На южном выезде из деревни Залахтовье (Гдовский район Псковской области), известной древней археологией, стоит примечательное дерево, увешанное тряпьем. Налицо языческий обряд, о содержании которого местные жители ничего не смогли пояснить (опрашивал А.Ю. Дорошенко). Между тем, в Священных местах древности люди зачастую оставляли на почитаемых деревьях предметы одежды и лоскутки ткани которые могли якобы помочь в деле исцеления хвори.
Ниже мы приводим описание обряда оставления на дереве девичьих лент
(усадьба Лог Лядского района Псковской области).
Он зафиксирован писательницей М.В. Ямщиковой
(литературный псевдоним Ал. Алтаев).
//М.В. Ямщикова, или Ал.Алтаев - являлась женой уроженца города Кромы Орловской области - Гапеева, лауреата Сталинской премии за 1949 год.-В.А.//
Залахтовье.
Языческое дерево увешанное тряпьем, возможно, девичьими лентами.
2005.
Карта Гдовского района.
Расположение дерева указано зеленым цветом (к югу от д. Залахтовье)
Ал. Алтаев.
ГДОВЩИНА
60 с лишком лет на исконно-русской, любимой земле
(неопубликованная рукопись из собрания Псковского музея)
…А неподалеку, в начале леса, находилась часть дороги, овеянная воспоминаниями вековечного обычая этого края. Там обращали на себя внимание молодые березки. На ветвях их висели длинные, большею частью выцветшие уже шелковые или ситцевые ленты. Когда ветер колыхал ветви, ленты шевелились, точно стараясь напомнить о себе, рассказать старую не сказку, а быль полную печали и любви.
Девушки приходили сюда провожать своих милых на очередную службу в армии, что и того горше - на войну. Это место испокон веков облюбовано для такого прощанья. Переступит девушка такой «порог» былых гулянок-веснянок и не пойдет дальше, - только махает рукой и повернет обратно, домой, пряча полные слез глаза. Да не посмотрит больше на берзку, на которой повисла ее лента... Сама она выдернула ее из косы, сама отдала милому, а он, пригнув верхушку юной еще березы, завил одну из верхних веток в венок и скрепил его крепко-накрепко лентой суженой... и должен висеть этот живой венок до тех пор, пока не вернется парень в родную деревню, тогда он снова придет сюда с невестой, опять наклонит деревцо, разовьет венок, а полинялую, частью полуистлевшую ленту, что свято хранила девичью верность, пожалуй, пожалеет, - не бросит, может, и сохранит, вместе с венчальными свечами в красном углу.
Но коли парня убьет вражеской пулей или умрет он на чужбине, или насовсем уедет в чужую сторону, забыв свою милую, или сама девушка, не дождавшись его, выедет замуж за другого, некому будет тогда развить венок... и будет он висеть десятки лет, пока совсем не истлеет, а лесные птицы не разнесут волоконцами на подстилку своих гнезд. И останется на ветке может только какой-нибудь унылый грязный обрывок...
Чудесное и сладостно-грустное это место на опушке белоствольных русских берез, что воспеты в старинных народных песнях, что вошли в корень жизни русской деревни!..
Современное язычество.
«Свадебное дерево» на дороге Кингисепп-Сланцы.
Находится вблизи Свято-Никольского источника на реке Луге.
В дни брачных торжеств свадебные поезда из древнегоЯмбурга (Кингисеппа)
посещают Святой источник и свершают по обычаю предков жертвенный ритуал у этого дерева.
Остатки трапез и возлияний вешают на дерево.
Так было и тысячу лет назад.
ИНТЕРНЕТРЕСУРС
Поклонные деревья в Новгородской области.
Намогильный крест с веткой.
Деревня Радогощь.
Лодейнопольский район Ленинградской области.
Начало ХХ в.
Этот реликтовый дуб еще недавно стоял у сиженского храма. Исполин был самым старым деревом района и вырос на древнем погосте задолго до построения церкви. Строительство первоначального четверика храма
по сведениям специалистов можно отнести к XVII столетию.
Интересно, что одна из респонденток сообщила, что под этим дубом раньше собиралась молодежь
и даже устраивались танцы (вблизи храмового погоста).
О танцах вблизи жальника д. Ужово сообщал в свою очередь краевед Ф.А. Чуркин
Ф.А. Чуркин
Из истории одной деревни
…Кроме камней на могиле, я еще помню, было семь каменных крестов разного размера и формы.
…Крест стоял за большими камнями, на которых бывало сидели молодые и старые, а рядом на лужке шли танцы.
Важное свидетельство XIX в. о существовании в округе не только отдельных языческих деревьев,
но и целых рощ
(здесь т.н. Святой лес при селе Выскатка).
Е.Ф. Андреев
Церковь Рождества Богородицы в Выскатке.
Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х (СПБ. 1885).
…При деревне есть остатки «Святого» леса, тут под высокими елями, у большого камня, ежегодно совершался старинный обряд братства. К Георгиеву дню (23 апреля) крестьяне варили братское пиво; вечером накануне, два парня, при звоне колокола и ружейной пальбе, обносили три раза вокруг деревни икону Св. Георгия, взятую из часовни, приносили икону в братскую избу, и здесь встречались народом. К парням присоединялись и некоторые старики, представляя собою пришельцев. Хозяева избы, приняв икону, ставили ее в передний угол. Зажегши свечи и помолившись, все садились на лавку, пришельцы располагались на полу, на соломе. Избранный распорядитель «боцарь» приносил из подполья пиво в липовой чашке или в деревянной кружке, возглашал «Христос воскресе» и, получив в ответ: «воистину воскресе», отведывал пиво, а потом чашка переходила к гостям. На ночь расходились, а у иконы оставляли дежурить двух человек; перед иконою зажигались на ночь свечи. Утром в 7 часов, по звону колокола, собирались к братскому столу, приносили с собою яства и передавали хозяину избы. Следовала молитва перед иконою и угощение. После обеда выгоняли скот, обносили его иконами и гнали освященной вербой. Вербу и освященное яйцо относили в муравейник, как предметы неприкосновенные. Потом старики ходили в святой лес, к большому камню и там, отведав пива и пирога, пиво возливали на камень, а пирог зарывали в землю подле камня, приговаривая: «как сей камень недвижим, так пусть будет наше братство нерушимо». Обычай братчины давно оставлен, а средоточием для охотников пить и угощаться сделался кабак, возникший в одно время с церковью, на позор миру и на великий вред для крестьян.
Трусман Г.Г.
Финские элементы в Гдовском уезде С.-Петербургской Губернии.
Известия ИРГО, т. ХХI.
…местность (Старопольского прихода) отличается замечательным богатством древних кладбищ или священных заповедных рощ. Оне находятся едва ли не около каждой древней деревни. Молва о них и заманила меня в Гдовский уезд. Я предполагал в них найти священные рощи древней Эстонии до прибытия немцев».
…В Старопольском приходе две заповедные рощи близ деревень Засосье и Рудницы. Оне не носят собственного названия.
…Другое замечательное место находится… между деревнями Чудскою Горою и Куреши. Сохранились еще несколько елей от бывшей еловой рощи на отдельных курганах…
…древнее кладбище при деревне Лососкине… Здесь на курганах стоят вековенные ели (роща и курганы отчасти сохранились доныне; рядом часовня).
…Часовни в этом крае… почти все построены при ручьях или ключах, если последние находятся вблизи деревни.
…Не построены ли часовни на местах языческого идольского служения, каковыми были у Эстов, а здесь вероятно у води, рощи, кладбища, ручейки, ключи, озера и др.?