16+
Лайт-версия сайта

Мы знали и любили мир его театра

Литература / Очерки / Мы знали и любили мир его театра
Просмотр работы:
14 января ’2011   12:52
Просмотров: 25719

В один прекрасный день нашем городе появился волшебник в лице Резо Габриадзе и создал свой театр. Мы ходили туда как на праздник помногу раз на каждый новый сектакль. Театр марионеток был расположен в старой части города, окруженный старыми храмами: армянская церковь, синагога, грузинская православная… В маленьком зале висели фрукты, потом батоно Резо хотел завести кофейню, чтобы запах от жаренных зёрен распространялся бы по всему театру. Это был единственный театр, посвященный любви. «Я Влюблен в саму идею любви» — слова императора Арчила из спектакля «Дочери императора Трапезунда» могли быть эпиграфом ко всему, сделанному Резо Габриадзе в Тбилисском театре марионеток. После этих спектаклей хотелось жить, дышать, щуриться, нюхать, замечать птиц и даже людей, вспоминать двор своего детства, старый кинотеатр, первую любовь…
Четыре любовные пары прошли сквозь театр Тбилисских марионеток - театр Резо Габриадзе. Юные Альфред и Виолетта в первом спектакле, Боря Гадай, влюбленный в Нинель, — во втором, император Арчил и Бланшефлер-Этери в третьем спектакле, лошади Алеша и Наташа — в четвертом. Таким образом герои его спектаклей образовали единую love story — от рождения до смерти. Начав с легкой кукольной версии бессмертной любви «Травиаты», придав ей счастливый конец, пройдя потом безответную, абсолютно «человеческую» любовь птички Бори Гадая к девушке Нинели, поднявшись в «Дочери императора Трапезунда» к романтическому абсолюту — «любовь победила смерть», — он завершил любовный сюжет своего театра противоположным — смерть побеждает любовь в «Песне о Волге». Любовь есть Бог, Бог есть любовь… «Не говори „Бог“, обращайся только к ангелу. Моя бабушка обо всем просила только ангела», — всегда говорил батоно Резо. Персонажи великой мелодрамы Верди раскачивались на нитках, они, бывшие когда-то людьми, распевавшие арии на сценах всего мира, умиравшие в спектаклях великих режиссеров, стали неустойчивыми легонькими куклами. В финале «Песни о Волге» погибали лошади Алеша и Наташа — тоже марионетки на нитках, но рядом с другими персонажами-куклами они были более чем людьми не только потому, что унаследовали имена героев фильма «Падение Берлина». Влюблялись персонажи-куклы, а умирала человеческая любовь, внушенная нам театром, возникнув из воздуха сцены, она оставалась в пространстве и в душе именно любовью. И, умирая, не могла уже переселиться обратно в куклу. В искусстве Габриадзе Любовь была испытанием (то есть испытывала героев на верность, прочность, высоту чувств), она даже иногда была страданием, но никогда не мучила героев и зрителей сложностями и нервными вибрациями очередного земного воплощения. Классическая ясность сопровождала каждый сюжет. В кукольных спектаклях Габриадзе воплощал недостижимый в жизни идеал рыцарства без страха и упрека, в своих героях он обретал ту свободу чувства, о которой можно только мечтать и которую можно обретать только в высоком искусстве. Со спектаклем «Осень нашей весны» у многих до сих пор связано чувство восторга. «Кроме подневольного участия в жизни, каждый из нас имеет с нею, жизнью, лично свое, чисто мечтательное общение», —писал в начале века Иннокентий Анненский, что в полной мере созвучно с искусством Габриадзе той поры. Птичка-невеличка в спектакле Габриадзе заговорила и запела о человечности, утраченном романтизме и любви.
«Осень нашей весны» возвращала каждому ощущение его детства и первой любви, погружала в вертепный уют маленького городка. Мы все утомлены «подневольным участием в жизни», а нам дарили легкость «чисто мечтательного общения» с нею. Этот спектакль, пропитанный соками жизни, ее радостной горестью, горестной радостью, был весной нашей осени, жизнь как любовь пробуждалась в каждой клетке тесного сценического пространства.
Габриадзе поставил в то время и рыцарский роман. Как Данте искал Беатриче по кругам ада, как герой старинного рыцарского романа Флоар искал похищенную Бланшефлер, так и Арчил искал по странам и континентам свою возлюбленную, с которой они росли вместе под колыбельную, в юности качались на качелях…
Любовь в «Дочери императора Трапезунда» была тотальной, всеобъемлющей, от неба до морских глубин, ей был посвящен весь мир спектакля, это была кукольная «Песнь песней». И потому, конечно, даже в колеблющемся мире подводного царства, куда щупальца судьбы опускали Арчила, тоже царил культ любви.
В финале пьесы царь зверей лев говорил Арчилу:« Мы с тобой цари, но есть царь выше нас, имя ему — Любовь. Только влюбленный царь становится поистине царем царей»,
Со стороны Габриадзе вся эта история была в в те годы в чистом виде отрешенным донкихотством: вот так, посреди хаоса тех лет воздвигнуть рыцарское средневековье… Но именно тогда его «свободный ум» подсказал: в тот момент, когда все переворотилось, сделать спектакль только о любви, о том, что способно уцелеть в истории и памяти. Любовь склеивает осколки разбившегося мира, собирает отзвуки цивилизаций в единый чистый звук жизни, и в конце спектакля, после всех скитаний, походов, турниров и страданий, перед зрителями оставалась лишь прекрасная кукла — неподвижная женщина-рыцарь в латах, а вокруг нее кружила бабочка, в которой воплотилась навек любовь Арчила и идея, сама идея любви, на которой держится мир.
Габриадзе прошел долгий драматический путь к спектаклю «Песне о Волге». Здесь он вкрапил мгновения любви в «батальное полотно» Сталинградской битвы, словно прощаясь со всеми возможными вариантами финала любви.
История лошадей Алеши и Наташи не была прописана, не была проговорена, она звучала какими-то сумбурными отрывочными диалогами. Но она занимала в спектакле центральное место именно большой и давней любви, в истории которой Наташа изменила Алеше и ушла от него, но Алеша все равно любил и искал ее. У Габриадзе любовь всегда была побеждающим чувством жизни, а значит, чувством, побеждающим смерть. Но чтобы победить смерть, сначала нужно умереть. В середине спектакля убитый Алеша воскресал, потому что недолюбил Наташу, его любовь к Наташе побеждала смерть, чтобы он снова жил — мучился, страдал и погиб в финале, оттого что умерла, убита на поле Наташа. Значит, и ему незачем жить, незачем воскресать, незачем просить помощи ангелов.
В театре Резо Габриадзе не было никаких сложностей, кроме изумительной виртуозности самого искусства и уверенности в том, что все настоящее есть дар Божий.И поэтому по поводу любви все обстояло просто — она БЫЛА.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft