«Поднятая целина» М. Шолохова, «Котлован» А. Платонова и «Мастер и Маргарита» М. Булгакова остаются вершинами советской художественной литературы и символами эпохи «строительства социализма в отдельно взятой стране» в 1920-30 годы ХХ века.
В «Поднятой целине» три ключевые фигуры олицетворяют новое в жизни хутора Гремячий лог: Размётнов – председатель хуторского совета, Давыдов, председатель колхоза и двадцатипятитысячник по партийному призыву, питерский рабочий, вдруг взявшийся учить азам крестьянской работы бывших станичников, превращённых в колхозников и Нагульнов, секретарь местной партячейки, ярый поборник «мировой революции» с этой целью изучающий по ночам с дедом Щукарём «англицкий» язык.
Яков Лукич Островнов, бывший кулак, ставший завхозом в колхозе – образ «вредителя» новой жизни. Дед Щукарь, несмотря на «пролетарское происхождение» больше подходит на роль попутчика в «социалистическом строительстве» деревни, чем созидателя и желает лишь получить «портфель», как отличительный признак руководящего работника – «оперуполномоченного».
Характерно, что все трое верховодов и застрельщиков коллективизации и "ликвидации последнего эксплуататорского класса" погибают в конце повествования о строительстве "новой жизни" в деревне. Как говорится, печальный "конец -- всему делу венец", хотя "Поднятая целина" по сути является эталоном метода "социалистического реализма" как изображения действительности в мажорных тонах, ибо само течение исторического прогресса обусловливает неизбежность победы социализма согласно учению К. Маркса.
"«Котлован» - повесть Платонова, завершенная в начале 1930-х годов и рассказывающая о пике коллективизации. При жизни писателя произведение опубликовано не было. В Советском Союзе его впервые издали только в 1987 году.
Краткая история создания
Зачастую в качестве времени написания «Котлована» указывается период с декабря 1929 по апрель 1930 года. Даты были проставлены самим Платоновым на титульной странице второй машинописной редакции произведения на месте вырезанного первоначального варианта. Современные исследователи творчества писателя не считают, что повесть создавалась точно в указанный период. Впрочем, вышеназванный временной промежуток Платонов выбрал не случайно. Этот период – пик коллективизации, о которой и идет речь в «Котловане».
Название
Платоновская повесть получила название по аналогии с популярными производственными романами 1920-30-х годов – «Бруски» Панферова, «Цемент» Гладкова, «Лесозавод» Караваевой и так далее. Большая часть подобных названий имела метафорическое значение. В частности, цемент у Гладкова – не только строительный материал, выпускающийся на заводе, но и рабочий класс, которому суждено скрепить «трудовые народные массы» и выступить в роли фундамента новой жизни. Платонов следует литературному шаблону того времени. Котлован – это место, где разворачивается значительная часть действия, а также яма и могила. В итоге в платоновской повести рядовой строительный объект, коих немало было в первую советскую пятилетку, превращается в символ исторического тупика. Копание котлована в произведении – первый этап строительства общего дома для пролетариев. В финале котлован так и не выкопан до конца.
Тематика
Важнейшая тема произведения – тема поиска истины, смысла жизни. Главным образом этим занят Вощев. Ему без смысла и без истины жизнь не мила. Пытаясь найти ответы на вечные вопросы, он забывается в работе, чтобы было не так мучительно существовать. Смысл жизни ищет не только Вощев, но и другие персонажи повести. Например, медведь, работающий на кузнице. Его Вощев берет в свидетели, что истины нет, а потом отмечает: «Он ведь только работать может, а как отдохнет, задумается, так скучать начнет». В финале произведения так и не удается обнаружить ни истины, ни смысла жизни. Настя умирает, котлован не выкопан.
Другая важная тема повести – тема смерти. Она в произведении напрямую или косвенно упоминается постоянно. Котлован походит на могилу. Насте дарят два гроба – предполагается, что в одном девочка будет спать, в другом хранить игрушки. Вощева автор называет «заочно живущим». Про рабочих, спящих в бараке, говорится, что они «были худы, как умершие». Для инженера Прушевского весь мир – «мертвое тело». Примеров можно привести еще много. Кстати, тема смерти и ее преодоления – пожалуй, самая главная во всем творчестве Платонова. Как отмечает Анатолий Рясов, в платоновских произведениях страшный опыт смерти – это одновременно и опыт бессмертия.
«Котлован» считается одним из сложнейших произведений не только в русской, но и в мировой литературе. Каждый, кто внимательно прочитает повесть, поймет ее по-своему, а при повторных прочтениях будет постоянно открывать новые грани.
Персонажи
В «Котловане» Платонов представляет читателю модель советского общества на фоне событий 1929 и 1930 гг. Например, Сафронов выступает в роли выразителя официальной идеологии. Подобные ему люди считались идейной опорой власти. Козлов – типичный приспособленец, решивший покинуть котлован ради общественной работы. Председатель окружного бюро профессиональных союзов Пашкин – функционер-бюрократ, получающий солидную зарплату.
Что касается девочки Насти, то она символизирует новую советскую Россию. Ее мать – умершая буржуйка Юлия – Россия историческая. По мысли Платонова, новая Россия, старающаяся отказаться от собственного прошлого, без России старой существовать не способна. Именно поэтому в финале умирает Настя, истосковавшаяся по матери.
Главный герой повести – Вощев, человек, пытающийся отыскать истину, обрести смысл жизни. Без этого не радует его ничего на белом свете. Есть у Вощева странное увлечение – собирать всякую ветошь «для социалистического отмщения». В финале он так же соберет деревенских жителей и приведет их на строительство котлована. Деятельность Вощева тесно связана с реальной установкой советской власти на сдачу утиля, что должно было помочь сбору денег на индустриализацию и созданию сырьевой базы промышленности. В «Котловане» деревенский народ, которого Вощев привел на стройку, - фактически такой же утиль, расходный материал. Ничего хорошего его не ждет". https://goldlit.ru/platonov/1187-kotlovan-analiz
В платоновском «Котловане» главный герой Вощев довольно безлик и инертен, несмотря на то, что от лица таких как он большевики в Октябре 1917 года захватом власти объявили о «пролетарской революции».
Выстрел Авроры и пьяными солдатами Зимнего штурм --
Власть самозванца Ленина возвестили над православной Россией.
Октябрьская революция -- новой "пугачёвщины" Ужас Великий.
С захватом Зимнего в ночи Октября Советскую власть провозгласили:
«Там дураки власть берут, — может, хоть жизнь поумнеет»." (Ан. Платонов «Чевенгур»)
С чего умнеть-то, если к власти пришли дураки...
В сознании Вощева напрочь отсутствует рефлексия по поводу свершающихся событий по строительства котлована под предстоящую счастливую жизнь в светлом будущем коммунизма. Он лишь печально регистрирует факты нескладной жизни вокруг, несмотря на пафос заявлений руководящих работников, неистовых приверженцев своей идеи.
Ибо коммунизм был верой советских людей, а его выдающиеся творцы как "социализма в отдельно взятой стране", удостоились места в Мавзолее, "пантеоне бессмертия" на Красной площади, куда до сих пор приезжают из Поднебесной почитатели сей безбожной религии от "пророка" Маркса.
Платоновский "Котлован" после прочтения оставляет гнетущее впечатление из-за какой-то безысходности изображённой картины "новой жизни" в Советской России. Что никак не соответствовало не соответствовало "генеральной линии" партии на оптимизм строителей социализма: "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью"...
Булгаковский роман сплошная мистификация – смешение московской реальности 30- годов с проделками фокусника и гипнотизера Воланда и изображения жизни в Иерусалиме времён Понтия Пилата и Иисуса писателем, помещённым властями в сумасшедший дом. С тонкой, но убойной, иронией Булгаков развенчивает атеизм «воинствующих безбожников» на примере несчастного случая с литератором Берлиозом, а также через чертовские проделки с москвичами Воланда и его свиты, превращая "социалистический реализм" Москвы в театр абсурда и сумасшедший дом наяву.
Место христианской и прочей "религии -- опиума для народа" занял атеизм --
"Сатанинский дурман" марксизма-ленинизма, ибо "свято место пусто не бывает".
Сказано Есениным: "если черти в душе гнездились — значит, ангелы жили в ней".
Сам образ бродячего философа Иешуа отнюдь не религиозен, но почему-то он вызывает сострадание и муки совести у такого жестокосердного человека как Пилат после распятия на Голгофе этого невинного странника.
Именно сострадание к Христу и христианам и победило Рим, где высшим наслаждением, как для знати, так и для плебса были кровавые гладиаторские игры. Апофеозом победы христианской эры милосердия стало строительство храма св. Софии в Константинополе, столице Византийской империи при императоре Юстиниане.
А в Советском Союзе христианство (с его "любовью к ближнему" пытались заменить на товарищество по строительству "светлого будущего" с кодексом "строителя коммунизма"), как и ислам с буддизмом, стремились запретить и изгнать из повседневной жизни, чтобы оно не мешало грандиозным, но утопическим замыслам построить земной рай на Земле.
Но, увы, в итоге СССР, основанный на классовой ненависти бедных к богатым, сам исчез с политической карты мира вместе с марксовым "Призраком Коммунизма", который "поселил" Ленин в России со своей Октябрьской революцией 1917 года.
Свидетельство о публикации №429661 от 4 января 2023 года