16+
Лайт-версия сайта

последняя сигарета; рецензия

Литература / Мемуары, публицистика / последняя сигарета; рецензия
Просмотр работы:
08 ноября ’2009   11:02
Просмотров: 26840

-- а.ьян.--- БаЛаЯн Юрьсанч. einweg@yandex.ru

THE LAST CIGARETTE by Jason Waldrop/ Mid-List Press – Minneapolis


Уж 8 лет прошло, как мир спасен от никотина, курение побеждено и запрещено. Наркотики, как мельком упоминается в середине книге, вовсе не побеждены (о запрещении их даже не упоминается). В прошлом какая-то Война; общество Большого Брата, везде слежка, технологически застрявшая ближе к 19-му веку: по улицам и паркам повести группами бродят агенты с собаками, газеты – носители закодированных сообщений, какие-то Министерства Однообразия под разными названиями, проект Общего Опыта, тотальная регламентация … Главный персонаж, городской одиночка, экономист мэрии Пол Вебер (сам никогда не курил) несколько лет хранит сигарету, - что само по себе является преступным деянием - преступно похищенную из музея. Решив, наконец, избавиться от этой сигареты, он сжигает ее на газоне городского парка вместе со своей одеждой. Разгуливая голым по городу, привлекает внимание женского персонажа, на котором затем концентрируется его внимание. Голым гулять не стесняется, но у дамы поначалу подчеркнуто скромно озирает лишь указательный палец да лодыжки (возможно, авторский юмор). Женщина, к которой герой книги привязался (Линн), исчезает со страниц, оставляя герою своего брата, недоразвитого подростка с библейским именем Джеймс (Библия неоднократно всплывает в книге: из детства, как метафора…). В поисках этой женщины он связывается с другой – по имени Цинтия (инициатива в обоих случаях исходит со стороны дам, которые несколько однообразно стягивают с себя одеяния через голову – правда, одна при этом завлекающе трясет бюстом). Герой вылетает с работы и ненадолго попадает под арест. Прикрепленный к нему властями «психоаналитик» выводит его на третий женский персонаж, женщину из его зеленого детства – любовницу его отца. К этому моменту повествование становится более эмоциональным. Неожиданно для всех герою предлагают ключевой пост шефа секретной службы – по причинам б.ч. мемориальным: его покойный отец, как оказалось, занимал этот пост. Запрет курения, как оказалось, призван занять людей контрабандой курева и отвлечь от более гнусных занятий. Завершает автор книгу, подвесив двух главных персонажей. Линн - в гамаке («гроб качается хрустальный») в ступоре сна или в бессознательном состоянии после случайного удара. Пол Вебер подвешен под водой, в которую он погрузился в результате случайного падения при неловком прыжке.

Повествование от лица главного героя.

Персонажей немного, они сталкиваются чаще всего как-то размыто и мимолетно и весьма отчетливо разъединяются, придерживаются правила «не скопляться в толпы» - и как он комендантский час ввести не догадался…

Первый сюрприз в начале книги: читатель ожидает приключений последней сигареты и победы/гибели ее в финале – а она сгорает в пламени штанов героя на первых же страницах. Тема курения табака, однако, всплывает неоднократно: слезы ясные, как целлофан сигаретной пачки, а барьер между людьми не толще этой целлофановой пленки, женское плечо украшено аллегорической «табачно-библейской» татуировкой… Да и сигарета (сигара) не последняя, контрабандные возникают пачками и россыпью … Тропы иной раз весьма оригинальные: расстояние «…длиною с дорожку демонстрации мод»… «как будто моя память – преступление»… «птица, замаскированная под птицу» (перьями)…

Линия «он - она» возникает во 2-й главе вместе с первым диалогом. Она (Лннн)– здоровенная, мускулистая (с его точки зрения). К концу 4-й главы эта линия приводит в постель. Второй секс в конце 16-й. Половые акты без эксцессов, целомудренные с затемнениями. Разве что подробно описывается изменение состояния женского соска в процессе…

Остроумно констатируется полезность аутсайдера для стада (коллектива и социума). Несколько интересных афоризмов.

Можно, конечно, рассматривать книгу как модель мрачного будущего по заказу табачного лобби, прикрытую фиговым листком заботы о свободе совести, но эта точка зрения примитивна.

Автор «косит под Кафку», как справедливо отмечено в одном из обложечных отзывов. Предложенная модель будущего отдает также Орвеллом и платоновской безнадежностью.

Разруха и запустение неоднократно вылезают на первый план, мир как будто затянут грубой паутиной, как погребальные урны на гравюрах Мунка. Даже кожа третьего женского персонажа покрыта сеточкой, напоминающей узор тисненой кожи «поясов, башмаков, книжных обложек». Подчеркнуто незавершенные действия, рухнувшие надежды и замыслы. Выпуклые сны и размытая действительность. Тема памяти, «вперед к прошлому». Подпольная оппозиция, террористы-«амнезисты». Игра с вариантами развития несостоявшегося прошлого. Из игр упоминает «крестики-нолики», «пятнашки» в модификации «замри» и т.д. Разные игры представлены в витрине лавки (компьютерных еще не было), со слабоумным подростком герой играет в баскетбол, играют девочки на улице, погоня за героем сравнивается с догонялками...

Из штатских соцменьшинств представлены только жирные и дурачки; негров и гомосексуалистов почему-то нету, как и компьютеров. Очевидно, потому что книга датируется 1953 годом, хотя копирайт 1999.

Природа какая-то вялая, как и городской пейзаж, а из технологических атрибутов будущего бросается в глаза лишь какой-то электроцикл (потомок мотоцикла). Транспорт почти исключительно общественный. Интерьеры описываются детальнее.

Религиозностью книга не отличается, хотя периодически всплывает Библия, а однажды герой протирает платком изображение Св.Франциска.

Во всей книге – ни одной кровавой сцены, ни одного трупа, даже таракана раздавленного нет. Только покойники прошлого. Да Пол с Линн – но это уже после конца книги, если он не всплывет, а она не очнется.
И мату нет, никаких «факъю».

Язык … провинциальный, что ли… термины и обороты местного пользования.

На всей книге какая-то… «улыбка увяданья», причем улыбки-то не заметно, а увяданье – не процесс, а статус.
Странное впечатление может оставить у иного прочитавшего эта книжица: неяркое, но редкостное.

33 безымянных главы

Нет, не такие нужны книги великому совковому народу! Разве только отдельным нетипичным его представителям.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

1022
Не могу поверить, что всё было зря✨

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Друзья, предлагаю вашему вниманию видеоклип на мою новую песню "ЧебУРАшка". Жду ваших комментариев и отзывов!)
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/2595479.html?author


Присоединяйтесь 





© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft