16+
Лайт-версия сайта

Герой Советского Союза Журавлев И.П.

Литература / Очерки / Герой Советского Союза Журавлев И.П.
Просмотр работы:
29 сентября ’2014   06:55
Просмотров: 19530

Журавлев Иван Петрович родился 19.10.05 г. в деревне Перевалово Калининской области в семье крестьянина. Русский. Окончил среднюю школу в г. Колпино.
В РККА с 1924 г. В 1925 г. окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, в 1927 г. - 2-ю военную школу летчиков Красного Воздушного Флота в Борисоглебске. Служил старшим летчиком, командиром отряда, помощником командира бомбардировочного авиаполка в п. Кречевицы.
В 1936 г. за успехи в боевой, политической и технической подготовке был награжден орденом Ленина.
С апреля 1938 г. - летчик-инспектор Управления ВВС Ленинградского военного округа.
Участвовал в советско-финской войне. Был командиром эскадрильи 85-го отдельного скоростного бомбардировочного авиаполка ВВС Северо-Западного фронта. Успешно провёл испытания по бомбометанию с малых высот парашютными бомбами.
7.04.40 г. майор Журавлев Иван Петрович был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 256.
В наградном листе указывалось: «Майор Журавлев с первых дней войны принял активное участие в боевой работе. Как инспектор ВВС ЛВО провёл большую работу по боевому сколачиванию частей Северо-Западного фронта. Ему, как отличному летчику, летающему в любых условиях погоды, была поручена ответственная работа по перебазированию истребителей на передовые аэродромы – на север и в Эстонию. Выполняя роль лидера на самолете СБ, он эту работу выполнил отлично.
С 1-го февраля 1940 г. тов. Журавлев был назначен командиром эскадрильи самолетов СБ 85 авиаполка. В задачу эскадрильи ставилось вести боевую работу в сложных метеоусловиях, в облаках, вслепую и ночью. Проявив в работе исключительную большевистскую энергию, инициативу и личное летное мастерство тов. Журавлев в короткое время сумел сколотить свою эскадрилью и вывел её на первое место в полку. За полтора месяца боевой работы эскадрилья совершила 185 боевых вылетов, налетав 446 часов в исключительно сложных метеорологических условиях и ночью. Личным мужеством и отвагой тов. Журавлев подавал пример своим подчиненным. Он совершил 18 боевых вылетов только ночью и вслепую. В то время, когда по метеоусловиям не могли действовать части ВВС фронта, тов. Журавлев одиночными вылетами нарушил деятельность ж.д. узлов противника: Коувола, Лумяки, Антреа, Элисенваара. Бомбил плотину на Саймен-канале и разрушал артиллерийские позиции в Виипури.
Наряду с боевой работой тов. Журавлев провел испытания по применению нового вида бомбометания с малых высот, с парашютными бомбами. В целях проверки этого метода тов. Журавлев совершил боевой полет на береговые артиллерийские позиции противника на мыс Ристиниеми. Несмотря на активный огонь ЗА противника он бросил бомбы с высоты не выше 100 метров.
Учитывая боевые заслуги тов. Журавлева в борьбе с белофиннами его беспредельную преданность партии Ленина – Сталина и социалистической родине, проявленную отвагу, геройство и мужество, безупречную и большую работу на протяжении 15 лет в частях ВВС – ходатайствую о присвоении звания «Герой Советского Союза» с вручением ордена «Ленина» и «Золотй Звезды»[1].
В 1940 г. полковник Журавлев был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа.
Член ВКП(б) с 1940 г.
Участвовал в Великой Отечественной войне с июня 1941 г. В начале войны командовал ВВС Северного фронта, а затем был заместителем командующего ВВС Ленинградского фронта.
Для организации согласованных действий авиации Северного и Северо-Западного фронтов исключительно важно было иметь обоюдную связь штабов ВВС обоих фронтов, но она была нарушена. Для установления контакта с командованием ВВС соседнего фронта полковник Журавлев в начале июля выехал в Старую Руссу, куда прибывали отходившие авиачасти. Там он встретился с вновь назначенным командующим ВВС Северо-Западного фронта генерал-майором авиации Куцеваловым. Выяснилось, что самолетный парк фронта резко сократился: сказались, большие потери в первые дни войны. Кроме того, отступая, авиаторы не имели возможности ремонтировать самолеты, получившие серьезные повреждения в ходе боев. Поэтому нередко приходилось неисправные машины сжигать.
В интересах обороны Ленинграда Ставка Верховного Главнокомандования 23 августа разделила Северный фронт на два фронта - Ленинградский и Карельский. В состав ВВС Ленинградского фронта вошли ВВС 23-й армии[2]. Усилия авиации фронта направлялись почти исключительно на действия по моторизованным и пехотным соединениям врага. Летчики совершали по 6-8 боевых вылетов в день.
В начале сентября в составе ВВС Ленинградского фронта было 268 самолетов, в ВВС Краснознаменного Балтийского флота - 152, итого 420 машин, в том числе 122 бомбардировщика, 288 истребителей и 10 штурмовиков. Но основу нашего самолетного парка все еще составляли машины устаревших конструкций. И, тем не менее, советское командование, придавая огромное значение обороне Ленинграда, изыскивало возможности для усиления ленинградской авиации. В августе на пополнение прибыло 4, а в сентябре - 9 авиационных полков.
Весь сентябрь в небе над Ленинградом шли тяжелые бои. В течение сентября бомбардировщики Люфтваффе совершили 23 налета на Ленинград, из них 12 ночных и 11 дневных. Из 2712 самолетов, участвовавших в налетах, к городу прорвалось 675. В сентябре враг сбросил на Ленинград 991 фугасную и 31398 зажигательных авиабомб. Городу был нанесен очень большой ущерб, понес тяжелые потери и Балтийский флот, базировавшийся в Кронштадте.
Основная нагрузка по прикрытию города в сентябре 1941 г. лежала на 7-м истребительном авиакорпусе ПВО, так как с 11 сентября с Ленинградского фронта убыли полки 8-й истребительной авиадивизии, а с 20 сентября три полка 39-й истребительной авиадивизии убыли на переформирование и за получением материальной части. Самолетов-истребителей не хватало. К тому же в период ближних боев и штурма Ленинграда значительные силы истребительной авиации, в том числе и ПВО, привлекались для поддержки сухопутных войск.
За период боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду ВВС фронта произвели 44216 боевых самолето-вылетов, из них для нанесения ударов по наземным войскам противника - 16052, по вражеским аэродромам - 1575, по железнодорожным объектам - 135, на прикрытие своих войск и объектов - 20351, на сопровождение своей авиации - 3025, на разведку - 2178.
При защите Ленинграда советские летчики проявили мужество и массовый героизм. Только за первые три месяца войны авиаторы фронта уничтожили 895 вражеских самолетов, из них 583 в воздушных боях и 312 на аэродромах. За это время в небе Ленинграда было совершено более 20 воздушных таранов.
Для действий на восточном крыле Ленинградского фронта за внешним кольцом блокады была образована авиационная оперативная группа во главе с полковником Журавлевым. Ему оперативно были подчинены и созданные там ранее 2-я и 3-я резервные авиагруппы.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: «На нас возлагалась задача непосредственного руководства боевой деятельностью авиачастей, базировавшихся за внешним кольцом блокады, на Волховском и Тихвинском аэроузлах, управлять которыми из блокированного Ленинграда стало затруднительно и нецелесообразно.
20 сентября 1941 г. штаб группы перебазировался из Ленинграда в район Волхова и приступил к организации прикрытия войск, нанесения ударов по противнику на поле боя и его резервам в ближайшем тылу и другим объектам врага. Группа обеспечивала полеты военно-транспортной авиации, доставлявшей в Ленинград продовольствие, вооружение и боеприпасы, прикрывала железнодорожные перевозки, Волховстрой, водную трассу по Ладожскому озеру и железнодорожные узлы, особенно Волхов и Тихвин».
По состоянию на 17.10.41 г. в состав группы Журавлева входило 73 исправных самолета. Но этого количества машин было явно недостаточно для решения всех задач, которые возлагались на группу.
29.10.41 г. Журавлеву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.
В ходе Тихвинской операции оперативная группа под командованием Журавлева выполнила более 3 тыс. самолето-вылетов на уничтожение вражеских войск и более 5 тыс. на прикрытие своих войск на поле боя, коммуникаций и объектов, сопровождение транспортной авиации, доставлявшей грузы в Ленинград.
После образования Волховского фронта восточная авиагруппа ВВС Ленинградского фронта была преобразована в ВВС Волховского фронта.
В начале января на пополнение ВВС фронта прибыло 6 ночных легкобомбардировочных полков, имевших на вооружении самолеты По-2, Р-5, Р-Z.
Наступление войск Ленинградского и Волховского фронтов, начавшееся в январе 1942 г. и имевшее целью разгром вражеских войск, вышедших к Ладожскому озеру, и снятие блокады Ленинграда, большого успеха не имело. Бои приняли затяжной характер.
В ходе упорных боев 2-я ударная армия Волховского фронта к началу месяца продвинулась на 75 км, перерезала железную дорогу Новгород-Ленинград и вышла на подступы к Любани. Однако, все попытки расширить прорыв и взять Любань оказались безуспешными.
19.03.42 г. немецко-фашистские войска при активной поддержке авиации сумели перерезать тыловые коммуникации 2-й ударной армии. Положение удалось восстановить лишь через неделю. Но горловина не превышала 3-5 км. 54-я армия прорвала вражескую оборону западнее Киришей, но противник бросил против советских войск все резервы и остановил наступление, когда до позиций 2-й ударной армии оставалось всего 30 км.
Бороться с вражеской авиацией было очень трудно, так как истребители составляли лишь 25 % авиации фронта. Из 211 самолетов, имевшихся к началу операции, 111 были ночными легкими бомбардировщиками, а остальные - бомбардировщики, истребители, штурмовики и разведчики. Только в конце марта ВВС фронта были усилены авиацией резерва Главного Командования.
В июне врагу удалось захлопнуть коридор, соединявший войска, попавшие в окружение, с Волховским фронтом. Авиации была поставлена важная задача - доставлять окруженным войскам продовольствие, боеприпасы, медикаменты и даже фураж лошадям, а также вывозить раненых и больных из окружения. На транспортировку грузов для окруженных войск была задействована вся авиация Волховского фронта, но основная нагрузка легла на легкие ночные бомбардировщики.
27.07.42 г. на базе ВВС Волховского фронта была сформирована 14-я Воздушная армия, командующим которой был назначен генерал-майор авиации Журавлев.
В состав армии вошли: 278-я, 279-я иад, 280-я бад, 281-я шад, 8-я отдельная дальне-разведывательная эскадрилья, 33-я отдельная корректировочная эскадрилья связи, 16-й отдельный учебно-тренировочный авиаполк, 844-й отдельный транспортный авиаполк. В каждой общевойсковой армии было оставлено по полку связи, располагавшему десятью самолетами По-2. На день формирования армии в ней имелось 133 самолета, но уже к середине августа прибыло пополнение: 27 истребителей ЛаГГ-3 и 40 штурмовиков Ил-2.
Генерал-лейтенант авиации Журавлев вспоминает: «В соответствии с указаниями командующего фронтом… штабы и службы армии развернули подготовку авиации к предстоящей Синявинской операции. Основное внимание уделялось вопросам совершенствования управления, связи и взаимодействия с войсками. Была хорошо подготовлена связь и внутри самой армии. Оперативным отделом штаба армии были разработаны план боевых действий и плановая таблица взаимодействия, сигналы наведения и целеуказания. В стрелковые дивизии, действовавшие на главном направлении, направлялись авиационные офицеры связи, снабженные переговорными таблицами, кодовыми картами и радиоданными. Эти офицеры пользовались радиостанциями стрелковых дивизий, в последних каждый батальон и дивизион имели группы подготовленных ракетчиков по целеуказанию. Была создана специальная сеть наведения истребителей на вражеские самолеты, установлена радиосвязь сухопутных войск для наведения самолетов на наземные цели в процессе боя...
Главной задачей армии было оказание всесторонней помощи войскам Волховского фронта в прорыве блокады Ленинграда...
Бои на земле не затухали, но развитие успеха сдерживалось яростным сопротивлением фашистов, готовившихся перейти в контрнаступление. Не помог изменить положения ввод в сражение второго эшелона и 2-й ударной армии, которая к этому времени была еще очень малочисленной. По решению командования войска начали отход на рубеж, занимаемый ими до наступления…
За время операции летчиками армии было совершено 4568 боевых вылетов, из них 70 процентов для непосредственной поддержки войск. В воздушных боях и на аэродромах было уничтожено 260 самолетов противника».
В начале декабря 1942 г. Ленинградский и Волховский фронты начали подготовку к наступательной операции, получившей кодовое наименование «Искра». Ставка ВГК поставила войскам двух фронтов задачу встречными ударами прорвать вражескую оборону южнее Ладожского озера, разгромить группировку немецко-фашистских войск, оборонявших шлиссельбургско-синявинский выступ, и обеспечить сообщение Ленинграда со страной по суше.
На усиление армии к началу операции из резерва Ставки поступили 1-й бак, 2-й иак и 232-я шад. К январю 1943 г. в составе 14-й ВА насчитывалось 429 самолетов, из них 35 бомбардировщиков, 174 штурмовика, 163 истребителя, 23 разведчика и корректировщика и 34 ночных легких бомбардировщика.
В ходе наступательной операции 14-я ВА должна была наносить бомбардировочно-штурмовые удары по важнейшим узлам сопротивления и коммуникациям противника, не допуская перебросок резервов в район прорыва. Главная задача истребителей состояла в надежном прикрытии ударных группировок фронтов от возможных налетов немецко-фашистской авиации.
12.01.43 г. Ленинградский и Волховский фронты перешли в решительное наступление.
Метеоусловия были очень тяжелыми для действий авиации. Десятибалльная облачность опустилась ниже 100 м, горизонтальная видимость временами ухудшалась до 500 м. Сложная погода исключала возможность применения авиации крупными группами, поэтому поддержка наземных частей производилась мелкими группами штурмовиков и истребителей.
За 40 минут до артиллерийской подготовки группы бомбардировщиков и штурмовиков 14-й ВА атаковали опорные пункты и огневые позиции артиллерии противника в районах Рабочих поселков № 4, 5, 7 и в Синявино.
Войска обоих фронтов вели бои за отдельные опорные пункты и упорно продвигались навстречу друг другу. Авиация продолжала наносить бомбовые и штурмовые удары по опорным пунктам в Рабочих поселках, на которые противник возлагал большие надежды.
18.01.43 г. разгромив противостоявшую вражескую группировку, советские войска соединились и Рабочих поселках № 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана.
В проведенной операции летчики 14-й ВА совершили 3640 боевых самолето-вылетов. На голову врага было сброшено более 1,7 тыс. тонн бомб, выпущено до 11 тыс. реактивных снарядов. В воздушных боях было сбито 90 самолетов противника.
30.04.43 г. Журавлеву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.
В июле 1943 г. части и соединения 14-й ВА приняли участие в Мгинской наступательной операции. За месяц до наступления в деревне Койчела был организован вспомогательный пункт управления армии с узлом проводной и радиосвязи. С него командующий с оперативной группой штаба мог руководить всей деятельностью соединений и частей авиации. К этому времени армия имела в своем составе 269-ю иад, 280-ю бад и 281-ю шад, 742-й отдельный разведывательный авиаполк и сводную группу легких бомбардировщиков - всего 215 самолетов.
В январе 1944 г. 14-я ВА участвовала в Новгородско-Лужской операции.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: «В общих замыслах планируемых Верховным Главнокомандованием наступательных операций в 1944 г. предусматривалась и Новгородско-Лужская, целью которой было совместным ударом Ленинградского и Волховского фронтов, при содействии 2-го Прибалтийского фронта, разгромить основные силы немецко-фашистской группы армий «Север», полностью очистить от оккупантов Ленинградскую область и создать условия для последующего освобождения Прибалтики...
К началу операции в составе нашей армии было 257 самолетов, из них 18 бомбардировщиков Пе-2. 13-я воздушная армия Ленинградского фронта, с учетом сил 2-го истребительного авиакорпуса ПВО, располагала 524 самолетами. 15-я воздушная армия Прибалтийского фронта имела 470 самолетов. Фашистские войска группы армий «Север» поддерживал 1-й воздушный флот, имевший 370 самолетов, но, по данным нашей разведки, перед Волховским и Ленинградским фронтами базировалось только 120 самолетов...
Была сделана аэрофотосъемка обороны противника по фронту до 55 километров и в глубину до 8,5 километра. Фотопланшеты были разосланы в стрелковые соединения, танковые бригады и соединения воздушной армии. Учитывая возможность быстрого продвижения войск и необходимость в связи с этим частого перебазирования авиации, вопросы повышения оперативности управления и более тесного взаимодействия с сухопутными войсками отрабатывались в военной игре по организации перебазирования частей тыла на новые аэродромы и трехдневном радиоучении.
Все это помогло расширить сеть радиостанций наведения, организовать автоколонны для быстрого подвоза материальных средств, создать команды по разведке и paзминированию аэродромов, сформировать отряды для восстановления разрушенных аэродромов и обеспечения боевых действий авиации. Были созданы специальные бригады для ускоренного ремонта самолетов и моторов…
Новгородско-Лужская операция началась 14 января 1944 г. одновременным наступлением 59-й армии Волховского фронта в районе Новгорода и 2-й ударной армии Ленинградского фронта с Ораниенбаумского плацдарма, наносившей удар на Ропшу.
13 февраля 1944 г. решением Ставки Волховский фронт как выполнивший свою задачу был расформирован. 14-я воздушная армия вела боевые действия теперь уже в составе Ленинградского фронта и продолжала поддерживать войска, продвигавшиеся на Шимск, Порхов. 26 февраля штаб армии был выведен в резерв.
За период Новгородско-Лужской операции авиация армии совершила 3640 боевых самолето-вылетов, сбила 40 самолетов противника, сбросила 465 тонн бомб и нанесла вражеским войскам большие потери в живой силе и технике».
В апреле 1944 г. 14-я ВА вошла в состав 3-го Прибалтийского фронта.
Вспоминает генерал-лейтенант авиации Журавлев: «Фронт имел задачу - во взаимодействии с Ленинградским и 2-м Прибалтийским фронтами разгромить вражескую группировку войск в Прибалтике. 14-й воздушной армией (второго формирования) командовать остался я... В двадцатых числах апреля все соединения и части, ранее переданные в состав 13-й воздушной армии, кроме 281-й штурмовой авиадивизии, были возвращены в нашу армию, она пополнилась прибывшими 305-й штурмовой и 330-й истребительной дивизиями... К началу Тартуской операции из резерва Ставки Верховного Главнокомандования прибыл 7-й штурмовой авиационный корпус.. Уже в ходе Рижской операции прибыла 336-я истребительная авиадивизия... Общее количество самолетов, участвовавших в операциях фронта, составило 650 единиц».
13.10.44 г. была освобождена Рига. Решением Ставки 3-й Прибалтийский фронт был расформирован, управление 14-й ВА выведено в резерв, а ее соединения и части переданы в другие воздушные армии.
Генерал-лейтенант авиации И.П.Журавлев оставался командующим 14-й ВА вплоть до расформирования управления армии 1.05.1945 г.
За период боевых действий на Волховском и 3-м Прибалтийском фронтах летчики 14-й ВА произвели свыше 80 тыс. боевых самолето-вылетов, в воздушных боях сбили 1011 и уничтожили на земле 312 самолетов противника. 19 летчиков совершили воздушный таран, а 10 – огненный. 32 летчикам было присвоено звание Героя Советского Союза.
После войны генерал-лейтенант авиации Журавлев продолжил службу в ВВС. В 1948 г. он окончил Высшие академические курсы при Военной академии Генштаба.
С июля 1948 г. – командующий ВВС Беломорского военного округа, с мая 1950 г. - командующий 76-й ВА.
С января 1956 г. – в распоряжении главнокомандующего ВВС.
С февраля 1956 г. - в отставке по состоянию здоровья.
Жил в Ленинграде. Почётный гражданин г. Волхов Ленинградской области.
27.06.85 г. ему было присвоено звание «Почётный гражданин Великого Новгорода».
3.05.89 г. умер. Похоронен в Санкт-Петербурге.
Герой Советского Союза (7.04.40). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Богдана Хмельницкого 1-й степени, двумя орденами Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями, иностранным орденом.

Литература:
1. Долгов И.А. Золотые Звезды калининцев. Кн. 1. – 3-е изд., доп. и перераб. – М., 1983. С. 77-79

Примечания:
[1] http://www.podvignaroda.ru/?#id=150011386&tab=navDetailManAward
[2]2-я авиадивизия, 5-я сад, 8-я и 39-я иад, 7-го иак ПВО, 116-я и 117-я разведывательных авиаэскадрильи (327 самолетов, в т.ч. 231 исправный).






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ты-Чародейка! и Зимний сад! С Наступаюшим НГ всех

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft