О СВАДЬБЕ А.С.ПУШКИНА
ЗАПИСАНО по РАССКАЗУ "БАБУШКИ"
(Екатерины Васильевны Щипуниной, урожд.Красовской)
Детство и раннюю молодость я провела в Москве, где в это время по зимам жили мои родители (1879-1902). В это время тоже в Москве жили родственницы моей матери (сестра ее мачехи) Щипунины из которых одна была замужем за Вл.Сем.ЗЫКОВЫМ, их дом был по Трубниковскому пер. близъ Поварской. С ними жила их мать Екатерина Васильевна - глубокая старуха лет 90, моя мать звала ее бабушкой, да и все в нашей семье тоже называли ее "бабушкой".
Почти каждое воскресенье и во дни семейных праздников бабушка приезжала к нам после обедни к завтраку. Всегда на ней была большая шляпа с цветам, буклями, опущенными на висках и большим бантом, завязанным под подбородком, в пестрой шали на плечах или летом в кружевной черной мантильи, перчатках-митенках, с маленьким зонтиком в руках. За пирогом бабушка много говорила но никогда не рассказывала о своих дочерях, ни о многочисленных московских знакомых, которых она давно не посещала.
Когда-то бабушка была богата, но ее муж проиграл ее приданое 200 тыс. рублей, и с тех пор у нее были некоторые странности. Настоящего дня для нее не существовало, но прошлое помнила хорошо. С интересом слушала Я ее рассказы о балах, о выездах, о коронации Николая I, о том, какие носили платья, как она в молодости носила коротенькие лифчики и туфельки с переплетом.
Бабушка всю жизнь прожила в Москве. У ее отца Красовского был дом на Новинском бульваре, перешедший в приданое ее младшей сестре Воронецкой, а затем ее внучке Пастуховой, потом проданный Плевако.
Одно время конец 40-х и 50-х г.г. жила она в Рязани, где ее муж служил при Губернаторе чиновником особых поручений, там ее дочь вышла замуж за моего деда - В.Н.Яблокова.
Бабушка знала всю Московскую знать, знала все их родственные связи, следила за событиями в их семьях, но знакомство с ними давно не поддерживала. В то время она получала маленькую пенсию и жила у своей дочери Зыковой в антресолях особнячка в Трубниковском пер. Она хорошо помнила все, что касалось прошлого.
Рассказы бабушки были живые картинные, и слушая ее, я переживала и ее первый бал и катанье под Новинском, и приезд царя Николая I в Москву после восстания декабристов, когда почти в каждой семье в Москве был кто-нибудь из близких "замешан в заговоре и пострадал". Рассказывала бабушка, как все тогда "боялись" царя и его приезда на коронацию, но вместе с тем спешили принять участие во встрече, в торжестве. Одним словом, бабушка, как коренная москвичка в своих рассказах передавала события и жизнь ее молодости.
Присутствовала она так же на свадьбе ПУШКИНА, видела венчание в церкви Большого Вознесения.
В то время было принято отправляться смотреть венчанье малознакомых, но тем или другим известных людей. В дневниках моей другой бабушки того времени находятся постоянные сообщения, что молодежь в виде развлечения ездила смотреть венчание в церквах и потом обменивались впечатлениями. Свадьба Пушкина очевидно была событие в Москве, и всем понятно, что все желали быть свидетелями этого события, а затем в обществе обменивались впечатлениями. Рассказ бабушки таким образом является типичным для той среды, где жил поэт и его невеста - Гончарова.
Повторяла свой рассказ бабушка много раз и всегда почти в одних и тех же выражениях. "Вот теперь ты пойдешь на Тверской бульвар и смотришь на памятник Пушкина", говорила бабушка, "а я видела его самого и свадьбу его помню. Мы с сестрой и конечно папенька с маменькой с нами бывали по праздникам у "Большого Вознесения", тогда все туда ездили к обедне. Становились мы всегда у левого клироса, а Гончаровы у правого. Какая красавица была Натали Гончарова. Особенно как станет на колени во время "Херувимской", да поднимет глаза - молится, так прямо залюбуешься.
Пушкин в нее влюбился и тоже приходил в церковь к обедне, но не молиться, а смотреть на Гончарову. Он становился как раз за нами, тоже у левого клироса, чтобы ему виднее было Гончаровых.
Раз привел он с собой художника и тот карандашом в альбомчике рисовал портрет Натали как раз когда она опускалась на колени. Художник стал около нее и начал рисовать, а Пушкин сложил руки и через плечо художника смотрит как тот рисует портрет.
Венчали их тоже у Большого Вознесения. Мы с сестрой были в церкви. Все было торжественно, зажжены все свечи, все ковры расстелены и невеста зашла, такая красавицы. Только не пара он был ей, не пара хоть и знаменитый человек.
Уж очень некрасив и невидный только глаза замечательные серые живые, так и бегают, так и бегают. Сам весь курчавый... Ведь он от арапа происходил", добавляла бабушка понижая голос и последние слова говоря как бы по секрету. "Под венцом в белых кружевах Натали Гончарова была еще лучше чем всегда, так шел к ней свадебный наряд, и стояла она все время как статуя, только глаза то опускала, то поднимала к куполу, а жених плохо стоял под венцом, переминался с ноги на ногу, дергался, вертел головой и все на невесту глядел с боку, оглядывался. Совсем не было серьезности как надо во время такого обряда. Тогда же все говорили, что он ей не пара, такой красавице".