-- : --
Зарегистрировано — 123 174Зрителей: 66 279
Авторов: 56 895
On-line — 9 253Зрителей: 1799
Авторов: 7454
Загружено работ — 2 120 018
«Неизвестный Гений»
Тифлис-музыкальная родина Шаляпина
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
14 апреля ’2010 16:36
Просмотров: 27580
Шаляпин – не баловень судьбы. Он прошел через голодное, трудное детство в Казани. Случилось так, что в годы своих скитаний он попал в Тифлис. Четыре дня без денег, пристанища бродил по городу. Кругом разливались ароматы жарящихся на улицах шашлыков, одуряюще пахло свежевыпеченным грузинским хлебом, горы фруктов высились на прилавках. А он умирал от голода, скрючившись очередной ночью под лестницей очередного подъезда. И тогда Федор решился: увидев на витрине оружейного магазина пистолеты, он собирался войти, и,выбирая оружие, нажать на курок и покончить с собой.Но тут его окликнул знакомый голос итальянца – актера Понти, с которым Шаляпин играл на раньше на одних театральных подмостках. Узнав о трагедии Федора и его решении, Понти повел его домой, отогрел, накормил, приютил – до лучших времен. И времена эти скоро настали.
Случайно познакомившись в одном из летних ресторанчиков со служащими Управления железной дороги, Шаляпин получил вакантное место в канцелярии. Теперь голос Шаляпина, как выдержанное временем натуральное вино, приобрел силу, мощь, удивительный тембр. Им все больше заслушивались в городских садах.
В этот период он познакомился с красивой хористкой Марией Шульц. Дружба переросла в более интимные отношения. Но Мария питала страсть к вину.Федор боролся с этим пороком, пытался спасти ее, но безрезультатно и их пути разошлись.
Как-то Шаляпин получил от антрепренера заманчивое предложение – устроить его в Казанскую оперу, на вторые роли.Шаляпин приготовился покинуть Тифлис. Но в день отъезда произошло знаменательное событие.
Давно уже сослуживцы советовали ему обратиться к известному педагогу, преподавателю пения, бывшему артисту Императорских театров Усатову.
Шаляпин вспоминал: «В день отъезда из Тифлиса я решил пойти к Усатову
Он пригласил меня в зал, сел за рояль и заставил спеть несколько арпеджио. Голос мой звучал хорошо.Воображая, что у меня баритон, я предложил спеть арию Валентина. Запел,нокогда, взяв высокую ноту, я стал держать фермато, профессор, перестав играть. Я оборвал ноту. Наступило молчание. Наконец, не стерпев, я спросил: «Что же? Можно мне учиться петь?» Усатов взглянул на меня, твердо ответил: «Должно! Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму».
При создавшихся обстоятельствах Шаляпин отказывается от поездки в Казань и приступил к урокам пения.«Был я тогда обтрепан и грязноват, имел одну рубаху, которую стирал сам в Куре, – пишет он в своих воспоминаниях». Вскоре Усатов снабдил его кое-какой одеждой.В годы учебы его постоянной партнершей была Надежда Кесснер(дочь профессора училища Франца Кнессера).Это породило дружеские отношения между ними, и Федор стал частым гостем в профессорском особняке. Там проводились и репетиции.
Однажды на Пасху в 1892 году Федор Шаляпин пришел в профессорский дом разговляться. Весна была ранней, окна особняка были раскрыты. Из церкви Святого Александра Невского неслось пасхальное песнопение. Двор церкви и прилегающие к ней улицы были запружены народом. И вдруг Федор не выдержал, сработал рефлекс бывшего церковного хориста: стоя у окна, он стал подпевать дьякону, да так голосисто, что зазвенели хрустальные подвески на канделябрах. В публике за окном произошло замешательство. Все стали разворачиваться в разные стороны в поиске источника новых звуков.
В сентябре 1893 года Шаляпин уже прослушивался для выступлений в Тифлисском казенном театре,был заключен контракт.Шаляпин продолжал брать уроки у Усатова и с ним же готовил оперные партии. К моменту поступления в Казенный театр у него уже готовы «Русалка», «Фауст»,«Аида».В этот пероид состоялось первое выступление Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра в операх «Аида» Верди,«Фауст» Гуно.
Вскоре после того как однажды известный итальянский дирижер Труффи похвально отозвался о Шаляпине,он уже пел весь репертуар, предназначенный для его голоса: «Русалка», «Сельская честь», «Демон», «Жизнь за царя», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Гугеноты», «Бал-маскарад».
Есть масса свидетельств в прессе того времени, в «Кавказском листке», в газете «Кавказ» и других, о том, с каким восхищением публика принимала Шаляпина, его голос и игру. Шаляпин писал в своих воспоминаниях: «Вышло как-то так, что весь репертуар (басовый) лег на мои плечи, и я неожиданно для себя занял в опере первенствующее положение».
В этот сезон Шаляпин выступил на сцене тифлисского театра в 71 спектакле. Бенефис Шаляпина в Тифлисском казенном театре состоялся в феврале 1894 года.
Газета «Кавказ» писала: «Из всех певцов, учившихся в Тифлисе, Шаляпин безусловно самый талантливый; всего пять месяцев, как он на сцене в качестве исполнителя первых ролей, но уже приобрел симпатии и любовь публики. Эти симпатии выразились в бенефисе, многими ценными подарками и подношениями».В «Тифлисском листке» писали: «Шаляпин доказал свою музыкальность, мощь голоса, умение владеть им. Игра его, как всегда, была безукоризненной. Многие выдающиеся арии, по требованию публики, были им повторены».
В своих воспоминаниях об этом периоде Шаляпин рассказал один курьезный случай:
«Комендант Тифлиса генерал Эрнст был частым гостем оперы. однажды он пришел ко мне за кулисы, похвалил меня и сказал, что мой костюм не полный И действительно, на бенефис он явился в театр задолго до начала спектакля, нацепил мне на грудь звезду и крест и сконфуженно сказал: «Послушайте, Шаляпин! Вы все же потом возвратите мои ордена».Бенефис имел огромный успех. Собралось множество публики. Мне подарили золотые часы, серебряный кубок. Усатов преподнес мне лавровый венок с лентой: ШАЛЯПИНУ. Я очень гордился этим…»
На этом заканчился тифлисский период Шаляпина, и он, с благословения Усатова, с его рекомендательными письмами, уезхал в Москву.
Второй и последний приезд Шаляпина в Тифлис датирован маем 1915 года. Тифлисское музыкальное училище пригласило Ф. Шаляпина посетить вокальные классы музыкального училища. Гениальный артист с большим вниманием прослушал концерт, устроенный дирекцией в его честь, и дал высокую оценку деятельности преподавателей и выступлениямы студентов.
Он выразил уверенность в блестящем будущем Тифлисского музыкального училища. Похвала Шаляпина вызвала большой подъем. В то время как раз готовилась почва для реорганизации училища в консерваторию.
Тифлисское общество достойно отметило приезд Шаляпина в Тифлис. Поклонники его таланта устроили большой пир в Верийском саду. Было произнесено много тостов в честь дорогого гостя. Шаляпин в ответ произнес взволнованную речь, которую закончил патетическими словами: «Я рожден дважды: для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе».
Случайно познакомившись в одном из летних ресторанчиков со служащими Управления железной дороги, Шаляпин получил вакантное место в канцелярии. Теперь голос Шаляпина, как выдержанное временем натуральное вино, приобрел силу, мощь, удивительный тембр. Им все больше заслушивались в городских садах.
В этот период он познакомился с красивой хористкой Марией Шульц. Дружба переросла в более интимные отношения. Но Мария питала страсть к вину.Федор боролся с этим пороком, пытался спасти ее, но безрезультатно и их пути разошлись.
Как-то Шаляпин получил от антрепренера заманчивое предложение – устроить его в Казанскую оперу, на вторые роли.Шаляпин приготовился покинуть Тифлис. Но в день отъезда произошло знаменательное событие.
Давно уже сослуживцы советовали ему обратиться к известному педагогу, преподавателю пения, бывшему артисту Императорских театров Усатову.
Шаляпин вспоминал: «В день отъезда из Тифлиса я решил пойти к Усатову
Он пригласил меня в зал, сел за рояль и заставил спеть несколько арпеджио. Голос мой звучал хорошо.Воображая, что у меня баритон, я предложил спеть арию Валентина. Запел,нокогда, взяв высокую ноту, я стал держать фермато, профессор, перестав играть. Я оборвал ноту. Наступило молчание. Наконец, не стерпев, я спросил: «Что же? Можно мне учиться петь?» Усатов взглянул на меня, твердо ответил: «Должно! Оставайтесь здесь, учитесь у меня. Денег я с вас не возьму».
При создавшихся обстоятельствах Шаляпин отказывается от поездки в Казань и приступил к урокам пения.«Был я тогда обтрепан и грязноват, имел одну рубаху, которую стирал сам в Куре, – пишет он в своих воспоминаниях». Вскоре Усатов снабдил его кое-какой одеждой.В годы учебы его постоянной партнершей была Надежда Кесснер(дочь профессора училища Франца Кнессера).Это породило дружеские отношения между ними, и Федор стал частым гостем в профессорском особняке. Там проводились и репетиции.
Однажды на Пасху в 1892 году Федор Шаляпин пришел в профессорский дом разговляться. Весна была ранней, окна особняка были раскрыты. Из церкви Святого Александра Невского неслось пасхальное песнопение. Двор церкви и прилегающие к ней улицы были запружены народом. И вдруг Федор не выдержал, сработал рефлекс бывшего церковного хориста: стоя у окна, он стал подпевать дьякону, да так голосисто, что зазвенели хрустальные подвески на канделябрах. В публике за окном произошло замешательство. Все стали разворачиваться в разные стороны в поиске источника новых звуков.
В сентябре 1893 года Шаляпин уже прослушивался для выступлений в Тифлисском казенном театре,был заключен контракт.Шаляпин продолжал брать уроки у Усатова и с ним же готовил оперные партии. К моменту поступления в Казенный театр у него уже готовы «Русалка», «Фауст»,«Аида».В этот пероид состоялось первое выступление Шаляпина на сцене Тифлисского оперного театра в операх «Аида» Верди,«Фауст» Гуно.
Вскоре после того как однажды известный итальянский дирижер Труффи похвально отозвался о Шаляпине,он уже пел весь репертуар, предназначенный для его голоса: «Русалка», «Сельская честь», «Демон», «Жизнь за царя», «Риголетто», «Евгений Онегин», «Гугеноты», «Бал-маскарад».
Есть масса свидетельств в прессе того времени, в «Кавказском листке», в газете «Кавказ» и других, о том, с каким восхищением публика принимала Шаляпина, его голос и игру. Шаляпин писал в своих воспоминаниях: «Вышло как-то так, что весь репертуар (басовый) лег на мои плечи, и я неожиданно для себя занял в опере первенствующее положение».
В этот сезон Шаляпин выступил на сцене тифлисского театра в 71 спектакле. Бенефис Шаляпина в Тифлисском казенном театре состоялся в феврале 1894 года.
Газета «Кавказ» писала: «Из всех певцов, учившихся в Тифлисе, Шаляпин безусловно самый талантливый; всего пять месяцев, как он на сцене в качестве исполнителя первых ролей, но уже приобрел симпатии и любовь публики. Эти симпатии выразились в бенефисе, многими ценными подарками и подношениями».В «Тифлисском листке» писали: «Шаляпин доказал свою музыкальность, мощь голоса, умение владеть им. Игра его, как всегда, была безукоризненной. Многие выдающиеся арии, по требованию публики, были им повторены».
В своих воспоминаниях об этом периоде Шаляпин рассказал один курьезный случай:
«Комендант Тифлиса генерал Эрнст был частым гостем оперы. однажды он пришел ко мне за кулисы, похвалил меня и сказал, что мой костюм не полный И действительно, на бенефис он явился в театр задолго до начала спектакля, нацепил мне на грудь звезду и крест и сконфуженно сказал: «Послушайте, Шаляпин! Вы все же потом возвратите мои ордена».Бенефис имел огромный успех. Собралось множество публики. Мне подарили золотые часы, серебряный кубок. Усатов преподнес мне лавровый венок с лентой: ШАЛЯПИНУ. Я очень гордился этим…»
На этом заканчился тифлисский период Шаляпина, и он, с благословения Усатова, с его рекомендательными письмами, уезхал в Москву.
Второй и последний приезд Шаляпина в Тифлис датирован маем 1915 года. Тифлисское музыкальное училище пригласило Ф. Шаляпина посетить вокальные классы музыкального училища. Гениальный артист с большим вниманием прослушал концерт, устроенный дирекцией в его честь, и дал высокую оценку деятельности преподавателей и выступлениямы студентов.
Он выразил уверенность в блестящем будущем Тифлисского музыкального училища. Похвала Шаляпина вызвала большой подъем. В то время как раз готовилась почва для реорганизации училища в консерваторию.
Тифлисское общество достойно отметило приезд Шаляпина в Тифлис. Поклонники его таланта устроили большой пир в Верийском саду. Было произнесено много тостов в честь дорогого гостя. Шаляпин в ответ произнес взволнованную речь, которую закончил патетическими словами: «Я рожден дважды: для жизни – в Казани, для музыки – в Тифлисе».
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор