-- : --
Зарегистрировано — 124 123Зрителей: 67 167
Авторов: 56 956
On-line — 26 425Зрителей: 5206
Авторов: 21219
Загружено работ — 2 135 170
«Неизвестный Гений»
Герой Советского Союза Масич В.Г.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
01 октября ’2014 06:38
Просмотров: 19248
Масич Виктор Григорьевич родился 15.07.17 г. в Хабаровске в семье рабочего. Украинец. Окончил десятилетку.
В 1936 г. по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче, которую окончил в 1939 г.
Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиаполка ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Отличился в боях на Карельском перешейке, проявив себя смелым, мужественным разведчиком. Совершил 53 боевых вылета в глубокий тыл противника. В воздушных боях сбил 4 самолета.
Рассказывает военный корреспондент Ставский: «Лейтенант Масич на земле может показаться малоподвижным и даже неловким. Отец его работает грузчиком в Хабаровском порту. Виктору Масичу всего 23 года, а он уже три года служит в авиации: в летчики он пошел в 1936 году вместе со своими сверстниками-комсомольцами.
В первый же день войны против белофиннов Масич сказал на митинге летчиков:
— Я хочу идти в бой коммунистом.
Он был принят в партию, и 1 декабря… уже штурмовал в Выборге белофинский воинский поезд...
Вот он ходит вразвалку около своего самолета, заставленного молодыми елками.
Синий снег скрипит под его тяжелым шагом. Он поглядывает на небо, на линию горизонта небольшими карими глазами. Изредка поджимает обветренные толстые губы. И весь он — в своем меховом комбинезоне и лохматых унтах, высокий и широкоплечий — похож на молодого добродушного медведя.
Над озером сияет голубое утро. На лапах могучих елей, обступивших невысокий обрыв берега, сверкают ледяные сосульки. Дышится радостно и легко... Масич улыбается.
От командного пункта — в деревьях на берегу — бежит командир. Звучит команда:
— По самолетам!
Над аэродромом дымной дугой взлетает сигнальная ракета. И, словно ракета, взлетает в кабину самолета лейтенант Масич.
Механики и мотористы растаскивают маскировочные елочки. Подъезжает, круто тормозит стартер. Мгновенно взревывает мотор. От винта в глубь леса стремится вихрь, неистово мотая ветви сосен и елок.
Командир дает старт. Масич ответно поднимает руку в огромной, с раструбами, перчатке. Его самолет трогается и вот уже мчится по льду с нарастающим звенящим гулом. Позади вздымается серебряная снежная вьюга. Самолет взмывает в ковано-звонкую синеву неба. И это уже не машина: живую и страстную волю свою вдохнул в металл летчик-истребитель Масич!..
Масич — лучший разведчик во всем полку… разведал белофинский аэродром около Иматры. Майор Зеленцов выслал туда пятерку с Масичем же во главе. И летчики расстреляли на взлете с аэродрома четыре вражеских самолета, зажгли ангары и навесы и ушли назад — патронов было уже мало...
Лейтенант Масич ведет звено истребителей в тыл белофиннов. На земле, внизу, чернеют огромные лесные массивы...
Уже позади линия фронта, обозначенная гигантской цепью озер, бело-розовыми облачками снарядных разрывов. Над финской стороной стелются зловещие черные космы пожарищ: отходя, враг сжигает за собой все.
В лесу, по накатанной дороге движутся от фронта легковые автомобили.
— Начальство белофинское! — злорадно думает Масич и, качнув самолет с крыла на крыло, переводит его в пике. Хорошо видно, как из автомобилей выпрыгивают фигурки, разбегаются. Масич нажимает гашетки своих пулеметов... Фигурки падают, чернеют на снегу, над автомобилями — огонь и дым.
Звено истребителей продолжает грозный полет. Здесь уже глубокий тыл врага. На линии железной дороги летчики замечают воинский эшелон. Они опять пикируют, делают круг, другой, третий, пока расстрелянный паровоз не окутывается облаком пара, а над вагонами не взметнулось пламя.
Масич улыбается под шелковой маской и вновь поджимает толстые губы. Все это хорошо, но не главное. Надо найти и уничтожить самолеты врага. И Масич с жарким нетерпением ведет свою машину глубже, дальше в тыл врага, зорко разглядывая опушки рощ и перелесков, особенно на берегах озер. Вот и район Имола.
— Неужели перебазировались отсюда? — негодует Масич. И вдруг в сердце его стукнуло: у кромки леса над озером впереди выруливают два коротких тупорылых «Бульдога»…
Масич нажимает гашетки. Впереди, совсем близко, переворачивается вражеский самолет, рушится вниз. Масич, проносясь вперед, смотрит, как яркое пламя вспыхивает над центропланом.
— Нормально! — радостно про себя говорит Масич. И, глянув вокруг и вверх, невольно пригибается над ручкой управления: над ним спереди всюду самолеты врага, и небо словно муравейник.
Навстречу мчится яростный «Бульдог».
— Врешь! Свернешь! — Масич бесстрашно идет в лобовую атаку.
— Только бы с хвоста не подобрались! — мелькает у него мысль. И голова его сейчас — словно на шарнире: надо видеть все вокруг. «Бульдог» издали открывает огонь. Красные трассы его пуль легли прямо к мотору Масича. И он с захолодевшим сердцем чувствует, как ударились пули. И сам бьет по врагу. Но тот отваливается в сторону. А мотор сильно дымит. Два цилиндра разбиты. Где же боевые друзья? Масич оглядывает небо. И видит: к хвосту его самолета уже вяжется «Фоккер», справа под углом 90 градусов пристроился «Бульдог» и бьет прямо в кабину. Стучат пули, в лицо Масича бьют осколки стекла, щепки.
Масич выводит свою машину из-под удара сзади и тут же, схватив в прицел «Бульдога», кладет в него меткую очередь. И этот враг — сбитый — рухнул вниз.
Но тут — с обеих сторон его атакуют враги. И к хвосту снова вяжется «Фоккер».
А мотор дымит все сильнее.
— Неравный бой! Товарищей нет — им самим, видно, трудно сейчас. Враг считает, что это уже верная добыча...
Масич видит, как слева возникает красная трасса пуль и движется к нему. Вот она уже идет по крылу, прямо к центру. Враг бьет в упор с хвоста. Еще мгновенье... Масич срывает самолет вправо, в пике. Трасса финских пуль где-то там. Как ослепительно сияет все вокруг. Еще повоюем.
Масич выхватывает самолет из пике у самых верхушек елей и ведет его к линии фронта, в нашу сторону. Он делает резкую змейку. Летит, едва не цепляясь за иззубренные вершины леса.
Старательно избегает пролетать над снежными полянами, над открытыми местами — лес все же маскирует его от врага сверху.
Враги снова гонятся над ним. Заходят с хвоста. Набирают высоту и бросаются на него. Вокруг прямо снуют вражеские пули.
У Масича кончились патроны. Совсем вплотную добираются обнаглевшие белофинны. Вдруг подумалось, что если б так близко летели свои, он смог бы рассмотреть черты лица. Тотчас в лицо брызнули осколки, щепки. Масич — безоружный и яростный — кидает свой самолет боевым разворотом на врага, и тот трусливо отваливается в сторону…
Ни на секунду не теряясь, Масич маневрирует: то мечется в сторону змейкой, то кидается в ложные атаки.
Впереди уже видна линия фронта с ее дымками разрывов, но как далеко до нее! А мотор обрезает. Обернувшись, Масич видит в хвосте «Фоккера». Пули вспарывают фюзеляж.
На мгновенье Масичу кажется, что все уже кончено. Но он уже вывел самолет из-под прицельного огня… Снова змейка. Из патрубков хлещут длинные языки пламени. Сзади — густая дымная полоса. Вдруг исчезают вражеские самолеты. Внизу — знакомые места, линия фронта, и там — свои…
Майор Зеленцов совещается с комиссаром Яковенко. У обоих суровы лица: неужели Масич погиб? Масич, добродушный и грозный, застенчивый и неустрашимый, с первого часа войны ни на один день не выбывавший из полка, вдохновенный участник всей боевой работы полка!..
Слева, над перелеском появляется, растет точка. Зеленцов и Яковенко и все оставшиеся не спускают с нее глаз.
Самолет с ходу идет на посадку, он уже бежит по льду. Навстречу с восторженными криками бегут товарищи.
И вот Масич грузно переваливается через борт кабины. Зеленцов с тревогой спрашивает:
— Ну, как дела?
Он уже успел рассмотреть десятки пробоин: когда их сосчитали — их оказалось 80!.. Виктор Масич добродушно улыбается:
— Получилось нормально![1]».
7.04.40 г. младшему лейтенанту Масичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 327.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 68-го истребительного авиаполка. В воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолетов, один из них - тараном.
Член ВКП(б) с 1941 г.
В 1943 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и перешел на летно-испытательскую работу в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Fw.190D-9, Ме.262, Р-63 «Кингкобра», Ла-9, МиГ-9.
По отзывам сослуживцев Масич был человеком редкой скромности и большого мужества.
Провёл испытания Р-39 «Аэрокобра» на нормальный и перевёрнутый штопор, испытания «Киттихаука» на пикирование, Ла-7УТИ на прочность.
Долгое время работал над доводкой самолета Ла-7УТИ по новой методике разработанной П.С. Лешаковым. В одном из полетов, при достижении машиной предельного режима, разрушилось сразу два узла подвески руля высоты. Только благодаря мужеству и летному мастерству Масича полет завершился благополучно. Вскрытые недостатки Ла-7УТИ были изучены и устранены, что позволило предотвратить возможные катастрофы в летных училищах и строевых частях.
3.08.47 г. в составе девятки Ла-9РД участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР.
19.08.47 г. капитан Масич погиб при испытании модифицированного МиГ-9 с двигателем РД-10Ф. Похоронен на кладбище около ст. Чкаловская (в черте г. Щёлково) Московской области.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина (1940), Отечественной войны 1-й степени (1947 посмертно) и 2-й степени (1945), Красной Звезды (1941), медалями.
Литература:
1. Подвиги их бессмертны – 2-е изд., испр. и доп. – Хабаровск, 1985. С. 114
Примечания:
[1] Ставский В. Как дела? – Нормально! // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть II. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 168.
В 1936 г. по путевке ЦК ВЛКСМ был направлен в 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче, которую окончил в 1939 г.
Участвовал в советско-финской войне. Был штурманом эскадрильи 68-го отдельного истребительного авиаполка ВВС 13-й армии Северо-Западного фронта. Отличился в боях на Карельском перешейке, проявив себя смелым, мужественным разведчиком. Совершил 53 боевых вылета в глубокий тыл противника. В воздушных боях сбил 4 самолета.
Рассказывает военный корреспондент Ставский: «Лейтенант Масич на земле может показаться малоподвижным и даже неловким. Отец его работает грузчиком в Хабаровском порту. Виктору Масичу всего 23 года, а он уже три года служит в авиации: в летчики он пошел в 1936 году вместе со своими сверстниками-комсомольцами.
В первый же день войны против белофиннов Масич сказал на митинге летчиков:
— Я хочу идти в бой коммунистом.
Он был принят в партию, и 1 декабря… уже штурмовал в Выборге белофинский воинский поезд...
Вот он ходит вразвалку около своего самолета, заставленного молодыми елками.
Синий снег скрипит под его тяжелым шагом. Он поглядывает на небо, на линию горизонта небольшими карими глазами. Изредка поджимает обветренные толстые губы. И весь он — в своем меховом комбинезоне и лохматых унтах, высокий и широкоплечий — похож на молодого добродушного медведя.
Над озером сияет голубое утро. На лапах могучих елей, обступивших невысокий обрыв берега, сверкают ледяные сосульки. Дышится радостно и легко... Масич улыбается.
От командного пункта — в деревьях на берегу — бежит командир. Звучит команда:
— По самолетам!
Над аэродромом дымной дугой взлетает сигнальная ракета. И, словно ракета, взлетает в кабину самолета лейтенант Масич.
Механики и мотористы растаскивают маскировочные елочки. Подъезжает, круто тормозит стартер. Мгновенно взревывает мотор. От винта в глубь леса стремится вихрь, неистово мотая ветви сосен и елок.
Командир дает старт. Масич ответно поднимает руку в огромной, с раструбами, перчатке. Его самолет трогается и вот уже мчится по льду с нарастающим звенящим гулом. Позади вздымается серебряная снежная вьюга. Самолет взмывает в ковано-звонкую синеву неба. И это уже не машина: живую и страстную волю свою вдохнул в металл летчик-истребитель Масич!..
Масич — лучший разведчик во всем полку… разведал белофинский аэродром около Иматры. Майор Зеленцов выслал туда пятерку с Масичем же во главе. И летчики расстреляли на взлете с аэродрома четыре вражеских самолета, зажгли ангары и навесы и ушли назад — патронов было уже мало...
Лейтенант Масич ведет звено истребителей в тыл белофиннов. На земле, внизу, чернеют огромные лесные массивы...
Уже позади линия фронта, обозначенная гигантской цепью озер, бело-розовыми облачками снарядных разрывов. Над финской стороной стелются зловещие черные космы пожарищ: отходя, враг сжигает за собой все.
В лесу, по накатанной дороге движутся от фронта легковые автомобили.
— Начальство белофинское! — злорадно думает Масич и, качнув самолет с крыла на крыло, переводит его в пике. Хорошо видно, как из автомобилей выпрыгивают фигурки, разбегаются. Масич нажимает гашетки своих пулеметов... Фигурки падают, чернеют на снегу, над автомобилями — огонь и дым.
Звено истребителей продолжает грозный полет. Здесь уже глубокий тыл врага. На линии железной дороги летчики замечают воинский эшелон. Они опять пикируют, делают круг, другой, третий, пока расстрелянный паровоз не окутывается облаком пара, а над вагонами не взметнулось пламя.
Масич улыбается под шелковой маской и вновь поджимает толстые губы. Все это хорошо, но не главное. Надо найти и уничтожить самолеты врага. И Масич с жарким нетерпением ведет свою машину глубже, дальше в тыл врага, зорко разглядывая опушки рощ и перелесков, особенно на берегах озер. Вот и район Имола.
— Неужели перебазировались отсюда? — негодует Масич. И вдруг в сердце его стукнуло: у кромки леса над озером впереди выруливают два коротких тупорылых «Бульдога»…
Масич нажимает гашетки. Впереди, совсем близко, переворачивается вражеский самолет, рушится вниз. Масич, проносясь вперед, смотрит, как яркое пламя вспыхивает над центропланом.
— Нормально! — радостно про себя говорит Масич. И, глянув вокруг и вверх, невольно пригибается над ручкой управления: над ним спереди всюду самолеты врага, и небо словно муравейник.
Навстречу мчится яростный «Бульдог».
— Врешь! Свернешь! — Масич бесстрашно идет в лобовую атаку.
— Только бы с хвоста не подобрались! — мелькает у него мысль. И голова его сейчас — словно на шарнире: надо видеть все вокруг. «Бульдог» издали открывает огонь. Красные трассы его пуль легли прямо к мотору Масича. И он с захолодевшим сердцем чувствует, как ударились пули. И сам бьет по врагу. Но тот отваливается в сторону. А мотор сильно дымит. Два цилиндра разбиты. Где же боевые друзья? Масич оглядывает небо. И видит: к хвосту его самолета уже вяжется «Фоккер», справа под углом 90 градусов пристроился «Бульдог» и бьет прямо в кабину. Стучат пули, в лицо Масича бьют осколки стекла, щепки.
Масич выводит свою машину из-под удара сзади и тут же, схватив в прицел «Бульдога», кладет в него меткую очередь. И этот враг — сбитый — рухнул вниз.
Но тут — с обеих сторон его атакуют враги. И к хвосту снова вяжется «Фоккер».
А мотор дымит все сильнее.
— Неравный бой! Товарищей нет — им самим, видно, трудно сейчас. Враг считает, что это уже верная добыча...
Масич видит, как слева возникает красная трасса пуль и движется к нему. Вот она уже идет по крылу, прямо к центру. Враг бьет в упор с хвоста. Еще мгновенье... Масич срывает самолет вправо, в пике. Трасса финских пуль где-то там. Как ослепительно сияет все вокруг. Еще повоюем.
Масич выхватывает самолет из пике у самых верхушек елей и ведет его к линии фронта, в нашу сторону. Он делает резкую змейку. Летит, едва не цепляясь за иззубренные вершины леса.
Старательно избегает пролетать над снежными полянами, над открытыми местами — лес все же маскирует его от врага сверху.
Враги снова гонятся над ним. Заходят с хвоста. Набирают высоту и бросаются на него. Вокруг прямо снуют вражеские пули.
У Масича кончились патроны. Совсем вплотную добираются обнаглевшие белофинны. Вдруг подумалось, что если б так близко летели свои, он смог бы рассмотреть черты лица. Тотчас в лицо брызнули осколки, щепки. Масич — безоружный и яростный — кидает свой самолет боевым разворотом на врага, и тот трусливо отваливается в сторону…
Ни на секунду не теряясь, Масич маневрирует: то мечется в сторону змейкой, то кидается в ложные атаки.
Впереди уже видна линия фронта с ее дымками разрывов, но как далеко до нее! А мотор обрезает. Обернувшись, Масич видит в хвосте «Фоккера». Пули вспарывают фюзеляж.
На мгновенье Масичу кажется, что все уже кончено. Но он уже вывел самолет из-под прицельного огня… Снова змейка. Из патрубков хлещут длинные языки пламени. Сзади — густая дымная полоса. Вдруг исчезают вражеские самолеты. Внизу — знакомые места, линия фронта, и там — свои…
Майор Зеленцов совещается с комиссаром Яковенко. У обоих суровы лица: неужели Масич погиб? Масич, добродушный и грозный, застенчивый и неустрашимый, с первого часа войны ни на один день не выбывавший из полка, вдохновенный участник всей боевой работы полка!..
Слева, над перелеском появляется, растет точка. Зеленцов и Яковенко и все оставшиеся не спускают с нее глаз.
Самолет с ходу идет на посадку, он уже бежит по льду. Навстречу с восторженными криками бегут товарищи.
И вот Масич грузно переваливается через борт кабины. Зеленцов с тревогой спрашивает:
— Ну, как дела?
Он уже успел рассмотреть десятки пробоин: когда их сосчитали — их оказалось 80!.. Виктор Масич добродушно улыбается:
— Получилось нормально![1]».
7.04.40 г. младшему лейтенанту Масичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 327.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. Был заместителем командира эскадрильи 68-го истребительного авиаполка. В воздушных боях уничтожил 8 вражеских самолетов, один из них - тараном.
Член ВКП(б) с 1941 г.
В 1943 г. окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского и перешел на летно-испытательскую работу в НИИ ВВС. Участвовал в испытаниях Fw.190D-9, Ме.262, Р-63 «Кингкобра», Ла-9, МиГ-9.
По отзывам сослуживцев Масич был человеком редкой скромности и большого мужества.
Провёл испытания Р-39 «Аэрокобра» на нормальный и перевёрнутый штопор, испытания «Киттихаука» на пикирование, Ла-7УТИ на прочность.
Долгое время работал над доводкой самолета Ла-7УТИ по новой методике разработанной П.С. Лешаковым. В одном из полетов, при достижении машиной предельного режима, разрушилось сразу два узла подвески руля высоты. Только благодаря мужеству и летному мастерству Масича полет завершился благополучно. Вскрытые недостатки Ла-7УТИ были изучены и устранены, что позволило предотвратить возможные катастрофы в летных училищах и строевых частях.
3.08.47 г. в составе девятки Ла-9РД участвовал в авиационном параде в Тушино, посвящённом Дню Воздушного Флота СССР.
19.08.47 г. капитан Масич погиб при испытании модифицированного МиГ-9 с двигателем РД-10Ф. Похоронен на кладбище около ст. Чкаловская (в черте г. Щёлково) Московской области.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден орденами Ленина (1940), Отечественной войны 1-й степени (1947 посмертно) и 2-й степени (1945), Красной Звезды (1941), медалями.
Литература:
1. Подвиги их бессмертны – 2-е изд., испр. и доп. – Хабаровск, 1985. С. 114
Примечания:
[1] Ставский В. Как дела? – Нормально! // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть II. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941. С. 168.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор