Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
30 апреля ’2023
18:49
Просмотров:
2827
Галина Мягкова
ДОРОГАМИ НАШИХ ПОБЕД.
Посвящается моему отцу, участнику Великой Отечественной войны Мягкову Николаю Павловичу.
От фольклора до современного искусства.
В доклассовом обществе фольклор был единственной формой словесного художественного творчества. Большинство произведений устного народного творчества возникли в самом народе, их создали талантливые мастера.
Пушкин писал: « Изучение старинных песен и сказок необходимо для совершенного знания свойств русского языка » .
Фольклор сопутствовал народу на протяжении всей его истории. В нем прямо или косвенно отражалась историческая действительность. Древние сказки и былины вводили в контекст быт и историю народа. В былинах рассказывалось о борьбе с татаро-монголами, о набегах кочевников, о богатырях древней Русской земли :
Алеша Попович и Тугарин Змеевич.
Святогор.
Илья Муромец и Сокольник.
Добрыня и змей.
В 16 веке создаются песни об Иване Грозном, о взятии Казани, о покушении царя Ивана на жизнь сына :
Взятие Казанского царства.
Кастрюк.
Когда зачиналась каменная Москва.
В 17 веке – песни о польской интервенции и Дмитрии Самозванце :
Плач Ксении.
Ино что у нас в Москве учинилося.
В 19 веке – о Кутузове и русско – турецких войнах :
Платов и Кутузов.
Ты Россия, ты Россия.
Пишет, пишет да султан турецкий.
Поле чистое, поле турецкое.
Наиболее характерны для песенного фольклора некоторые четко выявленные приемы :
Прием параллелизма.
Прием постепенной конкретизации.
Прием обобщения.
События, связанные с монголо - татарами получили широкое отражение в литературе той эпохи. В этих произведениях звучала боль за разоренную землю русскую, за сожженные поля, за народные слезы:
Повесть о битве на реке Калке.
Повесть о приходе Батыя на Рязань.
Слова Серапиона Владимирского.
Задонщина.
Сказание о Мамаевом побоище.
Особенности исторической жизни Русского государства определили характер культуры древней Руси. Доказательством наличия богатого и многообразного фольклора в Древней Руси является ее самобытная оригинальная литература:
Слово о полку Игореве.
Житие Александра Невского.
Слово о погибели Русской земли.
Традиции древней русской литературы и устного народного творчества сохранились и в фольклоре новейшего периода. Фольклор Великой Отечественной войны советского народа 1941 – 1945 гг. – поэтическая летопись военных лет. Он создавался в различных условиях:
1.На полях сражений.
2.Среди бойцов и партизан.
3.В условиях немецкой оккупации.
Песня, сказка, пословица, частушка, анекдот находили свое место в повседневном военном быту.
Одаренная фронтовая частушка вселяла силы в бойцов перед самыми трудными сражениями. Русский народный юмор даже в условиях войны не
потерял своего значения. Частушка веселая и лирическая, о войне и о любви, о женской верности и мужской храбрости :
Милый в армию поехал.
Говорила – я дождусь.
Его голос раздавался:
Без Победы не вернусь!
Поговорки :
Катюша с Тагила – немцу могила.
Не только штык, но и колос врага колет.
С миру по нитке – Гитлеру веревка.
Тем дальше в лес – тем хуже для СС.
Новые порядки – петля и податки.
Сюжеты и образы Великой Отечественной войны нашли отражение во всех видах искусства. Основным пластом репертуара военных лет явились песни, возникшие в дни войны в среде непрофессиональных и профессиональных поэтов и композиторов. Тема патриотизма, защиты Родины громко звучала в этих песнях:
Священная война.
Шумел сурово брянский лес.
У деревни Крюково.
Безымянная высота.
Красноармеец молодой.
Песня о капитане Рачкове.
В теплушке.
Партизанская песня.
Раскинулись рельсы далеко.
«Священная война» - выдающееся явление в музыкальной песенной культуре. Ее авторы: композитор А. Александров, поэт В. Лебедев – Кумач.
Лирическая песня войны – это песня военно-бытовая. Это песни из репертуара наших выдающихся мастеров эстрады : Л. Руслановой, И.Юрьевой, К. Шульженко, Т.Церетели, Л.Утесова, Б. Окуджавы, М.Бернеса и других.
Синий платочек.
Землянка. Катюша.
Вы слышите: грохочут сапоги.
Сережка с Малой Бронной.
Давай закурим.
Смуглянка.
Песня военных корреспондентов.
Случайный вальс.
Моя любимая.
Соловьи.
Темная ночь
Дороги.
КИНОИСКУССТВО. В годы войны не прекращалась духовная жизнь страны. С.Эйзенштейн снял свои незабываемые ленты: «Александр Невский» и «Иван Грозный», где явно звучала перекличка с историей прошлых лет. По
пьесе Корнейчука « Фронт » братьями Васильевыми был снят фильм с Бабочкиным в главной роли.
К теме Великой Отечественной войны обращались кинорежиссеры военного и послевоенного поколений. Были сняты фильмы:
Молодая гвардия.
Судьба человека.
Два бойца.
Она защищает Родину.
Радуга.
По тонкому льду.
Не забудь, станция Луговая
Майор Вихрь.
Встреча на Эльбе.
Нормандия - Неман.
Иваново детство.
Обыкновенный фашизм.
Песнь о Маншук.
Подранки.
В шесть часов вечера после войны.
Они сражались за Родину.
Звезда.
Летят журавли.
А зори здесь тихие.
Легендарные многосерийные фильмы: Освобождение, Щит и меч, Вызываем огонь на себя и, безусловно, Семнадцать мгновений весны.
Известный голливудский актер Юл Бриннер русского происхождения ( Юлий Борисович Бринер) снялся в фильме «Битва на Неретве».
Кинооператоры, погибшие на фронте:
Епифанов.
Ефимов.
Филатов.
Крылов.
Касаткин.
Пумпянский.
ПОЭЗИЯ.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Ю.Д.( Друнина )
О.Бергольц, С. Гудзенко.
М. Джалиль – Моабитская тетрадь.
А. Твардовский - Василий Теркин, Я убит подо Ржевом.
Ю.Друнина - Мир под оливами.
М.Светлов - Итальянец.
Н.Тихонов - Ты помнишь, Алеша…
К.Симонов - Жди меня.
И.Уткин - Сестра.
В.Тушнова - Салют.
О.Кожухова - Меня на фронте укрывали.
Р. Гамзатов – Журавли в пер. Гребнева
Поэты, погибшие на фронте:
В.Багрицкий
Б. Богатков А.Лебедев Л.Вилкомир
В.Занадворов В.Лобода Б.Лапин
В.Кубанев Н.Майоров
М.Кульчицкий И.Рогов
Б.Костров П.Коган
Мне противно жить не раздеваясь,
На гнилой соломе спать.
И замерзшим нищим подавая,
Надоевший голод забывать.
Коченея, прятаться от ветра,
Вспоминать погибших имена.
Из дому не получать ответа,
Барахло на черный хлеб менять.
Дважды в день считать себя умершим,
Путать планы, числа и пути,
Ликовать, что жил на свете меньше
Двадцати.
Всеволод Багрицкий
( 1922 – 1942 ).
ПРОЗА И ДРАМА
Леонов - Нашествие.
Корнейчук – Фронт.
Арбузов – Мой бедный Марат.
Симонов – Русские люди.
Крон – Офицер флота.
Лавренев – Песнь о черноморцах.
Чепурин – Сталинградцы.
Розов – Вечно живые.
Каплер - Вера, Надежда, Любовь.
Симонов - Живые и мертвые.
Бергольц – Блокадный дневник.
Бубеннов - Белая береза.
Полевой - В конце концов.
Васильев - А зори здесь тихие.
Быков - Альпийская баллада.
Бондарев - Берег.
Богомолов - Иван.
Распутин - Живи и помни.
Алексиевич – У войны не женское лицо.
Кузнецов – Бабий Яр.
Некрасов - В окопах Сталинграда.
Адамович – Гранин – Блокадная книга.
Астафьев – Прокляты и убиты.
Абрамов - Тетралогия под общим названием «Братья и сёстры».
Многие писатели, поэты и драматурги были участниками Великой Отечественной войны: Евг. Долматовский, В. Розов, А. Фатьянов, Ю. Друнина, А. Твардовский, К. Симонов, А. Межиров, Б. Окуджава, В. Быков, В. Астафьев, А. Володин, Д. Самойлов, К. Ваншенкин, и др. Великая Отечественная Война питала их творчество долгие годы, ее темы нашли отражение в их произведениях. За годы войны было создано свыше 300 пьес. Невероятную популярность получило стихотворение Р. Гамзатова «Журавли» в переводе Н. Гребнева, участника войны.
МУЗЫКА.
Великая Отечественная война не остановила развития искусства. Обостренность патриотических чувств, гражданская страстность
пронизывают музыку этого времени и об этом времени в произведениях Прокофьева, Шостаковича, Кабалевского, Гаврилина, Мясковского, Хренникова, Хачатуряна, Шнитке и многих других композиторов. Никто из них не позволил себе остаться равнодушным к страданиям Родины в жанрах концертов, ораторий, реквиемов, симфоний, камерно-вокальных произведений, сюит, балетов, опер, маршей, музыки кино и театра.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО.
Уже на следующий день после нападения Германии на нашу страну на улицах городов появился плакат Кукрыниксов « Беспощадно разгромим и
уничтожим врага » . Хорошо всем известен и плакат художника И. Тоидзе «Родина – Мать зовет!».
Во многих городах стали выходить ОКНА ТАСС. Они повествовали о ходе войны. В военные и послевоенные годы появились выдающиеся произведения живописи и скульптуры.
Борис Ефимов - графика
Корин – триптих Александр Невский.
Кукрыниксы - Конец, Таня, Бегство фашистов из Новгорода.
Коржев - Чувелев - серия «Опаленные огнем войны».
Никич –Криличевский - Военные корреспонденты.
Савицкас - В сожженном фашистами селе.
Неменский - Машенька.
Пименов - Следы шин.
Пластов - Фашист пролетел.
Ряжский - В рабство.
Николаев – За что?
Серов – Расстрел.
Герасимов – Мать партизана.
Юон – Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года.
Дейнека – Оборона Севастополя.
Мыльников – Ленинград. 1941.
Наседкин – Панфиловцы под Москвой.
Памфилов – Знамя Победы, Подвиг гвардейцев - панфиловцев, Подвиг Александра Матросова.
Кривоногов – Победа.
Попков – Шинель отца.
Скульптуры Шадра, Цигаля, Вучетича, Мухиной, Кербеля, Тулекова, Абенова, Штамма, Павлова, Глебова-Вадбольского стали украшать многие города.
Перед войной для скульптурной модели «Девушка с веслом» Шадра послужила Вера Волошина, схваченная в один день с Зоей Космодемьянской.
И в наше время эта скульптура – уже исторический памятник героине.
Генерал – лейтенант Карбышев – зверски замученный фашистами, был воплощен в камне скульптором Цигалем.
В Берлине в Трептов – парке был установлен памятник воину – освободителю - центральная фигура памятника - память о воинах Советской Армии, павших в боях с фашистами скульптора Вучетича.
Искусство всегда создается усилиями сотен мастеров, но как заметен и значителен приход в него каждой яркой личности.
Не оставляют тему Великой Отечественной войны и современные художники. Ведь в каждой нынешней семье в России кто-то воевал или погиб. Сохранились фронтовые фотографии. Имена Героев Советского Союза высечены в зале Славы Музея Победы на Поклонной горе в Москве.
Великая Отечественная война советского народа, как и Куликовская битва, и Отечественная война 1812 года способствовали объединению всех сил страны для Победы над врагом и освобождению богатых духовных сокровищ. Особенности исторического становления государства, учитывая, что Россия возникла на стыке христианского мира, мусульманской цивилизации, классического буддистского Востока, огромного региона, занятого кочевниками и православное вероисповедание способствовали
многочисленным положительным контактам, а также взаимопроникновению культур, что нашло адекватное отражение в фольклоре, литературе и искусстве многонациональной страны.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи