Среди троснянских помещиков выделялся Антон Семёно-вич Хлюстин. Секунд-майор, жалован дипломом на потомствен-ное дворянское достоинство (по прошению от 14.05.1792). Ди-плом («жалованная грамота») императрицы Екатерины II от [05-08].1792 не подписан, отказная резолюция императора Павла I на дипломе 10.12.1797. В Советское время ходили легенды о том, что Екатерина II раздвала направо и налево земли и жало-вания.
Оказывается, это не так: Антон Семёнович Хлюстин, (1732-1809), известный благотворитель, купец 1-й гильдии, мосальский помещик, был возведён в дворянское достоинство лишь в конце жизни, который «для усугубления признательности своей к Отечеству, чтобы усердие своё к человечеству тем вяще умножить», пожертвовал более 60 тыс. рублей на строительство в Калуге первых корпусов городской больницы для пожизненно-го приюта инвалидов (ныне больница N 4) и начал строительство Никольского собора в городе Мосальске. http://gerbovnik.ru/arms/3981.html
Автор Надежда Смирнова 17.11.2009г в Интернете опуб-ликовала душевный исторический очерк «Храм и человек».
«Каждую весну Мосальск утопает в садах. Плывёт над го-родом сладковатый дурманящий запах, колыхается под лёгким ветерком бело-розовое цветущее марево. Не случайно даже императрица Екатерина II была изумлена такой красотой и, по преданию, проезжая мимо, остановилась на денёк в этом ма-леньком уездном городке.
Говорят, что, отведав вкусных яблок, она не переставала восхищаться прозрачными родниками, ве-ковым сосновым бором и гостеприимством местных жителей. Императрицу приветствовал звон церковных колоколов, звучали молитвы о здравии и долгоденствии. Мосальск – город намолен-ный. Храмов по всей округе насчитывалось в начале ХХ века более 50. В самом городке было построены 4 великолепные церкви. Из них поражает своей красотой и величественностью собор, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и который зовётся в народе – Никольский.
Во время Великой Отечественной край был два года под немцем. Люди натерпелись немало, испытали на себе зверства фашистов, однако сумели выстоять, хранимые молитвами пред-ков. К тому времени все храмы города и района были разруше-ны, но народ пронёс веру в Бога через все испытания, бережно храня святые иконы, которые удалось спасти во время разрухи.
Церкви, возведённые в глубокой древности, долгое время были украшением города. Все постройки отличало изящество форм, краси-вое внутренне убранство. Особо отличался Никольский собор с приде-лами во имя Грузинской Божьей Матери и апостолов Петра и Павла. Собор строили на свои средства купцы Хлюстины. Как и когда занесло их в древний город – неизвестно. Видимо, привлекло торговых людей удобство речного пути, по которому баржами сплавляли пеньку и лес, да разнообразие изготавливаемых мастерами товаров.
Хлюстины прочно обосновались в Мосальске, построив на свободной городской земле большой дом на кирпичном высо-ком фундаменте. Несколько поколений этих купцов выросло на Мосальской земле. Один из них – Антон Семёнович Хлюстин – вошёл в историю края как благотворитель, который давал из своего состояния огромные суммы на строительство общест-венных зданий, на помощь обездоленным.
Причём помогал не только Мосальску. Так, например, он построил дом для инвалидов в Калуге, а затем и целый больнич-ный городок с лечебными корпусами, богадельней, сиротским домом, аптекой, до сих пор известный калужанам, как Хлюстин-ские заведения. Комплекс и сейчас служит людям. Ну а в род-ном городе Антон Семёнович заменил на каменную обветшав-шую деревянную церковь постройки 14 века во имя святой ве-ликомученицы Параскевы Пятницы, возвёл новый храм Бориса и Глеба на городском кладбище, заложил Никольский собор.
Достроить собор Антон Семёнович не успел, скончался в почтенном возрасте. Но перед смертью завещал похоронить себя в стенах собора, что благодарные мосальчане и сделали. Дело отца продолжили сыновья Семён и Михаил, щедро жертвуя деньги и на больничный комплекс в губернском городе Калуге, и на помощь бедным.