16+
Лайт-версия сайта

Уроки некруглого юбилея

Литература / Мемуары, публицистика / Уроки некруглого юбилея
Просмотр работы:
26 ноября ’2012   23:45
Просмотров: 21891

Педагогические приключения

1995/96

Уроки некруглого юбилея

Предыстория

11 лет тому назад на школу, тогда еще советскую, свалился, как снег на голову, новый предмет - информатика.

Спешить, конечно, надо было: лавина персональных компьютеров уже двинулась на рабочие места западных специалистов, и во множестве профессий все стало меняться до неузнаваемости: и характер труда, и его производительность, и результат.

Андрей Петрович Ершов, обаятельный, красноречивый, только что испеченный академик, широко известный в узком кругу программистов, не замедлил с лозунгом: "Программирование - вторая грамотность".

Была, правда, одна тонкость: программистов в стране было хоть и не очень много, но во много раз больше, чем компьютеров, а за рубежом пропорция была обратная. И тогда Андрей Петрович сказал, что все должны учиться мыслить алгоритмически и, раз нет компьютеров, писать и исполнять алгоритмы на бумаге.


Информатику - в массы

Дальше все пошло тоже в лучших отечественных традициях. Был подписан "указ" об изучении информатики, поголовном и повсеместном - даже там, где электричества нет, пол - земляной, а удобства - во дворе.

Полностью зависимой от начальства (вакансии, разряды, деньги - только от него) низовой школьной администрации ничего не осталось, как тот "указ" выполнять. Математики, физики и даже, кажется, учителя танцев прошли наспех сколоченные курсы и...

В Дубне бескомпьютерная информатика выглядела довольно забавно: параллельно те же школьники изучали программирование на фортране и работали на институтских, пусть не персональных, но настоящих компьютерах.

Прошел год, и нелепость ситуации стала очевидной. Стараниями Николая Николаевича Говоруна в четыре школы институтской части города от компьютеров ОИЯИ были проложены линии связи и установлены терминалы: на уроке уже стало возможным хоть какое-то общение с компьютером. А потом, еще полгода-год спустя, стали появляться и собственные школьные компьютеры - какие удавалось достать.

А потом произошли известные всем события: Советского Союза не стало, железный занавес пал, и к нам хлынули компьютеры зарубежные. И стало ясно, что то, что мы в школах имеем - хлам.


Техника сегодня

Повезло 11-й школе: она новенькая, и ее оснастили сразу же нормальными импортными компьютерами.

Неплохая техника в 6-й и 8-й школах: объявив себя гимназиями, они получили доступ к родительским деньгам и часть их потратили на компьютеры; да и городские власти тайком от остальных сунули любимцам по лишнему куску поделенного на всех пирога.

У остальных положение более или менее одинаковое: один или несколько профессиональных импортных компьютеров, как правило, уже устаревших, и отечественные реликты: БК, УКНЦ, "Агаты". Это недостойная техника, капризная, ненадежная, устаревшая уже в момент ее созданию. Поставлялась она лет 9 - 10 лет тому назад, как правило, бесплатно для школ. Ну, а бесплатный сыр - известно где. Вот мы и поймались. Компьютеры вроде есть, но такие, на которых никто из взрослых никогда не работал и работать не станет. А 10 лет - такой срок, за который компьютерный мир изменился до неузнаваемости.


Перегрузки

Вряд ли вышестоящее школьное начальство представляет себе те перегрузки, с которыми работает учитель информатики. Кабинет информатики - едва ли не самая горячая точка школы, куда все, кто учится, стремятся попасть. А у учителя информатики - чуть-чуть уроков, чуть-чуть факультативов и чуть-чуть кружков. И принимать любознательных наших меньших братьев приходится за свой счет. А учителю информатики еще надо разобраться с тем, почему у него не читает дисковод и не печатает принтер, и устранить последствия других компьютерных происшествий в его кабинете. И он не может взять, как тетрадки, своих клиентов и свои компьютеры подмышку, чтобы дома, возясь с ними, хоть немного передохнуть за мыльной оперой.


Излучение

Если увлеченность и доброжелательность излучают участники учебного процесса - чего еще жалать? Но если излучают компьютеры... Под действием электромагнитных волн курица, как известно, зажаривается в считанные минуты. Вот такие волны, только послабее, изо дня в день поджаривают бедного учителя информатики.

Известно, что электромагнитные излучения опасны, но рабочие места на самом деле никто не обследует. Если и появляется раз в 10 лет чистенькая барышня из СЭС, то замеряет освещенность столов, а на остальное она не уполномочена.




Оплата труда

Информатику труднее, чем математику: истины нашей области знаний открываются людям на ходу, сегодня, у них нет, как в школьной математике, давности в 2500 лет. Нет таких светил, как Евклид и Архимед, а те, которые подумали, что они светила, вспыхивают и тут же гаснут, как космическая мелочь в августовскую ночь. У нас несколько изданных государством учебников, но нет ни одного приемлемого. Почти все, что нужно для урока, приходится брать буквально из окружающей среды, из средств массовой информации, из профессиональной литературы, не рассчитанной на школьников, разыскивать, впитывать, перерабатывать, приспосабливать. На все это нужны и время, и силы, и средства, - и всего этого ощутимо нехватает.


Архимедов рычаг

Компьютер, как мне представляется, - тот рычаг, который мог бы сдвинуть не один камень на пути школы.

Не секрет, что традиционные - словесные, бумажные и иные - приемы обучения очень часто не срабатывают: с грубыми провалами в знаниях по традиционным предметам я постоянно сталкиваюсь на своих уроках. В свое время эти знания не были усвоены, и ученик, бросив незаконченное, занялся другим. К тому же выученное и неиспользуемое забывается, и память, как севший аккумулятор, надо время от времени подзаряжать. В таком деле компьютер мог бы быть весьма полезным: он и найдет пробелы, и поможет их устранить.


Светлое будущее

В светлом будущем, о котором надо мечтать и которое надо приближать, на рабочем месте каждого ученика на каждом уроке будет друг, помощник и судья - компьютер. Большинство работ в классе (да и дома - в каждой семье есть компьютер) выполняется с его помощью. Наверняка изменится содержание обучения: зачем заучивать даты, имена и факты, когда компьютерные справочные системы всегда под рукой, и надо только уметь ими воспользоваться? Появится реальная возможность учить по-разному, по способностям и амбициям каждого: энергоемкий урок-спектакль, когда в одночасье учитель пытается научить одному и тому же и отличника, и двоечника, станет анахронизмом, а авторитарность, так не украшающая миловидную учительницу, станет признаком профнепригодности.

Техника, разумеется, должна быть другой - не УКНЦ и не "Агаты". Кстати, пора уже обратить взоры на "Макинтоши" фирмы "Эппл": они несколько дороже, чем такие же по техническим характеристикам Ай-Би-Эм-совместимые компьютеры, но лучше отвечают целям образования и чаще используются в американских школах, а суверенная в составе России Республика Карелия оснащает свои школы только "Макинтошами".

Ближайшие дела в ожидании светлого будущего:
1. Второй компьютерный кабинет в каждой школе, поблизости от первого - чтобы можно было на урок принять класс целиком (сейчас на уроках информатики класс делится пополам).
2. Организатор компьютерных уроков - специалист в области вычислительной техники и программирования. Такой специалист присутствует на каждом компьютерном уроке (русского языка, истории, химии), помогает учащимся взаимодействовать с техникой, подбирает или создает вместе с учителем-предметником нужное программное обеспечение.
3. Регулярные, плановые компьютерные уроки во всех классах по всем предметам. Если в средней (по количеству учащихся) школе 20 классов, а в неделю 20 часов сдвоенный кабинет информатики свободен от уроков информатики, то каждый класс имеет ресурс - один компьютерный урок в неделю.


За чей счёт?

Судя по сообщениям местных СМИ, масса народу из Дубны гастролирует - в кокошниках и без. С тех пор, как надобность в Дубне как витрине развитого социализма отпала, количество хоров и студий только увеличилось. Я благоговейно и трепетно отношусь ко всем руководительницам всех этих многолюдных коллективов и радуюсь местам, занятым за рубежом... но миль пардон, мадам, каждый раз, придя к своему городскому начальству на предмет приобретения компьютеров для школ города, я слышу одно и то же: "Денег нет".

Мои коллеги, учительницы информатики, по-женски твердо убеждены, что на танцоров и певцов тратятся какие-то другие, не наши деньги. Но есть закон, сформулированный в самой общей форме еще Ломоносовым: если в одном месте чего прибудет, то в другом месте того убудет...

Городу, где каждый спонсор давно уже на учете и на примете, где не все еще тротуары выложены престижной плиткой, предстоит, тем не менее, найти немалые средства, чтобы перевооружить школы приемлемыми сегодня компьютерами. Вполне возможна и благотворительность. Пользуясь случаем, назову и поблагодарю тех, кто моей родной (дети мои там учились, и я там работаю) 9-й школе дарил профессиональные компьютеры:
- городские власти (1);
- выпускник школы Зимин Слава (1);
- фирма "Славяночка" (1);
- Лаборатория нейтронной физики им. И.М.Франка (3);
- университет "Дубна" (3).

Информация о меценате есть на виду на каждом нашем компьютере. Есть у меня и другая информация, не на виду: компьютер устарел для профессиональной деятельности, но годится для школы; его готовы отдать, но начальник - против. Да икнется, и не раз, тому начальнику.

"Вести Дубны", 1996.08.01.






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 27 ноября ’2012   04:51
Грустно!

Оставлен: 27 ноября ’2012   06:48
Да уж... И становится с каждым годом всё грустнее и грустнее. Спасибо, Сергей Николаевич, за сочувствие и за чудесную Вашу музыку, такой дальний, манящий свет в ночи!


Оставлен: 30 ноября ’2012   17:58
это жизнь...

Оставлен: 30 ноября ’2012   21:51
Да.Прожитая, не нафантазированная. За бортиком песочницы. Спасибо за любопытство!


Оставлен: 02 января ’2013   23:45
Только в России может творится такое безобразие.
И всё равно мы должны выдюжить. Назло внутренним врагам государства.

Оставлен: 03 января ’2014   16:51
Здравствуйте, Зиннур Гарифуллович! С Новым Годом! Здоровья, благополучия, вдохновения! Извините за долгое молчание: жизнь не без проблем...


Оставлен: 02 января ’2014   23:38
Не только в России! С теплом к Вам!

Оставлен: 03 января ’2014   17:17
С Новым Годоь, Маша Стройте Ваше счастье, достраивайте его, перестраивайте - і щоб козак був як орел!



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Заходите в гости!💐

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft