Ковтун Каpп Иванович родился 15.05.08 г. в поселке Шаpко-Бакумовка Панинского pайона Воронежской области, в семье крестьянина. Русский. Окончил 4 класса. Батрачил. Затем был председателем сельсовета.
В РККА с 1930 г. Член ВКП(б) с 1931 г. В 1933 г. окончил Луганскую военную школу летчиков им. Пролетариата Донбасса, а в 1934 г. - курсы командиров звеньев. Был командиром звена 109-й эскадрильи 36-й истребительной авиабригады.
Участвовал в национально-революционной войне в Испании с 13.10.36 по 13.11.36 гг. Прибыл в Испанию на пароходе «Карл Лепин» в составе группы советских летчиков под командованием капитана Рычагова.
Командовал отрядом истребителей И-15 на Центральном фронте, прикрывал Мадрид от налетов авиации противника. В воздушных боях сбил 5 самолетов противника.
13.11.36 г. он погиб при отражении воздушного налета на Мадрид.
В этот день произошли самые ожесточенные бои в истории воздушной войны в Испании. Утром прокладывать дорогу своим войскам, ведущим бои в Мадриде, отправились 5 «юнкерсов» и 3 «ромео» под прикрытием 14 «фиатов». На перехват поднялись 16 И-15 во главе с Рычаговым… Советские летчики заявили о 6 сбитых истребителях, три из которых упали на республиканскую территорию… Противник заявил о победах над 6 «кертиссами». В действительности было сбито 2 И-15.
Вспоминает генерал-майор авиации Захаров: «У многих летчиков старшего поколения, которые учились летать без парашютов, выработался определенный стереотип: боязнь покинуть машину... Летчики… в любых обстоятельствах предпочитали самолет посадить, чем выброситься с парашютом. Тут, конечно, проявлялись и опыт, и разумный риск, и желание спасти самолет, но подсознательно действовал и этот самый стереотип: вне машины иной летчик чувствовал себя беспомощным. Даже в поврежденной машине ему находиться легче, безопаснее - так он считал... Некоторые с большим трудом привыкали к дополнительным ремням, лямкам - казалось, что ремни стесняют движения. Один из лучших летчиков эскадрильи Костя Ковтун надевал парашют, как он говорил, «для блезира»: карабин на груди не застегивал.
- Какой же смысл летать с парашютом и не застегивать карабин? - спросил я.
- Никакого - засмеялся Костя. Потом покосился по сторонам и доверительно сообщил: - И в парашюте никакого смысла. Учились без него, летали без него, и дальше так будем летать...
- Ну, а все-таки? - пристал я. - Все равно ты теперь обязан летать с парашютом. Так уж застегивай карабин!
- Пробовал, - отмахнулся Костя. – Сидишь, как связанный. Воздуха не хватает...
Костя был человек плотный, даже грузноватый - ему, может быть, лямки и в самом деле мешали, но главное, конечно, заключалось в другом. Надо было преодолеть себя, сбить, так сказать, динамический стереотип…
13 ноября над Мадридом была подожжена машина Кости Ковтуна. Вообще-то Ковтуна звали Карпом, но он не любил это имя, и, сколько я помню, товарищи всегда звали его Костей. Итак, при выходе из атаки на бомбардировщики наше звено было атаковано истребителями их прикрытия. Костина машина загорелась, и я перешел с места левого ведомого вправо, чтобы прикрыть его. Я видел, как целый и невредимый Костя вылез из кабины. Видел, как он прыгнул, открыл парашют. Видел, как его перевернуло вниз головой, и как он выскользнул из ножных лямок. Очевидно, летчик по привычке не застегнул на груди карабин. Пустой парашют ветер понес в сторону позиций мятежников. А живой еще Костя Ковтун падал на мадридскую мостовую. Я ходил за ним по спирали до самых крыш».
31.12.36 г. лейтенанту Ковтуну Карпу Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Похоронен в Испании на деревенском кладбище в 12 км от аэродрома Алькала-де-Энарес.
Герой Советского Союза (31.12.36 посмертно). Награжден орденом Ленина.
Литература:
Кузнецов И.И., Джога И.М. Первые Герои Советского Союза (1936-1939). - Иркутск: Вост.-Сибирское кн. изд., 1983. С.35-36
Примечания:
[1]Тархов Сергей Фёдорович (1909-1936) Герой Советского Союза (31.12.36), капитан.Русский. В РККА с 1927 г. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу летчиков, а затем 3-ю военную школу летчиков и летнабов в Оренбурге. Член ВКП(б) с 1929 г. В 1934 г. окончил Липецкую высшую летно-тактическую школу. С февраля 1936 г. командовал 107-й иаэ 83-й иаб Белорусского военного округа. Участвовал в национально-революционной войне в Испании в ноябре 1936 г. Командовал эскадрильей И-16. 13.11.36 г. был сбит. 23.11.36 г. умер в госпитале
[2]Абросов С.В. Указ. соч. С.36.
[3]28.10.36 г. на пароходе «Карл Лепин» в Испанию было доставлено 25 истребителей И-15, рабочие завода № 1, наземный персонал и 15 летчиков: лейтенант Агафонов П.Е., лейтенант Артемьев Н.С., лейтенант Воронов М.В., лейтенант Захаров Г.Н., лейтенант Зверев Н.М., лейтенант Ковтун К.И., лейтенант Кондрат Е.Ф., лейтенант Кондратьев В.М., лейтенант МАтюнин В.А., лейтенант Мирошниченко Н.И., лейтенант Митрофанов П.А., лейтенант Пуртов П.А., ст. лейтенант Рычагов П.В., лейтенант Самсонов И.Д., лейтенант Шмельков Н.И.
[4]Захаров Г.Н. Я – истребитель. - М.: Воениздат, 1985. С. 59.