16+
Лайт-версия сайта

126. В.Агошков. Тросна. Будько В.И. Ленты на дереве.

Литература / Очерки / 126. В.Агошков. Тросна. Будько В.И. Ленты на дереве.
Просмотр работы:
24 ноября ’2013   00:08
Просмотров: 20460

126. В.Агошков. Тросна. Будько В.И. Ленты на дереве.

http://slanist.ru/publ/ehtnografija/ehtnografija/budko_v_i_lenty_na_dereve/65-1-0-968


На южном выезде из деревни Залахтовье (Гдовский район Псковской области), известной древней археологией, стоит примечательное дерево, увешанное тряпьем. Налицо языческий обряд, о содержании которого местные жители ничего не смогли пояснить (опрашивал А.Ю. Дорошенко). Между тем, в Священных местах древности люди зачастую оставляли на почитаемых деревьях предметы одежды и лоскутки ткани которые могли якобы помочь в деле исцеления хвори.



Ниже мы приводим описание обряда оставления на дереве девичьих лент

(усадьба Лог Лядского района Псковской области).

Он зафиксирован писательницей М.В. Ямщиковой

(литературный псевдоним Ал. Алтаев).

//М.В. Ямщикова, или Ал.Алтаев - являлась женой уроженца города Кромы Орловской области - Гапеева, лауреата Сталинской премии за 1949 год.-В.А.//




Залахтовье.

Языческое дерево увешанное тряпьем, возможно, девичьими лентами.

2005.


Карта Гдовского района.

Расположение дерева указано зеленым цветом (к югу от д. Залахтовье)



Ал. Алтаев.

ГДОВЩИНА

60 с лишком лет на исконно-русской, любимой земле

(неопубликованная рукопись из собрания Псковского музея)


…А неподалеку, в начале леса, находилась часть дороги, овеянная воспоминаниями вековечного обычая этого края. Там обращали на себя внимание молодые березки. На ветвях их висе­ли длинные, большею частью выцветшие уже шелковые или ситцевые ленты. Когда ветер колыхал ветви, ленты шевелились, точно стараясь напомнить о себе, рассказать старую не сказку, а быль полную печали и любви.

Девушки приходили сюда провожать своих милых на очередную службу в армии, что и того горше - на войну. Это место испокон веков облюбовано для такого прощанья. Переступит девушка такой «порог» былых гулянок-веснянок и не пойдет дальше, - только махает рукой и повернет обратно, домой, пряча полные слез глаза. Да не посмотрит больше на берзку, на которой повисла ее лента... Сама она выдернула ее из косы, сама отдала милому, а он, пригнув верхушку юной еще березы, завил одну из верхних веток в венок и скрепил его крепко-накрепко лентой суженой... и должен висеть этот живой венок до тех пор, пока не вернется парень в родную деревню, тогда он снова придет сюда с невестой, опять наклонит деревцо, разовьет венок, а полинялую, частью полуистлевшую ленту, что свято хранила девичью верность, пожалуй, пожалеет, - не бросит, может, и сохранит, вместе с венчальными свечами в красном углу.

Но коли парня убьет вражеской пулей или умрет он на чужбине, или насовсем уедет в чужую сторону, забыв свою милую, или сама девушка, не дождавшись его, выедет замуж за другого, некому будет тогда развить венок... и будет он висеть десятки лет, пока совсем не истлеет, а лесные птицы не разнесут волоконцами на подстилку своих гнезд. И останется на ветке может только какой-нибудь унылый грязный обрывок...

Чудесное и сладостно-грустное это место на опушке белоствольных русских берез, что воспеты в старинных народных песнях, что вошли в корень жизни русской деревни!..



Современное язычество.

«Свадебное дерево» на дороге Кингисепп-Сланцы.

Находится вблизи Свято-Никольского источника на реке Луге.



В дни брачных торжеств свадебные поезда из древнегоЯмбурга (Кингисеппа)

посещают Святой источник и свершают по обычаю предков жертвенный ритуал у этого дерева.

Остатки трапез и возлияний вешают на дерево.

Так было и тысячу лет назад.




ИНТЕРНЕТРЕСУРС

Поклонные деревья в Новгородской области.




Намогильный крест с веткой.

Деревня Радогощь.

Лодейнопольский район Ленинградской области.

Начало ХХ в.



Этот реликтовый дуб еще недавно стоял у сиженского храма. Исполин был самым старым деревом района и вырос на древнем погосте задолго до построения церкви. Строительство первоначального четверика храма

по сведениям специалистов можно отнести к XVII столетию.

Интересно, что одна из респонденток сообщила, что под этим дубом раньше собиралась молодежь

и даже устраивались танцы (вблизи храмового погоста).

О танцах вблизи жальника д. Ужово сообщал в свою очередь краевед Ф.А. Чуркин


Ф.А. Чуркин

Из истории одной деревни



…Кроме камней на могиле, я еще помню, было семь каменных крестов разного размера и формы.



…Крест стоял за большими камнями, на которых бывало сидели молодые и старые, а рядом на лужке шли танцы.



Важное свидетельство XIX в. о существовании в округе не только отдельных языческих деревьев,

но и целых рощ

(здесь т.н. Святой лес при селе Выскатка).



Е.Ф. Андреев

Церковь Рождества Богородицы в Выскатке.

Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х (СПБ. 1885).



…При деревне есть остатки «Святого» леса, тут под высокими елями, у большого камня, ежегодно совершался старинный обряд братства. К Георгиеву дню (23 апреля) крестьяне варили братское пиво; вечером накануне, два парня, при звоне колокола и ружейной пальбе, обносили три раза вокруг деревни икону Св. Георгия, взятую из часовни, приносили икону в братскую избу, и здесь встречались народом. К парням присоединялись и некоторые старики, представляя собою пришельцев. Хозяева избы, приняв икону, ставили ее в передний угол. Зажегши свечи и помолившись, все садились на лавку, пришельцы располагались на полу, на соломе. Избранный распорядитель «боцарь» приносил из подполья пиво в липовой чашке или в деревянной кружке, возглашал «Христос воскресе» и, получив в ответ: «воистину воскресе», отведывал пиво, а потом чашка переходила к гостям. На ночь расходились, а у иконы оставляли дежурить двух человек; перед иконою зажигались на ночь свечи. Утром в 7 часов, по звону колокола, собирались к братскому столу, приносили с собою яства и передавали хозяину избы. Следовала молитва перед иконою и угощение. После обеда выгоняли скот, обносили его иконами и гнали освященной вербой. Вербу и освященное яйцо относили в муравейник, как предметы неприкосновенные. Потом старики ходили в святой лес, к большому камню и там, отведав пива и пирога, пиво возливали на камень, а пирог зарывали в землю подле камня, приговаривая: «как сей камень недвижим, так пусть будет наше братство нерушимо». Обычай братчины давно оставлен, а средоточием для охотников пить и угощаться сделался кабак, возникший в одно время с церковью, на позор миру и на великий вред для крестьян.



Трусман Г.Г.

Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской Губернии.

Известия ИРГО, т. ХХI.



…местность (Старопольского прихода) отличается замечательным богатством древних кладбищ или священных заповедных рощ. Оне находятся едва ли не около каждой древней деревни. Молва о них и заманила меня в Гдовский уезд. Я предполагал в них найти священные рощи древней Эстонии до прибытия немцев».



…В Старопольском приходе две заповедные рощи близ деревень Засосье и Рудницы. Оне не носят собственного названия.



…Другое замечательное место находится… между деревнями Чудскою Горою и Куреши. Сохранились еще несколько елей от бывшей еловой рощи на отдельных курганах…



…древнее кладбище при деревне Лососкине… Здесь на курганах стоят вековенные ели (роща и курганы отчасти сохранились доныне; рядом часовня).



…Часовни в этом крае… почти все построены при ручьях или ключах, если последние находятся вблизи деревни.



…Не построены ли часовни на местах языческого идольского служения, каковыми были у Эстов, а здесь вероятно у води, рощи, кладбища, ручейки, ключи, озера и др.?



М. 2009.


Из Интернета.



© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213102200887






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Мертвые дороги Новосибирска

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft