…В 1817 году в семье воронежского помещика родился сын, который до 16 лет не имел и понятия об Украине или украинском язы-ке. В 1833 году он познакомился со всем этим в Харьковском универ-ситете и стал кое-что писать по-украински. "Любовь к малорусскому слову более и более увлекала меня; мне было досадно, что такой пре-красный язык, остаётся без всякой литературной обработки и, сверх того, подтверждается совершенно незаслуженному презрению".
Так украинская культура получила выдающегося историка и пи-сателя Николая Костомарова. Или другой пример. В Орловской губер-нии в семье русского помещика Виленского родилась дочь, Мария. Девушка вышла замуж за украинского этнографа, Афанасия Марко-вича, сама стала писать по-украински. Так в литературе появилась ук-раинская писательница, известная под псевдонимом Марко Вовчок.
История делается конкретными людьми. …Судьба российского подпол-ковника Красовского в этом отношении весьма симптоматична. Его отец, Афана-сий Иванович Красовский, потомственный дворянин, генерал, состоял в друже-ских отношениях с Николаем I, мать - Дарья Андреевна, урождённая Глазунова, была крупной помещицей Орловской губернии. Перед их сыном, естественно, открывалось самое лучшее будущее, о котором только можно было мечтать. Кра-совский получил первоклассное образование в Пажеском корпусе. В августе 1840 года в чине прапорщика зачислен в гвардейский полк, дислоцированный в Санкт-Петербурге. Здесь-то молодой прапорщик и познакомился с Тарасом Шевченко.
Их встреча круто изменила судьбу богатого офицера.
Красовский решил стать... украинцем. Не сразу он перешёл к конкретному воплощению в жизнь своей идеи. В его жизни ещё была Крымская кампания. Кра-совский воевал на Дунае, был ранен. Затем ездил в Турцию, Сирию, Египет, Ал-жир. Путешествовал по Италии, Франции, Германии. Встречался с Гарибальди, приобрёл где-то комплект революционных герценовских изданий.
В 1861 году в чине подполковника Красовский прибыл в Киев. В письме к жене, которая жила в то время в Ревеле, он сообщал, что устроился в "чисто украинскую школу" за городом, где подрядился преподавать рисование. Там Красовский вплотную подобрался к осу-ществлению своей мечты стать украинцем. Он писал жене: "Деятельно занимаюсь изучением нравов и обычаев и в особенности языка родного края, а потому часто выезжаю в разные сёла, где уже приобрёл в народе некоторую по-пулярность, что мне по моим будущим видам и расчётам необходимо. Изучение языка уже принесло некоторую пользу..."
В ту пору страна бурлила из-за отмены крепостного права. 17 июня 1862 года Красовский, переодевшись в украинский националь-ный костюм, проник в расположение 4-го резервного батальона Жи-томирского пехотного полка, который использовался в то время для подавления крестьянских волнений. В том же году военно-полевой суд при Киевском ордонансгаузе вынес приговор Красовскому: "Лишить дворянского достоинства, чинов, бронзовой медали в память войны... всех прав состояния и к смертной казни расстрелянием".
Время действительно было суровым. Речь без всякого преуве-личения шла о сохранении Российского государства. Солдаты Жито-мирского полка подбросили ему в камеру записку: "Честь и слава чес-ному и славному страдальцу подполковнику малороссийскому! Наши малороссиянцы Вами гордятся..." Абсолютно бесспорно, что пропаган-да украинской национальной идеи, которую предпринял Красовский, вызывала определённое уважение "низов", но столь же бесспорно то, что и "украинские" верхи, и сами "низы" имели ещё весьма слабое представление об украинском языке и украинской культуре. Сами идеи об Украине и украинцах, их языке и культуре были весьма смут-ны и расплывчаты. Даже Шевченко, как известно, писал свою прозу и свои самые сокровенные мысли доверял дневнику по-русски.
Заметим, что "малороссиянцы", выражающие свою благодар-ность "страдальцу малороссийскому", записку тем не менее сочинили на самом что ни на есть великорусском языке. В 1863 году чиновник для особых поручений Стафиевский направил киевскому генерал-губернатору Анненкову "Докладную записку", в которой сообщалось: "В Киеве, Полтаве и Харькове существуют тайные общества неблагонамеренных, кои не принадлежат исключительно малороссийской нации, но только как бы об-хохлачены наружно и прикрыты названием "громад", но в сущности суть ничто иное как последователи Искандера и, как можно предполагать, возрождения пар-тии Михайлова".
Из "Записки" явственно следует, что царская администрация, если и предпринимала меры против этого движения, то не по причине особой этнической ненависти к украинцам, а потому что видела ре-альную угрозу существования самого государства. Ведь "украинскую идею" усиленно эксплуатировали как польские националисты, стремившиеся к восстановлению Польского государства и его господства над Украиной, так и радикальные революционеры, последователи Ис-кандера (Герцена) и Михайлова.
А сами молодые люди Малороссии, с энтузиазмом двинувшиеся в народ с целью привития ему "националь-ного самосознания", в этом своем порыве видели, наверное, лишь фронду, вызов самодержавию, романтическую борьбу с тоталитарным режимом. Все они искренне мечтали об облегчении жизни народа. Знали бы они, к чему приведёт этот романтический порыв и их самих, и их страну...
(С) В.И. Агошков.
//Должен заметить, что я желаю украинскому народу счастья и мира. Здесь живут мои двоюродные братья и сёстры, и поэтому мне не безразлична судьба Украины! //