16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 201Зрителей: 66 306
Авторов: 56 895

On-line11 089Зрителей: 2157
Авторов: 8932

Загружено работ – 2 120 312
Социальная сеть для творческих людей
  

Прошлое и настоящее Прекрасной Дамы

Литература / Очерки / Прошлое и настоящее Прекрасной Дамы
Просмотр работы:
06 апреля ’2010   18:23
Просмотров: 29368

Истоки образа Прекрасной Дамы некоторые видят в трактате Овидия "Искусство любви", однако многие усматривают в христианском представлении о Деве Марии, как основе духовного чувства. В этом контексте говорят и об арабской мистической философии(суфийская лирика). Культ Прекрасной Дамы, несомненно, носит в себе элемент десексуализации любовного чувства. Христианский образ Богоматери придавал женщине определённую таинственность, сакральность. Образ женщины отделялся от плотской любви. Это был предел поклонения и идеальной женщине, и вполне конкретной. Изначально Прекрасная Дама рыцаря не являлась не только его женой, но и любовницей, иногда рыцарь выбирал Даму, которую он даже не видел. Язык, на котором писались стихи и песни о Прекрасной Даме, моментально стал культивироваться в Италии,на юге Франции(Провансе),в Испании(Каталонии),став во многих областях чуть ли не единственным литературным языком(ланг д'ок).Разные по социальному составу странствующие трубадуры (это и представители аристократии, и незнатные рыцари,и простолюдины и даже монахи) стали поклонниками экзальтированного культа Прекрасной Дамы и разносили поэтические творения по всей Европе.Таким образом Любовь стала уравнительницей социальных различий, а Прекрасная Дама совершила удивительное превращение из средневековой женщины, жившей по законам Римского права, в предмет поклонения.Конечно, Прекрасная Дама была совершенной и душой, и телом.Главным было трепетное обожание, служение и защита избранницы, исполнение всех её капризов и прихотей,подчас выказывание полной самоотверженности.При этом давалась клятва в вечной верности ,а тайна делала любовь ещё прекрасней.Во имя Прекрасной Дамы проводились рыцарские турниры,средневековые замки превращались в центры поэзии. Одним из первых трубадуров был французский герцог Гильом Аквитанский. При дворе его внучки - королевы Элеоноры Аквитанской(матери короля Ричарда Львиное Сердце) поклонение Прекрасной Даме приобрело невероятный размах. Она стала музой многих трубадуров, в том числе французского поэта Бернарда де Вентадорна, считавшего,что только настоящая любовь рождает поэтическое вдохновение:
"Коль не от сердца песнь идёт,
Она не стоит ни гроша,
А сердце песни не споёт,
Любви не зная совершенной.
Мои кансоны вдохновенны —
Любовью у меня горят
И сердце, и уста, и взгляд."
При дворе Элеоноры впервые появился прототип будущего героя знаменитого рыцарского романа "Тристан и Изольда". Будучи королевой Франции, она отправилась с мужем в крестовый поход в Иерусалим.Её дочь - Мария Шампанская сама стала поэтессой и Прекрасной Дамой поэтов.Она же вдохновила Кретьена де Труа на написание куртуазного романа о знаменитом рыцаре Ланселоте.Старопрованское искусство трубадуров начало приходить в упадок с началом альбигойских войн. Расцвет лирической поэзии трубадуров, менестрелей в 12-13 веках сказался на всей последующей литературе, дал толчёк поэзии вагантов-предвестников ренесанса,средневековой французской поэзии труверов а также немецкой поэзии миннезингеров.
Прекрасная Дама продолжала жить в последующих веках. На протяжении всего этого периода она меняла имена, изменялась внешне, преобразовывалась в загадочную незнакомку...Данте поклонялся своей Беатриче-это был идеал платонической духовной любви.Безответная любовь к Лауре стала главным источником вдохновения Петрарки. А вот в романе Сервантеса у дон Кихота Ламанческого была своя Прекрасная Дама, "свет очей и дама сердца" - крестьянка Дульсинея. Образы,связанные с творчеством трубадуров, были представлены в операх Верди и Вагнера.На стихи сборника вагантов "Carmina Burana"("Песни Бойерна") французским композитром 20 века Карлом Орфом была написана сценическая кантата.Таким образом Прекрасная Дама демократизировалась,перестала быть знатного рода,замки её превратились в музеи.
Прекрасная Дама стала именем собственным в русской поэзии 20 века.
Марина Цветаева писала:
"Из строгого,стройного храма
Ты вышла на визг площадей...
-Свобода!-Прекрасная Дама
Маркизов и русских князей."
Русский символизм не мог пройти мимо образа Прекрасной Дамы.Тому свидетельство прекрасный цикл стихов Александра Блока - одного из изысканнейших поэтов русской класической литературы.В этих стихах знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, "Девы Зари- Купины", в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни:
"Предчувствую Тебя. Года проходят мимо-
Всё в облике одном предчувствую Тебя.
Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо.
И молча жду,- тоскуя и любя..."
Неземные черты Прекрасной Дамы органично сливаются в запоминующийся и узнаваемый образ музы Блока(супруги, дочери Менделеева).Он,подобно Святославу Рериху, преклоняется перед "вечной женственностью":
"Я искал голубую дорогу
И кричал, оглушённый людьми.
Подходя к золотому порогу,
Затихал пред Твоими дверьми.
Проходила Ты в дальние залы,
Величава, тиха и строга.
Я носил за Тобой покрывало
И смотрел на Твои жемчуга."
Суть учения Владимира Соловьёва о царстве теократии, которое возникнет из современного мира, погрязшего в пороках, но спасённого в дальнейшем" Мировой Душой"," Вечной Женой",которая предстанет синтезом гармонии, красоты, добра и духовным началом всего живого, стала центральной темой в "Стихах о Прекрасной Даме".
Прекрасная Дама,но уже больше в одиночестве,продолжала жить весь 20 век, как например в стихах В.Набокова:
"Шла полем Прекрасная Дама,
Чародейки неведомой дочь:
Змеи - локоны, лёгкая поступь,
А в очах - одинокая ночь..."
Недаром поэт Ев.Бачурин вопрошал в своей "Балладе о Прекрасной Даме":
"Где же тот пламеннолюбящий рыцарь,
Что к этой даме на помощь стремится,
Воду топча, презирая огонь,
Где его добрый и преданный конь?"
А поэт А.Галич удивлялся её земной реальности:
"Как мне странно, что ты жена,
Как мне странно, что ты жива!
А я думал,что просто
Ты мной воображена..."
Да, Прекрасная Дама стала женой или возлюбленной в самой обыденной нашей жизни. Неземная красота стала земной, и Прекрасная Дама спустилась на Землю для свершения только ей подвластных земных дел в этом усложнившемся мире.Поэты всё равно будут её воспевать и наверняка однажды опять вознесут на высокий пьедестал. Всё в этой жизни повторяется и возвышенное необходимо человечеству, чтобы оставаться им.






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
237
ПРИНЦ. Премьера песни. Ждём вас, друзья!!!

Присоединяйтесь 



Наш рупор





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft