-- : --
Зарегистрировано — 124 377Зрителей: 67 388
Авторов: 56 989
On-line — 4 634Зрителей: 892
Авторов: 3742
Загружено работ — 2 138 561
«Неизвестный Гений»
Герой Советского Союза Ларионов Г.П.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
13 сентября ’2014 09:10
Просмотров: 19635
Ларионов Георгий Петрович родился в 1908 г. в Петербурге. Русский. Жил в поселке Чагода Вологодской области. Окончил семилетку. Член ВКП(б) в 1926 г. Работал мастером-стеклодувом. Затем окончил совпартшколу в Ленинграде. С 1928 г. работал слесарем на заводе «Красная заря». Учился на рабочем факультете при Ленинградском физико-механическом институте.
В РККА с 1932 года. Окончил военную школу летчиков в 1934 г. Служил летчиком-инструктором в авиашколе.
Участвовал советско-финской войне. Был командиром звена 7-го иап 59-й иаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.
Вспоминает летчик Борисов: «Мы прикрываем свои войска, которые форсируют реку Тайпален-йоки. За рекой находится укрепленный район противника. И вот звено старшего лейтенанта Ларионова… в котором шли лейтенант Покрышев[1] и я, получило задание прикрыть переправу, а затем сбросить листовки над укрепленным районом.
Заревели моторы - и мы в воздухе. Внизу находятся наши войска. В предутренней мгле они еле различимы. Патрулируем над рекой и видим, как наши наводят понтоны. Бьет артиллерия. Хорошо видно, как рвутся снаряды в укрепленном районе противника. Но вот по нашим самолетам стали бить зенитки, снаряды разрывались слева от нас. Мы отошли от этого места.
Когда нас сменило другое звено истребителей, мы пошли в укрепленный район противника со стороны Ладожского озера, чтобы сбросить листовки. Облачность местами доходила до 100 метров. Шли на высоте 70 — 80 метров. В пути попали под зенитный огонь. Ларионов и я шли рядом, а Покрышев отстал, и когда мы выскочили на пункт, противник открыл огонь из пулеметов. Мы не видели, откуда стреляют, но Покрышев, шедший сзади нас, заметил огневую точку и молниеносно атаковал ее. Ларионов также повел атаку на зенитную точку. В первый момент противник отстреливался, но когда мы засыпали его свинцом из пулеметов, огневая точка замолчала. Это была наша первая встреча с зенитками противника. После мы часто попадали под обстрел зениток, но всегда было достаточно нескольких очередей, чтобы противник прекратил огонь[2]».
Всего за время боев старший лейтенант Ларионов совершил 120 боевых вылетов на штурмовку, сбил 3 самолёта противника.
Рассказывает Борисов: «Утро 23 декабря. Замечательная погода... Снег так и похрустывает под ногами. Среди летного состава оживление, слышны смех и шутки летчиков, рассказывающих о неожиданных столкновениях и встречах с врагом. Звонок телефона. Сразу все замолчали. Звонят из штаба. Шинкаренко получает задание на вылет. Лица у летчиков засияли, опять есть работа... Блеснули на солнце винты, и воздух вздрогнул от мощного рева моторов. Вот уже самолеты пошли на взлет, построились и двинулись к линии фронта. Техники провожают взглядом свои машины. Затем идут в землянку отогреться: ведь у них будет много работы, когда вернутся самолеты.
Пролетаем линию фронта. Вот мы уже над заданным районом нашего патрулирования. Внимательно смотрим по сторонам.
Недалеко прошли скоростные бомбардировщики, блестя плоскостями, промчались «чайки», а вот в стороне компактно и грозно мчится еще девятка наших истребителей. Торопятся... Вдалеке замечаем силуэты наших бомбардировщиков. Они возвращаются. Но что это? Они идут разорванным строем. Несколько самолетов отстали. Напрягаем зрение и замечаем, как около отставших наших самолетов кружатся маленькие силуэтики. Это истребители противника.
Шинкаренко разворачивается, и мы на полном газу и «с прижимом» летим на выручку товарищам. Подоспели вовремя. Зато сами попали в невыгодное положение, так как… потеряли высоту. Противник оказался выше нас метров на четыреста. К тому же он имел численное превосходство. Идем в атаку. Сверху на нас сыплются финские истребители «Фоккер» Д-21. Мы их встречаем на лобовых атаках. Атаки быстры и молниеносны; кто кому зайдет скорее в хвост. Вот уже мы поднялись выше и деремся на одной высоте. Наконец, сопротивление сломлено, и вражеские самолеты разлетаются в разные стороны, кто куда, лишь бы уйти. Но не тут-то было. Здесь уже пошла драка один на один. Противник уходит из боя с переворота. В то время, когда он делает переворот и самолет на миг как бы застывает в прицеле, мы бьем его, как куропатку.
Вот Покрышев зажег одного, и тот падает к земле, разваливаясь на части… Булаев[3] жмет противника к земле, тот старается как-нибудь увильнуть, но не таков Булаев, чтобы выпускать врага. Мгновение, и противник, блеснув хвостом, врезался в землю. Куда ни посмотришь - везде одиночные поединки. Теперь уже видно, что преимущество на нашей стороне.
Неожиданно замечаю в стороне самолет противника... Он боя не принимает. Хочет уйти от меня пикированием. Я погнался за ним.... Он идет и виляет хвостом из стороны в сторону, не давая вести прицельный огонь. Даю по нему очередь... Перезаряжаю, но бесполезно, пулеметы молчат. Делать нечего, приходится бросать недобитого врага и идти обратно… Осмотрелся. Нет никого - ни наших, ни противника. Беру курс домой. В стороне вижу: дерутся два самолета. Издали не разобрать, какой наш, какой противника... Иду к месту поединка, хотя у меня пулеметы и не стреляют... Вдруг один из самолетов на миг замер и рухнул на землю. Другой, как видно, заметил меня и идет мне навстречу. Я… всматриваюсь: свой или противник? Уже можно различить красную звезду на фюзеляже. Она гордо блестит на солнце, как бы празднуя победу над врагом. Обрадованный, я узнаю командира своего звена - старшего лейтенанта Ларионова…
Набираем высоту. Наших уже нет. Ушли домой. Смотрю назад и вижу невдалеке группу из четырех самолетов. Показываю Ларионову. Идем к ней. Идем в лоб. Два самолета отделяются и на полном газу уходят в глубь вражеской территории. С другими двумя мы столкнулись на лобовых. Но атаки были недолгими, противник, не выдержав, бросился удирать. Горючее у нас было на исходе, преследовать не стали.
Когда подвели итог боя, было установлено, что сбито десять вражеских самолетов[4]. На наш аэродром не вернулись два летчика[5]».
21.03.40 г. старшему лейтенанту Ларионову Георгию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 288.
Вскоре он был назначен комэска 153-го иап. В ноябре 1940 - апреле 1941 г. полк дислоцировался на аэродроме Хелюля (г. Сортавала), а затем перебазировался в г. Кексгольм.
Участвовал в Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей 153-го иап. Летал на истребителе МиГ-3.
В начале июля в составе группы бомбами и пулеметным огнем уничтожил транспорт противника в Финском заливе.
В ночь с 20 на 21 июля 1941 г. эскадрилья Ларионова прикрывала группу штурмовиков, атаковавших один из вражеских аэродромов. В ходе боя Ларионов сбил один самолет противника, но и его истребитель был поврежден зенитным огнем. Ему удалось перетянуть на горящем самолете через линию фронта, но посадить его раненый пилот уже не сумел...
Похоронен в г. Кексгольм (Приозерск) Ленинградской области. В п. Чагода установлен памятник, в г. Приозерске - обелиск. Его именем назван поселок в Приозерском районе, улицы в г. Приозерске и п. Сазоново Чагодощенского района.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.
Литература:
1. Вологжане – Герои Советского Союза. 2-е изд., доп. и перераб. – Вологда, 1970. С. 194-195
2. Горбачевич К.С., Стрелков И.А., Хабло Е.П. Славные имена. – Л., 1965. С. 190-193
Примечания:
[1] Покрышев Пётр Афанасьевич (1914-1967) дважды Герой Советского Союза (10.02.43, 24.08.43), генерал-майор авиации (1955). Украинец. В РККА с 1934 г. Окончил 9-ю военную школу летчиков в г. Одессе. Участвовал в советско-финской войне. Лично сбил 2 самолета. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Участвовал в Великой Отечественной войне. Член ВКП(б) с 1941 г. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком. Совершил 300 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, сбил 22 самолета лично и 7 в группе. После войны окончил Военную академию Генштаба. Служил на командных должностях в войсках ПВО страны. С 1961 г. в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва.
[2] Борисов М. Из дневника летчика-истребителя // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 49.
[3] Булаев Александр Дмитриевич (1910-1943) Герой Советского Союза (2.09.43), майор. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 120 боевых вылетов, участвовал в 40 штурмовках, провёл 20 воздушных боёв, сбил 9 самолетов лично. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 159-м иап. Совершил 280 боевых вылетов, сбил 15 самолетов лично и 8 в группе. 17.05.43 г. погиб в авиакатастрофе.
[4] По финским данным 23.12.39 г. ВВС Финляндии в воздушных боях потеряли 3 самолета (гидросамолет R.29 «Ripon» IIF, легкий бомбардировщик «Fokker» C.X и истребитель «Fokker» D.XXI) и 4 летчика, сбив при этом шесть СБ из 44-го сбап, два И-16 из 7-го иап, два И-16 из 64-го иап и один Р-5.
[5] Борисов М. Указ. соч. С. 51.
В РККА с 1932 года. Окончил военную школу летчиков в 1934 г. Служил летчиком-инструктором в авиашколе.
Участвовал советско-финской войне. Был командиром звена 7-го иап 59-й иаб ВВС 7-й армии Северо-Западного фронта.
Вспоминает летчик Борисов: «Мы прикрываем свои войска, которые форсируют реку Тайпален-йоки. За рекой находится укрепленный район противника. И вот звено старшего лейтенанта Ларионова… в котором шли лейтенант Покрышев[1] и я, получило задание прикрыть переправу, а затем сбросить листовки над укрепленным районом.
Заревели моторы - и мы в воздухе. Внизу находятся наши войска. В предутренней мгле они еле различимы. Патрулируем над рекой и видим, как наши наводят понтоны. Бьет артиллерия. Хорошо видно, как рвутся снаряды в укрепленном районе противника. Но вот по нашим самолетам стали бить зенитки, снаряды разрывались слева от нас. Мы отошли от этого места.
Когда нас сменило другое звено истребителей, мы пошли в укрепленный район противника со стороны Ладожского озера, чтобы сбросить листовки. Облачность местами доходила до 100 метров. Шли на высоте 70 — 80 метров. В пути попали под зенитный огонь. Ларионов и я шли рядом, а Покрышев отстал, и когда мы выскочили на пункт, противник открыл огонь из пулеметов. Мы не видели, откуда стреляют, но Покрышев, шедший сзади нас, заметил огневую точку и молниеносно атаковал ее. Ларионов также повел атаку на зенитную точку. В первый момент противник отстреливался, но когда мы засыпали его свинцом из пулеметов, огневая точка замолчала. Это была наша первая встреча с зенитками противника. После мы часто попадали под обстрел зениток, но всегда было достаточно нескольких очередей, чтобы противник прекратил огонь[2]».
Всего за время боев старший лейтенант Ларионов совершил 120 боевых вылетов на штурмовку, сбил 3 самолёта противника.
Рассказывает Борисов: «Утро 23 декабря. Замечательная погода... Снег так и похрустывает под ногами. Среди летного состава оживление, слышны смех и шутки летчиков, рассказывающих о неожиданных столкновениях и встречах с врагом. Звонок телефона. Сразу все замолчали. Звонят из штаба. Шинкаренко получает задание на вылет. Лица у летчиков засияли, опять есть работа... Блеснули на солнце винты, и воздух вздрогнул от мощного рева моторов. Вот уже самолеты пошли на взлет, построились и двинулись к линии фронта. Техники провожают взглядом свои машины. Затем идут в землянку отогреться: ведь у них будет много работы, когда вернутся самолеты.
Пролетаем линию фронта. Вот мы уже над заданным районом нашего патрулирования. Внимательно смотрим по сторонам.
Недалеко прошли скоростные бомбардировщики, блестя плоскостями, промчались «чайки», а вот в стороне компактно и грозно мчится еще девятка наших истребителей. Торопятся... Вдалеке замечаем силуэты наших бомбардировщиков. Они возвращаются. Но что это? Они идут разорванным строем. Несколько самолетов отстали. Напрягаем зрение и замечаем, как около отставших наших самолетов кружатся маленькие силуэтики. Это истребители противника.
Шинкаренко разворачивается, и мы на полном газу и «с прижимом» летим на выручку товарищам. Подоспели вовремя. Зато сами попали в невыгодное положение, так как… потеряли высоту. Противник оказался выше нас метров на четыреста. К тому же он имел численное превосходство. Идем в атаку. Сверху на нас сыплются финские истребители «Фоккер» Д-21. Мы их встречаем на лобовых атаках. Атаки быстры и молниеносны; кто кому зайдет скорее в хвост. Вот уже мы поднялись выше и деремся на одной высоте. Наконец, сопротивление сломлено, и вражеские самолеты разлетаются в разные стороны, кто куда, лишь бы уйти. Но не тут-то было. Здесь уже пошла драка один на один. Противник уходит из боя с переворота. В то время, когда он делает переворот и самолет на миг как бы застывает в прицеле, мы бьем его, как куропатку.
Вот Покрышев зажег одного, и тот падает к земле, разваливаясь на части… Булаев[3] жмет противника к земле, тот старается как-нибудь увильнуть, но не таков Булаев, чтобы выпускать врага. Мгновение, и противник, блеснув хвостом, врезался в землю. Куда ни посмотришь - везде одиночные поединки. Теперь уже видно, что преимущество на нашей стороне.
Неожиданно замечаю в стороне самолет противника... Он боя не принимает. Хочет уйти от меня пикированием. Я погнался за ним.... Он идет и виляет хвостом из стороны в сторону, не давая вести прицельный огонь. Даю по нему очередь... Перезаряжаю, но бесполезно, пулеметы молчат. Делать нечего, приходится бросать недобитого врага и идти обратно… Осмотрелся. Нет никого - ни наших, ни противника. Беру курс домой. В стороне вижу: дерутся два самолета. Издали не разобрать, какой наш, какой противника... Иду к месту поединка, хотя у меня пулеметы и не стреляют... Вдруг один из самолетов на миг замер и рухнул на землю. Другой, как видно, заметил меня и идет мне навстречу. Я… всматриваюсь: свой или противник? Уже можно различить красную звезду на фюзеляже. Она гордо блестит на солнце, как бы празднуя победу над врагом. Обрадованный, я узнаю командира своего звена - старшего лейтенанта Ларионова…
Набираем высоту. Наших уже нет. Ушли домой. Смотрю назад и вижу невдалеке группу из четырех самолетов. Показываю Ларионову. Идем к ней. Идем в лоб. Два самолета отделяются и на полном газу уходят в глубь вражеской территории. С другими двумя мы столкнулись на лобовых. Но атаки были недолгими, противник, не выдержав, бросился удирать. Горючее у нас было на исходе, преследовать не стали.
Когда подвели итог боя, было установлено, что сбито десять вражеских самолетов[4]. На наш аэродром не вернулись два летчика[5]».
21.03.40 г. старшему лейтенанту Ларионову Георгию Петровичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Ему была вручена медаль «Золотая Звезда» № 288.
Вскоре он был назначен комэска 153-го иап. В ноябре 1940 - апреле 1941 г. полк дислоцировался на аэродроме Хелюля (г. Сортавала), а затем перебазировался в г. Кексгольм.
Участвовал в Великой Отечественной войны. Командовал эскадрильей 153-го иап. Летал на истребителе МиГ-3.
В начале июля в составе группы бомбами и пулеметным огнем уничтожил транспорт противника в Финском заливе.
В ночь с 20 на 21 июля 1941 г. эскадрилья Ларионова прикрывала группу штурмовиков, атаковавших один из вражеских аэродромов. В ходе боя Ларионов сбил один самолет противника, но и его истребитель был поврежден зенитным огнем. Ему удалось перетянуть на горящем самолете через линию фронта, но посадить его раненый пилот уже не сумел...
Похоронен в г. Кексгольм (Приозерск) Ленинградской области. В п. Чагода установлен памятник, в г. Приозерске - обелиск. Его именем назван поселок в Приозерском районе, улицы в г. Приозерске и п. Сазоново Чагодощенского района.
Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден двумя орденами Ленина и орденом Красного Знамени.
Литература:
1. Вологжане – Герои Советского Союза. 2-е изд., доп. и перераб. – Вологда, 1970. С. 194-195
2. Горбачевич К.С., Стрелков И.А., Хабло Е.П. Славные имена. – Л., 1965. С. 190-193
Примечания:
[1] Покрышев Пётр Афанасьевич (1914-1967) дважды Герой Советского Союза (10.02.43, 24.08.43), генерал-майор авиации (1955). Украинец. В РККА с 1934 г. Окончил 9-ю военную школу летчиков в г. Одессе. Участвовал в советско-финской войне. Лично сбил 2 самолета. Награжден орденом Красного Знамени. Участвовал в освобождении Западной Украины и Западной Белоруссии. Участвовал в Великой Отечественной войне. Член ВКП(б) с 1941 г. Командовал эскадрильей, а затем авиаполком. Совершил 300 боевых вылетов, провел 60 воздушных боев, сбил 22 самолета лично и 7 в группе. После войны окончил Военную академию Генштаба. Служил на командных должностях в войсках ПВО страны. С 1961 г. в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 3-го созыва.
[2] Борисов М. Из дневника летчика-истребителя // Бои в Финляндии. Воспоминания участников. Часть I. - М.: Воениздат, 1941. С. 49.
[3] Булаев Александр Дмитриевич (1910-1943) Герой Советского Союза (2.09.43), майор. Участвовал в советско-финской войне. Совершил 120 боевых вылетов, участвовал в 40 штурмовках, провёл 20 воздушных боёв, сбил 9 самолетов лично. Награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». Участвовал в Великой Отечественной войне. Командовал 159-м иап. Совершил 280 боевых вылетов, сбил 15 самолетов лично и 8 в группе. 17.05.43 г. погиб в авиакатастрофе.
[4] По финским данным 23.12.39 г. ВВС Финляндии в воздушных боях потеряли 3 самолета (гидросамолет R.29 «Ripon» IIF, легкий бомбардировщик «Fokker» C.X и истребитель «Fokker» D.XXI) и 4 летчика, сбив при этом шесть СБ из 44-го сбап, два И-16 из 7-го иап, два И-16 из 64-го иап и один Р-5.
[5] Борисов М. Указ. соч. С. 51.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор