью Аракса и Куры. Как же тогда по армянской теории все вышеперечисленные земли входили в состав Армении?
Несколько интересных фактов о древней Арманийе (Армении):
Слово «ар-ман» - древнетюркское. Ар (Ər) – тюркское, «воин», «муж»; ман (mən) – древнетюркское «человек», которое в тюркских языках постепенно преобразовалось в личное местоимение – «я». Столица древней Арманийи – Валаршапат – тюрко-иранское Арлар-абад – «город мужей-воинов».
Кстати, до сих пор у некоторых тюркских народов есть мужское имя Арман. Естественно, к современным армянам (которые называют себя «хай») оно никакого отношения не имеет. Так именовали себя лишь тюрки.
Имена некоторых арманских царей тюркские. Например, Трдат – Тири-сат (или Тири-шат): тири (дири) тюркское «живой», «активный»; шат (сат) – тюрк., титул тюркских царевичей в древности.
Или имя арманского правителя Мушега Мамика (Мамиконяна). До сих пор в современных тюркских языках есть слова: в туркменском – антропоним «Можек» («волк»), в башкортских (башкирских) и казахских именах – Мыжый. Эти тюркские слова родственны арманскому Мушег. Тем более, если учитывать, что род тюрков Мамиков (Мамиконянов) был выходцем из Средней Азии.
Одного из представителей рода Мамиконян – Вардана Мамика – источники древности и средневековья именуют не иначе как «тюрком Варданом». О чем это говорит – это говорит о том, что древний арманский род Мамиконян, который был главным распространителем христианства в Арманийе, был тюркским.
Имя арманского царя Васака также тюркское – происходит от тюркского Баса с прибавлением аффикса -к. Буквально: «давящий», «нападающий».
Само имя «Мамик» тюркского происхождения – оно до сих пор есть в тюркском языке османского наречия. Сохранилось оно и у кыпчакских тюрков – например, у татар в виде «Мамай», так звали одного из ханов Гёй-Орду (Золотой Орды).
Аршакиды Парфии, Албании и Арманиййи были родственны, восходили к одному и тому же сакскому роду, откуда и пошло название их династий – Ар- тюрк. воин, Сак (Шак) – племена саков, родственные древним тюркам. Скорее всего древние "армяне" (арманы) никакого отношения к современным "армянам" (хаям) не имели.
…Но вернемся к Албании Кавказской.
После Аранидов (Арани) к власти в Албании приходит тюркская династия Аршакидов. Тюркская, потому что основателя этой династии звали «Сакским воином» - Ар-Сак (Ар-Шак). Он был предком саков – родственных тюркам племен (о них мы говорили в предыдущих частях исследования).
В доказательство тюркского происхождения албанских Аршакидов приведем имена албанских правителей из династии Аршаки:
Вачаган – тюрк. Бачаг – антропоним у древних тюрков. Окончание «-ан» показатель множественного числа в древнетюркском языке.
Ваче – от того же тюркского корня – Бачаг (Вачаг).
Урнайр – Урнай-Ар – «муж, воин, которому надо подражать» или буквально: «пример воина». От тюркских слов урнай (örnək, в произношении – ö r n ä y (орнай)) – «пример для подражания»; ар – воин, муж.
Ир-хаан (Мир-hаван) – Ир (эр, ар) – тюрк., воин, муж; хаан – тюркское – каган, хан ханов.
Шатоуу (Шатой, Сатой) – шат – титул тюркских царей, принцев в древности; оуу – от тюркского огул (oğul) – сын.
Арса-хан (Арсуа-ген) – Арса – тюркское, храбрый, отважный. Хан – тюркский титул правителя.
Как видим, все имена албанских правителей тюркские, со специфичными тюркскими словами, свойственными только тюркскому языку.
В начале III века н.э. династия Аршакидов в Парфии была свержена. На трон Ирана воссела новая династия – Сасаниды. Что касается основателя династии Сасанидов Ардашира Бабакана (Ордашира Бабахана), то о его тюркских корнях говорит даже его имя: "Арда" – тюрк., орда; "Шир" – персидское – лев; "Баба" – тюрк., отец, дед; "Кан" – тюрк., хан (или каан) – правитель. Как видно в имени Ардашира Бабакана лишь одна часть персидская – слово "шир", хотя тюрки часто использовали персидское «шир» в своих именах – например, Алишир Нэваи (буквально: «Лев-Али» Навои, то есть Алишер Навои) – средневековый узбекский поэт.
Но мы не будем рассматривать данную династию, потому что нас интересует в основном Кавказ и, в частности, Азербайджан. Просто отметим, что ее основателем был тюрк. Значит, в крови его потомков была тюркская кровь.
Вернемся к Албании Кавказской и скажем о соседней с ней стране Арманийе. В 30-х годах IV века арманский царь Хосров Котэк напал на албанскую область Пайтакаран (Баласакан) – «Сакскую Равнину» (см. выше).
Прозвище этого арманского царя – Котэк – означает короткий, маленький. В тюркских языках Котэк (Gödək) – «короткий, человек маленького роста». Так среди правителей Азербайджана даже в средневековье было такое прозвище, например, так звали одного из падишахов государства Аг-Гойунлу – Ахмеда – Котэк Ахмед (Gödək Əhməd).
В период нападения Хосрова Котэка на Албанию в области Пайтакаран правил известный албанский полководец Санатюрк. В некоторых источниках его именуют также Санатурук (как известно даже в средневековье в некоторых восточных источниках имя Тюрк упоминалось как «турук», «дуруг»).
Санатюрка в одном из источниках древности также именуют правителей «бесчисленного множества гуннов» (хотя ныне армяне даже Санатюрка пытаются "переделать" в армянского полководца. Хотя, конечно у армян смешно получается - "армянский полководец Санатюрк напал на армян". Видимо у современных армянских тюркофобов с логикой плохо).
Действительно из истории становится известно, что Санатюрк смог привлечь гуннов к союзу с Албанией – гунны согласились защищать страну тюрков-Албанов от Рима и арманов, правители которых находились под властью Римской империи.
В 337 году Санатюрк, собрав большую армию, совершил поход в Арманийю. Он захватил, и целый год удерживал столицу Арманийи Валарш-апат (Арлар-абад – по-тюркски: «город воинов-мужей»). Однако арманский правитель Вача Мамиконян (не без помощи Рима) разгромил в 338 году войска Санатюрка, а сам Санатюрк погиб в битве.
Против гуннов, поселившихся в Албании и защищавших ее от внешних врагов, заключили союз Сасанид Шапур II и арманский правитель Тэран. Однако после прихода к власти в Арманийе Аршака II (тюркские: Ар – воин, шак – сак) данный союз распался. Сасанид Шапур восстановил дружественные отношения с Албанией Кавказской и гуннами, защищавшими ее.
Согласно историческим трудам того времени гунны долгое время охраняли границы Албании с Иберией и Арманийей. Так на северо-западе современного Азербайджана находилась историческая область Хунан (Хун – гунн, ан – множественное число) – названая в честь гуннов. Гунны спокойно поселились в этой области, ибо местное население – албаны, были родственны гуннам – оба этноса были древнетюркскими.
Албанское население с древнейших времен исповедовало Единобожие – Тэнгрианство. Главным символом Тенгри был равносторонний крест, вписанный в круг. От этого символа – символа Единого Бога Небесного и произошли кресты на албанских храмах в нынешней Республике Армения (полностью расположенной на западных землях древней Албании), а также в Гарабахе, Шеки и других областях Азербайджана. Именно от гуннов и албанов крест переняли все христиане мира, в том числе и арманы. На Кавказе Тэнгрианство и христианство смешались друг с другом.
В истории арманской (ныне армяно-григорианской) церкви сказано, что религию им принесли гунны. Благодаря тому, что русские власти, захватив Кавказ, ликвидировали Албанский католикосат (313 – 1836), все храмы, священные тексты и прочая утварь были «подарены» русскими Армяно-григорианской церкви. Так вся история тюрков-албанов, древней тюркской страны Албании и первого христианско-тэнгрианского государства – Албании Кавказской была «переписана на имя» никогда не существовавшей в пределах Кавказа Армении. Арманская церковь (ныне армяно-григорианская), в создании которой огромную роль сыграл тюркский род Мамик (Мамиконянов), выходцев из Средней Азии, - была преемницей не христианства, а именно Тэнгрианства – древнейшей религии Единобожия, которая не признавала ни одного божества, кроме Бога.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор